Дело № 2-1380/2023
11RS0004-01-2023-001753-91
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Печорский городской суд Республики Коми в составе:
судьи Сараевой Т.И.
при секретаре Рокошевской А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Печоре 29 августа 2023 года гражданское дело по исковому заявлению Глушковой О.В. к Администрации МР «Печора» о взыскании выкупной стоимости недвижимого имущества, изъятого для муниципальных нужд, процентов за пользование чужими денежными средствами, судебных расходов,
У С Т А Н О В И Л:
Глушкова О.В. обратилась в суд с иском к ответчику о взыскании выкупной стоимости жилого помещения, расположенного по адресу: **********, изымаемого для муниципальных нужд в размере 1 182 628,71 руб., процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 30.03.2023 года по 19.07.2023 года в размере 27 216 руб. 66 коп., а также с 20.07.2023 года до момента фактического исполнения обязательства, расходов по уплате госпошлины в размере 14 250 руб., расходов по оплате юридической помощи в размере 5 000 руб. В обоснование требований указано, что истец является собственником вышеуказанного жилого помещения. В соответствие с актом и заключением межведомственной комиссии муниципального района «Печора» от **.**.** №..., а также распоряжением и.о.главы администрации МР «Печора» от 24.11.2017г. № 1303-р многоквартирный ********** в ********** признан аварийным и подлежащим сносу, со сроками сноса и расселения до **.**.** Решением Печорского городского суда от **.**.** на администрацию МР «Печора» возложена обязанность в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, подготовить и принять решение об изъятии для муниципальных нужд земельного участка, расположенного по адресу: **********, **********, и жилых помещений- квартир №№... в **********. Решением Печорского городского суда от **.**.** по делу №... на администрацию МР «Печора» возложена обязанность в срок, не превышающий шесть месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, направить, в том числе истцу, соглашение об изъятии для муниципальных нужд земельного участка, расположенного по адресу МКД, а также жилого помещения. **.**.** в адрес истца администрацией МР «Печора» направлен проект соглашения об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд, согласно которому размер выкупной цены составляет 1 050 000 рублей. Не согласившись с указанным размером выкупной цены истец обратилась в суд с исковыми требованиями об увеличении размера возмещения. Решением Печорского городского суда от **.**.** №... требования удовлетворены, выкупная стоимость недвижимого имущества суммы компенсации за непроизведенный капитальный ремонт увеличена на 132 628,71 рублей, размер возмещения составил 1 182 628,71 руб. **.**.** истекли сроки, предусмотренные для выплаты возмещения за изъятие имущества для муниципальных нужд, ответчиком обязательства не исполнены, в связи с чем истец произвела расчет процентов, предусмотренные ст. 395 ГК РФ в размере 27 216,66 руб. Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд.
В судебном заседании от 24.08.2023 года истец Глушкова О.В., представитель истца Кожевин И.Н., действующий на основании ордера, на требованиях настаивали.
В судебном заседании представитель ответчика Родионова Т.А., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала.
24.08.2023 года судом объявлен перерыв до 09.15 час. 29.08.2023 года.
После перерыва судебное заседание продолжено с участием представителя истца Кожевина И.Н., представителя ответчика Родионовой Т.А.
Выслушав пояснения явившихся участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В ходе судебного разбирательства установлено следующее:
Квартира 3 в **********, общей площадью 50,41 кв.м, принадлежит на праве собственности Глушковой О.В. на основании договора купли-продажи квартиры от **.**.**.
Согласно акту и заключению межведомственной комиссии №... от **.**.** ********** в ********** является аварийным и подлежащим сносу.
Распоряжением и.о. главы администрации МР «Печора» от 24.11.2017 №1303-р определен срок сноса указанного дома и отселения физических лиц - до 01.06.2021г.
Распоряжением администрации МР «Печора» от 19.06.2018 №792-р «О внесении изменений в распоряжение администрации муниципального района «Печора» от 24.11.2017 №1303-р. «О признании многоквартирных домов аварийными, подлежащими сносу» срок отселения и сноса многоквартирного ********** в ********** установлен – **.**.**.
Решением Печорского городского суда РК от **.**.** по делу №... на администрацию муниципального района «Печора» возложена обязанность в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, подготовить и принять решение об изъятии для муниципальных нужд земельного участка, расположенного по адресу: **********, и жилых помещений- квартир №№... в **********
Из материалов дела следует, что решением Печорского городского суда ********** от **.**.** по делу №... на администрацию МР «Печора» возложена обязанность в срок, не превышающий шесть месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, направить, в том числе истцу, соглашение об изъятии для муниципальных нужд земельного участка, расположенного по адресу: **********.
**.**.** за №... в адрес истца главой муниципального района – руководителем администрации МР «Печора» направлен проект соглашения об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд, согласно которому размер выкупной цены составляет 1 050 000 руб. без учета стоимости непроизведенного капитального ремонта дома.
Решением Печорского городского суда РК от **.**.** по делу №... на администрацию МР «Печора» возложена обязанность в течение месяца с даты вступления решения суда в законную силу подготовить и направить в адрес Глушковой О.В. проект дополнительного соглашения к соглашению №... от **.**.** об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд с учетом увеличения выкупной стоимости недвижимого имущества на сумму компенсации за непроизведенный капитальный ремонт в размере 132 628,71 рублей.
**.**.** между истцом и ответчиком было заключено соглашение №... об изъятии у истца путем возмещения за долю в праве общей долевой собственности на земельный участок, расположенный по адресу: **********, общей площадью 50,4 кв.м. с кадастровым номером №.... Размер возмещения за изъятие указанного имущества составил 1 182 628,71 руб.
В соответствии со ст.14 Жилищного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
Пунктом 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 предусмотрено, что к компетенции органа местного самоуправления относится принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Как следует из п.10 ст.32 Жилищного кодекса РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
В силу п.6 ст.32 Жилищного кодекса РФ возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения. При этом по заявлению прежнего собственника жилого помещения за ним сохраняется право пользования жилым помещением, если у прежнего собственника не имеется в собственности иных жилых помещений, не более чем на шесть месяцев после предоставления возмещения прежнему собственнику жилого помещения, если соглашением с прежним собственником жилого помещения не установлено иное.
При определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме, в том числе рыночная стоимость земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду (п.7 ст.32 ЖК РФ).
Как следует из ст.16 Закона РФ от 04.07.1991 N 1541-1"О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с настоящим Законом. При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда в порядке, установленном жилищным законодательством Российской Федерации.
Согласно правовой позиции Верховного суда РФ, отраженной в "Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014), выкупная цена изымаемого жилого помещения определяется по правилам, установленным частью 7 статьи 32 ЖК РФ, и включает в себя рыночную стоимость жилого помещения, убытки, причиненные собственнику его изъятием, в том числе упущенную выгоду, а также сумму компенсации за непроизведенный капитальный ремонт. Кроме того, к числу убытков, причиненных собственнику изъятием жилого помещения, подлежащих учету при определении выкупной цены жилого помещения, суды обоснованно относят суммы компенсации за непроизведенный капитальный ремонт. Статьей 16 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" предусмотрено сохранение за бывшим наймодателем обязанности производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда, если он не был произведен им до приватизации гражданином жилого помещения в доме, требующем капитального ремонта. К видам работ по капитальному ремонту многоквартирных домов в соответствии с частью 3 статьи 15 Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" относятся, в том числе ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения, ремонт или замена лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, при необходимости ремонт лифтовых шахт, ремонт крыш, подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирных домах. Невыполнение наймодателем обязанности по производству капитального ремонта дома, в результате которого произошло снижение уровня надежности здания, может служить основанием для предъявления собственником жилого помещения, приобретшим право собственности в порядке приватизации либо по иному основанию, требований о включении компенсации за непроизведенный капитальный ремонт многоквартирного дома в выкупную цену жилого помещения на основании части 7 статьи 32 ЖК РФ.
В соответствии со ст.279 Гражданского кодекса РФ изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.
Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством. Правообладатель земельного участка должен быть уведомлен о принятом решении, об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с земельным законодательством. Сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, определяются соглашением об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд (далее - соглашение об изъятии). В случае принудительного изъятия такие условия определяются судом.
В силу пп.3 п.1 ст.56.2 Земельного кодекса РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основании решений органов местного самоуправления - в случае изъятия земельных участков для муниципальных нужд, в том числе для размещения объектов местного значения.
