№
Дело № 2-1590/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 мая 2023 года
Кировский районный суд г.Перми в составе
председательствующего судьи Поносовой И.В.,
при секретаре Сергеевой М.С.,
с участием помощника прокурора Габдрахмановой О.А., представителя ответчика Департамента образования администрации города Перми –Лунякиной О.В., действующей на основании доверенности, представителя ответчика МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 87» -директора Мокрушиной Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Кировского района г.Перми в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к Департаменту образования администрации г.Перми, муниципальному автономному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 87» г.Перми о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Кировского района г.Перми, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к Департаменту образования администрации г.Перми (далее Департамент), муниципальному автономному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 87» г.Перми (далее МАОУ «СОШ №87» г.Перми), которым просит обязать Департамент выделить МАОУ «СОШ №87» г.Перми денежные средства, необходимые для приобретения медицинского оборудования в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу; обязать МАОУ «СОШ № 87» г.Перми в течение одного года с момента получения денежных средств от Департамента образования администрации города Перми укомплектовать медицинский кабинет (по <адрес>) следующим медицинским оборудованием: оториноскопом с набором воронок (1 шт.), аппаратом искусственной вентиляции легких Амбу (мешок Амбу) (1 шт.), вакуумным матрасом (1 шт.), корцангами (4 шт.), принтером (1 шт.), сейфом для хранения медикаментов (1 шт.), ковриком (1 шт.), тонометром с возрастными манжетами (1 шт.), стетофонендоскопом (1 шт.), динанометрами кистевыми 2-х видов (2 шт.), грелкой медицинской (1 шт.), пузырем для льда (1 шт.), носилками (1 шт.), зондами желудочными разных размеров (3 шт.).
В обоснование требований указано, что прокуратурой Кировского района г.Перми в 2021 году проведена проверка исполнения законодательства об образовании в Российской Федерации в части, касающейся охраны здоровья обучающихся МАОУ «СОШ №87» г. Перми. В ходе проверки установлено, что медицинский кабинет МАОУ «СОШ №87» г. Перми не дооснащен медицинским оборудованием.
Прокуратурой Кировского района г.Перми 16.04.2021 в адрес директора МАОУ «СОШ №87» г.Перми внесено представление об устранении нарушений законодательства. В ответ на представление МАОУ «СОШ №87» г. Перми сообщила, что медицинский кабинет оснащается по мере поступления денежных средств. При этом, дополнительно проведенной проверкой прокуратурой Кировского района г. Перми 10.02.2023 выявлены нарушения при оснащении медицинского блока МАОУ «СОШ № 87» г.Перми, а именно отсутствие: оториноскопа с набором воронок, аппарата искусственной вентиляции легких Амбу (мешок Амбу), вакуумного матраса, корцанга, принтера, сейфа для хранения медикаментов, коврика. Кроме того, выявлено наличие одного тонометра с возрастными манжетами, вместо требуемых двух; одного стетофонендоскопа вместо требуемых двух; двух динамометров кистевых 2-х видов (для детей разных возрастных групп), вместо требуемых четырех; одной грелки медицинской вместо двух; одного пузыря для льда вместо двух; одних носилок вместо двух; одного зонда желудочного разного размера вместо четырех.
Неукомплектованность медицинского кабинета МАОУ «СОШ №87» г.Перми медицинским оборудованием нарушает права несовершеннолетних на получение своевременной и надлежащей медицинской помощи в период обучения. Выявленные в ходе проверки нарушения законодательства об образовании в части, касающейся охраны здоровья обучающихся МАОУ «СОШ №87» г. Перми существенно снижают уровень охраны здоровья несовершеннолетних в данной образовательной организации. Поскольку образовательным учреждением не созданы условия для организации медицинского обслуживания несовершеннолетних, деятельность образовательной организации как юридического лица финансируется собственником имущества - Департаментом образования администрации города Перми, истец полагает, что на Департамент образования необходимо возложить обязанность выделить МАОУ «СОШ №87» г. Перми денежные средства, необходимые для приобретения медицинского оборудования.
