Уникальный идентификатор дела: 34RS 0008-01-2022-001294-83
Дело №2-1440/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 апреля 2022 года г.Волгоград
Центральный районный суд г. Волгограда в составе: председательствующего судьи Шепуновой С.В.,
при секретаре судебного заседания Соколовой В.С.,
с участием представителя истца Шумиловой В.Г. – Абрамова П.В., представителя ответчика администрации Волгограда – Чаркина С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Волгограде гражданское дело по иску Шумиловой В. Г. к администрации Волгограда о взыскании ущерба причиненного дорожно-транспортным происшествием, судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
Истец Шумилова В.Г. обратилась в суд с иском к администрации Волгограда о взыскании ущерба, полученного в результате дорожно-транспортного происшествия, судебных расходов. В обоснование заявленных требований указала, что она является собственником транспортного средства марки BMW X2 XDRIVE D, 2002 года выпуска, государственный номер К421НК134.
ДД.ММ.ГГГГ примерно в 14 часов 00 минут, двигаясь на участке проезжей части напротив ...А по ... Дзержинского района автомобиль совершил наезд на препятствие в виде выбоины, в дорожном покрытии размерами: шириной 0,35 м., длиной 0,95 м., глубиной 0,10 м.
В результате указанного дорожно-транспортного происшествия транспортному средству истца марки BMW X2 XDRIVE D, 2002 года выпуска, государственный номер К421НК134 были причинены механические повреждения.
Как установлено определением об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ вины водителя Шумиловой В.Г. в совершении дорожно-транспортного происшествия нет.
Из справки о ДТП не усматривается, что имеются ограждения, предупреждающие знаки о наличии повреждения проезжей части автомобильной дороги.
Истец отмечает, что поскольку транспортное средство истца при наезде на выбоину в дорожном покрытии получило механические повреждения, вследствие ненадлежащего состояния дорожного покрытия автомобильной дороги, без сигнальных знаков, истец имеет право на возмещение ущерба в порядке ст.ст. 15, 1064 ГК РФ.
Для определения стоимости восстановительного ремонта транспортного средства истец обратился в ООО «Эксперт ВЛСЭ». Согласно экспертному заключению №... стоимость восстановительного ремонта транспортного средства марки BMW X2 XDRIVE D, 2002 года выпуска, государственный номер К421НК134 на дату оценки без учета износа составила – 86 200 руб. 00 коп., с учетом износа – 82 700 руб. 00 коп., за организацию экспертизы истец оплатила – 4000 руб. 00 коп.
Просила суд взыскать с администрации Волгоград в пользу Шумиловой В.Г. сумму ущерба от ДТП в размере – 86 200 руб. 00 коп., расходы по проведению независимой экспертизы в размере – 4 000 руб. 00 коп., расходы по оплате государственной пошлины в размере – 2 786 руб. 00 коп., расходы по оплате услуг представителя в размере – 8000 руб. 00 коп., почтовые расходы в размере – 500 руб. 00 коп., расходы на оформление нотариальной доверенности в размере – 1600 руб. 00 коп.
В судебное заседание истец Шумилова В.Г. не явилась, о месте и времени судебного заседания извещена своевременно и надлежащим образом, о причине неявки суд не уведомлен, доверила представлять свои интересы представителю по доверенности – Абрамову П.В., который исковые требования поддержал в полном объеме. Подчеркнул, что договора страхования КАСКО у истца нет.
Представитель ответчика администрации Волгограда – Чаркин С.С. против заявленных требований возражал, мотивируя тем, что ДТП было в дневное время суток и именно истец как водитель должна была обеспечить безопасность движения не наезжая на препятствие в дорожном покрытии. Кроме того показал, что участком дороги на котором произошло ДТП находится на ответственном хранении в МБУ «Северное».
Представители третьих лиц МБУ «Северное», АО «Группа Ренессанс Страхование» в судебное заседание не явились, уведомлены надлежащим образом, что подтверждается почтовыми уведомлениями. От АО «Группа Ренессанс Страхование» поступила информация о том, что договор добровольного страхования между Шумиловой А.Г. и АО «Группа Ренессанс Страхование» не заключался, обращений по вопросу повреждения автомобиля не поступало.