Согласно пп.4 п.2 ст.56.3 Земельного кодекса РФ принятие решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях, не предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, должно быть обосновано решением о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (в случае изъятия земельного участка в связи с признанием расположенного на таком земельном участке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции).
Как следует из п.4 указанной нормы, изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решениям уполномоченных органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 56.2 настоящего Кодекса, которые принимаются по их собственной инициативе.
В соответствии с требованиями ст.56.7 Земельного кодекса РФ в целях подготовки соглашения об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, либо в случае, если решение об изъятии принято на основании ходатайства об изъятии, организация, подавшая такое ходатайство: 1) выступают заказчиком кадастровых работ в целях образования земельных участков, подлежащих изъятию, в соответствии с утвержденным проектом межевания территории или утвержденной схемой расположения земельного участка; 2) выступают заказчиком кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельных участков, подлежащих изъятию, в случае, если границы таких земельных участков подлежат уточнению; 3) выступают заказчиком кадастровых работ в целях образования находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков для их предоставления взамен изымаемых земельных участков; 4) обращаются от имени правообладателя изымаемой недвижимости без доверенности с заявлением о кадастровом учете земельных участков, подлежащих изъятию, земельных участков, предоставляемых взамен изымаемых земельных участков, или земельных участков, границы которых подлежат уточнению в связи с изъятием, если необходимо проведение государственного кадастрового учета таких земельных участков; 5) выступают заказчиком работ по оценке изымаемых земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества или оценке прекращаемых прав и размера убытков, причиняемых таким изъятием, а также по оценке недвижимого имущества, предоставляемого взамен изымаемого недвижимого имущества; 6) осуществляют переговоры с правообладателем изымаемой недвижимости относительно условий ее изъятия; 7) осуществляют совместно с уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии, подготовку соглашения об изъятии недвижимости в случае, если решение об изъятии принято на основании ходатайства об изъятии; 8) направляют проект соглашения об изъятии недвижимости сторонам такого соглашения для подписания.
Согласно п.2 ст.56.10 Земельного кодекса РФ проект соглашения об изъятии недвижимости, подписанный уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии, а также организацией, подавшей ходатайство об изъятии, на основании которого было принято такое решение, направляется для подписания лицу, у которого изымаются земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества.
В соответствии с положениями п.3,6 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства. Обязанность органа местного самоуправления по незамедлительному обеспечению граждан жильем в связи с расселением из аварийного дома наступает с момента принятия решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный жилой дом для муниципальных нужд, которое принимается в случае неисполнения собственниками сноса или реконструкции дома в установленный в требовании срок. Решение об изъятии земельного участка и об изъятии каждого жилого помещения в доме влечет обязанность органа местного самоуправления незамедлительно произвести выкуп жилых помещений в многоквартирном аварийном доме, за исключением тех, которые принадлежат на праве собственности муниципальному образованию. Сроки для принятия такого решения законом не установлены, но с учетом степени аварийности дома и опасности для продолжения проживания в нем граждан, сроки принятия такого решения должны быть объективно обусловленными.
Непринятие уполномоченным органом действий, направленных на изъятие аварийного жилья для муниципальных нужд, нарушает права граждан.
Обязанность органа местного самоуправления принять соответствующее решение, а также уведомить о нем собственника жилых помещений в разумный срок непосредственно после признания дома аварийным и подлежащим сносу усматривается из системного толкования ст.32 Жилищного кодекса РФ.
Из п.5 ст.56.7 Земельного кодекса РФ следует также обязанность органа местного самоуправления определить выкупную цену изымаемого жилого помещения, сроки и другие условия выкупа.
До настоящего времени денежные средства в размере 1 182 628 руб. 71 коп. по заключенному соглашению от **.**.**, ответчиком истцу не перечислены, что не оспаривалось стороной ответчика.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении требований истца о взыскании с администрации МР «Печора» в пользу Глушковой О.В. денежных средств в размере 1 182 628,71 руб. по соглашению от **.**.** №... об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд.
Истцом заявлены требования о взыскании с ответчика процентов, предусмотренных ст. 395 ГК РФ за период с 30.03.2023 по 19.07.2023 в размере 27 216,66 руб.
