55RS0003-01-2023-004168-44
№ 2-4093/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Омск 19 сентября 2023 года
Ленинский районный суд г. Омска в составе председательствующего судьи Могилёвой О. В., при секретаре судебного заседания Журавской О. А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску исполняющего обязанности прокурора Ленинского административного округа города Омска к бюджетному образовательному учреждению дополнительного образования города Омска г. Омска «...», Департаменту образования Администрации г. Омска об обязании обеспечить архивирование и хранение данных непрерывного видеонаблюдения,
установил:
исполняющий обязанности прокурора Ленинского административного округа г. Омска обратился в суд с иском, указав, что в ходе проверки бюджетного образовательного учреждению дополнительного образования города Омска г. Омска «...» (далее – БОУ ДО г. Омска «...» установлено, что записи с камер видеонаблюдения, установленных учреждением, хранятся 8 дней. БОУ ДО г. Омска «...» является правообладателем здания, расположенного по адресу: г.Омск, ул.<адрес>. Согласно паспорта безопасности БОУ ДО г.Омска «...», утвержденного в декабре 2019 года, образовательному учреждению установлена третья категория опасности. 31 марта 2022 года в адрес руководителя БОУ ДО г.Омска «<адрес>» с целью устранения выявленных нарушений внесено представление. До настоящего времени нарушение не устранено.
Просит обязать БОУ ДО г. Омска «...» обеспечить соблюдение пункта 30 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02 августа 2019 года № ... создания технических условий, позволяющих производить архивирование и хранение данных непрерывного видеонаблюдения потенциально опасных участков и критических элементов чреждения в течение одного месяца с момента видеозаписи; обязать департамент образования Администрации г. Омска осуществить финансирование устранения нарушений в БОУ ДО г. Омска «...», расположенном по адресу: г. Омск, ул. <адрес>, а именно обеспечить создание технических условий, позволяющих производить архивирование и хранение данных непрерывного видеонаблюдения потенциально опасных участков и критических элементов учреждения в течение одного месяца с момента видеозаписи; взыскать с ответчика БОУ ДО г. Омска «<адрес>» в доход бюджета государственную пошлину.
В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Ленинского административного округа г.Омска Хрестолюбова М. А. поддержала заявленные требования в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, просила иск удовлетворить.
Представитель БОУ ДО г. Омска «...», Винк Н. В., действующая на основании приказа, в судебном заседании не возражала против удовлетворения заявленных требований. Пояснила, что учреждением предпринимались меры по устранению выявленного нарушения своими силами, однако в связи с перепадом напряжения диск, позволяющих хранить информацию в течение месяца вышел из строя. В настоящее время отсутствует финансирование на приобретение нового жесткого диска, о чем она сообщила в департамент образования Администрации г. Омска.
Представитель ответчика Департамента образования Администрации г. Омска по доверенности Сафронов Н. А. в судебном заседании участия не принимал, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, представил возражения на иск, в котором просит отказать в удовлетворении заявленных требований, поскольку требования прокуратуры указанные в иске исполнены.
Выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой Ленинского административного округа г. Омска проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства, в части создания безопасных условий пребывания несовершеннолетних в деятельности БОУ ДО г.Омска «...», по адресу: г. Омск, ул. <адрес>
В ходе проведения проверки установлено, что БОУ ДО г.Омска «Дом детского творчества Ленинского административного округа г.Омска» осуществляет свою деятельность по адрес: г. Омск, ул. Серова, д. 19, при этом записи с камер видеонаблюдения хранятся 8 дней.
В связи с этим 31 ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой округа внесено представление директору БОУ ДО г. Омска «...» с целью устранения нарушений требований законодательства о противодействии терроризму (л.д. ...).
Обращаясь в суд с настоящим иском, и.о. прокурора Ленинского административного округа г. Омска указал на выявленные в ходе проверки нарушения, допущенные БОУ ДО г. Омска «...» законодательства в области архивирования и хранения данных систем видеонаблюдения, меры к устранению которых не приняты.
В силу части 1 статьи 38 Конституции Российской Федерации детство находится под защитой государства.
Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (пункт 2 части 6 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
Частью 7 статьи 28 указанного Федерального закона установлено, что образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за жизнь и здоровье обучающихся при освоении образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также за жизнь и здоровье работников образовательной организации при реализации образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся.
Согласно пункту 3 статьи 5 Федерального закона от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы публичной власти федеральных территорий и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.
В силу пункта 42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05 октября 2009 года, расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.
При этом действующее законодательство не связывает выполнение органами местного самоуправления требований по обеспечению антитеррористической безопасности с их финансовыми возможностями.
В силу пункта 6.48 СП 118.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009, утвержденного приказом Минрегиона России от 29 декабря 2011 года № 635/10, для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112».
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 августа 2019 года № 1006 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее - Требования).
Согласно подпунктам «а, в» пункта 17 Требований антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории), на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях).
В соответствии с подпунктом «г» пункта 18 Требований воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории) достигается посредством обеспечения охраны объектов (территорий) и оснащения объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны.
В силу подпунктов «в, д» пункта 20 Требований пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях) достигается посредством организации санкционированного допуска на объекты (территории) посетителей и автотранспортных средств, исключения фактов бесконтрольного пребывания на объектах (территориях) посторонних лиц и нахождения транспортных средств на объектах (территориях или в непосредственной близости от них.
Подпунктами «а, г, д» пункта 25 Требований предусмотрено, что в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности осуществляются мероприятия оснащения объектов (территорий) системами видеонаблюдения, охранной сигнализации, оборудования основных входов в здания, входящие в состав объектов (территорий), контрольно-пропускными пунктами (постами охраны), оснащения объектов (территорий) стационарными или ручными металлоискателями.
Система видеонаблюдения с учетом количества устанавливаемых камер и мест их размещения должна обеспечивать непрерывное видеонаблюдение уязвимых мест и критических элементов объекта (территории), архивирование и хранение данных в течение одного месяца, что предусмотрено пунктом 30 Требований.
Установлено и подтверждается материалами дела, на основании Устава БОУ ДО г.Омска «...» обладает статусом образовательного учреждения.
БОУ ДО г. Омска «...» осуществляет образовательную деятельность на основании лицензии №27-п от 18 февраля 2016 года, выданной Министерством образования Омской области, серия ..., срок действия лицензии: бессрочно.
В соответствии с п. 1.3. Устава функции и полномочия учредителя осуществляет департамент образования Администрации города Омска.
Собственником имущества является муниципальное образование городской округ город Омск Омской области. Права собственника в отношении закрепленного за учреждением имущества осуществляет в пределах своей компетенции департамент имущественных отношений Администрации города Омска.
В соответствии с пунктом 1.5. Устава БОУ ДО г.Омска «...», утвержденного приказом директора департамента образования Администрации г. Омска от 14 декабря 2015 года № 178, учреждение является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, лицевые и иные счета, открытые в установленном законом порядке, печать установленного образца, штамп и бланки со своим наименованием.
В силу пункта 1.6. Устава учреждение является некоммерческой организацией, созданной муниципальным образованием городской округ город Омск Омской области в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления в сфере образования.
Организационно-правовая форма - бюджетное учреждение.
В соответствии с пунктом 2.1. Устава основными целями деятельности учреждения являются: развитие мотивации личности обучающихся к познанию и творчеству, укреплению здоровья, профессиональному самоопределению, адаптации к жизни в обществе, формированию общей культуры, личностных, предметных компетенций через обучение по дополнительным общеобразовательным программам, всестороннее удовлетворение образовательных потребностей социума в интересах личности, общества, государства; создание основы для осознанного выбора и последующего освоения обучающимися профессиональных программ; воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, ведению здорового образа жизни.
Поскольку БОУ ДО г.Омска «...» не имеет собственных денежных средств, руководителем образовательной организации неоднократно в департамент образования Администрации г. Омска направлялись письма о необходимости выделения дополнительных лимитов для установки видеосистем и для установки жесткого диска с объемом памяти доступного для хранения видеоматериала 30 календарных дней.
В соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Согласно статье 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
На основании пункта 4 части 2 статьи 5 Федерального закона от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).
В судебном заседании установлено, что нарушения законодательства о противодействии терроризму в настоящее время не устранены.
При этом архивирование и хранение данных видеонаблюдения в течение 30 дней в образовательном учреждении является обязательным мероприятием, выполнение которого необходимо для пресечения преступлений террористической направленности и является мерой по обеспечению безопасности жизни и здоровья учащихся и работников. Выполнение этой обязанности направлено на обеспечение приоритета безопасности учащихся и работников учреждения во время образовательного процесса, их охрану и защиту от любых возможных посягательств со стороны третьих лиц. Данная мера является одной из профилактических мер, направленных на противодействие террористической деятельности.
В соответствии с паспортом безопасности БОУ ДО г.Омска «...» имеет третью категорию опасности объекта.
Осуществление деятельности образовательного учреждения при указанных обстоятельствах не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, что может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, а также ущерб имуществу.
Учитывая законодательно закрепленную обязанность бюджетного учреждения соблюдать требования законодательства о противодействии терроризму, принимая во внимание, что образовательное учреждение установленную законом обязанность надлежащим образом не исполняет, выявленные в результате проверки нарушения требований Федеральных законов ответчиком не устранены, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований о возложении обязанности обеспечить соблюдение требований законодательства о противодействии терроризму. В силу требований закона образовательное учреждение должно принимать все меры для надлежащего исполнения правовых обязательств с той степенью заботливости и осмотрительности, которая требуется от него по характеру и условиям осуществляемой деятельности.
В соответствии со статьёй 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством РФ.
С учетом изложенного суд считает необходимым взыскать с БОУ ДО г. Омска «...» в местный бюджет государственную пошлину в размере 300 рублей.
Руководствуясь статьями 194 – 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
решил:
Исковые требования и.о. прокурора Ленинского административного округа города Омска удовлетворить.
Обязать бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования города Омска г. Омска «...» обеспечить соблюдение пункта 30 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02 августа 2019 года № ..., путем создания технических условий, позволяющих производить архивирование и хранение данных непрерывного видеонаблюдения потенциально опасных участков и критических элементов учреждения в течение одного месяца с момента видеозаписи.
Обязать департамент образования Администрации г. Омска осуществить финансирование устранения нарушений пункта 30 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02 августа 2019 года № ... в бюджетном образовательном учреждении дополнительного образования города Омска г. Омска «...», расположенном по адресу: г. Омск, ул. <адрес>, а именно обеспечить создание технических условий, позволяющих производить архивирование и хранение данных непрерывного видеонаблюдения потенциально опасных участков и критических элементов учреждения в течение одного месяца с момента видеозаписи.
Взыскать с БОУ ДО г. Омска «...» государственную пошлину в бюджет города Омска в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд путём подачи апелляционной жалобы в Ленинский районный суд города Омска в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья: (подпись) О.В. Могилёва
Мотивированный текст решения изготовлен 26 сентября 2023 года
Судья: О. В. Могилёва