Дело: № 2-45/2024 (2-422/2023;)
УИД 05RS0011-01-2023-000511-07
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Гуниб 21 февраля 2024 г.
Гунибский районный суд Республики Дагестан в составе председательствующего Алибулатова М.М., при помощнике судьи Сайпудинове М.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску представителя Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора по доверенности ФИО4 к ФИО1 о возмещении вреда, причиненного окружающей среде в размере 1 396 156,61 рублей,
У С Т А Н О В И Л:
Истец обратился в суд с требованием о взыскании с ответчика сумму вреда причиненного окружающей среде в размере 1 396 156,61 рублей.
В обоснование указал, что ДД.ММ.ГГГГ истцом проведено выездное обследование без взаимодействия с контролируемым лицом объекта, расположенного в водоохраной зоне водного объекта – Черного моря. В ходе обследования установлено, что указанный земельный участок перекрыт навалом грунта и отходами боя строительного мусора на площади 479,68 м/2, доступ к почвенному слою отсутствует. Правообладателем участка является ФИО1 Вред ответчиком окружающей среде причинен в результате невыполнения им требований природоохранного законодательства, что повлекло перекрытие поверхности почвы отходами грунта и боя строительного мусора на территории земельного участка. Указанные обстоятельства подтверждаются доказательствами, прилагаемыми к настоящему исковому заявлению. В адрес ответчика было направлено требование о добровольном возмещении вреда, причиненного почвам в котором предлагалось возместить причиненный объекту охраны окружающей среде вред в добровольном порядке. Ответ на требование от ФИО1 в Управление не получено.
В связи с чем представитель истца просит удовлетворить его требования и дело рассмотреть в его отсутствии.
Надлежаще извещенный о месте и времени ответчик не явился в суд и причину неявки суду не сообщил.
Исследовав письменные доказательства по делу, суд установил следующее.
Как следует из материалов дела, Черноморо-Азовским морским управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ДД.ММ.ГГГГ на основании положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, Положения о Черноморо-Азовском морском управлении Росприроднадзора, утвержденного Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от ДД.ММ.ГГГГ за №, приказа руководителя Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ №-КНД «Об утверждении задания о проведении контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом» проведено выездное обследование без взаимодействия с контролируемым лицом расположенного в водоохраной зоне водного объекта – Черного моря территории земельного участка с кадастровым номером 23:49:0201001:182 по адресу: <адрес>, садоводческое товарищество «Железнодорожник», массив 7,74 км., бригада 1, участок « 1а.
В соответствии со ст. 1 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» охрана окружающей среды – деятельность органов государственной власти Российской Федерации (в пределах компетенции), направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию её последствий, а также признаки свидетельствующие о возможном причинении вреда почвам как объекту охраны окружающей среда.
ДД.ММ.ГГГГ в рамках Приказа Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ №-КНД «Об утверждении задания о проведении контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом», должностными лицами Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора с 11 часов 20 минут по 11 часов 35 минут по МСК проведено выездное обследование водоохраной зоны водного объекта – Черного моря в границах Центрального внутригородского района муниципального образования городской округ город-курорт Сочи в районе <адрес> по ул. 73 км. В <адрес> на земельном участке с кадастровым номером 23:49:0201001:182 на предмет соблюдения требований природоохранного законодательства в части размещения отходов грунта на земельном участке.
Обследованием установлено, что на земельном участке с кадастровым номером 23:49:0201001:182 произведены работы по планировке участка путем насыпи отходов грунта и боя строительного мусора (бой бетона, бой железобетонных конструкций, бой кирпича). На участке на поверхности, не имеющей твердого покрытия без защиты от воздействия атмосферных осадков и ветров, находятся отходы произвосдтва и потребления (пластиковая тара, отходы резиновых изделий, древесно-кустарниковые отходы, полиэтиленовая пленка). Площадь перекрытия почвы отходами грунта и боя строительного мусора на земельном участке с кадастровым номером 23:49:0201001:182 составила 479,68 кв.м. Нарушены требования ст. 34 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». По результатам выездного обследования составлен протокол осмотра от ДД.ММ.ГГГГ №-КНД, схема размеров площади перекрытия почвы отходами грунта и боя строительного мусора и фототаблица.
Согласно ч. 1 ст. 34 Закона об охране окружающей среды хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
В соответствии с ч. 2 ст. 34 Закона об охране окружающей среды при осуществлении деятельности, предусмотренной ч. 1 ст. 34 Закона об охране окружающей среды, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности.
В соответствии со ст. 1 Закона об охране окружающей среды вред окружающей среде – это негативное изменение окружающей среды в результате её загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов.
В соответствии со ст. 77 Закона об охране окружающей среды, юридические лица и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате её загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством. Вред окружающей среде, подлежит возмещению субъектов хозяйственной и иной деятельности, причинившим его. Вред окружающей среде возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде.
Черноморо-Азовским морским управлением Росприроднадзором в адрес ответчика ФИО1 направлено требование о добровольном возмещении вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды исх. 01-16/3805 от ДД.ММ.ГГГГ.
Однако требование истца было оставлено без ответа и финансового удовлетворения, что послужило основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
Принимая решение, суд исходил из следующего.
Согласно ст. 1 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»:
- Негативное воздействие на окружающую среду – воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды; окружающая среда – совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов;
- природная среда (далее также – природа) – совокупность компонентов природной среды, природных природно-антропогенных объектов;
- компоненты природной среды – земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающее в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.
Согласно ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию и её состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Пунктом 3 Постановления Правительства РФ «О федеральном государственном экологическом надзоре» от ДД.ММ.ГГГГ № указывает на то, что федеральный государственный экологический надзор осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами.
Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования» пунктом 1 Положения устанавливается то, что Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере природопользования, а также в пределах своей компетенции в области охраны окружающей среды, в том числе в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, в области обращения с отходами (за исключением радиоактивных отходов) и государственной экологической экспертизы.
Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от ДД.ММ.ГГГГ № «Об Утверждении Положения о Черноморо-Азовском морском управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования» (в редакции приказа от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №) пунктом 1 Положения устанавливается, что Черноморо-Азовское морское Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования является территориальным органом Росприроднадзора.
И пунктом 4.23 Положения о Черноморо-Азовском морском управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования для осуществления своих полномочий имеет право предъявлять в установленном законодательством Российской Федерации порядке иски, в том числе о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.
Таким образом, функциями Черномо-Азовского морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования является контроль и надзор в сфере природопользования, а также в области охраны окружающей среды, т.е. защита государственных и общественных интересов. Результатом реализации вышеуказанных функций и является данное исковое заявление о взыскании суммы вреда, при чиненного почвам как объекту охраны окружающей среды.
Как следует из материалов дела, Управлением установлен факт загрязнения почв, порчи почвы при перекрытии ее поверхности навалом грунта и отходами боя строительного мусора, на земельном участке с кадастровым номером 23:49:0201001:182 по адресу: <адрес>, Садоводческое товарищество «Железнодорожник», массив 7,74 км., бригада 1, участок №а – земли особо охраняемых территорий и объектов.
Согласно акту выездного обследования (без взаимодействия с контролируемыми лицами) от ДД.ММ.ГГГГ площадь перекрытия почвы отходами грунта и боя строительного мусора на земельном участке с кадастровым номером 23:49:0201001:182 составила 479,68 кв.м.
В соответствии со ст. 4,4.1 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы; загрязняющие вещества, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, определяются: с учетом уровня токсичности, канцерогенных и (или0 мутагенных свойств химических и иных веществ, в том числе имеющих тенденцию к накоплению в окружающей среде, а также их способности к преобразованию в окружающей среде в соединения, обладающие большей токсичностью; с учетом данных государственного экологического мониторинга и социально-гигиенического мониторинга; при наличии методик (методов) измерения загрязняющих веществ.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 39 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 136-ФЗ «Земельного кодекса Российской Федерации», целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 136-ФЗ «Земельного кодекса российской Федерации», в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по:
воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения;
защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия;
защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10.01.2001г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», вред окружающей среде – это негативное изменение окружающей среды в результате её загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов.
