Судебный акт #1 (Решение) по делу № 3а-1587/2024 ~ М-887/2024 от 29.05.2024

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

г. Самара                             8 июля 2024 года

Самарский областной суд в составе:

председательствующего судьи Щетинкиной И.А.,

при секретаре судебного заседания Канюшевой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело
№ 3а-1587/2024 по административному исковому заявлению Кальченко Евгения Анатольевича, Кальченко Сергея Анатольевича о восстановлении срока обращения в суд и об установлении архивной кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества равной их рыночной стоимости,

у с т а н о в и л :

административные истцы обратились в Самарский областной суд с административным иском о восстановлении срока обращения в суд с настоящим иском и об установлении архивной кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества:

– земельного участка с кадастровым номером , по почтовому адресу ориентира: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 2 140 211 рублей 95 коп. по состоянию на 01.01.2020,

– земельного участка с кадастровым номером , по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 1 224 816 рублей 86 коп. по состоянию на 01.01.2020,

– земельного участка с кадастровым номером , по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере <данные изъяты>. по состоянию на 01.01.2020.

В обоснование заявленных требований административные истцы указали, что на праве собственности принадлежат Кальченко Е.А. земельный участок с кадастровым номером , Кальченко С.А. земельные участки с кадастровыми номерами , , кадастровая стоимость указанных объектов недвижимости определена по состоянию на 01.01.2020 и значительно превышает рыночную стоимость, определенную в отчетах об оценке. На момент подачи административного искового заявления кадастровая стоимость земельных участков является архивной. Административные истцы не согласны с архивной кадастровой стоимостью указанных объектов недвижимого имущества, так как завышенная кадастровая стоимость затрагивает их права и обязанности, как налогоплательщиков.

В судебное заседание административные истцы, административные ответчики Правительство Самарской области, министерство имущественных отношений Самарской области, Управление Росреестра по Самарской области, а также заинтересованные лица ГБУ Самарской области «Центр кадастровой оценки», ППК «Роскадастр» в лице филиала ППК «Роскадастр» по Самарской области, администрация г.о. Тольятти, извещенные о рассмотрении дела в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), представителей не направили, ходатайств об отложении рассмотрения дела не представили.

В письменном отзыве на иск административный ответчик ГБУ Самарской области «Центр кадастровой оценки» разрешение административного иска оставило на усмотрение суда, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя, указав, что стоимость объектов, определенная в отчетах об оценке, находится в диапазоне рыночных цен для сегмента рынка, к которому относятся рассматриваемые объекты недвижимости.

Учитывая требования статьи 150, части 4 статьи 247 КАС РФ, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Оценив имеющиеся в деле доказательства, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Согласно статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

В силу положений части 1 статьи 245 КАС РФ, части 1 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее – Федеральный закон № 237-ФЗ) юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость (пункт 2 части 1 статьи 248 КАС РФ, часть 7 статьи 22 Федерального закона № 237-ФЗ).

В соответствии с частью 3 статьи 24 Федерального закона № 237-ФЗ решение о дате перехода к проведению государственной кадастровой оценки в соответствии с данным Федеральным законом принимается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства Самарской области от 28 февраля 2018 года № 106 «О дате перехода к проведению государственной кадастровой оценки на территории Самарской области в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» установлена дата перехода к проведению государственной кадастровой оценки на территории Самарской области в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ –1 марта 2018 года.

Из материалов дела следует, что административному истцу Кальченко Е.А. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером , по почтовому адресу ориентира: <адрес> площадью 3 991 кв.м, административному истцу Кальченко С.А. принадлежат земельные участки: с кадастровым номером , по адресу: <адрес>, площадью 2284 кв.м, с кадастровым номером , по адресу: <адрес>, площадью 26 220 кв.м.

В 2020 году в ЕГРН на основании постановления Правительства Самарской области № 935 от 27.11.2020 внесена информация об утверждении кадастровой стоимости по состоянию на 01.01.2020, применением с 01.01.2021, объектов недвижимого имущества - земельных участков:

- с кадастровым номером в размере <данные изъяты>.;

- с кадастровым номером в размере <данные изъяты>.;

- с кадастровым номером в размере <данные изъяты>.

В представленных административными истцами выписках о характеристиках объектов недвижимости содержатся сведения о кадастровой стоимости каждого земельного участка в ином размере, чем утверждено постановлением Правительства Самарской области № 935 от 27.11.2020.

В пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что в соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о кадастре при изменении кадастровых сведений ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются (далее - архивные сведения).

Требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в Комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).

Исходя из представленных материалов, суд соглашается с административными истцам, что оспариваемая кадастровая стоимость каждого земельного участка по состоянию на 01.01.2020 является архивной, поскольку в результате последующей массовой государственной оценки объектов недвижимости была установлена иная кадастровая стоимость.

Оспариваемой архивной кадастровой стоимостью каждого объекта недвижимого имущества затрагиваются права и законные интересы административных истцов, как плательщиков земельного налога. Установление кадастровой стоимости каждого объекта недвижимого имущества в размере рыночной стоимости направлено на защиту интересов административных истцов от недостоверной, экономически необоснованной базы для определения размера налогов.

Административные истцы воспользовались предоставленным статьей 22 Федерального закона № 237-ФЗ правом на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости и 27.05.2024 обратился с соответствующим заявлением о пересмотре кадастровой стоимости в суд.

В силу п.1 ст.22 Федерального закона № 237-ФЗ для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.

В соответствии с положениями ст. 24.18 Федерального закона Российской Федерации от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.

С учетом требований ч. 3 ст. 245 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.

По делу установлено, что сведения об оспариваемой кадастровой стоимости внесены в ЕГРН в январе-феврале 2021 году, иск направлен в суд 27.05.2024. Таким образом, административным истцом не пропущен пятилетний срок на обращение с настоящими административными исковыми требованиями, оснований для восстановления срока не усматривается.

Целью настоящего административного судебного разбирательства является не опровержение кадастровой стоимости (определенной методами массовой оценки), а установление кадастровой стоимости в размере рыночной, что предусмотрено нормами действующего законодательства.

При таких обстоятельствах, обращение административных истцов в суд с настоящим административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости каждого объекта недвижимости равной их рыночной стоимости является обоснованным.

Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в частности, установление в отношении каждого объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Административным истцом в обоснование заявленных требований представлены отчеты об оценке № 018-1-24 от 17.04.2024, № 019-1-24-1, № 019-1-24-2 от 17.04.2024, выполненные ООО «Глобал Апрайс» об определении рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2020 объектов недвижимости – земельных участков:

- с кадастровым номером в размере 2 140 211 рублей 95 коп.;

- с кадастровым номером в размере 1 224 816 рублей 86 коп.;

- с кадастровым номером в размере <данные изъяты>.

Общие требования к отчету об оценке установлены в статье 11 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», согласно которой отчет не должен допускать неоднозначного толкования или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке должны быть указаны сведения, которые необходимы для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта, установленных в отчете.

Давая оценку исследованным доказательствам, суд полагает, что приведенные в отчетах об оценке выводы оценщика не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение. Профессиональное суждение оценщика относительно рыночной стоимости объектов оценки полностью подтверждается собранной информацией и приведенными расчетами. Итоговое суждение о величине рыночной стоимости каждого земельного участка основано на полном и объективном анализе ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.

Полномочия, компетенция и квалификация оценщика подтверждены приложенными к отчетам об оценке документами.

В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговая величина рыночной стоимости объектов оценки, указанная в отчёте, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признаётся достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Доказательств, опровергающих заявленную рыночную стоимость каждого объекта недвижимости, содержащих сведения об иной рыночной стоимости, административными ответчиками и заинтересованными лицами не представлено, ходатайств о назначении судебной экспертизы не заявлено.

ГБУ Самарской области «Центр кадастровой оценки», являясь уполномоченным учреждением по расчету кадастровой оценки, замечаний, нарушений в представленных отчетах об оценке не выявлено.

С учетом изложенного, оснований не доверять содержащимся в отчетах об оценке выводам об итоговой величине рыночной стоимости объекта недвижимого имущества на дату кадастровой оценки, у суда не имеется. Правовые основания для назначения судебной экспертизы по инициативе суда отсутствуют.

Суд также учитывает, что установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости, направлено, прежде всего, на уточнение кадастровой стоимости, полученной методами массовой оценки, без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим, установление кадастровой стоимости объекта недвижимости равной его рыночной стоимости, будучи законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанного объекта, в том числе в целях налогообложения, само по себе не направлено на опровержение предполагаемой достоверности ранее установленных результатов кадастровой оценки.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования административных истцов об установлении кадастровой стоимости каждого земельного участка, ставшей архивной, равной рыночной стоимости, определенной в отчетах об оценке, подлежат удовлетворению.

Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Из материалов дела следует, что датой обращения административных истцов в суд является 27.05.2024, что следует отразить в резолютивной части решения.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л :

административный иск Кальченко Евгения Анатольевича, Кальченко Сергея Анатольевича удовлетворить частично.

Установить архивную кадастровую стоимость объекта недвижимого имущества – земельного участка с кадастровым номером , по почтовому адресу ориентира: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2020 в размере 2 140 211 рублей 95 коп.

Установить архивную кадастровую стоимость объекта недвижимого имущества – земельного участка с кадастровым номером , по почтовому адресу ориентира: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2020 в размере 1 224 816 рублей 86 коп.

Установить архивную кадастровую стоимость объекта недвижимого имущества – земельного участка с кадастровым номером , по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2020 в размере <данные изъяты>.

Датой подачи заявления в суд считать 27.05.2024.

Требование о восстановлении срока для обращения в суд оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 19.07.2024.

Судья                            И.А. Щетинкина

3а-1587/2024 ~ М-887/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Кальченко С.А.
Кальченко Е.А.
Ответчики
Управление Росреестра по Самарской области
ГБУ СО "ЦКО"
Министерство имущественных отношений Самарской области
Правительство Самарской области
Другие
Барашкина О.С.
ППК "Роскадастр" в лице филиала ППК "Роскадастр" по Самарской области
Администрация г.о. Тольятти
Суд
Самарский областной суд
Судья
Щетинкина И. А.
Дело на странице суда
oblsud--sam.sudrf.ru
29.05.2024Регистрация административного искового заявления
29.05.2024Передача материалов судье
31.05.2024Решение вопроса о принятии к производству
31.05.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
31.05.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.06.2024Судебное заседание
08.07.2024Судебное заседание
19.07.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.07.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее