Судья: Никонова Л.Ф. Гр. дело № 33-8642/2020
(Гр. дело 2-396/2020)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
20 августа 2020 года г. Самара
Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего – Пинчук С.В.,
судей – Житниковой О.В., Вачковой И.Г.
при секретаре – Середкиной О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области и Администрации г.о. Жигулевска на решение Жигулевского городского суда Самарской области от 03 июня 2020 года, которым постановлено:
«Исковые требования Черкашина Кирилла Геннадьевича, предъявленные к администрации г.о. Жигулевск, удовлетворить.
Признать незаконным постановление администрации г.о. Жигулевск от 31 декабря 2019 года № 2825 о снятии Черкашина Кирилла Геннадьевича с жилищного учета с составом семьи из четырех человек и исключении из числа участников государственной программы РФ "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации".
Обязать администрацию г.о. Жигулевск восстановить Черкашина Кирилла Геннадьевича с составом семьи из четырех человек на жилищном учете и в составе участников государственной программы РФ "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации".
Черкашину Кириллу Геннадьевичу в удовлетворении иска к Министерству социально-демографической и семейной политики Самарской области отказать».
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Пинчук С.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Истец Черкашин К.Г. обратился в суд с иском к администрации г.о.Жигулевск о признании незаконным решения о снятии с жилищного учета и о восстановлении в списке молодых семей - участников подпрограммы «Молодой семье – доступное жилье» государственной программы Самарской области «Развитие жилищного строительства в Самарской области».
В обоснование заявленных требований истец указал, что он с составом семьи из 3-х человек был признан участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», в связи с рождением в 2015 году еще одного ребенка состав семьи увеличился до 4-х человек.
Постановлением администрации г.о. Жигулевск от 31.12.2019г. семья Черкашина К.Г. была снята с жилищного учета и исключена из списка молодых семей – участников государственной программы РФ "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" в связи с тем, что семья истца обеспечена жильем по норме предоставления, поскольку в собственности Черкашина К.Г. находится квартира площадью 64,6 кв.м, расположенная по адресу: <адрес>, а средства социальной выплаты не могут быть использованы в счет погашения задолженности по договору поручения, заключенному с ПАО «КуйбышевАзот», с использованием средств которого было приобретено жилое помещение.
Истец не согласен с данным постановлением, поскольку решением Жигулевского городского суда от 15.01.2016 г., вступившим в законную силу, договор поручения №1125 от 20.08.2013 г., заключенный между ПАО «КуйбышевАзот» и Черкашиным К.Г., признан договором займа.
По указанному договору вышеуказанная квартира до настоящего времени находится в залоге у займодавца ПАО «КуйбышевАзот», задолженность не погашена.
По мнению истца, он вправе претендовать на социальную выплату и использовать ее для погашения задолженности по договору займа, средства от которого направлены на приобретение жилья.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, уточнив требования, Черкашин К.Г. просил суд признать незаконным постановление администрации г.о. Жигулевск от 31.12.2019 г. № 2825 о снятии его с жилищного учета с составом семьи из четырех человек; обязать ответчика восстановить его в списке молодых семей - участников подпрограммы «Молодой семье – доступное жилье» государственной программы Самарской области «Развитие жилищного строительства в Самарской области».
Определением суда от 24.03.2020г. к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области.
Судом постановлено указанное решение.
В апелляционных жалобах заявители просят решение суда отменить, отказать в удовлетворении исковых требований в части признания незаконным постановления администрации г.о. Жигулевск от 31.12.2019 г. № 2825 и обязании ответчика восстановить истца в списке молодых семей - участников подпрограммы «Молодой семье – доступное жилье».
В заседании судебной коллегии представитель Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области (по доверенности) Ермакова О.А. доводы апелляционной жалобы поддержала, просила в иске отказать.
В заседании судебной коллегии Черкашина В.В. просила решение суда оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались своевременно и надлежащим образом.
На основании ст. 327 и ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Суд апелляционной инстанции в силу ст. 327.1 ГПК РФ рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Согласно ч.1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия, рассмотрев дело в порядке, установленном главой 39 ГПК РФ, выслушав стороны, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены либо изменения решения суда.
В соответствии с ч. 2 ст.7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливаются гарантии социальной защиты.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 г. № 675 была утверждена Федеральная целевая программа "Жилище" на 2002 - 2010 годы, в состав которой включена подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2006 года N 285 в рамках реализации указанной подпрограммы были утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья, устанавливающие порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, которые могут направляться, в том числе на уплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, а также на погашение основной суммы долга и уплату процентов по этим ипотечным жилищным кредитам или займам, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам (пункт 1).
В связи с истечением срока действия Подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2011 - 2015 годы" принята подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы.
Далее, до 1 января 2018 года, действовала федеральная целевая программы "Жилище" в редакции Постановления Правительства РФ от 30.12.2016 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2015 - 2020 годы".
В настоящее время действует государственная программа Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 №1050 утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительства) жилья и их использования (далее – Правила).
Согласно подпункту "е" пункта 2 указанных Правил, социальная выплата может быть предоставлена молодой семье для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство жилого дома, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам.
Такая возможность введена Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2011 года N 575, которым пункт 2 Правил был дополнен подпунктом "е", предусматривающим использование социальных выплат для погашения основного долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, полученным до 01 января 2011 года.
Указанным Постановлением Правительства Российской Федерации Правила дополнены пунктом 15(1), содержащим перечень документов, которые молодая семья должна подавать в орган местного самоуправления по месту жительства для участия в подпрограмме в целях использования социальной выплаты в соответствии с подпунктом "е" пункта 2 Правил, в том числе, копию кредитного договора (договора займа), заключенного в период с 01 января 2006 года по 31 декабря 2010 года включительно, а также документ, подтверждающий, что молодая семья была признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил на момент заключения кредитного договора, указанного в подпункте "д" настоящего пункта (подпункты "д" и "е").
Таким образом, в силу подпункта "г" пункта 2 Правил, социальные выплаты используются для уплаты первоначального взноса при получении жилищного кредита, в том числе ипотечного, или жилищного займа на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, а в силу подпункта "е" пункта 2 Правил, введенного Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2011 года N 575, и для погашения основной суммы долга, уплаты процентов по жилищным кредитам или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, полученным до 01 января 2011 года, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.05.2016 № 466 "О внесении изменений в федеральную целевую программу "Жилище" на 2015 - 2020 годы" в подпункте "е" пункта 2 слова "полученным до 1 января 2011 г." исключены.
В силу пункта 7 Правил, под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Согласно пп. 1, 2 п.1 ст.51 Жилищного кодекса РФ нуждающимися признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что постановлением администрации г.о. Жигулевск от 30.07.2012 г. № 1574а Черкашин К.Г. с составом семьи из трех человек принят на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и признан участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 г.г.
Постановлением администрации г.о. Жигулевск от 26.01.2018 г. № 77 в состав семьи Черкашина К.Г., как участника подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», включена дочь Черкашина Арина Кирилловна 2015 г. рождения.
Постановлением администрации г.о. Жигулевск от 31.12.2019г. № 2825 семья Черкашина К.Г. снята с жилищного учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а также исключена из числа участников государственной программы РФ "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" в связи с обеспеченностью жильем, утратой оснований, дающих право состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях. Основанием для принятия данного решения послужило приобретение истцом квартиры общей площадью 64,6 кв.м по адресу: <адрес> (л.д.10, 12-14).
Квартира по указанному адресу приобретена Черкашиным К.Г. на основании договора купли-продажи от 18.06.2015г. с использованием денежных средств, предоставленных работодателем ПАО «КуйбышевАзот», согласно договору поручения № 1125 от 20.08.2013 г. (л.д.54-55, 68-69).
Согласно договору залога квартиры от 15.07.2015г., до исполнения обязательств Черкашиным К.Г. по возврату денежных средств по указанному договору поручения, квартира по адресу: <адрес>, передана ПАО «КуйбышевАзот» в залог (л.д.62-65).
Решением Жигулевского городского суда Самарской области от 15.01.2016г., вступившим в законную силу 25.02.2016г., по гражданскому делу № 2-136/2019, договор поручения, заключенный между ПАО «КуйбышевАзот» и Черкашиным К.Г. признан договором займа (л.д.22-27).
Данное решение суда от 15.01.2016г. при разрешении настоящего спора имеет преюдициальное значение, поскольку согласно ст.13 ГПК РФ, вступившие в законную силу судебные постановления, являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Часть 2 ст. 61 Гражданского процессуального кодекса РФ предусматривающая, что обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, конкретизирует общие положения процессуального законодательства об обязательности вступивших в законную силу судебных постановлений судов и направлена на обеспечение законности выносимых судом постановлений, а также на обеспечение стабильности и общеобязательности судебного решения, исключение возможного конфликта судебных актов.
Согласно постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 21 декабря 2011 г. № 30-П признание преюдициального значения судебного решения, будучи направленным на обеспечение стабильности и общеобязательности судебного решения и исключение возможного конфликта судебных актов предполагает, что факты, установленные судом при рассмотрении одного дела, впредь до их опровержения принимаются другим судом по другому делу, если они имеют значение для разрешения данного дела. Тем самым преюдициальность служит средством поддержания непротиворечивости судебных актов и обеспечивает действие принципа правовой определенности.
Поскольку в рассматриваемом споре, установленный вступившим в законную силу решением суда по другому гражданскому делу, вид заключенного истцом 20.08.2013г. с ПАО «КуйбышевАзот» договора, ответчиками не опровергнут, данные обстоятельства, как имеющие значение для разрешения настоящего спора, признаются доказанными в порядке ч.2 ст. 61 ГПК РФ.
Согласно постановлению мэра г.о. Жигулевск Самарской области от 24.07.2008г. №1250 размер учетной нормы на территории муниципального образования г.о. Жигулевск установлен в размере 12 кв.м общей площади жилого помещения, приходящихся на одного гражданина, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения для принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Суд правильно признал, что оснований для исключения семьи Черкашиных из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий у администрации г.о. Жигулевска не имелось.
Квартира, расположенная по адресу: <адрес>, приобретена Черкашиным К.Г. за счет заемных средств, полученных по договору займа от 20.08.2013 г., находится в залоге у займодавца ПАО «КуйбышевАзот», задолженность по договору займа не погашена и на 16.01.2020г. составляет 709 534,62 руб., что не исключает возможности участия семьи истца в государственной программе РФ "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", поскольку социальная выплата используется для компенсации части затрат, производимых молодой семьей на приобретение жилья, а также на погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам или займам на приобретение жилья.
Доводы ответчика о несоответствии статуса займодавца - ПАО «КуйбышевАзот» критериям отбора банков для участия в реализации мероприятий по обеспечению жильем молодых семей, суд правильно не принял во внимание, поскольку такие критерии на момент заключения истцом договора займа отсутствовали и определены только Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2017 года № 1710.
Также несостоятельны доводы ответчика о приобретении истцом жилого помещения с использованием заемных средств после 1 января 2011 года, поскольку данные ограничения из подпункта "е" пункта 2 указанных Правил были исключены лишь в 2016 году.
Не является основанием для признания законности обжалуемого постановления ссылки ответчика на достижение супругой Черкашина К.Г. в ближайшем будущем возраста 36 лет, поскольку данное обстоятельство не являлось основанием для принятия оспариваемого постановления.
Давая оценку исследованным доказательствам, исходя из требований закона, регулирующего правоотношения сторон, суд обоснованно удовлетворил требования Черкашина К.Г. о признании незаконным постановление администрации г.о. Жигулевск от 31.12.2019 г. № 2825 и обязании ответчика восстановить его в списке молодых семей - участников подпрограммы «Молодой семье – доступное жилье».
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, оснований для иных выводов не имеется.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о несогласии с решением суда и о необходимости отказа в иске в удовлетворенной части, судом апелляционной инстанции не могут быть приняты во внимание, поскольку данные доводы истца основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, и выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств.
Апелляционная жалоба не содержит ссылок на обстоятельства, которые могли бы привести к отмене или изменению судебного постановления.
Таким образом, судебная коллегия полагает, что нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену либо изменение решения, судом не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Жигулевского городского суда Самарской области от 03.06.2020 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Министерства социально–демографической и семейной политики Самарской области Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области и Администрации г.о. Жигулевска - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через районный суд в течение трех месяцев.
Председательствующий:
Судьи: