Дело № 2-447/2024
УИД 19RS0011-01-2024-000339-92
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
рп. Усть-Абакан Республики Хакасия 13 марта 2024 года
Усть-Абаканский районный суд Республики Хакасия в составе:
председательствующего Чеменева Е.А.,
при секретаре Парсаевой Н.П.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Федорова Юрия Александровича к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Усть-Абаканская средняя общеобразовательная школа им. М.Е. Орлова» о взыскании стимулирующей выплаты,
УСТАНОВИЛ:
Федоров Ю.А. обратился в суд с иском к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Усть-Абаканская средняя общеобразовательная школа им. М.Е. Орлова» (далее - МБОУ «Усть-Абаканская СОШ им М.Е. Орлова») о взыскании стимулирующей выплаты, мотивируя требования тем, что 07.08.2023 он уволился с должности педагога дополнительного образования, занимаемой в МБОУ «Усть-Абаканская СОШ им М.Е. Орлова». В сентябре 2023 года педагогическому составу школы были выплачены стимулирующие выплаты. В связи с его увольнением 07.08.2023 он стимулирующие выплаты не получил. Просил взыскать с МБОУ «Усть-Абаканская СОШ им М.Е. Орлова» в его пользу стимулирующие выплаты за отработанное время в должности педагога дополнительного образования за июнь, июль, август 2023 года в сумме 34 000 рублей.
Истец Федоров Ю.А. в судебном заседании исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Ежемесячно педагогом заполняется лист самооценки, который затем утверждается комиссией. В июле школьная команда под его руководством получила призовой фонд на соревнованиях, после чего им был составлен лист самооценки, утвержденный комиссией. В связи с увольнением в августе выплаты, производимые в сентябре на основании листов самооценки, он не получил.
Ответчик МБОУ «Усть-Абаканская СОШ им М.Е. Орлова» о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, своего представителя в судебное заседание не направили. Директор МБОУ «Усть-Абаканская СОШ им М.Е. Орлова» Карпова Е.А. в письменном заявлении просила о рассмотрении иска в её отсутствие, выразила согласие с исковыми требованиями Федорова Ю.А.
В соответствии с ч. 5 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.
Выслушав истца, изучив материалы дела, проанализировав представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к следующему.
Согласно статье 16 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключенного ими в соответствии с настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 22 ТК РФ работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
В части 6 статьи 136 ТК РФ установлено, что заработная плата выплачивается не реже, чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором.
Согласно части 1 статьи 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В силу статьи 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Согласно абзаца 3 п.п. е) п. 4 «Единых рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2023 год» (утв. решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 23.12.2022, протокол ***) системы оплаты труда работников муниципальных учреждений на региональном и муниципальном уровнях формируются в том числе, на основе выплат компенсационного и стимулирующего характера осуществляемых в пределах средств фонда оплаты труда учреждений.
В муниципальных учреждениях, согласно ст. 144 ТК РФ системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников муниципальных учреждений устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Одним из условий для формирования эффективной системы финансово-экономических отношений, мотивирующей руководителей и педагогические коллективы муниципальных общеобразовательных организаций (далее - МОО) на сокращение неэффективных расходов бюджетных средств, повышения качества предоставления общего образования, увеличения заработной платы педагогических и других работников МОО является переход на новую отраслевую систему оплаты труда (далее - НСОТ).
Согласно п. 2.1 «Методических рекомендации по переходу муниципальных образовательных организаций в Республике Хакасия на новую систему оплаты труда» (далее - Рекомендации) утвержденных постановлением Правительства Республики Хакасия от 24.05.2011 *** система оплаты труда работников в МОО включает в себя:
- базовые оклады (базовые должностные оклады);
- выплаты компенсационного характера;
- выплаты стимулирующего характера.
Выплаты компенсационного и стимулирующего характера устанавливаются в соответствии с принятым в МОО локальным актом, которым определяется порядок, условия и размеры выплат работникам МОО в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Республики Хакасия.
В силу пункта 3.1 Рекомендаций, формирование фонда оплаты труда осуществляется в пределах объема средств на текущий финансовый год.
Объем средств на выплаты стимулирующего характера согласно п. 6.6 Рекомендаций устанавливается в соответствии с принятым в организации локальным актом, которым определяются порядок, условия и размеры стимулирующих выплат работникам. Рекомендуемый объем средств на стимулирующие выплаты работникам МОО - до 15% от фонда оплаты труда работников МОО, в составе фонда стимулирующих выплат рекомендуется формировать централизованный фонд на стимулирование руководителей в объеме до 1,5% от фонда оплаты труда работников МОО. Максимальный размер централизованного фонда стимулирования руководителя общеобразовательной организации устанавливается в случае, если средняя заработная плата педагогических работников общеобразовательной организации достигает уровня среднемесячной начисленной заработной платы наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц по Республике Хакасия.
Распределение, назначение стимулирующих выплат педагогическим работникам, при их наличии, осуществляется на основании решений комиссий по распределению стимулирующих выплат, созданных в МОО.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 273-ФЗ) является специальным законодательным актом, регулирующим общественные отношения, возникающие в сфере образования, и устанавливает правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, определяет правовое положение участников отношений в сфере образования.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 8 Федерального закона № 273-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относится обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Аналогичная норма установлена п. 3 ч. 1 ст. 6 Закона Республики Хакасия от 05.07.2013 № 60-ЗРХ «Об образовании в Республике Хакасия».
Исходя из содержания ч. 2 ст. 99 Федерального закона № 273-ФЗ нормативы, определяемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 8 Федерального закона № 273-ФЗ, объем финансового обеспечения реализации образовательной программы определяются по каждому уровню образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, по каждому виду и направленности (профилю) образовательных программ с учетом форм обучения, включая практическую подготовку обучающихся, федеральных государственных требований (при их наличии), типа образовательной организации, сетевой формы реализации образовательных программ, образовательных технологий, специальных условий получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, обеспечения дополнительного профессионального образования педагогическим работникам, обеспечения безопасных условий обучения и воспитания, охраны здоровья обучающихся, а также с учетом иных предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей организации и осуществления образовательной деятельности (для различных категорий обучающихся), за исключением образовательной деятельности, осуществляемой в соответствии с образовательными стандартами, в расчете на одного обучающегося, если иное не установлено настоящей статьей.
Согласно п. 4 ст. 2 Законом Республики Хакасия от 14.07.2015 № 57-ЗРХ «О нормативах обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечения дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях» (далее - Закон № 57-ЗРХ) норматив обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечения дополнительного образования детей в МОО (далее - норматив обеспечения общего образования в МОО) - расчетная величина затрат, обеспечивающая реализацию образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, дополнительного образования детей. Норматив обеспечения общего образования в МОО определяется в расчете на одного обучающегося на календарный год.
Объем средств, который планируется и доводится до образовательной организации, финансируемой на основе нормативов, согласно п. 2 ст. 7 Закона № 57-ЗРХ, определяется как произведение списочной численности обучающихся, воспитанников и нормативов, поправочных коэффициентов, индивидуальных поправочных коэффициентов.
Величины нормативов обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в МОО, обеспечения дополнительного образования детей в МОО (далее - нормативы) утверждены постановлением Правительства Республики Хакасия от 29.11.2022 № 735.
Постановлением Правительства Республики Хакасия от 26.08.2015 № 441 (далее - Постановление № 441) утверждена Методика расчета нормативов обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечения дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях (далее - Методика).
Согласно п. 3 Методики норматив обеспечения общего образования складывается их двух составляющих, в том числе расходов на оплату труда (подп. 1). Расходы на оплату труда включают, в числе прочих, выплаты стимулирующего характера.
Таким образом, выплаты стимулирующего характера являются неотъемлемой частью заработной платы педагогического работника включенные в норматив и предоставляемые в МОО посредством предоставления субвенций местным бюджетам в рамках полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования.
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» уровень средней заработной платы педагогических работников общеобразовательных учреждений общего образования должен быть на уровне средней заработной платы в соответствующем регионе.