В судебном заседании помощник прокурора Кировского района г.Перми исковые требования поддержал, просил удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика МАОУ «СОШ № 87» г.Перми в судебном заседании пояснила, что медицинское оборудование согласно списку планировали приобрести в 2022 году. Однако в конце 2021 года в школе была проведена проверка соблюдения требований пожарной безопасности, в ходе которой выявлены нарушения, установлен срок для устранения недостатков до 28.02.2023. Имеющееся в школе финансирование было направлено на устранение недостатков в области пожарной безопасности. По этой причине выявленные прокуратурой нарушения не были устранены своевременно, однако в 2023 году начали закупать необходимое медицинское оборудование. В настоящее время в медицинском кабинете действительно отсутствует медицинское оборудование: оториноскоп с набором воронок (1 шт.), аппарат искусственной вентиляции легких Амбу (мешок Амбу) (1 шт.), вакуумный матрас (1 шт.), корцанг (4 шт.), сейф для хранения медикаментов (1 шт.), коврик (1 шт.), тонометр с возрастными манжетами (1 шт.), стетофонендоскоп (1 шт.), динанометры кистевые 2-х видов (2 шт.), грелка медицинская (1 шт.), пузырь для льда (1 шт.), носилки (1 шт.), зонд желудочный разных размеров (3 шт.). Относительно оргтехники пояснила, что принтер имеется в медицинском кабинете, на момент проверки был временно перемещен в другой кабинет, в удовлетворении требований в указанной части просит отказать.
Представитель ответчика Департамент образования администрации города Перми с иском о возложении обязанности выделения денежных средств на приобретение медицинского оборудования в медицинском блоке МАОУ «СОШ №87» г.Перми не согласна. Из представленного отзыва на иск следует, что образовательное учреждение является самостоятельным юридическим лицом, имеет статус автономное. В силу ст. 123.22 ГК РФ автономное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом. Автономное учреждение самостоятельно составляет план финансово-хозяйственной деятельности (далее - план ФХД), утверждаемый в порядке, установленным муниципальными правовыми актами, в соответствии с требованиями, определенными Министерством финансов Российской Федерации. В соответствии с Постановлением Администрации г.Перми от 18.07.2011 № 354 «Об утверждении Порядка составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности муниципального учреждения города Перми» план ФХД Учреждения утверждается самостоятельно руководителем, с учетом приоритетных направлений деятельности, без участия учредителя. При этом направление полученных бюджетных средств на выполнение мероприятий в соответствии с предписаниями надзорных органов является приоритетным. Просит в удовлетворении исковых требований в указанной части отказать.
Суд, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, приходит к следующему.
В соответствии с Федеральным законом от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» и ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор, в том числе и его заместитель, вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В п. 3 ст. 3 Конвенции о правах ребенка указано, что государства - участники конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.
В соответствии со статьями 2, 45 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита его прав и свобод - обязанностью государства.
Согласно ст. 41 Конституции РФ каждый гражданин имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях (ст. 43 Конституции РФ).
Согласно ст.3 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273–ФЗ от 29.12.2012 (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ) предусмотрено, что одним из принципов государственной политики в области образования является приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности.
Как следует из положений ст. 28 Федерального закона № 273-ФЗ к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся, в том числе материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся.
Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе:
1) обеспечивать реализацию в полном объеме образовательных программ, соответствие качества подготовки обучающихся установленным требованиям, соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся;
2) создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации;
3) соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации (ч.6 ст.28 Федерального закона № 273-ФЗ).
В соответствии с ч.7 ст.28 Федерального закона № 273-ФЗ образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за жизнь и здоровье обучающихся при освоении образовательной программы.
В силу ч. 1 ст. 41 Федерального закона № 273-ФЗ охрана здоровья обучающихся включает в себя в том числе: оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья.
Организация охраны здоровья обучающихся (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения периодических медицинских осмотров и диспансеризации) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими организациями (ч.2).
Кроме того, частью 3 ст. 41 Федерального закона № 273-ФЗ установлено, что образовательная организация обязана предоставить безвозмездно медицинской организации помещение, соответствующее условиям и требованиям для осуществления медицинской деятельности.
