Дело № 2-229/2023 Копия
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06 июня 2023 года. п.Октябрьский Пермского края
Октябрьский районный суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Савченко С.Ю.,
при секретаре Мухаметовой З.А.,
с участием помощника прокурора Октябрьского района Пушкарева М.К.,
представителя ответчика – отдела МВД России по Октябрьскому городскому округу Карымовой ФИО8
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Октябрьского района Пермского края в защиту интересов неопределенного круга лиц к Отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации по Октябрьскому городскому округу Пермского края о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
прокурор Октябрьского района Пермского края обратился в суд с исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц к Отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации по Октябрьскому городскому округу Пермского края о возложении обязанности. Заявленные требования мотивировал тем, что прокуратурой района в январе 2023 года проведена проверка исполнения действующего законодательства об охране труда в деятельности Отдела МВД России по Октябрьскому городскому округу Пермского края. В ходе проверки выявлены нарушения законодательства об охране труда, а именно: не применяется правило, устанавливающие увеличенный срок хранения табелей учета рабочего времени во вредных условиях труда. По данному факту начальнику Отдела МВД России по Октябрьскому городскому округу внесено представление от ДД.ММ.ГГГГ №. В ходе рассмотрения представления установлено, что в Отделе МВД России по Октябрьскому городскому округу не проводилась специальная оценка условий труда, в связи с чем невозможно установить рабочие места, условия труда которых являются вредными. В штатное расписание ОМВД России по Октябрьскому городскому округу, утвержденное Приказом ГУ МВД РФ по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ №, включено четыре должности рабочих: дезинфектор медицинской части изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых, а также три должности водителя автомобиля группы тылового обеспечения. Рабочие места для указанных должностей критериям ч.3 ст.3 Федерального закона «О специальной оценке условий труда» не соответствуют, следовательно, к ним должно применяться правило, установленное ст. 214 ТК РФ.
Таким образом, в ОМВД России по Октябрьскому городскому округу предусмотрено 4 рабочих места, в отношении которых должна быть проведена специальная оценка условий труда. Вместе с тем, специальная оценка условий труда не проводилась.
Установленные в результате проверки нарушения трудового законодательства, допущенные ОМВД России по Октябрьскому городскому округу нарушают права и законные интересы не только работающих в настоящее время, но и всех принимаемых в будущем на работу работников организации, то есть затрагивают права и законные интересы неопределенного круга лиц, что дает право обратиться прокурору в суд.
Просят возложить на Отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации по Октябрьскому городскому округу Пермского края в срок до ДД.ММ.ГГГГ обязанность обеспечить проведение специальной оценки условий труда четырех рабочих мест: 1 рабочее место дезинфектора медицинской части изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых, 3 рабочих места водителей автомобилей группы тылового обеспечения.
В судебном заседании истец помощник прокурора Октябрьского района Пушкарев М.К. исковые требования поддержал, по существу изложил доводы, содержащиеся в исковом заявлении.
Представитель ответчика - Отдела МВД России по Октябрьскому городскому округу Карымова ФИО9 с заявленными требованиями согласилась и пояснила, что согласно договора № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Отделом МВД России по Октябрьскому городскому округу и ООО «Альфа Эксперт Экология», последний обязуется выполнить работы по проведению специальной оценки условий труда. Со сроком исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ согласны.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив представленные письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В соответствии со ст. 22 Трудового кодекса РФ (далее - ТК РФ) работодатель обязан обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, а также исполнять обязанности, предусмотренные трудовым законодательством, в том числе законодательством о специальной оценке условий труда, и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Согласно ст.214 ТК РФ работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.
В соответствии с ч.1 ст.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее - Федеральный закон «О специальной оценке условий труда») специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
Согласно ч. 3 ст. 3 Федерального закона «О специальной оценке условий труда» специальная оценка условий труда не проводится в отношении условий труда надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями - физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, или с работодателями -религиозными организациями, зарегистрированными в соответствии с федеральным законом.
В соответствии с ч.4 ст.3 Федерального закона «О специальной оценке условий труда» проведение специальной оценки условий труда в отношении условий труда государственных гражданских служащих и муниципальных служащих регулируется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе и о муниципальной службе.
В настоящее время законодательством Российской Федерации процедура проведения специальной оценки условий труда государственных гражданских и муниципальных служащих не предусмотрена.
Согласно ч.1 ст.8 Федерального закона «О специальной оценке условий труда» обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя.
Согласно ч.1 ст.14 вышеуказанного закона условия труда по степени вредности и (или) опасности подразделяются на четыре класса - оптимальные, допустимые, вредные и опасные условия труда.
Из вышеприведенных норм закона следует, что работодатель обязан организовать и финансировать проведение специальной оценки условий труда в порядке Федерального закона «О специальной оценке условий труда» всех рабочих мест работников, трудовые отношения с которыми регулируются Трудовым кодексом Российской Федерации, кроме случае предусмотренных ч.3 ст.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».
В судебном заседании установлено и из материалов дела следует:
из рапорта помощника прокурора на имя прокурора Октябрьского района следует, что усматриваются основания для проведения проверки в отношении ОМВД России по Октябрьскому городскому округу, поскольку имеются основания полагать что в Отделе нарушены правила хранения документов, которые могут подтвердить наличие специального трудового стажа (л.д. 5).
Согласно справке ОМВД по Октябрьскому району от ДД.ММ.ГГГГ, Чуркин ФИО10 работал в органах внутренних дел МВД РФ в должности машиниста котельной установки с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Льготный стаж Чуркина ФИО11 подтвердить не представляется возможным в виду отсутствия документов: паспорта котла, штатных расписаний за период с 2000 по 2002 год, табелей учета рабочего времени с 2000 по 2002 год, актов на покупку и списание угля за период с 2000 по 2002 год (л.д. 6).
Согласно ответа Отдела МВД России по Октябрьскому городскому округу от ДД.ММ.ГГГГ № на требование прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ №, первичные документы ОМВД России по Октябрьскому городскому округу по закупке и списанию материальных запасов за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также табели учета рабочего времени работников за период с 2000 по 2002 годы уничтожены по истечении срока хранения (акты уничтожения № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ). Лицевые карточки денежного довольствия и заработной платы за период 2000-2002 годы переданы на архивное хранение в ИЦ ГУ МВД России по Пермскому краю счета (л.д.7).
Решением № от ДД.ММ.ГГГГ заместителем прокурора Октябрьского района Пермского края принято провести проверку деятельности Отдела МВД России по Октябрьскому городскому округу с целью исполнения федерального законодательства об охране труда (л.д. 8).
Согласно справке о проведенной проверке от ДД.ММ.ГГГГ помощником прокурора Октябрьского района проведена проверка соблюдения законодательства об охране труда в деятельности ОМВД России по Октябрьскому городскому округу в ходе которой установлено преждевременное уничтожение архивных документов, что влечет нарушение прав работников Отдела МВД России по Октябрьскому городскому округу занятых на должности, предусматривающей работы во вредных условиях труда, на назначение досрочной пенсии по старости (л.д. 9-10).
По данному факту Врио начальника Отдела МВД России по Октябрьскому городскому округу внесено представление об устранении нарушений законодательства об охране труда от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 11-13).
Согласно ответа Отдела МВД России по Октябрьскому городскому округу от ДД.ММ.ГГГГ № на вышеуказанное представление прокурора, в Отделе не проводилась специальная оценка условий труда в отношении должности дезинфектора медицинской части изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых не проводилась, табели учета рабочего времени работников уничтожены за период ранее января 2015 года правомерно (л.д.14).
Согласно штатного расписания Отдела МВД России по Октябрьскому городскому округу, утвержденного Приказом ГУ МВД РФ по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ № включено четыре должности рабочих: дезинфектор медицинской части изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых, а также три должности водителя автомобиля группы тылового обеспечения (л.д. 20-29).
Согласно ответа ГУ МВД России по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ № должность дезинфектора, поименованная в Перечне должностей, руководитель Отдела МВД России по Октябрьскому городскому округу, являясь работодателем обязан проводить специальную оценку труда в порядке определенном нормами Закона о специальной оценке (л.д. 32).
Из вышеприведенных доказательств установлено, что в Отделе МВД России по Октябрьскому городскому округу предусмотрено 4 рабочих места, в отношении которых должна быть проведена специальная оценка условий труда. Вместе с тем, специальная оценка условий труда не проводилась, что свидетельствует о том, что не исполняются обязанности в части проведения специальной оценки условий труда.
Таким образом, оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора о возложении обязанности обеспечить проведение специальной оценки условий труда четырех рабочих мест: 1 рабочее место дезинфектора медицинской части изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых, 3 рабочих места водителей автомобилей группы тылового обеспечения.
Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Определяя такой срок, суд учитывает, что ответчику – Отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации по Октябрьскому городскому округу Пермского края для выполнения решения суда потребуется изыскать дополнительные финансовые средства, кроме того ответчик согласен с указанным в исковом заявлении сроком, поэтому суд находит разумным и необходимым установить срок для исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ.
Руководствуясь ст. ст.194- 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
исковые требования прокурора Октябрьского района Пермского края в защиту интересов неопределенного круга лиц к Отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации по Октябрьскому городскому округу Пермского края о возложении обязанности – удовлетворить.
Возложить на Отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации по Октябрьскому городскому округу Пермского края в срок до ДД.ММ.ГГГГ обязанность обеспечить проведение специальной оценки условий труда четырех рабочих мест: 1 рабочее место дезинфектора медицинской части изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых, 3 рабочих места водителей автомобилей группы тылового обеспечения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Октябрьский районный суд Пермского края в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий подпись С.Ю.Савченко
Копия верна.
Судья
Секретарь судебного заседания
Подлинный документ находится в производстве Октябрьского районного суда Пермского края и подшит в деле 2-229/2023