Судья Рожкова И.П. 21-1119
Дело № 7-2544/2021 (№ 12-1289/2021)
УИД 59RS0004-01-2021-005031-83
Р Е Ш Е Н И Е
г. Пермь 09 ноября 2021 г.
Судья Пермского краевого суда Синицына Т.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Новоселовой Н.П., с участием защитника Панькова А.В., рассмотрев в судебном заседании жалобу Варанкина Сергея Николаевича на решение судьи Ленинского районного суда г. Перми от 15 сентября 2021 г., постановление заместителя начальника ИФНС России по Ленинскому району г. Перми от 14 июля 2021 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении заявителя жалобы
у с т а н о в и л:
постановлением заместителя начальника ИФНС России по Ленинскому району г. Перми от 14 июля 2021 г. № 59022118700036800003 должностное лицо - директор общества с ограниченной ответственностью «Стройперспектива» (далее ООО «Стройперспектива») Варанкин С.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Решением судьи Ленинского районного суда г. Перми от 15 сентября 2021 г., вынесенным по результатам рассмотрения жалобы Варанкина С.Н., указанное постановление оставлено без изменения, жалоба - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Пермский краевой суд, Варанкин С.Н. просит об отмене принятых по делу актов, указывает на необоснованность решения районного суда, полагает о малозначительности правонарушения, а также возможности применения к Варанкину С.В. положения статьи 4.1.1 КоАП РФ.
В судебном заседании в краевом суде Варанкин С.Н., извещенный надлежаще, участие не принимал.
Защитник Паньков А.В. в судебном заседании в краевом суде на удовлетворении жалобы настаивал.
Изучив доводы жалобы, заслушав защитника Панькова А.В., исследовав материалы дела по жалобе, материалы дела об административном правонарушении, судья краевого суда приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 15.25 КоАП РФ (в редакции, действовавшей по состоянию на 20 августа 2019 г.) осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля определены в Федеральном законе от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ).
Согласно подпункту «в» пункта 6 части 1 статьи 1 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением иностранных юридических лиц, зарегистрированных в соответствии с Федеральным законом «О международных компаниях», являются резидентами.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 7 части 1 статьи 1 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ иностранные граждане, которых нельзя отнести к лицам, постоянно проживающим в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, являются нерезидентами.
В силу подпункта «б» пункта 9 части 1 статьи 1 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ валютной операцией признается, в том числе приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа.
Если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, а также переводами электронных денежных средств (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ).
Из материалов дела следует, что при проведении налоговым органом на основании части 1 статьи 23 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» и поручения заместителя начальника ИФНС по Ленинскому району г. Перми от 06 июля 2021 г. проверки соблюдения ООО «Стройперспектива» валютного законодательства Российской Федерации за период с 01 января 2019 г. по 06 сентября 2019 г., установлено, что обществом согласно платежной ведомости от 20 августа 2019 г. № 64 были выплачены из кассы юридического лица наличные денежные средства, минуя банковские счета в уполномоченных банках, нерезиденту - иностранному гражданину Г. занимавшего должность подсобного рабочего по адресу: ****, по трудовому договору от 15 июля 2019 г. № 18.
06 июля 2021 г. заместителем начальника ИФНС по Ленинскому району г. Перми в отношении должностного лица ООО «Стройперспектива» - директора Варанкина С.Н. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ, в котором зафиксировано, что ООО «Стройперспектива» во исполнение обязательств по указанному выше трудовому договору осуществило выплату заработной платы сотруднику – нерезиденту путем выдачи наличных денежных средств, минуя банковские счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, 20 августа 2019 г. в размере 5520 рублей.
Согласно перечню иностранных граждан или лиц без гражданства, поставленных на миграционный учет, предоставленному отделением по вопросам миграции ОП № 6 Управления МВД России по г. Перми Г. на приведенную дату вид на жительство на территории Российской Федерации не имел.
Установив указанный факт нарушения юридическим лицом валютного законодательства, должностное лицо, а в дальнейшем судья районного суда пришли к правильному выводу о наличии в действиях Варанкина С.Н. как должностного лица ООО «Стройперспектива» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения и виновность Варанкина С.Н. подтверждены собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 06 июля 2021 г. № 59022118700036800001, платежной ведомостью от 20 августа 2019 г. № 64, трудовым договором от 15 июля 2019 г. № 18, вышеуказанным перечнем органа полиции, другими доказательствами.
