Дело № 2-90/2013 Копия
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 марта 2013 г. гор. Москва
94 гарнизонный военный суд в составе председательствующего судьи Новикова А.В., при секретаре Зарезовой Т.А., с участием представителя заявителя Беспалова П.А., а также представителя Центральной жилищной комиссии Федеральной службы охраны Российской Федерации Михайлова И.В. и представителей жилищной комиссии Службы специальной связи и информации Федеральной службы охраны Российской Федерации Шиховой С.С. и Бессоновой А.С., в открытом судебном заседании в помещении военного суда рассмотрев гражданское дело по заявлению военнослужащего Службы специальной связи и информации Федеральной службы охраны Российской Федерации <данные изъяты> Шарофдинова А. А. на решение Центральной жилищной комиссии Федеральной службы охраны Российской Федерации (далее – ЦЖК ФСО России) от ДД.ММ.ГГГГ № которым ему отказано во включении в списки нуждающихся в получении служебного жилья и на действия жилищной комиссии Службы специальной связи и информации Федеральной службы охраны Российской Федерации (далее – ЖК Спецсвязи ФСО России), связанные в непринятии решения по рапорту от ДД.ММ.ГГГГ в части регистрации заявителя и его сына по месту прохождения службы.
РЕШИЛ:
Шарофдинов обратился в суд с заявлением, в котором, с учетом уточнения требований просил:
- признать незаконным решение ЦЖК ФСО России, оформленное протоколом от ДД.ММ.ГГГГ № в части отказа ему и членам его семьи во включении в списки военнослужащих, подлежащих обеспечению служебным жилым помещением по месту прохождения военной службы;
- обязать ЦЖК ФСО России отменить названное решение;
- обязать названный коллегиальный орган включить его с учетом членов семьи в списки военнослужащих, подлежащих обеспечению служебным жилым помещением по месту прохождения военной службы;
- признать незаконным и необоснованным бездействие жилищной комиссии Спецсвязи ФСО России, выразившееся в непринятии решения по рапорту от ДД.ММ.ГГГГ в части регистрации его с сыном по адресу войсковой части №;
- обязать названный коллегиальный орган ходатайствовать перед соответствующим должностным лицом о регистрации его с сыном по адресу войсковой части №.
В обоснование своих требований Шарофдинов указал, что в настоящее время проходит военную службу в городе Москве, где он и члены его семьи жилья в собственности либо по социальному найму не имеют и служебной квартирой не обеспечивались.
В связи с этим он обратился в жилищную комиссию с рапортом о предоставлении ему с учетом членов семьи по месту службы в городе Москве служебного жилого помещения.
Однако, ЦЖК ФСО России отказала в его просьбе, на основании п. 1 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих».
Это решение он считает незаконным и просит его отменить.
Так же заявитель считает бездействие ЖК Спецсвязи ФСО России, выразившееся в непринятии решения по рапорту от ДД.ММ.ГГГГ в части регистрации его с сыном по адресу войсковой части №, незаконным.
В судебном заседании заявитель и его представитель настаивали на удовлетворении требований по указанным основаниям.
Представитель ЦЖК ФСО России требования Шарофдинова не признал и просил в их удовлетворении отказать.
Он указал, что заявитель при поступлении на военную службу проживал в квартире, расположенной по адресу: <адрес> С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Шарофдинов и его члены семьи были зарегистрированы в квартире, расположенной по адресу: <адрес> принадлежащей его отцу на праве собственности.
Решением Серпуховского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ Шарофдинов и его сын прекратили право пользования указанным жилым помещением и были сняты с регистрационного учета. Шарофдинов данное решение не обжаловал, тем самым предпринял действия, приведшие к намеренному ухудшению жилищных условий. Поэтому к нему должны применяться правовые последствия, предусмотренные положениями ст. 53 ЖК РФ.
С ДД.ММ.ГГГГ его супруга зарегистрирована в квартире № расположенной по адресу: <адрес> – данная квартира принадлежит на праве собственности отцу супруги заявителя.
Представители жилищной комиссии Спецсвязи ФСО России, в которую первоначально обратился заявитель пояснили, что жилкомиссия Спецсвязи, не имеет полномочий самостоятельно включать военнослужащих в списки на служебное жилье, а может только ходатайствовать об этом перед ЦЖК ФСО России, что в свою очередь и было сделано и подтверждается выпиской из протокола заседания жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № Вопрос регистрации заявителя по юридическому адресу войсковой части не рассматривался на жилищной комиссии, так как жилищная комиссия Спецсвязи ФСО России не вправе принимать решения по данным рапортам.
Заслушав мнения сторон и исследовав представленные материалы, суд приходит к следующим выводам:
В соответствии с п.1 Правил предоставления служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях в федеральных органах государственной охраны, утвержденных приказом ФСО РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Правил предоставления служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях в федеральных органах государственной охраны» (далее Правила), в федеральных органах государственной охраны служебные жилые помещения и жилые помещения в общежитиях предоставляются военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № «О статусе военнослужащих» на срок прохождения военной службы по контракту.
Рассмотрение вопроса и принятие решения о предоставлении служебных жилых помещений военнослужащим подразделений федеральных органов государственной охраны, дислоцированных в одном населенном пункте (в близлежащих населенных пунктах), в соответствии с п. 2 Правил осуществляются жилищной комиссией подразделения федеральных органов государственной охраны, в оперативном управлении которого находится распределяемый жилищный фонд, на основании квот, выделяемых ЦЖК ФСО России с учетом потребностей подразделений федеральных органов государственной охраны, дислоцированных в одном населенном пункте (в близлежащих населенных пунктах).
Принятие окончательных решений по всем жилищным вопросам в соответствии с п.5 Положения о жилищных комиссиях федеральных органов государственной охраны, утвержденного приказом Директора Федеральной службы охраны РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Положения о жилищных комиссиях федеральных органов государственной охраны» (далее Положение), возлагается на ЦЖК ФСО России.
В свою очередь ЦЖК ФСО России в своей деятельности руководствуется законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и ФСО РФ, регулирующими вопросы жилищного обеспечения граждан (сотрудников) (п.3 Положения).
Согласно выписке из протокола заседания ЦЖК ФСО России от ДД.ММ.ГГГГ № военнослужащий Спецсвязи ФСО России <данные изъяты> Шарофдинов с сыном был зарегистрирован, а его супруга проживала по адресу: <адрес> принадлежащей его отцу на праве собственности. Решением Серпуховского городского суда Московской области от ДД.ММ.ГГГГ Шарофдинов с сыном прекратили право пользования указанным жилым помещением и были сняты с регистрационного учета. Шарофдинов решение суда не обжаловал, тем самым предпринял действия, приведшие к намеренному ухудшению жилищных условий. С момента вступления в законную силу решения суда по настоящее время Шарофдинов и его сын регистрации не имеют, а его супруга фактически зарегистрирована с ДД.ММ.ГГГГ в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес> данная квартира на праве собственности принадлежит отцу жены.
Эти обстоятельства подтверждаются рапортом Шарофдинова от ДД.ММ.ГГГГ, на основании которого он просил рассмотреть вопрос выделения ему служебного жилого помещения, вступившим в законную силу решением Серпуховского городского суда Московской области от ДД.ММ.ГГГГ и другими доказательствами, которые послужили основанием для принятия ЦЖК ФСО России решения об отказе во включении его в список военнослужащих, подлежащих обеспечению служебными жилыми помещениями по месту прохождения военной службы, в связи с тем, что он совершил действия, приведшие к утрате гарантированного законом права пользования жилым помещением и в соответствии с п.1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, суд считает установленным, что, отказывая Шарофдинову во включении в списки военнослужащих, подлежащих обеспечению служебными жилыми помещениями, ЦЖК ФСО России не привела правовых норм, в соответствии с которыми он с учетом членов семьи не может претендовать на получение служебного жилья.
Вопреки доводам представителя ЦЖК ФСО России положения Главы 7 Жилищного кодекса РФ не могут применяться к правоотношениям, связанным с предоставлением служебного жилого помещения, поскольку обеспечение служебным жильем направлено на создание военнослужащему надлежащих условий выполнения служебных обязанностей, и не порождает правовых последствий, аналогичных тем, которые возникают при предоставлении жилья по социальному найму.
Не содержит каких-либо ограничений по предоставлению служебного жилья и п.1 ст. 15 названного Федерального закона, предусматривающий срок, в течение которого военнослужащий по прибытии к новому месту службы с учетом членов его семьи подлежит обеспечению служебным жильем.
В силу руководящих разъяснений, изложенных в п.28 постановления Пленума ВС РФ от 10 февраля 2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
С учетом изложенного решение ЦЖК ФСО России, оформленное протоколом от ДД.ММ.ГГГГ № в части отказа заявителю и членам его семьи во включении в списки военнослужащих, подлежащих обеспечению служебным жилым помещением по месту прохождения военной службы, суд признает незаконным и подлежащим отмене.
Для восстановления нарушенных прав заявителя суд считает необходимым возложить на указанный жилищный орган обязанность отменить принятое решение и повторно рассмотреть вопрос включения Шарофдинова с учетом членов семьи в списки военнослужащих, подлежащих обеспечению по месту прохождения военной службы служебными жилыми помещениями.
Что касается ссылки представителя заинтересованного лица на ст. 99 ЖК РФ в обоснование отказа в удовлетворении заявления Шарофдинова, то она является ошибочной, поскольку согласно ч. 2 данной статьи закреплено, что специализированные жилые помещения предоставляются по установленным этим Кодекс основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте – каким на данный момент и является сам Шарофдинов и члены его семьи.
Рассматривая требования заявителя о возложении на ЦЖК ФСО России обязанности о включении его с членами семьи в список военнослужащих, подлежащих обеспечению служебными жилыми помещениями по месту прохождения военной службы, суд учитывает следующее.
