Дело № 2-321/2024
УИД 75RS0025-01-2023-004596-04
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 марта 2024 года г. Чита
Читинский районный суд Забайкальского края в составе
председательствующего судьи Шокол Е.В.,
при секретаре Черпинскис А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Читинского района, действующего в интересах Ермольевой Т. В. к администрации муниципального района «Читинский район», МОУ «ООШ с. Александровка», Комитету образования администрации муниципального района «Читинский район» о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Читинского района обратился в суд с исковым заявлением в защиту интересов Ермольевой Т.В., ссылаясь на следующее.
Прокуратурой Читинского района по обращению педагогическихработников муниципального общеобразовательного учреждения «ООШ с.Александровка» проведена проверка исполнения законодательства об оплате труда.
В ходе проведенной проверки установлено следующее. Между МОУ «ООШ с. Александровка» и Ермольевой Т.В. 01.09.2008 г. заключен трудовой договор №10 на неопределенный срок, согласно которому последняя принята на работу в качестве учителя начальных классов с установлением должностного оклада в размере 2 499 рублей и закреплением переменной части заработной платы, включающей в себя премии, надбавки, доплаты, определяемых работодателем согласно Положению об оплате труда. Сторонами трудового договора заключено дополнительное соглашение от 04.07.2023 г. № 10 - об установлении с 01.07.2023 г. работнику базового должностного оклада в размере 8 996 руб. 40 коп.
Согласно тарификационному списку МОУ «ООШ с. Александровка» на 2022-2023 учебный год - объем учебной нагрузки Ермольевой Т.В. установлен 34 часа в неделю, в 2023-2024 учебный год - 37 часов
Изучением материалов о начислении и выплате стимулирующих выплат Ермольевой Т.В. установлено, что надбавка за выслугу лет за 2022-2023 г.г. учебные годы начислялась из расчета от базовой ставки, а не в зависимости от фактического объема работы.
За период с 01.11.2022 по 30.10.2023 Ермольевой Т.В. не начислена и не выплачена надбавка за выслугу лет (с учетом районного коэффициента и северной надбавки) исходя из фактической нагрузки в размере 37 311, 39 рублей.
Просит суд обязать МОУ ООШ с. Александровка произвести перерасчет и выплатить Ермольевой Т.В. задолженность по недоначисленной и невыплаченной заработной плате за период с 01.11.2022 г. по 30.11.2023 г. в размере 37 311 руб. 39 коп. В случае недостаточности финансирования у МОУ «ООШ с. Александровка» обязать администрацию муниципального района «Читинский район» профинансировать выплату Ермольевой Т.В. задолженность по недоначисленной и невыплаченной заработной плате за период с 01.11.2022 г. по 30.11.2023 г. в размере 37 311 руб. 39 коп.
Определением суда от 07.02.2024 года к участию в деле в качестве соответчика, привлечен Комитет образования муниципального района «Читинский район».
07.02.2024 г. помощник прокурора Читинского района Иванова Н.С. исковые требования уточнила, просила суд обязать МОУ «ООШ с. Александровка» произвести перерасчет и выплатить Ермольевой Т.В. задолженность по недоначисленной и невыплаченной заработной плате за период с 01.01.2023 г. по 31.12.2023 г. в размере 39 608 руб. 97 коп. В случае недостаточности финансирования у МОУ «ООШ с. Александровка» обязать администрацию муниципального района «Читинский район» профинансировать выплату Ермольевой Т.В. задолженность по недоначисленной и невыплаченной заработной плате за период с 01.01.2023 г. по 31.12.2023 г. в размере 39 608 руб. 97 коп.
26.02.2024 г. помощник прокурора Читинского района Иванова Н.С. исковые требования уточнила, просила суд обязать МОУ «ООШ с. Александровка» произвести перерасчет и выплатить Ермольевой Т.В. задолженность по недоначисленной и невыплаченной заработной плате за период с 01.01.2023 г. по 31.12.2023 г. в размере 39 608 руб. 97 коп. В случае недостаточности финансирования у МОУ «ООШ с. Александровка» обязать администрацию муниципального района «Читинский район», Комитет образования муниципального района «Читинский район» профинансировать выплату Ермольевой Т.В. задолженность по недоначисленной и невыплаченной заработной плате за период 01.01.2023 г. по 31.12.2023 г. в размере 39 608 руб. 97 коп.
В судебном заседании старший помощник прокурора Читинского района Сухарев А.А. уточненные исковые требования подержал и просил удовлетворить.
Истец – Ермольева Т.В. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в свое отсутствие.
Представитель администрации муниципального района «Читинский район», МОУ «ООШ с. Александровка» в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Представитель Комитета образования администрации муниципального района «Читинский район» Рохлецова С.Н. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом. Ранее предоставила отзыв на исковое заявление, в котором просила в удовлетворении иска отказать. Указала, что согласно Положению об оплате труда работников муниципального общеобразовательного учреждения средней образовательной школы с. Александровка Читинского района Забайкальского края, финансирование на оплату труда которых осуществляется за счет субвенций, выделяемых из бюджета Забайкальского края на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного начального общего, основного, среднего общего образования с учетом изменений от 04.07.2023 года должностные оклады педагогических работников увеличены. Таким образом, в данном случае работодателем исполняется обязанность повышать реальное содержание заработной платы работников путем периодического должностного оклада.
На основании ч. 3, 5 ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Заслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу положений абз. 5 ч. 1 ст. 21 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, количеством и качеством выполненной работы.
Этому праву работника в силу абз. 7 ч. 2 ст. 22 ТК РФ корреспондирует обязанность работодателя выплачивать в полном размере причитающуюся работнику заработную плату в установленные законом или трудовым договором сроки и соблюдать трудовое законодательство, локальные нормативные акты, условия коллективного договора и трудового договора.
Согласно ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) представляет собой вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В соответствии со ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.
Согласно ч. 1 ст. 144 ТК РФ системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) устанавливаются: в муниципальных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии с ч. 1 ст. 1 Закона Забайкальского края от 09.04.2014 г. № 964-ЗЗК «Об оплате труда работников государственных учреждений Забайкальского края» (далее Закон № 964-ЗЗК) оплата труда работников государственных учреждений Забайкальского края (далее - краевые учреждения) включает в себя оклады (должностные оклады), ставки заработной платы, компенсационные и стимулирующие выплаты и устанавливается коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами, законами Забайкальского края и настоящим Законом края.
В соответствии со ст. 2 Закона № 964-ЗЗК до утверждения Правительством Российской Федерации базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы по профессиональным квалификационным группам устанавливаются Правительством Забайкальского края.
Оклады (должностные оклады), ставки заработной платы работников краевых учреждений устанавливаются локальными нормативными актамикраевых учреждений на основе требований к профессиональной подготовке иуровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности, и профессиональных квалификационных групп с учетом сложности и объема выполняемой работы или профессиональных квалификационных групп в размерах не ниже базовых окладов (должностных окладов), ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам, установленных Правительством Забайкальского края.
Оклады (должностные оклады), ставки заработной платы работников краевых учреждений индексируются постановлением Правительства Забайкальского края в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги с учетом уровня инфляции.
Во исполнение положений ст.ст. 2, 6, 144 ТК РФ, ст. 44 Устава Забайкальского края, Законом № 964-ЗЗК, в целях обеспечения достойной оплаты труда и права каждого работника на выплату заработной платы не ниже минимального размера заработной платы, принято постановление Правительства Забайкальского края от 30.06.2014 № 382 «О базовых окладах (базовых должностных окладах), базовых ставках заработной платы попрофессиональным квалификационным группам работников государственных учреждений Забайкальского края».
Данным постановлением установлены размеры базовых окладов (базовых должностных окладов) по профессиональным квалификационным группам работников государственных учреждений Забайкальского края. В соответствии с п. 5.3 базовый должностной оклад учителя составляет 7 497 рублей.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Закона № 964-ЗЗК в перечень стимулирующих выплат работникам краевых учреждений включается: выплата за специфику работы; выплата за интенсивность; выплата за высокие результаты работы; выплата за качество выполняемых работ; надбавка за особые условия работы; надбавка за стаж непрерывной работы; надбавка за выслугу лет; надбавка водителям за классность; надбавка молодым специалистам; надбавка за почетное звание,; ведомственный знак отличия, ученую степень; ученое звание, за высокие спортивные достижения; система премирования.
Согласно ст. 10 Закона № 964-ЗЗК надбавка за выслугу лет в размере до 30 процентов оклада (должностного оклада) устанавливается в том числе работникам краевых учреждений образования.
В соответствии с пп. 2.8.1. приложения № 1 Порядка определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации от 22.12.2014 №1601 (далее - Приказ от 22.12.2014 № 1601), норма часов учебной (преподавательской) работы 18 часов в неделю за ставку заработной платы устанавливается, в том числе учителям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам (в том числе адаптированным).
В соответствии с п. 36.5.3 Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2023 год, утвержденных решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 23.12.2022, протокол № 11 (далее - Единые рекомендации), определение размеров выплат стимулирующего характера педагогическим работникам, для которых установлены нормы часов учебной (преподавательской) или педагогической работы за ставку заработной платы, за наличие квалификационных категорий, а также выплат компенсационного характера, выплат за работу в сельской местности, за особенности работы в организациях (отделениях, классах, группах) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и (или) нуждающихся в длительном лечении, в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа для детей и подростков с девиантным (общественно опасным) поведением и по другим основаниям, следует осуществлять с учетом фактического объема учебной нагрузки.
В целях исчисления заработной платы за весь объем педагогической или учебной работы необходимо руководствоваться пп. «а» п. 36.5.2 Единых рекомендаций, в соответствии с которым для педагогических работников,поименованных в пп. 2.8.1 приложения № 1 к Приказу от 22.12.2014 № 1601,заработная плата исчисляется путем умножения размеров ставок заработнойплаты, установленных за календарный месяц на основе квалификационныхуровней профессиональных квалификационных групп без Применения к нимкаких-либо повышающих коэффициентов и (или) повышений, устанавливаемых в процентах (в абсолютных величинах) за квалификационные категории или по иным основаниям, на фактический объем учебной нагрузки (педагогической работы) в неделю; и деления полученного произведения на норму часов преподавательской или педагогической работы в неделю, установленную за ставку заработной платы.
На основании абзаца 9 раздела IX «Особенности формирования системы оплаты труда работников; сферы образования» Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и Местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2018, 2019, 2020, 2021, 2022 годы предусмотрено, что при наличии у работников права на применение повышающих коэффициентов и (или) повышений, установленных в процентах по нескольким основаниям, их величины по каждому основанию определять следует отдельно без учета других повышающих коэффициентов (или) повышений, установленных в процентах, которые затем суммировать и применять путем умножения образовавшейся величины на размер заработной платы, исчисленной за фактический объем учебной нагрузки и (или) педагогической работы.
В силу положений ст. 2 ТК РФ исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией РФ основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются, в том числе запрещение дискриминации в сфере труда и обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное существование человека для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Статьей 333 ТК РФ определено, что для педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю.
В зависимости от должности и (или) специальности педагогических работников с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы), порядок определения учебной нагрузки, оговариваемой в трудовом договоре, и основания ее изменения, случаи установления верхнего предела учебной нагрузки педагогических работников определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ч. 3 ст. 333 ТК РФ).
Как следует из материалов дела между МОУ «ООШ с. Александровка» и Ермольевой Т.В. 01.09.2008 г. заключен трудовой договор №10 на неопределенный срок, согласно которому последняя принята на работу в качестве учителя начальных классов с установлением должностного оклада в размере 2 499 рублей и закреплением переменной части заработной платы, включающей в себя премии, надбавки, доплаты, определяемых работодателем согласно Положению об оплате труда. Сторонами трудового договора заключено дополнительное соглашение от 04.07.2023 г. № 10 - об установлении с 01.07.2023 г. работнику базового должностного оклада в размере 8 996 руб. 40 коп. (л.д. 11-12, 14).
Согласно тарификационному списку МОУ «ООШ с. Александровка» на 2022-2023 учебный год - объем учебной нагрузки Ермольевой Т.В. установлен 34 часа в неделю, в 2023-2024 учебный год - 37 часов.
Положением об оплате труда работников МОУ ООШ с. Александрова, утвержденным приказом директора МОУ «ООШ с. Александровка» от 01.04.2017 г. установлена надбавка за выслугу лет в процентном соотношении к должностному окладу. Так, при стаже от 1 года до 5 лет надбавка составляет 5 %, от 5 до 10 лет - 10 %, от ТО До 15 лет - 15 %, от 15 лет и более - 25% (л.д. 30-57).
Установление стимулирующей выплаты за выслугу лет является правом работодателя. Вместе с тем данное усмотрение работодателя не может быть произвольным, установленным в нарушение действующих Единых рекомендаций, то есть без учета фактической нагрузки работников.
Из материалов дела следует, что начислении и выплата стимулирующих выплат Ермольевой Т.В., а именно надбавка за выслугу лет за 2022-2023 г.г. учебные годы начислялась из расчета от базовой ставки, а не в зависимости от фактического объема работы.
За период с 01.01.2023 по 31.12.2023 Ермольевой Т.В. не начислена и не выплачена надбавка за выслугу лет (с учетом районного коэффициента и северной надбавки) исходя из фактической нагрузки в размере 37 311, 39 рублей.
Также, как усматривается из трудового договора, тарификационных списков истцу установлена надбавка за выслугу лет, вместе с тем указанная надбавка исчислена исходя из нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы без учета фактической нагрузки и фактически отработанных часов педагогической работы.
Обстоятельства, связанные с исчислением надбавки исходя из нормы часов педагогической нагрузки, без учет фактической нагрузки, не оспаривались ответчиками.
Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению c установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами. Условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению c установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Материалами дела подтверждается, что при норме педагогической работы 18 часов в неделю за ставку заработной платы, истцы работали в спорные периоды от 22 до 40 часов в неделю, при этом заработная плата, в части надбавки за выслугу лет, начислялась и выплачивалась истцам исходя из нормы работы 18 часов в неделю, а не фактически отработанного времени, то есть заработная плата в установленном размере не начислялась и не выплачивалась.
Проверив представленные истцами расчеты, не оспоренные ответчиками, суд находит их обоснованными и верными.
Из расчета задолженности следует, задолженность по недоначисленной и невыплаченной заработной плате за период с 01 января 2023 по 31 декабрь 2023 составляет 39 608 руб. 97 коп.
Указанная сумма подлежат взысканию в пользу истца.
Учредителем МОУ «ООШ с. Александровка» является муниципальный район «Читинский район» в лице МКУ Комитет образования администрации муниципального района «Читинский район».
С учетом изложенного требования в части обязания администрации муниципального района «Читинский район», Комитета образования администрации муниципального района «Читинский район» профинансировать выплату задолженности по недоначисленной и невыплаченной заработной плате подлежат удовлетворению.
При таких обстоятельствах требования прокурора Читинского района, действующего в интересах Ермольевой Т.В. подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить.
Обязать МОУ «ООШ с. Александровка» (ИНН 7524009356) произвести перерасчет и выплатить Ермольевой Т. В., <данные изъяты> задолженность по недоначисленной и невыплаченной заработной плате за период с 01.01.2023 г. по 31.12.2023 г. в размере 39 608 руб. 97 коп.
В случае недостаточности финансирования у МОУ «ООШ с. Александровка» обязать администрацию муниципального района «Читинский район», Комитет образования муниципального района «Читинский район» профинансировать выплату Ермольевой Т. В. задолженность по недоначисленной и невыплаченной заработной плате за период с 01.11.2022 г. по 31.12.2023 г. в размере 39 608 руб. 97 коп.
Решение суда может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Забайкальский краевой суд путем подачи жалобы через Читинский районный суд Забайкальского края.
Судья Шокол Е.В.
Мотивированное решение составлено 19 марта 2024 года.