Дело № 2-539/2024
УИД №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
22 мая 2024 года
Кудымкарский городской суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Горькавой Л.Ф.,
при секретаре Фирсовой Л.Б.,
с участием истца Абганиевой З.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кудымкаре гражданское дело по иску Абганиевой З.В. к администрации Кудымкарского муниципального округа Пермского края о признании права собственности на самовольно-возведенный объект недвижимости,
у с т а н о в и л :
Абганиева З.В. обратилась в суд с иском к Администрации Кудымкарского муниципального округа о признании права собственности на самовольно возведенный объект недвижимости - жилой дом, общей площадью 40 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>. В обоснование требований указала, что в 2000 году данный дом построила своими силами, на земельном участке, выделенном из земель населенных пунктов для ведения личного подсобного хозяйства и строительства индивидуального жилого дома администрацией <адрес>, на основании постановления № от ДД.ММ.ГГГГ «О разрешении строительства жилого дома гр-ке Абганиевой З.В. по <адрес>». В этом доме истец проживает постоянно по настоящее время, фактически дом находится в ее собственности в течение 23 лет. В администрации Кудымкарского муниципального округа ей было рекомендовано оформить документы на земельный участок, но для оформления правоустанавливающих документов на земельный участок необходимо оформить право собственности на объект недвижимости (жилой дом). Сохранение самовольной постройки не нарушает градостроительные и строительные нормы и правила, права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
В судебном заседании истец Абганиева З.В. исковые требования поддержала по вышеизложенным основаниям, суду дополнительно пояснила, что строительство дома было начато его супругом Абганиевым К.Л., который погиб в 1995, после смерти супруга она продолжила строительство дома. Жилой дом построен за счет собственных средств, на земельном участке, предоставленном для строительства, в пределах границ земельного участка, с получением разрешения на строительство, после завершения строительства дом своевременно оформлен не был, но объект недвижимости не создает угрозу жизни и здоровью граждан, имеются все основания для удовлетворения заявленных требований.
Представитель ответчика Администрации Кудымкарского муниципального округа в судебное заседание не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика, в котором также указал, что администрация не возражает против удовлетворения исковых требований.
Изучив материалы дела, заслушав истца, свидетелей, суд приходит к следующему выводу.
В силу статьи 219 Гражданского Кодекса Российской Федерации право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
В соответствии с частью 1 статьи 222 Гражданского Кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
Согласно части 3 статьи 222 Гражданского Кодекса Российской Федерации право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий:
если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта;
если на день обращения в суд постройка соответствует установленным требованиям;
если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
В соответствии с п.26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" рассматривая иски о признании права собственности на самовольную постройку, суд устанавливает, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан. С этой целью суд при отсутствии необходимых заключений компетентных органов или при наличии сомнения в их достоверности вправе назначить экспертизу по правилам процессуального законодательства.
Отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. В то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию.
Если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры. В этом случае суд должен также установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу жизни и здоровью граждан.
В судебном заседании установлено, что на основании Постановления Администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ «О разрешении строительства жилого дома гр-ке Абганиевой З.В. по <адрес>» Абганиевой З.В. разрешено строительство индивидуального жилого дома; на период строительства застройщику во временное пользование отведен земельный участок, площадью 1200 кв.м. для строительства индивидуального жилого дома; земельному комитету государственный акт на право собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей застройщику передать со сдачей дома, одновременно заключить договор на соблюдение правил содержания дома. (л.д. 11).
В 2000 году на данном земельном участке Абганиевой З.В. за счет собственных средств возведен жилой дом из бруса, общей площадью 39,0 кв.м., в том числе жилой – 32,2 кв.м., что подтверждается техническим паспортом домовладения, составленном ДД.ММ.ГГГГ (л.д.44-49).
Строительство жилого дома осуществлено истцом без согласованного с отделом градостроительства и архитектуры проектом.
Из постановления Администрации Кудымкарского муниципального округа от ДД.ММ.ГГГГ №, утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Согласно выписке из ЕГРН, земельный участок по адресу <адрес> с кадастровым номером 81:07:0048001:153 имеет площадь 1152+/-12, поставлен на государственный кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, относится к категории земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование – для индивидуального жилищного строительства. (л.д.13-14).
По данным Администрации Кудымкарского муниципального округа <адрес> жилой дом по адресу: <адрес> собственности муниципального образования Кудымкарского муниципального округа <адрес> не значится.(л.д. 38).
Разрешения на строительство жилого дома и ввод объекта в эксплуатацию уполномоченным органом истцу не выдавались.
Согласно пункту 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Как разъяснено в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», по общему правилу государственная регистрация права на вещь не является обязательным условием для признания ее объектом недвижимости. При разрешении вопроса о признании правомерно строящегося объекта недвижимой вещью (объектом незавершенного строительства) необходимо установить, что на нем, по крайней мере, полностью завершены работы по сооружению фундамента или аналогичные им работы.
В соответствии с техническим паспортом здания, техническим планом здания и техническим отчетом по обследованию состояния строительных конструкций здания, выполненного обществом с ограниченной ответственностью «РИК» (далее – ООО «РИК»), здание имеет бетонный ленточный фундамент, оно является жилым домом, его строительство полностью завершено.
Таким образом, спорный объект является недвижимым имуществом.
Из выводов заключения специалиста Ассоциации СРО «Лига изыскателей» ООО «РИК» Попова М.Г., составленного по результатам обследования технического состояния жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> следует, что количественные и качественные значения параметров всех критериев оценки технического состояния строительных конструкций здания, выполнение работ в процессе строительства, результатов их выполнения и применяемых строительных материалов и изделий включая состояния грунтов основания, соответствуют установленным требованиям технической безопасности, противопожарной безопасности и другим требованиям установленным в Федеральном законе №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». Здание жилого дома, его строительные конструкции и основания здания, находятся в нормативном техническом состоянии, т.е. в состоянии при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений вследствие разрушения или потери устойчивости здания или их части. Здание - жилой дом соответствует параметрам, установленным документацией по планировке территории, Правилами землепользования и застройки Кудымкарского МО, а также обязательным требованиям градостроительного и земельного законодательства. Построенное здание жилого дома, его сохранение не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровья граждан. (л.д.54-108).
Оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу о возникновении у Абганиевой З.В. права собственности на индивидуальный жилой дом, поскольку материалами дела подтверждается, что строительство дома осуществлено ею на земельном участке, предоставленном для строительства индивидуального жилого дома, на землях населенных пунктов, на котором допускается строительство жилого дома, спорный жилой дом возведен на земельном участке в пределах границ земельного участка, на основании постановления о разрешении строительства жилого дома, он соответствует параметрам, установленным документацией по планировке территории, правилами землепользования и застройки, не создает угрозу жизни и здоровью граждан, не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, его эксплуатация его в соответствии с функциональным назначением является безопасной.
Доказательств существенного нарушения Абганиевой З.В. градостроительных и строительных норм и правил при возведении жилого дома, суду не представлено.
При таких обстоятельствах, учитывая отсутствие возражений со стороны ответчика, суд считает необходимым исковые требования Абганиевой З.В. удовлетворить и признать за ней право собственности на жилой дом, общей площадью 39,0 кв.м., в том числе жилой 32,2 кв.м., 2000 года постройки, расположенный по адресу: <адрес>.
В силу статьи 219 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на недвижимое имущество возникает с момента государственной регистрации.
Согласно пункта 5 части 2 статьи 14, части 1 статьи 58 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» вступившие в законную силу судебные акты являются основаниями для осуществления государственной регистрации прав; государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав на недвижимое имущество на основании решения суда осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Абганиевой З.В. удовлетворить.
Признать за Абганиевой З.В. (паспорт № от ДД.ММ.ГГГГ) право собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> (инвентарный №), общей площадью 39,0 кв.м.
Настоящее решение является основанием для государственной регистрации права собственности в Едином государственном реестре недвижимости.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Кудымкарский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Л.Ф. Горькавая
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.