С учетом изложенного, и поскольку участие в судебном заседании является правом, а не обязанностью лица, участвующего в деле, но каждому гарантируется право на рассмотрение дела в разумные сроки суд, руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, счел возможным, рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Суд, выслушав представителей истца, ответчика, проверив и исследовав материалы дела, находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п.1 ст.15 ГК РФ, лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Пунктом 2 ст.15 ГК РФ определено, что под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Согласно ст.1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Таким образом, определяя обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора о возникновении обязательства вследствие причинения вреда, помимо самого факта причинения вреда суд должен установить причинную связь между неправомерными виновными действиями ответчика и наступившим вредом, либо законные основания для возложения ответственности на причинителя вреда, либо независимо от вины причинителя вреда.
Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.
В силу ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.
Статья 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» предусматривает, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В соответствии с п.7 ст.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №...- ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», владельцами автомобильных дорог являются исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Часть 2 ст.28, вышеуказанного Федерального Закона устанавливает, что пользователь автомобильными дорогами имеет право получить компенсацию вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу в случае строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог вследствие нарушений требований настоящего Федерального закона, требований технических регламентов лицами, осуществляющими строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог, в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
Пункт 5 ч.1 ст.16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №...-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относит дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п.5 ст.14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №...- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п.3 ч.6 ст.39 Устава города-героя Волгоград дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа Волгоград и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа Волгоград, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; формирование и использование муниципального дорожного фонда Волгограда в порядке, установленном городской Думой, для обеспечения дорожной деятельности возложена на администрацию Волгограда.
Статьей 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утв. Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от ДД.ММ.ГГГГ №...-ст, и действовавший на момент дорожно-транспортного происшествия, устанавливает требования к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния (транспортно-эксплуатационным показателям) автомобильных дорог общего пользования.
В соответствии с п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений (таблица А.1 приложения А), устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице 5.3.
Как следует из указанной таблицы, отдельное повреждение (выбоина, просадка, пролом) длиной 15 см и более, глубиной 5 см и более должны быть устранены в срок в зависимости от группы улицы, но не более чем 12 суток.
В ходе судебного разбирательства установлено, что Шумилова В.Г. является собственником транспортного средства марки BMW X2 XDRIVE D, 2002 года выпуска, государственный номер К421НК134.
ДД.ММ.ГГГГ примерно в 14 часов 00 минут, двигаясь на участке проезжей части напротив ...А по ... Дзержинского района автомобиль совершил наезд на препятствие в виде выбоины, в дорожном покрытии размерами: шириной 0,35 м., длиной 0,95 м., глубиной 0,10 м.
В результате указанного дорожно-транспортного происшествия транспортному средству истца марки BMW X2 XDRIVE D, 2002 года выпуска, государственный номер К421НК134 были причинены механические повреждения.
Как установлено определением об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ вины водителя Шумиловой В.Г. в совершении дорожно-транспортного происшествия нет.
Для определения стоимости восстановительного ремонта транспортного средства марки BMW X2 XDRIVE D, 2002 года выпуска, государственный номер К421НК134 истец обратился в ООО «Эксперт ВЛСЭ».
Согласно экспертному исследованию стоимость восстановительного ремонта транспортного средства истца, на дату дорожно-транспортного происшествия составила – 86 200 руб. 00 коп., с учетом износа – 82 700 руб. 00 коп., за организацию экспертизы истец оплатила – 4000 руб. 00 коп.
Суд принимает оценку, которую представила истец в качестве доказательства размера ущерба. Иного отчета о размере ущерба сторонами не представлено, ходатайств о назначении судебной экспертизы не заявлено.
Как установлено определением от ДД.ММ.ГГГГ об отказе возбуждении дела об административном правонарушении ..., в возбуждении дела об административном правонарушении отказано в связи с отсутствием в действиях истца состава об административном правонарушении.
Таким образом, судом установлено, что вины Шумиловой В.Г. в причинении вреда автомобилю не имеется.
Поскольку транспортное средство истца при наезде на дорожную выбоину получило механические повреждения, суд полагает, что истец имеет право на возмещение ущерба в порядке ст.ст. 15, 1064 ГК РФ.
Как усматривается из Акта выявленных недостатков, на автомобильной дороге имеются нарушения целостности дорожного полотна в виде дорожной выбоины размером глубиной 0,10 м., шириной 0,35 м., длиной 0,95 м.
Учитывая данные обстоятельства, а также презумпцию вины причинителя вреда, суд полагает, что надлежащим ответчиком по делу является администрация Волгограда, которая как собственник имущества – автомобильной дороги ..., несет бремя ее надлежащего содержания.
Таким образом, оценив вышеуказанные доказательства, суд приходит к выводу, что повреждения автомобиля марки BMW X2 XDRIVE D, 2002 года выпуска, государственный номер К421НК134, возникли вследствие дорожно-транспортного происшествия от ДД.ММ.ГГГГ в результате ненадлежащего содержания дорожной сети в нарушение требований «ГОСТ Р 50597-2017. «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля».
