Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Самара 14 марта 2023 года
Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи Калинниковой О.А.,
при секретаре судебного заседания Филатовой К.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-848/2023 по административному исковому заявлению Рожкова Александра Ивановича об установлении кадастровой стоимости объектов капитального строительства равной их рыночной стоимости,
у с т а н о в и л:
Рожков А.И. (далее также – административный истец) обратился в Самарский областной суд с административным иском, в котором, с учетом уточнения требований, просит установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером №, нежилых помещений с кадастровыми номерами: №, №, №, расположенных на территории <адрес>, равной их рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2021 в размере, соответственно, 22 393 500 рублей, 2 412 600 рублей, 7 969 800 рублей, 6 997 500 рублей.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что является собственником вышеуказанных нежилых помещений и бывшим собственником нежилого здания, кадастровая стоимость которых, определенная по результатам очередной государственной кадастровой оценки, превысила размер действительной рыночной стоимости объектов недвижимости, определенной в Отчетах об оценке, затрагивая права и обязанности административного истца как плательщика налога на имущество физических лиц, исчисляемого из кадастровой стоимости объектов капитального строительства.
В судебное заседание представитель административного истца Вяльцева М.В. действующая на основании доверенности, не явилась. Представила уточненный отчет об оценке в отношении нежилого помещения с кадастровым номером № и заявление об уточнении заявленных требований, просила рассмотреть дело в ее отсутствие
Административные ответчики – Правительство Самарской области, министерство имущественных отношений Самарской области, а также заинтересованные лица - Управление Росреестра по Самарской области, Государственное бюджетное учреждение Самарской области «Центр кадастровой оценки», администрация городского округа Тольятти Самарской области, ППК «Роскадастр» в лице филиала по Самарской области, ООО «Айти Мир», Рожков В.И., Шкаровский А.И., не направили в судебное заседание своих представителей, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Государственным бюджетным учреждением Самарской области «Центр кадастровой оценки» представлен письменный отзыв, в котором, ознакомившись с уточненным отчетом об оценке, разрешение заявленных требований оставляют на усмотрение суда, просят рассмотреть дело в отсутствие представителя учреждения.
Правительством Самарской области представлены письменные возражения, в которых, в случае не соответствия отчета об оценке требованиям законодательства, просят суд в удовлетворении административного иска отказать.
Иные участвующие в деле лица письменных возражений либо отзывов в адрес суда не направили.
В соответствии со ст. 150 КАС РФ суд полагает возможным рассматривать дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, частям 1 и 3 статьи 22 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости, в силу части 7 статьи 22 Федерального закона № 237-ФЗ, является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.
Под рыночной стоимостью объекта оценки, в силу статьи 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчуждён на открытом рынке в условиях конкуренции.
Как следует из материалов дела, в период с 06.12.2007 по 10.12.2022 Рожкову В.И. на праве собственности принадлежало нежилое здание с кадастровым номером №, площадью 1 410,2 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>. В настоящее время указанное нежилое здание принадлежит на праве собственности ООО «Айти Мир».
Кроме того, Рожкову В.И. на праве собственности принадлежат:
- нежилое помещение с кадастровым номером №, площадью 124 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>,
- нежилое помещение с кадастровым номером №, площадью 462,4 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>.
Также на праве общей долевой собственности Рожкову В.И. и Рожкову А.И. (1/2 доли в праве) принадлежит нежилое помещение с кадастровым номером №, площадью 398,9 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>
Указанные обстоятельства подтверждены выписками из Единого государственного реестра недвижимости от 19.12.2022, 20.12.2022, 23.12.2022, выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о переходе прав на объект недвижимости от 21.12.2022.
Кадастровая стоимость спорных объектов капитального строительства утверждена приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 25.11.2021 № 2451 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости зданий, помещений, сооружений, объектов незавершенного строительства, машино-мест на территории Самарской области» по состоянию на 01.01.2021 в размере:
- № – 29 858 027,84 рублей,
- № – 3 856 180,52 рублей,
- № – 10 304 707,91 рублей,
- № – 11 556 522,75 рубля,
что подтверждается выписками из ЕГРН о кадастровой стоимости объектов недвижимости от 19.12.2022, 20.12.2022.
В соответствии с пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности. Бывший собственник объекта недвижимости вправе обратиться с заявлением о пересмотре его кадастровой стоимости, если результатами кадастровой оценки затрагиваются права и обязанности такого лица как налогоплательщика, в налоговом периоде, в котором подано заявление.
Кадастровая стоимость спорных объектов капитального строительства затрагивает права административного истца, как плательщика налога на имущество физических лиц, исчисляемого из кадастровой стоимости объектов недвижимости.
В обоснование заявленных требований административным истцом представлены отчеты об оценке № № от 23.12.2022 и скорректированный отчет об оценке № от 28.02.2023, выполненные оценщиком ООО «Бюро оценочных технологий», согласно которым рыночная стоимость объектов капитального строительства определена по состоянию на дату их кадастровой оценки в следующем размере:
- № – 22 393 500 рублей,
- № – 2 412 600 рублей,
- № – 7 969 800 рублей,
- №- 6 997 500 рублей.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» отчет не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объектов оценки, а также иные сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объектов оценки, отраженных в отчетах.
Давая оценку представленным доказательствам, суд отмечает, что приведённые в отчетах об оценке рыночной стоимости спорных объектов недвижимости выводы оценщика не допускают неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение. Оценщик руководствовался законодательством об оценочной деятельности, его выводы базируются на достоверных правоустанавливающих документах об объектах оценки, отчеты содержат сведения об определении рыночной стоимости объектов на основе их качественных и количественных характеристик, анализа рынка недвижимости в исследуемом сегменте и ценообразующих факторов, влияющих на стоимость объектов оценки, расчеты величины рыночной стоимости, приведенные в рамках выбранных оценщиком и обоснованных им подходов. Суждение о величине рыночной стоимости объектов оценки основано на полном и объективном анализе ценностных характеристик и расчетных показателей их стоимости, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признаётся достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Административными ответчиками и заинтересованными лицами не приведено каких-либо замечаний к отчетам об оценке, доказательств, опровергающих заявленную рыночную стоимость спорных объектов недвижимости, и сведений об их рыночной стоимости в ином размере не представлено. Ходатайств о проведении судебной экспертизы не заявлено.
Из письменного отзыва Государственного бюджетного учреждения Самарской области «Центр кадастровой оценки», проводившего государственную кадастровую оценку, следует, что стоимость спорных объектов недвижимости, определенная в отчетах об оценке, находится в диапазоне рыночных цен для сегмента рынка, к которому относятся рассматриваемые объекты.
С учетом изложенного, оснований не доверять содержащимся в Отчетах об оценке выводам об итоговой величине рыночной стоимости объектов капитального строительства на дату кадастровой оценки, у суда не имеется. Правовые основания для назначения судебной экспертизы по инициативе суда отсутствуют.
Суд также учитывает, что установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости, направлено, прежде всего, на уточнение кадастровой стоимости, полученной методами массовой оценки, без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования административного истца об установлении кадастровой стоимости объектов капитального строительства равной их рыночной стоимости, определенной в Отчетах об оценке, подлежат удовлетворению.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Из материалов дела следует, что датой обращения административного истца с заявлением в суд является 29.12.2022, что следует отразить в резолютивной части решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л :
административный иск Рожкова Александра Ивановича удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером №, площадью 1 410,2 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2021 в размере 22 393 500 рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером №, площадью 124 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2021 в размере 2 412 600 рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером №, площадью 462,4 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, нежилое помещение 1005, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2021 в размере 6 997 500 рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером №, площадью 398,9 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2021 в размере 7 969 800 рублей.
Датой обращения административных истцов с заявлением в суд считать 29.12.2022.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья подпись О.А.Калинникова
Решение суда в окончательной форме изготовлено 22.03.2023.
Копия верна. Решение не вступило в законную силу.
Судья –
Секретарь –