Действующим законодательством предусмотрено, что отчуждение резидентом в пользу нерезидента валютных ценностей является валютной операцией, а также предписаны обязательные требования к осуществлению валютных операций, а именно: расчеты между юридическим лицом – резидентом и физическим лицом – нерезидентом должны осуществляться через банковский счет в уполномоченном банке, поскольку данная операция не входит в перечень разрешенных расчетов в наличной денежной форме между юридическими лицами – резидентами и физическими лицами – нерезидентами, указанных в статье 14 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ. Однако данные требования закона ООО «Стройперспектива» выполнены не были
Российская организация вправе выплачивать заработную плату в рублях из кассы (без использования банковских счетов) работнику-иностранцу, постоянно проживающему в России на основании вида на жительство, поскольку в данном случае такая операция не является валютной. Выплата заработной платы работнику – иностранному гражданину, не имеющему вида на жительство в России, временно пребывающему в Российской Федерации, признается валютной операцией (пп. «а» пункта 7, пункта 9 части 1 статьи 1 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. №173-ФЗ, абз. 14 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»). В этом случае расчеты с таким работником-нерезидентом необходимо производить только в безналичном порядке (часть 2 статьи 14 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле»).
Права и обязанности резидентов при осуществлении валютных операций определены статьей 14 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ согласно которой расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, а также переводами электронных денежных средств. При этом часть 2 названной статьи в редакции, действовавшей в юридически значимый период, предусмотрен исчерпывающий перечень случаев, когда юридические лица - резиденты могут осуществлять расчеты с физическими лицами - нерезидентами без использования банковских счетов в уполномоченных банках. В частности, юридические лица - резиденты могут осуществлять без использования банковских счетов в уполномоченных банках расчеты с физическими лицами - нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации по договорам розничной купли-продажи товаров, а также расчеты при оказании физическим лицам - нерезидентам на территории России транспортных, гостиничных и других услуг, оказываемых населению.
Возможность осуществления такой валютной операции, как выплата резидентом физическому лицу - нерезиденту заработной платы наличными денежными средствами, минуя счет в уполномоченных банках, валютным законодательством Российской Федерации не предусмотрена, в перечень исключений такая выплата не входит.
При таком положении заработная плата иностранному работнику может выдаваться только путем перечисления денежных средств через банковский счет, открытый работодателем в уполномоченном банке, а выплата же заработной платы наличными денежными средствами из кассы является незаконной валютной операцией.
Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности в соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ, должностное лицо, судья районного суда пришли к обоснованному выводу о том, что выплата заработной платы работнику наличными денежными средствами - нерезиденту является нарушением части 2 статьи 14 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. №173-ФЗ и образует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
Оснований не согласиться с выводами, изложенными в оспариваемых актах, не имеется.
Доказательств наличия объективных препятствий для соблюдения ООО «Стройперспектива» запретов и ограничений, предусмотренных нормами валютного законодательства, принятия Варанкиным С.Н. как руководителем юридического лица всех необходимых и своевременных мер, направленных на соблюдение требований валютного законодательства при осуществлении расчетов с работниками – иностранными гражданами, а также на недопущение совершения правонарушения, не представлено.
На основании части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно статье 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Варанкин С.Н. являлась руководителем ООО «Стройперспектива», осуществлял организационно-распорядительные функции, руководство текущей деятельностью, платежная ведомость подписана Варанкиным С.Н. при выполнении своих служебных обязанностей.
Следует отметить, что трудовой договор с гражданином Украины Г. от 15 июля 2019 г. заключен от имени ООО «Стройперспектива» Варанкиным С.Н., данный договор содержит условие относительно способа выплаты заработной платы (через кассу Фирмы), что также свидетельствует о том, что работодателем допущено осуществление выплаты заработной платы работнику – иностранному гражданину - нерезиденту через кассу организации, минуя банковские счета, директор ООО «Стройперспектива» Варанкин С.Н. нарушил требования валютного законодательства, что образует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ. Статус вынужденного переселенца, являющегося нерезидентом, в данном случае не исключает наличие в действиях Варанкина С.Н. указанного правонарушения.
Таким образом, выводы о совершении Варанкиным С.Н. административного правонарушения сделаны с учетом требований валютного законодательства и положениями статьи 2.4 КоАП РФ.
Действия Варанкина С.Н. правильно квалифицированы по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
Административное наказание назначено Варанкину С.Н. в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 1 статьи 15.25 КоАП РФ для должностных лиц, является справедливым и соразмерным содеянному.
Доводы жалобы о возможности применения положений статьи 4.1.1 КоАП РФ подлежат отклонению в силу следующего.
Согласно части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ некоммерческим организациям, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Помимо прочих условий, установленных статьей 4.1.1 КоАП РФ для возможности замены административного штрафа на предупреждение, основополагающим условием для применения указанной нормы КоАП РФ является то обстоятельство, что административное правонарушение совершено впервые, то есть преференция, предусмотренная статьей 4.1.1 КоАП РФ, является исключительной. При этом при рассмотрении вопроса о возможности замены административного штрафа на предупреждение должны учитываться совершенные ранее иные административные правонарушения, в том числе не являющиеся однородными по отношению к рассматриваемому правонарушению.
При этом условий, в соответствии с которыми оценка возможности применения предупреждения по последующему правонарушению зависит от наличия (вступления в силу) постановления о привлечении к административной ответственности по предшествующему правонарушению на момент совершения последующего правонарушения, статьи 3.4 и 4.1.1 КоАП РФ не предусматривают (пункт 43 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации, утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26 декабря 2018 г.).
Наличие предшествующего правонарушения в настоящем деле подтверждается постановлением заместителя начальника ИФНС России по Ленинскому району г. Перми от 14 июля 2019 г. № 59022118700022100003 (событие 05 августа 2019 г.), согласно которому Варанкин С.Н. уже был привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
Следовательно, административное правонарушение, совершенное Варанкиным С.Н. 20 августа 2019 г., не является впервые совершенным административным правонарушением.
Таким образом, вывод должностного лица, судьи районного суда об отсутствии оснований в рассматриваемом случае для применения положений статьи 4.1.1 КоАП РФ является правомерным.
Кроме этого, правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ, нарушает установленный порядок валютного регулирования и валютного контроля, который должен носить устойчивый характер, обеспечивать стабильность внутреннего валютного рынка и соблюдение которого является обязанностью каждого участника данных правоотношений. Соблюдение соответствующего порядка направлено на обеспечение суверенитета и экономической безопасности Российской Федерации, защиту внутреннего рынка, тем более, исходя из Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683, установлено, что валютная политика является частью мер национальной безопасности, направленных на обеспечение экономической безопасности государства и граждан, одним из направлений которой является преодоление оттока капитала, борьба с коррупцией, теневой и криминальной экономикой. Неисполнение резидентами и нерезидентами установленных требований валютного законодательства Российской Федерации представляет существенную угрозу общественным отношениям в области валютного регулирования, подрывает основы государственности, посягает на установленный законом порядок управления и влечет наступление общественно опасных последствий, обусловленных невозможностью осуществления государственного контроля за соблюдением валютного законодательства.
Совокупность условий применения части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ в данном случае отсутствует, равно, как и при наличии угрозы причинения вреда отсутствуют основания для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ, по смыслу которой, с учетом разъяснений, приведенных в пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с чем, определяется в каждом конкретном случае, исходя из обстоятельств совершенного правонарушения.
Относительно доводов о том, что правонарушитель является субъектом малого предпринимательства, ранее к административной ответственности не привлекался, негативные последствия отсутствуют, то, указанные обстоятельства не влекут освобождение от административной ответственности, влияют на размер назначаемого административного наказания. В данном случае административное наказание назначено в минимальном размере.
Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении в отношении Варанкина С.Н. допущено не было.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены, изменения постановления должностного лица, решения судьи районного суда и удовлетворения жалобы не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7, статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья краевого суда
р е ш и л:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░ ░░ 14 ░░░░ 2021 ░. № 59022118700036800003, ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░ ░░ 15 ░░░░░░░░ 2021 ░. ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░ - (░░░░░░░)