Согласно ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи.
Пунктом 1 ч.1 ст.54 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» закреплено право несовершеннолетних на прохождение медицинских осмотров, в том числе профилактических медицинских осмотров, в связи с занятиями физической культурой и спортом, прохождение диспансеризации, диспансерного наблюдения, медицинской реабилитации, оказание медицинской помощи, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях, в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и на условиях, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В развитие указанных норм приказом Минздрава России от 05.11.2013 № 822н утвержден Порядок оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях (далее Порядок).
Согласно п.п. 4, 5, 6 указанного Порядка организация охраны здоровья несовершеннолетних в период обучения и воспитания (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения медицинских осмотров и диспансеризации) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими организациями.
Организацию оказания первичной медико-санитарной помощи несовершеннолетним в период обучения и воспитания, прохождения ими медицинских осмотров и диспансеризации осуществляют органы исполнительной власти в сфере здравоохранения. Образовательная организация обязана предоставить безвозмездно медицинской организации помещение, соответствующее условиям и требованиям для осуществления медицинской деятельности.
Первичная медико-санитарная помощь несовершеннолетним в возрасте до 18 лет, обучающимся в образовательных организациях, реализующих основные образовательные программы (далее - обучающиеся), в целях оказания им первичной медико-санитарной помощи в экстренной и неотложной форме, в том числе при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, а также профилактики заболеваний, оказывается в отделении организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях (далее - отделения медицинской помощи обучающимся).
При отсутствии отделения медицинской помощи обучающимся первичная медико-санитарная помощь согласно настоящему Порядку может оказываться в кабинетах, здравпунктах медицинской организации или иного юридического лица, осуществляющего наряду с основной (уставной) деятельностью медицинскую деятельность.
Согласно п.7 Порядка в структуре отделения медицинской помощи обучающимся предусматривается медицинский блок, который размещается в помещениях образовательной организации
Помещения, предоставляемые образовательной организацией, должны соответствовать установленным санитарно-эпидемиологическим нормам и правилам и установленным требованиям для осуществления медицинской деятельности (п. 9 Порядка).
Помещения медицинского блока оснащаются образовательной организацией мебелью, оргтехникой и медицинскими изделиями согласно стандарту оснащения (приложение N 3 к Порядку) (п.11 Порядка).
Так, в приложении № 3 к Порядку оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях, закреплен Стандарт оснащения медицинского блока отделения организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях
Судом установлено и из материалов дела следует, что МАОУ СОШ №87 (ИНН 5908017199) зарегистрировано в качестве юридического лица, что подтверждается сведениями из Единого государственного реестра юридических лиц.
Основной вид деятельности – образование среднее общее.
В соответствии с Уставом МАОУ «СОШ №87» г.Перми, утвержденного распоряжением начальника департамента образования администрации города Перми от 19.04.2018 №, МАОУ «СОШ 87» г. Перми является общеобразовательной организацией, по организационно-правовой форме - унитарной некоммерческой организацией, муниципальным автономным учреждением (п. 1.1)
Место нахождения учреждения: <адрес>. По указанному адресу размещается постоянно действующий исполнительный орган учреждения – руководитель (директор).
Учредителем учреждения является муниципальное образование город Пермь. Полномочия и функции учредителя от имени муниципального образования город Пермь осуществляет администрация города Перми, отдельные полномочия и функции учредителя по поручению осуществляет департамент образования города Перми на основании правовых актов администрации города Перми (п. 1.4)
Учреждение имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (абз. 2 п. 1.5).
В ходе рассмотрения дела установлено и не оспаривалось сторонами, что в здании МАОУ «СОШ №87» г.Перми имеется медицинский кабинет в котором оказывается первичная медицинская помощь обучающимся школы.
05.05.2019 между МАОУ «СОШ № 87» г.Перми и ГБУЗ ПК «Городская детская поликлиника № 4» г. Перми заключен договор безвозмездного пользования медицинским кабинетом, по условиям которого ссудодатель передал ссудополучателю в безвозмездное пользование объект нежилого фонда муниципальной собственности, недвижимое имущество - 2 кабинета (медицинский и процедурный кабинеты) на первом этаже, общей площадью 37,7 кв.м., указанные помещения обеспечены водоснабжением, канализацией, электричеством, находятся по <адрес> для осуществления медицинской деятельности.
