Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-102/2024 (2-778/2023;) ~ М-764/2023 от 22.12.2023

Дело № 2-102/2024

УИД 09RS0008-01-2023-000900-63

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 марта 2024 года                                                                а. Хабез

    Хабезский районный суд Карачаево-Черкесской Республики в составе:

    председательствующего судьи Нагаева А.М.

    при секретаре судебного заседания Хапсироковой Л.А.,

с участием:

прокурора, в лице помощника Хабезского межрайонного прокурора Карачаево-Черкесской Республики Шнахова А.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Хабезского межрайонного прокурора Карачаево-Черкесской Республики в интересах Махожевой А.З. к Администрации Абазинского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики о возложении обязанности по предоставлению многодетной семье земельного участка,

установил:

Хабезский межрайонный прокурор Карачаево-Черкесской Республики обратился в суд с иском в защиту интересов Махожевой А.З. и несовершеннолетних Махожева И.А., 2007 года рождения, Махожева Я.А., 2009 года рождения и Махожева М.А., 2014 года рождения к администрации Абазинского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики, в котором просил обязать ответчика предоставить вышеназванной многодетной семье земельный участок в соответствии с Законом от ДД.ММ.ГГГГ -РЗ «О бесплатном предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей в Карачаево-Черкесской Республике» в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

В обоснование требований прокурором указано, что в ходе проверки по обращению лица, в защиту интересов которого подан настоящий иск, по вопросу соблюдения земельного законодательства, в том числе исполнения Закона от ДД.ММ.ГГГГ -РЗ «О бесплатном предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, в Карачаево-Черкесской Республике» на территории Абазинского муниципального района, истцом установлено, что многодетная семья Махожевых в составе из 5 человек, состоит в Реестре многодетных граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельного участка на территории Абазинского муниципального района с 2014 года.

    С учетом требований Закона КЧР от ДД.ММ.ГГГГ -РЗ, администрацией Абазинского муниципального района, как уполномоченным органом не формируется соответствующее количество земельных участков для целей предоставления гражданам, состоящим на учете и имеющим право на бесплатное предоставление в собственность земельного участка и на протяжении длительного периода времени не предоставляются, в связи с чем граждане, нуждающиеся в бесплатном предоставлении земельных участков, к коим относится вышеуказанная многодетная семья, не обеспечены земельными участками, чем нарушаются их права.

Прокурор считает, что ответчик обязан обеспечить возможность реализации права гр. Махожевой А.З. и предоставить земельный участок без проведения торгов и предварительного согласования размещения объектов, исходя из наличия оснований для реализации заявителем имевшегося права и в порядке предоставления участков.

На основании изложенного, Хабезский межрайонный прокурор КЧР обратился в суд с указанным иском к администрации Абазинского муниципального района КЧР об обязании предоставить земельный участок указанной многодетной семье.

В судебном заседании помощник прокурора Шнахов А.К. исковые требования поддержал по основаниям изложенным в иске и просил их удовлетворить.

Махожева А.З., в чьих интересах подан иск, представитель ответчика – администрации Абазинского муниципального района КЧР, представитель третьего лица – администрации Псыжского сельского поселения Абазинского муниципального района, извещенные своевременно и надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.

Представитель ответчика Мамбетова Л.М. направила в суд ходатайство, в котором просила рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика, в письменном отзыве по существу, заявленных прокурором исковых требованиях в их удовлетворении не возражала, вместе с тем, просила учесть, что в соответствии с заключенным муниципальным контрактом от ДД.ММ.ГГГГ, ООО «Геоверсум» были выполнены научно-исследовательские работы по подготовке градостроительной документации – Генеральных планов и Правил землепользования и застройки муниципальных образований Абазинского муниципального района КЧР, что подтверждается актом выполненных работ от ДД.ММ.ГГГГ. В настоящее время совместно с ООО «Геокомверсум» проводятся работы по загрузки, подготовленной документации на программно-аппаратные средства оператора ФГИС ТП, по мере завершения которых соответствующая документация с проектом решения будет передана в Совет Абазинского муниципального района КЧР на утверждение во ФГИС ТП, а в последующем будет проведена работа по формированию и постановке на государственный кадастровый учет земельных участков для их последующего предоставления многодетным семьям. В настоящее время в Кубинском СП изыскан земельный массив площадью 4 га. В Псыжском СП изыскан земельный массив, площадью 17 га. После внесения изменений в ПЗЗ будут предоставлены земельные участки многодетным семьям. При этом в Эльбурганском, Кара-Пагском и Инжич-Чукунском сельских поселениях земельные массивы для предоставления многодетным семьям отсутствуют. Гражданам, состоящим в очереди в сельских поселения, в которых отсутствуют земельные участки, последние будут изыскиваться в иных населенных пунктах района. Просила учесть вышеизложенные обстоятельства и установить срок исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ.

Выслушав прокурора, изучив исковое заявление, а также доводы ответчика, изложенные в письменном отзыве, исследовав представленные сторонами письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд приходит к следующему.

Частью 1 статьи 9 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

В соответствии с п. 1 ст. 11 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) суд осуществляет защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав.

Согласно ч.1 ст.3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ) заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

В соответствии с ч. 1 ст. 8 Гражданского кодекса РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

Статьей 12 Гражданского кодекса РФ предусмотрены способы защиты гражданских прав, к которым относится, в том числе, восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии с пунктами "в" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды.

Задача государства по обеспечению граждан доступным и комфортным жильем обозначена в Указе Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг".

Пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ постановлено Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе.

В соответствии с частью 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с данным Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Согласно подпункту 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа, осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.

В силу части 2 статьи 39.19 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральными законами, порядок постановки граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и статьи 39.5 данного Кодекса, порядок снятия граждан с такого учета, порядок предоставления гражданам земельных участков в собственность бесплатно, основания для отказа в данном предоставлении, предельные размеры земельных участков, предоставляемых этим гражданам, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.

В Карачаево-Черкесской Республике принят Закон от ДД.ММ.ГГГГ -РЗ "О бесплатном предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, в Карачаево-Черкесской Республике ", регламентирующий порядок бесплатного предоставления в собственность гражданам, имеющим (имевшим) трех и более детей, земельных участков на территории Карачаево-Черкесской Республики, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без торгов, а также предельные (максимальные и минимальные) размеры предоставляемых земельных участков.

Земельные участки предоставляются гражданам в границах поселения, входящего в состав муниципального района. При отсутствии возможности предоставления гражданину земельного участка в границах поселения, входящего в состав муниципального района, в котором он зарегистрирован в течение последних трех лет, гражданину, при наличии его согласия, земельный участок может предоставляться в границах иного поселения, входящего в состав того же муниципального района. Отсутствие возможности предоставления земельных участков в границах соответствующего поселения должно быть документально подтверждено (абз. 3 ч. 2 ст. 5 Закона).

При этом льготный порядок предоставления земельных участков многодетным семьям не предполагает произвольного формирования перечня земельных участков, предоставляемых в соответствии с законом в собственность граждан бесплатно. Производя подбор территорий, подлежащих формированию для предоставления бесплатно в собственность граждан, административный ответчик обязан был принять необходимые и достаточные меры к обеспечению предоставляемого льготной категории граждан земельного участка инфраструктурой (электроснабжением, газоснабжением, водоснабжением, водоотведением, подъездными путями).

Из этого исходит Министерство регионального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , утверждая Методические рекомендации субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, говоря о том, что земельный участок предоставляется при наличии транспортной доступности, обеспеченности объектами социальной и инженерной инфраструктуры, экологической обстановки, имея в виду отсутствие на земельном участке зон охраны производственных и особенно опасных производственных объектов (в том числе магистральных трубопроводов, шумового воздействия аэропортов и т.п.), других критериев, обусловленных целями предоставления земельных участков многодетным семьям.

Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, прокуратурой по обращению Махожевой А.З. проведена проверка исполнения администрацией Абазинского муниципального района КЧР земельного законодательства, в том числе исполнения Закона КЧР от ДД.ММ.ГГГГ -РЗ «О бесплатном предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, в Карачаево-Черкесской Республике» на территории района, по результатам которой был выявлен факт не предоставления многодетной семье Махожевой А.З. земельного участка в соответствии с указанным законом.

Судом установлено, что на основании заявления Махожевой А.З. с 2014 года многодетная семья в составе 5 человек: Махожева А.З., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Махожев А.Б., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, а также их несовершеннолетние дети Махожев И.А., 2007 года рождения, Махожев Я.А., 2009 года рождения и Махожев М.А., 2014 года рождения состоит в Реестре многодетных граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельного участка на территории Абазинского муниципального района, в соответствии с Законом КЧР от ДД.ММ.ГГГГ -РЗ.

Указанные граждане зарегистрированы по месту жительства по адресу: КЧР, <адрес>, а. Псыж, <адрес>.

Ранее земельный участок указанной многодетной семье не предоставлялся. Наличие обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии заявителя кругу лиц, имеющих право на предоставление земельного участка в порядке, предусмотренном Законом КЧР от ДД.ММ.ГГГГ -РЗ «О бесплатном предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, в Карачаево-Черкесской Республике», не установлено, напротив, стороной ответчика не оспаривалось наличие оснований для предоставления вышеназванной многодетной семье земельного участка на территории Абазинского муниципального района.

Судом установлено, что заявитель, относящийся к категории многодетных граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельного участка на территории Абазинского муниципального района, с соответствующего учета не снят, от вышеназванного права не отказывался (-ась), равно как не выражал (-а) отказа от реализации данного права на территории иного сельского поселения, входящего в состав Абазинского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики, в случае отсутствия возможности предоставления земельного участка в границах поселения, в котором заявитель зарегистрирован (-а) в течение последних трех лет. Доказательств обратного суду не представлено.

Следует учесть, несмотря на то, что сведения о состоящих на учете гражданах отражены в соответствующем Реестре, содержащим указание лишь на идентифицирующие данные лица, в защиту которого подан настоящий иск (ФИО, дату заявления, порядковый номер и т.д.), однако помимо непосредственно заявителя, не предоставлением земельного участка затрагиваются и интересы иных лиц, в том числе несовершеннолетних детей (многодетной семьи).

Ответчиком не представлено суду сведений о том, что в настоящее время сформирован перечень земельных участков для предоставления названной категории граждан, равно как не представлено каких-либо достоверных сведений о том, что Администрацией Абазинского муниципального района на протяжении всего периода с момента обращения многодетной семьи с соответствующим заявлением, принимались действенные меры для формирования земельного участка, а также причины, по которым не представилось возможным его сформировать, учитывая, что соответствующий земельный массив администрацией Абазинского муниципального района имеется в Кубинском СП, Псыжском СП, что следует из позиции ответчика изложенной в отзыве на иск и предоставленными схемами, изысканных земельных участков на территории соответствующих сельских поселений.

При этом отсутствие соответствующего массива земельных участков на территории Эльбурганского, Кара-Пагского и Инжич-Чукунского сельских поселений, не исключает возможность предоставления таких земельных участков на территории иных поселений указанного района, в соответствии с положениями Закона КЧР от ДД.ММ.ГГГГ -РЗ, в условиях отсутствия отказа заявителя от возможности получения земельного участка на территории иного сельского поселения, входящего в состав названного района.

Столь длительное не формирование перечня земельных участков для предоставления многодетным гражданам, имеющим право на бесплатное предоставление земельного участка на территории Абазинского муниципального района, безусловно, указывает о бездействии со стороны ответчика и о нарушение прав многодетной семьи, находящейся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества.

При этом выполнение действий, изложенных ответчиком в письменном отзыве на иск, не свидетельствует об отсутствии оснований для удовлетворения иска, поскольку столь длительное бездействие ответчика, в том числе выразившееся в не своевременном проведении работ по формированию, постановке на кадастровый учет земельных участков, предназначенных для предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, проживающих на территории Абазинского муниципального района влечет существенное нарушение охраняемых законом интересов общества и государства, нарушает права многодетных семей, относящихся к льготной категории граждан.

В этой связи заявленные прокурором исковые требования подлежат удовлетворению.

Обсуждая сроки, которые прокурор просит установить для устранения выявленных нарушений, суд находит, что указанный срок является не достаточным для исполнения возложенной на ответчика судом обязанности.

Суд учитывает, что льготный порядок предоставления земельных участков многодетным семьям не предполагает произвольного формирования перечня земельных участков, предоставляемых в соответствии с законом в собственность граждан бесплатно. В данном случае, ответчику следует произвести подбор территорий, подлежащих формированию для предоставления земельного участка многодетным семье, сформировать земельный участок и поставить его на кадастровый учет, совершить иные действия в соответствии с требованиями Закона КЧР от ДД.ММ.ГГГГ -РЗ «О бесплатном предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, в Карачаево-Черкесской Республике».

При указанных обстоятельствах, принимая во внимание, что действия ответчика не свидетельствуют о реализации им в полной мере его полномочий - прав и обязанностей, установленных Законом КЧР от ДД.ММ.ГГГГ -РЗ «О бесплатном предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, в Карачаево-Черкесской Республике», суд, возлагая на ответчика обязанность по предоставлению вышеназванной многодетной семье соответствующего земельного участка в порядке, предусмотренном Законом КЧР от ДД.ММ.ГГГГ -РЗ, считает необходимым установить срок для исполнения решения суда – 6 (шесть) месяцев со дня его вступления в законную силу.

При этом заявленный прокурором срок исполнения обязанности по предоставлению земельного участка, с учетом всего комплекса работ, подлежащих проведению в целях последующего предоставления земельного участка конкретным гражданам из категории многодетных семей (подбор территории, формирование земельного участка и его постановка на учет и т.д.) – до ДД.ММ.ГГГГ, равно как и срок испрашиваемый ответчиком – до ДД.ММ.ГГГГ, суд находит не разумным.

Указанные ответчиком в обоснование, испрашиваемого срока исполнения решения суда обстоятельства сами по себе не свидетельствуют о невозможности выполнять работы по формированию и постановке земельного участка для названной в иске категории граждан в установленный судом период.

Согласно части 1 статьи 38 Конституции Российской Федерации и пункту 1 статьи 1 СК РФ материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

В соответствии с частью 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

Приведенной нормой прямо предусмотрено право прокурора обращаться в суд в порядке гражданского судопроизводства с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина в том случае, когда гражданин обратился к прокурору о защите нарушенных или оспариваемых прав в сфере защиты семьи материнства, отцовства и детства.

Поскольку спор связан с реализацией многодетными семьями предусмотренного действующим законодательством права на получение меры социальной поддержки в виде бесплатного приобретения земельного участка для индивидуального жилищного строительства, требование прокурора по настоящему делу предъявлено в соответствии со статьей 45 ГПК РФ.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Хабезского межрайонного прокурора Карачаево-Черкесской Республики в интересах многодетной семьи Махожевой А.З. к Администрации Абазинского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики о возложении обязанности по предоставлению многодетной семье земельного участка – удовлетворить.

Обязать администрацию Абазинского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики предоставить земельный участок многодетной семье Махожевой ФИО15, ДД.ММ.ГГГГ года рождения в составе: супруга Махожева А.Б., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сына – Махожева И.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сына – Махожева Я.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения и сына – Махожева М.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированных по адресу: КЧР, <адрес>, а. Псыж, <адрес>, в порядке, предусмотренном Законом КЧР от ДД.ММ.ГГГГ 28-РЗ «О бесплатном предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, в Карачаево-Черкесской Республике» (в т.ч. с учетом очередности постановки на учет), в шестимесячный срок со дня вступления настоящего решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Карачаево-Черкесской Республики с подачей апелляционной жалобы через Хабезский районный суд Карачаево-Черкесской Республики в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ.

Судья                                                          А.М. Нагаев

2-102/2024 (2-778/2023;) ~ М-764/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Махожева Асият Зауалевна
Хабезская межрайонная прокуратура
Ответчики
Администрация Абазинского муниципального района КЧР
Другие
Администрация Псыжского сельского поселения
Суд
Хабезский районный суд Карачаево-Черкесской Республики
Судья
Нагаев Аслан Мухамедович
Дело на странице суда
xabezsky--kchr.sudrf.ru
22.12.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.12.2023Передача материалов судье
27.12.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.12.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.01.2024Подготовка дела (собеседование)
16.01.2024Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
31.01.2024Предварительное судебное заседание
20.02.2024Судебное заседание
05.03.2024Судебное заседание
26.03.2024Судебное заседание
27.03.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.04.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее