Дело № 2-890/2023
УИД 53RS0015-01-2023-000951-88
Решение
именем Российской Федерации
23 ноября 2023 года п. Шимск
Солецкий районный суд Новгородской области в составе:
председательствующего судьи Матей Ю.В.,
при секретаре Митрофановой Н.Г.,
с участием помощника прокурора Шимского района Новгородской области Родионовой Д.А.,
представителя ответчика администрации Шимского муниципального района Новгородской области Ульянова А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Шимского района Новгородской области в интересах А.С.С. к администрации Шимского муниципального района Новгородской области об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения,
установил:
Прокурор Шимского района Новгородской области обратился в суд с иском в интересах А.С.С. к администрации Шимского муниципального района Новгородской области о предоставлении благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения. В обоснование требований указано, что А.С.С. на основании приказа Департамента образования и молодёжной политики Новгородской области № от ДД.ММ.ГГГГ включён в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, в связи с отсутствием в собственности либо на ином праве жилого помещения. А.С.С. достиг возраста 18 лет. ДД.ММ.ГГГГ А.С.С. письменно обратился в администрацию Шимского муниципального района Новгородской области с заявлением о предоставлении ему жилого помещения как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. До настоящего времени требуемое жилое помещение истцу не предоставлено.
В судебном заседании помощник прокурора Шимского района Новгородской области Родионова Д.А. заявленные исковые требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении, указав, что прокуратурой района в администрацию Шимского муниципального района внесено представление в целях устранения нарушений требований жилищного законодательства, однако до настоящего времени жилое помещение истцу не предоставлено.
Истец А.С.С. в судебное заседание не явился, извещался по месту жительства. В материалах дела имеются конверты, возращенные в суд с отметкой почты «за истечением срока хранения». Применительно к п. 35 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 № 234, и ч. 2 ст. 117 Гражданского процессуального кодекса РФ отказ в получении почтовой корреспонденции следует считать надлежащим извещением о слушании дела. Также информация о рассмотрении дела заблаговременно была размещена на официальном сайте Солецкого районного суда Новгородской области.Таким образом, извещение истца произведено в соответствии с требованиями ст. ст. 113, 117 Гражданского процессуального кодекса РФ, в связи с чем, принимая во внимание положения ст. 6.1. Гражданского процессуального кодекса РФ, гарантирующие сторонам в деле право на справедливое судебное разбирательство в разумный срок, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца А.С.С. в порядке ст. 165.1 Гражданского кодекса РФ, ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Представитель ответчика администрации Шимского муниципального района Новгородской области Ульянов А.И. в судебном заседании исковые требования не признал, указав на то, что администрация Шимского муниципального района не оспаривает право истца А.С.С. на предоставление специализированного жилого помещения, тем не менее, считает, что при удовлетворении требований истца будут нарушены права и законные интересы других лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих в очереди на предоставление жилого помещения. Полагает, что в настоящее время в связи с прохождением военной службы А.С.С. предоставление ему жилого помещения вне очереди нецелесообразно, поскольку отсутствует острая необходимость. Также ввиду отсутствия бюджетных средств, обеспечить истца жилым помещением в 2023 году не представляется возможным.
Изучив материалы гражданского дела, выслушав участвующих в деле лиц, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч. 2 ст. 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации устанавливаются гарантии социальной защиты.
Частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
При этом, в силу п. «ж» ч.1 ст. 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Так, в соответствии с ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
А именно, в соответствии со статьей 1 указанного Федерального закона детьми-сиротами признаются лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; детьми, оставшимися без попечения родителей, признаются лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав; лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Аналогичные положения содержатся в Областном законе Новгородской области от 05 сентября 2014 года № 618-ОЗ «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также усыновителей».
Так, в силу требований статьи 11 указанного Областного закона право на однократное обеспечение по месту жительства на территории Новгородской области за исключением случаев, указанных в части 5 настоящей статьи, благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда (далее - жилое помещение) по договору найма специализированного жилого помещения по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и настоящим областным законом в порядке, установленном Правительством Новгородской области, имеют: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений; дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным при наличии обстоятельств, указанных в части 4 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"; лица, достигшие возраста 23 лет, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и имели право на предоставление жилой площади в соответствии с настоящим областным законом до 31 декабря 2012 года включительно и своевременно не получившие жилое помещение.
При этом в силу ч. 2 ст. 11 указанного Областного закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилое помещение предоставляется по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Таким образом, как следует из приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в п.1 ст. 8 Федерального закона №159-ФЗ от 21 декабря 1996 года "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
К их числу относится, в частности, достижение лицом, относящимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возраста 18 лет, а также окончание срока пребывания ребенка в образовательной организации.
При этом, законодатель не определил срок, в течение которого должно предоставляться жилое помещение данной категории граждан, что не может толковаться иначе, как необходимость обеспечения возможности осуществления такого права непосредственно после его возникновения.
Установленный региональным законодательством порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений определяет процедуру формирования соответствующего списка с целью определения требуемых объектов ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем указанной категории лиц.
Как установлено судом и следует из материалов дела, А.С.С. родился ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается копией паспорта (л.д.12).
Из копии свидетельства о рождении от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.19) усматривается, что матерью А.С.С. записана А.Е.С., в графе отец - прочерк.
Из материалов дела следует, что мать А.С.С. - П.Е.С. умерла.
На основании постановлений администрации Шимского муниципального района Новгородской области от ДД.ММ.ГГГГ №, ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.26,27) над несовершеннолетним А.С.С. установлена опека, попечителем назначена Т.О.А.
Согласно копии приказа Министерства образования Новгородской области № от ДД.ММ.ГГГГ А.С.С. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в связи с отсутствием в собственности либо на ином праве жилого помещения.
А.С.С. ДД.ММ.ГГГГ обратился в администрацию Шимского муниципального района Новгородской области с заявлением о предоставлении ему жилого помещения, однако до настоящего времени жилое помещение истцу не предоставлено.
Согласно имеющимся материалам дела у А.С.С. не имеется в собственности и жилых помещений и других объектов недвижимого имущества, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 19.10.2023 года (л.д.30)
При таких обстоятельствах у истца в силу положений ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" возникло право на обеспечение жилым помещением.
Прокурором Шимского района 06 июня 2023 года внесено представление в администрацию Шимского муниципального района об устранении и недопущении нарушений федерального законодательства, однако А.С.С. до настоящего времени не обеспечен жилым помещением.
Доводы представителя ответчика администрации Шимского муниципального района о том, что жилое помещение должно быть предоставлено истцу только после завершения им прохождения военной службы по призыву, поскольку А.С.С. в судебном заседании не выражено своего отношения по настоящему делу, суд находит несостоятельными, основанными на ошибочном толковании норм материального права.
Так, в силу абз.2 п.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
В соответствии с абз. 3 п.1 ст.8 названного Федерального закона по заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
При этом, установленное абз. 3 п.1 ст.8 данного закона правовое предписание является дополнением гарантии обеспечения лиц, к категории которых относится истец, жилыми помещениями, а не препятствием к ее реализации по достижении ими 18-летнего возраста. Законодатель лишь расширил временной промежуток для реализации такой гарантии, указав на право истца на получение жилья по его выбору и по окончании учебного заведения либо окончании прохождения военной службы по призыву, однако, безусловным основанием наступления такого права наряду с нуждаемостью в жилом помещении назвал достижение лицом, оставшимся без попечения родителей, 18-летнего возраста. Указанное следует из системной связи положений ст.1 абз. 2 п.3 ст.6, п.9 ст.8 указанного Закона.
Кроме того, А.С.С. неоднократно были направлены заявления в администрации Шимского муниципального района о предоставлении ему жилого помещения и прокуратуру Шимского района для оказания помощи в предоставлении ему жилого помещения после завершении обучения в Дорожно-транспортном техникуме.
Доводы представителя ответчика администрации Шимского муниципального района о нарушении в случае удовлетворения требований прокурора прав и законных интересов других лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих в очереди на предоставление жилого помещения, об отсутствии субвенций из областного бюджета на приобретение недвижимости судом отклоняются, поскольку не могут служить основанием ограничения условий реализации прав указанной категории граждан на внеочередное получение жилых помещений по договору найма специализированного жилого помещения. Действующим законодательством не ставится в зависимость предоставление жилых помещений по договорам специализированного найма указанной категории граждан от каких-либо условий, в том числе, от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учет, а связано с иными обстоятельствами, предусмотренными ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что истец достиг возраста восемнадцати лет, не имеет в настоящее время и не имел ранее на праве собственности жилого помещения, включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, в связи с отсутствием в собственности либо на ином праве жилого помещения, вместе с тем таким жилым помещением не обеспечен, суд полагает, что имеется совокупность условий, обязательных для предоставления А.С.С. жилого помещения, в связи с чем исковые требования прокурора в его интересах являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.
Согласно п. 9 ч.2 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ прокуратура освобождена от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, предъявляемым в защиту прав, свобод и законных интересов граждан.
На основании ч.4 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса РФ суд полагает возможным издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, возместить за счет средств федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 11, 56, 194-199, Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования прокурора Шимского района Новгородской области в интересах А.С.С. к администрации Шимского муниципального района Новгородской области об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения удовлетворить.
Обязать администрацию Шимского муниципального района Новгородской области, ИНН 5319002185 предоставить А.С.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцу г. Великий Новгород Новгородской области, благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Новгородский областной суд через Солецкий районный суд в течение одного месяца,начиная с 24 ноября 2023 года со дня изготовления мотивированного решения.
Председательствующий Ю.В. Матей