Более того, ст.17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами. Статьей 13 названного Закона на органы местного самоуправления возложены полномочия по осуществлению контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, а также осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения. Согласно ст.15 Закона осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
Подпунктами 3-6 п.6 ст.39 Устава города-героя Волгограда к полномочиям администрации Волгограда в области градостроительной деятельности, транспорта и связи относится также осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа Волгоград и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа Волгоград, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; формирование и использование муниципального дорожного фонда Волгограда в порядке, установленном городской Думой, для обеспечения дорожной деятельности. Организация и осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения в соответствии с действующим законодательством.
Автомобильные дороги местного значения относятся к муниципальной собственности города Волгограда (ст.46 Устава города-героя Волгограда).
В этой связи, суд полагает, что ответственным за причинение ущерба истцу является лицо, в чьи полномочия входит осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, а также осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, то есть органы местного самоуправления - администрации Волгограда.
На основании изложенного, а также в силу положений статей 1064, 1079, 1080, 1085 ГК РФ, суд приходит к выводу, что стоимость восстановительного ремонта автомобиля истца без учета износа составляет – 86200 руб. 00 коп. и подлежит взысканию с администрации Волгограда, поскольку администрация Волгограда является лицом, ответственным за обеспечение надлежащего содержания соответствующей автомобильной дороги и за осуществление контроля за ее надлежащим содержанием. ... г.Волгограда как и иные дороги местного значения является имуществом муниципальной казны. Обратного стороной ответчика не представлено.
Договор добровольного страхования транспортного средства истцом не заключался.
Доводы ответчика о наличии вины самого истца в причинении вреда транспортному средству, суд находит несостоятельным, поскольку не подтверждаются материалами дела.
В соответствии с п.1 ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
Как следует из материалов дела, истцом были понесены расходы на оплату услуг оценки в размере – 4000 руб. 00 коп., что подтверждается кассовым чеком, почтовые расходы в размере – 500 руб. 00 коп., на оформление нотариальной доверенности - 1600 руб. 00 коп., которая согласно тексту, оформлена для ведения конкретного настоящего дела, которые подлежат взысканию с ответчика в пользу истца в полномобъеме, поскольку данные расходы вызваны необходимостью защиты нарушенных прав, понесены по конкретному делу, то подлежат взысканию с ответчика в полном объеме.
Кроме того, истцом оплачена государственная пошлина при подаче иска, в размере – 2 786 руб. 00 коп., поскольку требования заявленные истцом, судом удовлетворены в полном объеме, то суд полагает взыскать расходы по оплате госпошлины в заявленном размере.
В соответствии с ч.1 ст.100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Как следует из договора на оказание юридических услуг от ДД.ММ.ГГГГ, истцом понесены расходы на оплату услуг представителя в размере – 8000 руб. 00 коп.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от ДД.ММ.ГГГГ №...-О-О, обязанность суда взыскивать расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах является одним из предусмотренных законом правовых способов, направленных против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителя и тем самым - на реализацию требования ст.17 (ч.3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Именно поэтому в ч.1 ст.100 ГПК РФ речь идет, по существу, об обязанности суда установить баланс между правами лиц, участвующих в деле.
Таким образом, суд находит требования истца о возмещении судебных расходов на оплату услуг представителя в сумме – 8 000 руб. 00 коп.обоснованными, и с учетом категории дела, периода его рассмотрения судом, исходя из принципа разумности и справедливости, полагает взыскать с ответчика в пользу истца расходы на оплату услуг представителя в заявленном размере.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования Шумиловой В. Г. к администрации Волгограда о взыскании ущерба причиненного дорожно-транспортным происшествием, судебных расходов, – удовлетворить.
Взыскать с Администрации Волгограда в пользу Шумиловой В. Г. в счет возмещения ущерба – 86 200 руб. 00 коп., расходы на проведение экспертизы в размере – 4 000 руб. 00 коп., расходы на оплату услуг представителя в размере – 8000 руб.00 коп., расходы на оформление нотариальной доверенности в размере – 1600 руб. 00 коп., расходы на оплату государственной пошлины в сумме – 2 786 руб. 00 коп., почтовые расходы в размере – 500 руб. 00 коп.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме в апелляционную инстанцию Волгоградского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд города Волгограда.
Судья: подпись С.В. Шепунова
Изготовлено мотивированное решение ДД.ММ.ГГГГ.
Судья: подпись С.В. Шепунова