В силу ст. 10 Конституции РФ государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
Из этого следует, что закрепленный в Конституции РФ принцип разделения властей не допускает вмешательство судебных органов в деятельность исполнительных органов власти, поэтому судам не предоставлено право подменять собою исполнительные органы власти и принимать решения по предметам ведения этих органов.
На основании п. 7 Положения о жилищных комиссиях федеральных органов государственной охраны, утвержденного приказом ФСО России от ДД.ММ.ГГГГ. № (далее Положение), на жилищные комиссии подразделений возлагаются обязанности по рассмотрению заявления сотрудников о принятии их на учет нуждающихся, и на основании этого ходатайствовать перед ЦЖК ФСО России по существу заявления.
В соответствии с п. 5 вышеуказанного Положения, на ЦЖК ФСО России возлагается обязанность принятия сотрудников на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях или снятии их с учета по ходатайству жилищных комиссий подразделений. Таким образом, на ЖК Спецсвязи ФСО России возложены обязанности в ходатайстве перед ЦЖК ФСО России по рассмотрению заявлений сотрудников о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что требование заявителя о возложении обязанности на ЦЖК ФСО России включить его с членами семьи в список военнослужащих, подлежащих обеспечению служебными жилыми помещениями по месту прохождения военной службы удовлетворению не подлежит.
Рассматривая требования заявителя о признании незаконным и необоснованным бездействие жилищной комиссии Спецсвязи ФСО России, выразившееся в непринятии решения по рапорту от ДД.ММ.ГГГГ в части регистрации его с сыном по адресу войсковой части № и возложения обязанности на названный коллегиальный орган ходатайствовать перед соответствующим должностным лицом о регистрации его с сыном по адресу войсковой части №, суд исходит из следующего.
В судебном заседании установлено, что Шарофдинов, с просьбой о регистрации его с членами семьи по адресу войсковой части № обратился в рапорте от ДД.ММ.ГГГГ к ЖК Спецсвязи ФСО России, которая в свою очередь ходатайствовала по существу рапорта перед ЦЖК ФСО России без рассмотрения вопроса о регистрации.
Согласно пункта 2 Приказа Федеральной службы охраны Российской Федерации «О регистрационном учете по месту пребывания и по месту жительства военнослужащих федеральных органов государственной охраны, прибывших для дальнейшего прохождения военной службы в город Москву» от ДД.ММ.ГГГГ № (далее – Приказ) осуществление оформления регистрации по месту пребывания и по месту жительства военнослужащих структурных подразделений Спецсвязи ФСО России, проходящих военную службу по контракту (и членов их семей), прибывших для дальнейшего прохождения военной службы в город Москву, по адресу войсковой части №.
В соответствии с пунктом 4 указанного Приказа – заместителю директора ФСО России – руководителю Службы специальной связи и информации ФСО России надлежит обеспечить регистрацию по адресу войсковой части № военнослужащих (и членов их семей), указанных в пункте 2 настоящего приказа.
Согласно пункта 7 Положения о жилищных комиссиях федеральных органов государственной охраны, утвержденным приказом ФСО России от ДД.ММ.ГГГГ №, рассмотрение рапортов о регистрации военнослужащих и членов их семей по адресу воинской части, а также принятие каких-либо решений по данному вопросу, в компетенцию жилищной комиссии Спецсвязи ФСО не входит.
Анализ данных норм закона приводит суд к выводу, что решение о регистрации (ходатайство о регистрации) военнослужащих (и членов их семей) структурных подразделений Спецсвязи ФСО России по адресу войсковой части №, отнесено к ведению заместителя директора ФСО России, а не к компетенции ЖК Спецсвязи ФСО России.
Приходя к таким выводам, суд не находит оснований для признания незаконным бездействия ЖК Спецсвязи ФСО России, выразившегося в непринятии решения по рапорту от ДД.ММ.ГГГГ в части регистрации его с сыном по адресу войсковой части №, а также и оснований для возложения на названный коллегиальный орган обязанности оформить ходатайство о регистрации Шарофдинова по месту жительства по адресу войсковой части №.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 258 ГПК РФ, военный суд
РЕШИЛ:
Заявление <данные изъяты> Шарофдинова А. А. удовлетворить частично.
Признать незаконным решение Центральной жилищной комиссии Федеральной службы охраны Российской Федерации, оформленное протоколом от ДД.ММ.ГГГГ № № в части отказа Шарофдинову А. А. и членам его семьи во включении в списки военнослужащих, подлежащих обеспечению служебным жилым помещением по месту прохождения военной службы и обязать его отменить.
Обязать Центральную жилищную комиссию Федеральной службы охраны Российской Федерации повторно рассмотреть вопрос о включении Шарофдинова А. А. с учетом членов его семьи в списки военнослужащих, подлежащих обеспечению служебным жилым помещением по месту прохождения военной службы.
В остальной части заявленных требований отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в 3 окружной военный суд через 94 гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.
Председательствующий по делу А.В. Новиков