Пунктами 2.2, 2.3 Соглашения об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд от **.**.** №... предусмотрено, что денежные средства перечисляются ответчиком истцу в безналичном порядке в течение 120 календарных дней на счет истца, то есть до **.**.**
В случае нарушения сроков перечисления Глушковой О.В. денежных средств по вине администрации МР «Печора», Глушкова О.В. вправе предъявить администрации МР «Печора» требование об уплате процентов согласно ст. 395 ГК РФ (п.4.2 Соглашения).
В силу п. 1 ст. 395 ГК РФ в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
В соответствии с разъяснениями, данными в п. 48 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2016 года N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", сумма процентов, подлежащих взысканию по правилам ст. 395 ГК РФ, определяется на день вынесения решения судом исходя из периодов, имевших место до указанного дня. Проценты за пользование чужими денежными средствами по требованию истца взимаются по день уплаты этих средств кредитору. Одновременно с установлением суммы процентов, подлежащих взысканию, суд при наличии требования истца в резолютивной части решения указывает на взыскание процентов до момента фактического исполнения обязательства (п. 3 ст. 395 ГК РФ). При этом день фактического исполнения обязательства, в частности уплаты задолженности кредитору, включается в период расчета процентов.
Согласно расчету истца размер процентов за пользование чужими денежными средствами за период с **.**.** (по истечении срока исполнения условий соглашения) по **.**.** в размере 27 216 руб. 66 коп.
Указанный расчет судом проверен и признан верным.
Таким образом, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию сумма процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 30.03.2023 по 19.07.2023 года в размере 27 216 руб. 66 коп.
Согласно п. 48 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14 марта 2016 г. N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" сумма процентов, подлежащих взысканию по правилам статьи 395 ГК РФ, определяется на день вынесения решения судом исходя из периодов, имевших место до указанного дня. Проценты за пользование чужими денежными средствами по требованию истца взимаются по день уплаты этих средств кредитору. Одновременно с установлением суммы процентов, подлежащих взысканию, суд при наличии требования истца в резолютивной части решения указывает на взыскание процентов до момента фактического исполнения обязательства (пункт 3 статьи 395 ГК РФ). При этом день фактического исполнения обязательства, в частности уплаты задолженности кредитору, включается в период расчета процентов.
Таким образом, с ответчика в пользу истца подлежат взысканию проценты за пользование чужими денежными средствами, начиная с **.**.** по день фактического исполнения обязательства.
Согласно ч.1 ст.88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Расходы на оплату услуг представителей относятся к издержкам, связанным с рассмотрением дела (ст.94 ГПК РФ).
В соответствии со ст.100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Установлено, что представитель истца адвокат Кожевин И.Н., действующий на основании ордера от **.**.**, участвовал в двух судебных заседаниях. Расходы истца по оплате услуг представителя в размере 5 000 руб. подтверждаются чеком-ордером от **.**.**.
С учетом обстоятельств дела, степени вины ответчика, разумности пределов возмещения расходов, суд приходит к выводу о взыскании с ответчика в пользу истца расходов на оплату услуг представителя в размере 5 000 руб.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ в пользу истца подлежит взысканию с ответчика судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 14 250 руб.
Суд принимает решение по заявленным истцом требованиям, на которых представитель истца настаивала в ходе судебного заседания (ч.3 ст.196 ГПК РФ).
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Взыскать с администрации МР «Печора» в пользу Глушковой О.В. (паспорт №...) денежные средства в размере 1 182 628 руб. 71 коп. по соглашению об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд №... от **.**.**, заключенному между администрацией муниципального района «Печора» и Глушковой О.В., проценты за пользование чужими денежными средствами согласно ст. 395 ГК РФ за период с 30.03.2023 года по 19.07.2023 года в размере 27 216 руб. 66 коп., проценты за пользование чужими денежными средствами, начиная с **.**.** по день фактического исполнения обязательства, судебные расходы на оплату услуг представителя в размере 5 000 рублей, расходы по оплате государственной пошлины в размере 14 250 руб.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Печорский городской суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Судья Т.И. Сараева
Мотивированное решение составлено 05.09.2023 года