Помещение передается в пользование сроком на 5 лет с 05.05.2019 по 04.05.2024.
Заключение настоящего договора удостоверяется выдачей ссудодателю акта приема-передачи имущества.
Кроме того, 01.09.2021 между МАОУ «СОШ № 87» г. Перми и ГБУЗ ПК «Городская детская поликлиника № 4» г. Перми заключен договор о совместной деятельности по медицинскому обслуживанию детей, посещающих МАОУ «СОШ №87» г. Перми, предметом которого являются совместные действия сторон по организации медицинского обслуживания учащихся (воспитанников) МАОУ СОШ №87 г. Перми.
Договор является безвозмездным и не предполагает взаиморасчетов.
По условиям договора образовательное учреждение в т.ч. создает условия для организации медицинского обслуживания учащихся в образовательном учреждении согласно требованиям, установленным санитарным законодательством; осуществляет за свой счет текущий и (или) капитальный ремонт помещений, предоставляемых для организации медицинского обслуживания; обеспечивает помещения, предоставляемые для организации медицинского обслуживания необходимой мебелью, оборудованием, освещением, водоснабжением, отоплением.
Указанный договор действует по 31.12.2024 года.
14.04.2021 прокуратурой Кировского района г.Перми в отношении МАОУ «СОШ №87» г.Перми проведена проверка исполнения законодательства об образовании в Российской Федерации в т.ч. в части, касающейся охраны здоровья обучающихся.
В ходе проверки установлено, что медицинский кабинет (медицинский блок) МАОУ «СОШ №87» г.Перми не в полном объеме оснащен медицинским оборудованием.
Прокуратурой Кировского района г.Перми в адрес директора МАОУ «СОШ №87» г.Перми 16.04.2021 внесено представление об устранении нарушений законодательства о комплексной безопасности и антитеррористической защищенности, о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, а также законодательства об образовании, предложено принять меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих. О результатах рассмотрения представления и принятых мерах уведомить прокуратуру Кировского района г. Перми в установленный законом месячный срок.
Согласно ответу на представление от 25.04.2021 № образовательное учреждение сообщило, что представление прокурора от 16.04.2021 рассмотрено на совещании при директоре 11.05.2021, медицинский кабинет оснащается по мере поступления денежных средств.
10.02.2023 прокуратурой Кировского района г. Перми вновь проведена проверка соблюдения законодательства об охране здоровья МАОУ «СОШ №87» г. Перми.
В нарушение требований действующего законодательства в медицинском кабинете (медицинском блоке) МАОУ «СОШ №87» г. Перми на момент проведения проверки отсутствовало следующее оборудование: оториноскоп с набором воронок (п. 10 Стандарта), аппарат искусственной вентиляции легких Амбу (мешок Амбу) (п.22 Стандарта), вакуумный матрас (п. 27 Стандарта), корцанг (п. 52 Стандарта), принтер (п. 55 Стандарта) сейф для хранения медикаментов (п.57 Стандарта), коврик (п.61 Стандарта).
Кроме того, выявлено наличие одного тонометра с возрастными манжетами, вместо требуемых двух (п.3 Стандарта), одного стетофонендоскопа вместо требуемых двух (п.4 Стандарта), двух динамометров кистевых 2-х видов (для детей разных возрастных групп), вместо требуемых четырех (п. 7 Стандарта), одной грелки медицинской вместо двух (п.23 Стандарт), одного пузыря для льда вместо двух (п.24 Стандарта), одних носилок вместо двух (п.26 Стандарта), одного зонда желудочного разного размера вместо четырех (п.27 Стандарта).
Согласно Стандарту оснащения медицинского блока отделения организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях указанные медицинские изделия должны быть в медицинском блоке образовательного учреждения.
Ответчиком МАОУ «СОШ №87» г. Перми на момент рассмотрения дела представлены доказательства оснащения медицинского кабинета принтером (МФУ).
Доказательств оснащения медицинского блока МБОУ «СОШ №87» г.Перми иным необходимым медицинским оборудованием на день вынесения решения не представлено.
Таким образом, судом установлено, что медицинский кабинет МБОУ «СОШ №87» г.Перми не соответствует стандарту оснащения по укомплектованности медицинскими изделиями, что существенно снижает эффективность и качество оказания медицинской помощи несовершеннолетним, воспитывающимся в данном образовательном учреждении.
Осуществление образовательной деятельности с нарушением федерального законодательства и непринятие мер по устранению допущенных нарушений закона может причинить ущерб жизни и здоровью детей и тем самым нарушить их право на безопасные условия пребывания в образовательной организации.
Учитывая факт несоблюдения МАОУ «СОШ №87» г.Перми требований законодательства, суд находит исковые требования прокурора Кировского района г.Перми, действующего в интересах неопределенного круга лиц, обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению, считает необходимым возложить на МАОУ «СОШ №87» г. Перми обязанность укомплектовать медицинский кабинет (медицинский блок) по <адрес> следующим медицинским оборудованием: оториноскоп с набором воронок (1 шт.), аппарат искусственной вентиляции легких Амбу (мешок Амбу) (1 шт.), вакуумный матрас (1 шт.), корнцанг (4 шт.), сейф для хранения медикаментов (1 шт.), коврик (1 шт.), тонометр с возрастными манжетами (1 шт.), стетофонендоскоп (1 шт.), динанометр кистевой 2-х видов (2 шт.), грелка медицинская (1 шт.), пузырь для льда (1 шт.), носилки (1 шт.), зонды желудочные разных размеров (3 шт.).
Разрешая исковые требования в части возложения на Департамент обязанности по выделению МАОУ «СОШ №87» г.Перми денежных средств для приобретения медицинского оборудования суд приходит к следующему.
Решением Пермской городской думы от 12.09.2006 № 224 утверждено Положение о департаменте образования администрации города Перми (далее Положение).
Согласно Положению основной целью деятельности Департамента является организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам, дополнительного образования детей, осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в подведомственных муниципальных образовательных учреждениях.
К основным задачам Департамента относится, в том числе создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в подведомственных муниципальных образовательных учреждениях; защита прав детей на образование, охрану их жизни и здоровья.
Основными задачами Департамента являются совершенствование подходов к финансовому обеспечению системы образования; совершенствование подходов к материальному обеспечению системы образования; защита прав детей на образование, охрану их жизни и здоровья (пп.2.2.4, 2.2.5, 2.2.7).
В силу п.3.1.7 Положения Департамент обеспечивает создание в подведомственных муниципальных образовательных учреждениях условий, соответствующих лицензионным требованиям; осуществляет контроль финансово-экономической деятельности подведомственных муниципальных учреждений в пределах прав, установленных действующим законодательством (п.3.4.4); осуществляет бюджетные полномочия главного администратора доходов бюджета города Перми, главного распорядителя бюджетных средств города Перми и(или) получателя бюджетных средств города Перми (п.3.4.7).
Согласно ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с п. 1 ст. 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества, если иное не установлено законом, распоряжаются эти имуществом с согласия собственника этого имущества.
Согласно п. 3 ст. 123.21 Гражданского кодекса РФ учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а в случаях, установленных законом, также иным имуществом. При недостаточности указанных денежных средств или имущества субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения в случаях, предусмотренных пунктами 4 - 6 статьи 123.22 и пунктом 2 статьи 123.23 настоящего Кодекса, несет собственник соответствующего имущества.
В соответствие со ст. 123.22 Гражданского кодекса РФ государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением.
Автономное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением собственником этого имущества или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества.
По обязательствам автономного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения, на которое в соответствии с абзацем первым настоящего пункта может быть обращено взыскание, субсидиарную ответственность несет собственник имущества автономного учреждения (п.6).
В соответствии с пунктами 4-7 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее - Федеральный закон № 174-ФЗ) автономное учреждение отвечает по своим обязательствам имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за ним учредителем или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества.