С 01.01.2023 статьей 1 Федерального закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ (ред. от 19.12.2022) «О минимальном размере оплаты труда» установлен минимальный размер оплаты труда (далее - МРОТ), равный 16 242 рублей, с учетом статьи 315 ТК РФ для Республики Хакасия МРОТ составляет 25 987, 20 руб.
Согласно Уставу МБОУ «Усть-Абаканская СОШ им. М.Е. Орлова», учредителем Школы и собственником ее имущества является администрация Усть-Абаканского района. Функции и полномочия учредителя Школы от имени Усть-Абаканского района исполняет Управление образования администрации Усть-Абаканского района (п.п. 1.5, 1.6).
Судом установлено и следует из материалов дела, что на основании трудового договора *** 28.10.2013 Федоров Ю.А. принят на работу в МБОУ «Усть-Абаканская СОШ» педагогом-организатором 1 ст.
Согласно п. 11 Дополнительного соглашения от 01.12.2014 к трудовому договору *** от 28.10.2013, За выполнение трудовых обязанностей, предусмотренных настоящим трудовым договором, работнику установлена заработная плата в размере:
- должностной оклад 5458 рублей в месяц,
- повышающий коэффициент - 0,
- районный коэффициент – 30 %,
- северная надбавка – 30 %,
- компенсационные выплаты производились в период с 01.12.2014 по 31.08.2015 за руководство школьным методическим объединением учителей физкультуры - 5 % от должностного оклада; за организацию работы по профилактике ДДТТ - 30 % от должностного оклада, за исполнение обязанностей заместителя директора по безопасности ОУ – 30 % от должностного оклада,
- выплаты стимулирующего характера при наличии стимулирующего фонда в учреждении (Приложение № 2 к Дополнительному соглашению).
В ходе рассмотрения установлено, подтверждено ответчику, что истцу Федорову Ю.А. за июль – август 2023 года стимулирующие выплаты по листам самооценки выплачены не были из-за отсутствия финансирования, на момент выплаты стимулирующих выплат коллективу, Федоров Ю.А. не являлся сотрудником образовательного учреждения.
Согласно приказу *** от 04.08.2023 Федоров Ю.А. уволен с занимаемой должности с 07.08.2021 по инициативе работника.
Согласно листу самооценки учителя Федорова Ю.А. за период за июнь-август 2023 года, утвержденному комиссией МБОУ «Усть-Абаканская СОШ им. М.Е. Орлова» размер стимулирующей выплаты составил 34 000 рублей.
Размер начисленной, но не выплаченной стимулирующей выплаты, истцу Федорову Ю.А. также сторонами не оспорен.
На то, что в отношении истца принималось решение об отказе в предоставлении стимулирующей выплаты, а также об изменении условий трудового договора об оплате его труда, ответчик при рассмотрении спора не ссылался, соответствующих доказательств ответчиком МБОУ «Усть-Абаканская СОШ им. М.Е. Орлова» суду не представлено.
Из материалов дела и пояснений сторон следует, что невыплата указанной части заработной платы связана с дефицитом фонда оплаты труда общеобразовательного учреждения.
Принимая во внимание, что условия трудового договора, действовашего между сторонами, предусматривали спорную выплату, ее выплата зависела от результатов мониторинга и оценки результативности деятельности всех работников школы, проводимых на основании утвержденных критериев и показаний, то есть от достижения определенных результатов, которые, как подтверждено представленными в суд документами, истцом были достигнуты, суд приходит к выводу, что требования истца о взыскании стимулирующей выплаты в общем размере 34 000 рублей являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Федорова Юрия Александровича удовлетворить.
Взыскать с муниципального бюджетного учреждения «Усть-Абаканская средняя общеобразовательная школа им. М.Е. Орлова» в пользу Федорова Юрия Александровича за отработанное время в качестве педагога за июнь, июль, август 2023 года стимулирующие выплаты в размере 34000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Усть-Абаканский районный суд.
Мотивированное решение изготовлено 20 марта 2024 года.
Председательствующий Е.А. Чеменев