УИД 59RS0004-01-2024-002011-73
Дело № 12-497/2024
Р Е Ш Е Н И Е
22 мая 2024 года город Пермь
Судья Ленинского районного суда г. Перми Рожкова И.П., при секретаре Баженовой В.Р., с участием защитника Савельева И.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью «Инициатива» - Савельева И.Д. на постановление государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Пермском крае № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, в отношении общества с огранияченной ответственностью «Инициатива»,
у с т а н о в и л:
Постановлением государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Пермском крае № от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Инициатива» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 25 000 руб.
Защитник ООО «Инициатива» Савельев И.Д. обратился в суд с жалобой на указанное постановление, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить, указав, что осужденные к принудительным работам ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9 трудоустроены в 2023 году и допущены к исполнению трудовых обязанностей после прохождения первичного инструктажа по охране труда на рабочем месте, о чем имеются соответствующие записи в журнале регистрации инструктажа на рабочем месте. Осужденные к принудительным работам ФИО7, ФИО10, ФИО5, ФИО6, ФИО8, ФИО9, ФИО11, ФИО12, ФИО13, Старкова (до брака Мазихина) Е.О. прошли обучение по оказанию первой помощи пострадавшим, что подтверждается копиями протоколов от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ. В связи с чем полагает, что изложенные в обжалуемом постановлении факты опровергаются материалами дела.
ООО «Инициатива» извещено надлежащим образом.
Защитник ООО «Инициатива» в судебном заседании доводы жалобы поддержал.
Административный орган, должностное лицо, прокуратура Пермского края извещены надлежащим образом.
Выслушав защитника, оценив доводы жалобы, изучив материалы дела, материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующим выводам.
Частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний в виде административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста десяти тысяч до ста тридцати тысяч рублей.
Согласно ч. 1 ст. 60.8 Уголовно-исполнительного кодекса РФ осужденные к принудительным работам привлекаются к труду в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации, за исключением правил приема на работу, увольнения с работы, перевода на другую работу, отказа от выполнения работы, предоставления отпусков.
В соответствии со ст.214 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить: организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, соблюдением работниками требований охраны труда, а также за правильностью применения ими средств индивидуальной и коллективной защиты.
Работодатель обязан обеспечить недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения по охране труда, в том числе обучения безопасным методам и приемам выполнения работ, обучения по оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, обучения по использованию (применению) средств индивидуальной защиты, инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте (для определенных категорий работников) и проверки знания требований охраны труда.
На основании Постановления Правительства РФ от 24.12.2021 N 2464 «О порядке обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда» (вместе с «Правилами обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда») первичный инструктаж по охране труда проводится для всех работников организации до начала самостоятельной работы, а также для лиц, проходящих производственную практику (п. 13).
При регистрации проведения инструктажа по охране труда на рабочем месте (первичный, повторный, внеплановый), а также целевого инструктажа по охране труда указывается следующая информация: дата проведения инструктажа по охране труда; фамилия, имя, отчество (при наличии) работника, прошедшего инструктаж по охране труда; профессия (должность) работника, прошедшего инструктаж по охране труда; число, месяц, год рождения работника, прошедшего инструктаж по охране труда; вид инструктажа по охране труда; причина проведения инструктажа по охране труда (для внепланового или целевого инструктажа по охране труда); фамилия, имя, отчество (при наличии), профессия (должность) работника, проводившего инструктаж по охране труда; наименование локального акта (локальных актов), в объеме требований которого проведен инструктаж по охране труда; подпись работника, проводившего инструктаж по охране труда; подпись работника, прошедшего инструктаж по охране труда (п.87).
Пунктами 33, 35 Постановления Правительства РФ от 24.12.2021 N 2464 «О порядке обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда» (вместе с «Правилами обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда») предусмотрено обучение по оказанию первой помощи пострадавшим проводится в отношении следующих категорий работников: работники, на которых приказом работодателя возложены обязанности по проведению инструктажа по охране труда, включающего вопросы оказания первой помощи пострадавшим, до допуска их к проведению указанного инструктажа по охране труда; работники рабочих профессий; лица, обязанные оказывать первую помощь пострадавшим в соответствии с требованиями нормативных правовых актов; работники, к трудовым функциям которых отнесено управление автотранспортным средством; работники, к компетенциям которых нормативными правовыми актами по охране труда предъявляются требования уметь оказывать первую помощь пострадавшим; председатель (заместители председателя) и члены комиссий по проверке знания требований охраны труда по вопросам оказания первой помощи пострадавшим, лица, проводящие обучение по оказанию первой помощи пострадавшим, специалисты по охране труда, а также члены комитетов (комиссий) по охране труда; иные работники по решению работодателя.
Обучение работников по оказанию первой помощи пострадавшим проводится организацией или индивидуальным предпринимателем, оказывающими услуги по обучению работодателей и работников вопросам охраны труда, или работодателями с привлечением работников или иных специалистов, имеющих подготовку по оказанию первой помощи в объеме не менее 8 часов и в соответствии с примерными перечнями тем, предусмотренными приложением N 2, и прошедших подготовку по программам дополнительного профессионального образования повышения квалификации по подготовке преподавателей, обучающих приемам оказания первой помощи.
Из материалов административного дела следует, что прокуратурой Пермского края совместно с Государственной инспекцией труда в Пермском крае проведена проверка соблюдения уголовно-исполнительного законодательства при трудоиспользовании осужденных, отбывающих наказание в виде принудительных работ в деятельности юридического лица - ООО «Инициатива».
В ходе проверки установлено, что указанным юридическим лицом в нарушение требований п.п. 13, 87 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2464 «О порядке обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда» работники (осужденные к принудительным работам) ФИО4 (трудоустроена на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ), ФИО5 (приказ от ДД.ММ.ГГГГ), ФИО6 (приказ от ДД.ММ.ГГГГ), ФИО7 (приказ от ДД.ММ.ГГГГ), ФИО8 (приказ от ДД.ММ.ГГГГ), ФИО9 (приказ от ДД.ММ.ГГГГ), допущены к исполнению трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке первичного инструктажа по охране труда на рабочем месте.
Кроме того, в нарушение требований п.п. 33, 35 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2464 «О порядке обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда» работники (осужденные) рабочих профессий и должностей ООО «Инициатива»: ФИО7, ФИО10 (приказ от ДД.ММ.ГГГГ), ФИО5, ФИО6, ФИО8, ФИО9, ФИО11 (приказ от ДД.ММ.ГГГГ), ФИО12 (приказ от ДД.ММ.ГГГГ), ФИО13 (приказ от ДД.ММ.ГГГГ), ФИО14 (приказ от ДД.ММ.ГГГГ) - допущены к исполнению трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения по оказанию первой помощи пострадавшим.
Вина ООО «Инициатива» в совершении административного правонарушения подтверждается: постановлением заместителя прокурора Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ о возбуждении дела об административном правонарушении; справкой от ДД.ММ.ГГГГ с перечнем выявленных нарушений по результатам проведенной проверки; выпиской из ЕГРЮЛ, Уставом ООО «Инициатива», иными материалами дела.
Деяние ООО «Инициатива» правильно квалифицировано должностным лицом административного органа по ч.3 ст.5.27.1 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Совокупность представленных в материалы дела и исследованных доказательств свидетельствует о том, что Общество не обеспечило выполнение обязанности по соблюдению требований трудового законодательства. При таком положении обоснованность привлечения ООО «Инициатива» к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ, сомнения не вызывает.
Доказательств, подтверждающих отсутствие у ООО «Инициатива» реальной возможности соблюдать требования действующего законодательства в целях предотвращения совершения административного правонарушения, в материалах дела не имеется.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Доводы защитника о том, что осужденные к принудительным работам ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9 допущены к исполнению трудовых обязанностей после прохождения первичного инструктажа по охране труда на рабочем месте отклоняются как голословные, представленный журнал регистрации инструктажа на рабочем месте, на который ссылается защитник, таким доказательством не является, поскольку содержит информацию о прохождении лицами, указанными в нем, стажировки.
Осужденные к принудительным работам ФИО7, ФИО10, ФИО5, ФИО6, ФИО8, ФИО9, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14 действительно прошли обучение по оказанию первой помощи пострадавшим, что следует из представленных протоколов заседания комиссии по проверке знаний по программе «Обучение оказанию первичной помощи пострадавшим» от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, однако, данное обстоятельство об отсутствии в деянии ООО «Инициатива» состава вменяемого правонарушения не свидетельствует, поскольку обучение с учетом даты их трудоустройства они прошли после допуска к исполнению ими трудовых обязанностей.
Постановление о привлечении Общества к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Принимая во внимание обстоятельства и характер совершенного административного правонарушения, социальную значимость охраняемых общественных отношений, наличие возможности для предотвращения нарушений закона, основания для признания вменяемого административного правонарушения малозначительным, применения положений статьи 2.9 КоАП РФ и освобождения юридического лица от административной ответственности отсутствуют.
Административное наказание назначено с учетом положений ч.1,2 ст.4.1.2 КоАП РФ.
Таким образом, оснований для удовлетворения жалобы, отмены или изменения обжалуемого постановления, в том числе по доводам жалобы, судья не усматривает.
Руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л:
Постановление государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Пермском крае № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Инициатива» оставить без изменения, жалобу защитника Савельева И.Д. – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.
Судья – И.П.Рожкова