Согласно ч.1,2 ст.3 Федерального закона № 174-ФЗ автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах).
Автономное учреждение является юридическим лицом и от своего имени может приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Автономное учреждение, созданное на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, автономное учреждение, созданное на базе имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации, автономное учреждение, созданное на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности, вправе открывать счета в кредитных организациях и (или) лицевые счета соответственно в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Таким образом, поскольку образовательной организацией не созданы условия для организации медицинского обслуживания несовершеннолетних, деятельность образовательной организации как юридического лица финансируется собственником имущества – Департаментом образования администрации города Перми, вопросы обеспечения и организации общего образования на территории городского округа отнесены законодательством к ведению органов местного самоуправления, суд приходит к выводу о том, что именно на Департамент образования администрации города Перми необходимо возложить обязанность выделить муниципальному автономному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 87» г.Перми денежные средства, необходимые для приобретения медицинского оборудования.
При этом доводы представителя Департамента образования администрации города Перми о необходимости возложения обязанности по финансированию на само образовательное учреждение судом отклоняются, поскольку расходы для приобретения медицинского и иного оборудования учреждению относятся к расходам по содержанию муниципального имущества, следовательно, обязанность по его содержанию, в том числе путем выделения бюджетных денежных средств должна быть возложена на департамент образования администрации города Перми.
Довод МАОУ «СОШ №87» г.Перми о несении образовательным учреждением в предшествующие периоды дополнительных затрат на устранение нарушений в сфере пожарной безопасности не освобождает ответчика от выполнения представления прокурора.
В соответствии с положениями статьи 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Из содержания вышеприведенной нормы следует, что устанавливаемый судом срок должен отвечать принципу разумности и, кроме того, обеспечивать соблюдение баланса сторон.
Истец, обращаясь с иском, просил установить следующий срок для исполнения решения: Департаменту – 2 месяца с момента вступления решения суда в законную силу, МАОУ «СОШ №87» г.Перми – 1 год с момента получения денежных средств от Департамента.
От ответчиков каких-либо возражений относительно длительности предложенного истцом срока не поступило.
Вместе с тем, суд, учитывая длительное нарушение ответчиком требований законодательства, затрагиваемые интересы – охрана здоровья и жизни несовершеннолетних обучающихся, приходит к выводу о необходимости установления срока, в течение которого Департамент обязан выделить МАОУ «СОШ №87» г.Перми денежные средства на приобретение медицинского оборудования и иного оборудования в течении шести месяцев со дня вступления в законную силу решения; МАОУ «СОШ №87» г.Перми обязано укомплектовать медицинский кабинет в течении шести месяцев с момента получения денежных средств от Департамента образования администрации города Перми.
Установление срока более длительного или короткого не будет соответствовать правовым принципам, ставит в неравное положение участников рассматриваемых правоотношений, а также приведет к продолжению нарушения прав несовершеннолетних, посещающих образовательное учреждение.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Прокурора Кировского района г. Перми, действующего в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц, удовлетворить частично.
Возложить на Департамент образования администрации города Перми обязанность выделить муниципальному автономному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 87» г.Перми денежные средства, необходимые для приобретения медицинского и иного оборудования в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Возложить на муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 87» г.Перми в течение шести месяцев с момента получения денежных средств от Департамента образования администрации города Перми, обязанность укомплектовать медицинский кабинет (по <адрес>) следующим медицинским оборудованием: оториноскоп с набором воронок (1 шт.), аппарат искусственной вентиляции легких Амбу (мешок Амбу) (1 шт.), вакуумный матрас (1 шт.), корнцанг (4 шт.), сейф для хранения медикаментов (1 шт.), коврик (1 шт.), тонометр с возрастными манжетами (1 шт.), стетофонендоскоп (1 шт.), динанометр кистевой 2-х видов (2 шт.), грелка медицинская (1 шт.), пузырь для льда (1 шт.), носилки (1 шт.), зонды желудочные разных размеров (3 шт.).
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Решение суда в течение одного месяца с момента принятия судом в окончательной форме может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Кировский районный суд г. Перми.
Судья И.В.Поносова