Факт негативного воздействия на почву как объекту охраны окружающей среды подтверждается доказательствами, имеющимися в представленных материалах.
Вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды (пункт 3 статьи 77 Закон № 7-ФЗ).
Нормы природоохранного законодательства о возмещении вреда окружающей среде применяются с соблюдением правил, установленных общими нормами гражданского законодательства, регулирующих возмещение ущерба, в том числе внедоговорного вреда. Доказывание таких убытков производится в общем порядке, установленном статьями 15 и 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Размер вреда, причиненный почвам как объекту охраны окружающей среды, согласно прилагаемому расчету, составил 1 396 156,61 рублей. Размер вреда рассчитан на основании «Методики исчисления размера вреда», причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утвержденной приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ №.
Представленный истцом расчет размера вреда, проверен судом, признан арифметически верным.
Согласно материалам дела, акт выездного обследования от ДД.ММ.ГГГГ составлен по результатам выездного обследования в рамках приказа Управления от ДД.ММ.ГГГГ №-КНД «Об утверждении задания о проведении контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом». Контрольное (надзорное) мероприятие – выездное обследование проведено Управлением в целях предупреждения, выявления и пресечения нарушений требований законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды, поскольку содержатся признаки возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде.
В результате проведения выездного обследования ДД.ММ.ГГГГ Управлением установлены факты несоблюдения требований природоохранного законодательства свидетельствующие о возможном причинении вреда почвам как объекту охраны окружающей среды, на земельном участке с кадастровым номером 23:49:0201001:182 по адресу: <адрес>, Садоводческое товарищество «Железнодорожник», массив 7,74 км., бригада 1, участок №а, водоохранная зона водного объекта - Черного моря в границах Центрального внутригородского района муниципального образования городской округ город-курорт Сочи в районе <адрес>, что и отражено в Акт выездного обследования от ДД.ММ.ГГГГ.
Исходя из вышеизложенного цель контрольного (надзорного) мероприятия – выездного обследования достигнута, факты несоблюдения требований природоохранного законодательства ФИО1 нашли свое подтверждение.
Координаты земельного участка порчи почвы и отходов определены в ходе выездного обследования и отражены в акте выездного обследования от ДД.ММ.ГГГГ и фототаблице к акту со схемой размеров площади перекрытия почвы.
При таких обстоятельствах суд считает, что иск следует удовлетворить.
Все представленные в материалах дела доказательства, а также иные юридически значимые обстоятельства, исследованы в судебном заседании, и получили свою оценку в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Черноморо-Азовского морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования к ФИО1 о возмещении вреда, причиненного окружающей среде – удовлетворить.
Взыскать с ответчика ФИО1 в пользу истца сумму вреда, причиненного почвам на территории земельного участка с кадастровым номером 23:49::0201001:182, расположенным по адресу: <адрес>, Садоводческое товарищество «Железнодорожник», массив 7,74 км., бригада 1, участок №а, в размере 1 396 156 (один миллион триста девяносто шесть тысяч сто пятьдесят шесть) рублей 61 копейку.
Взысканную сумму перечислить согласно следующим платежным реквизитам:
Единый казначейский счет – 40№
Расчетный счет – 03№
Банк получателя: ЮЖНОЕ ГУ БАНКА РОССИИ/УФК по <адрес>
БИК – №
№
№
№
№
Получатель: УФК по <адрес> (Черномо-Азовское морское управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, л/с 04181D01120).
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан через Гунибский районный суд в течение месяца со дня вынесения.
Председательствующий М.М. Алибулатов
Мотивированное решение изготовлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.