Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-91/2019 ~ М-77/2019 от 10.07.2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

р.п. Ухолово Рязанской области            ДД.ММ.ГГГГ

Ухоловский районный суд Рязанской области в составе:

председательствующего судьи Назаровой Е.М.,

при секретаре судебного заседания Нистратовой И.В.,

с участием помощника прокурора Ухоловского района Рязанской области Бурмистровой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале судебных заседаний Ухоловского районного суда Рязанской области гражданское дело по иску

прокурора Ухоловского района Рязанской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования - Коноплинское сельское поселение Ухоловского муниципального района Рязанской области о понуждении к совершению действий - регистрации права собственности на сооружение - автомобильную дорогу (в порядке ст. 45 ГПК РФ),

у с т а н о в и л:

прокурор Ухоловского района Рязанской области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования - Коноплинское сельское поселение Ухоловского муниципального района Рязанской области о понуждении к совершению действий - регистрации права собственности на сооружение - автомобильную дорогу.

В обоснование иска прокурор указал, что в ходе проведения проверки исполнения законодательства о безопасности дорожного движения установлено, что на территории Коноплинского сельского поселения находится объект недвижимого имущества - автомобильная дорога местного значения, расположенная по адресу: <адрес>, отнесенная к собственности данного муниципального образования.

Согласно действующему законодательству к полномочиям Коноплинского сельского поселения относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

Под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

В силу закона только государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права и, соответственно, возникновения прав и обязанностей, связанных с реализацией права собственности.

Прокурор, ссылаясь на информацию, предоставленную администрацией Коноплинского сельского поселения, утверждает, что ответчик должных мер для государственной регистрации права на автомобильную дорогу не принял.

Истец полагает, что отсутствие государственной регистрации права собственности на автомобильную дорогу, расположенную в границах Коноплинского сельского поселения, создает препятствие в осуществлении государственного контроля за техническим состоянием дорог, за безопасностью дорожного движения и применением мер ответственности в случае выявления несоответствия состояния дорог установленным правилам и стандартам, а также может стать причиной увеличения дорожно-транспортных происшествий, что приводит к нарушению прав и интересов всех граждан, находящихся и которые могут находиться на территории Коноплинского сельского поселения. При этом круг указанных лиц установить невозможно.

На основании изложенного прокурор Ухоловского района Рязанской области просит суд обязать администрацию муниципального образования - Коноплинское сельское поселение Ухоловского муниципального района Рязанской области зарегистрировать право собственности на сооружение - автомобильную дорогу, расположенную по адресу: <адрес>, в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области, установив срок для совершения указанных действий - 12 месяцев со дня вступления судебного решения в законную силу.

В судебном заседании помощник прокурора Ухоловского района Рязанской области Бурмистрова Е.А. исковые требования поддержала, настаивала на их удовлетворении.

Ответчик администрация муниципального образования - Коноплинское сельское поселение Ухоловского муниципального района Рязанской области, надлежащим образом извещенная о времени и месте слушания дела, в суд своего представителя не направила, однако от главы администрации Никоноровой Ю.А. поступило заявление с просьбой рассмотреть дело в отсутствие их представителя. Исковые требования признают, считают их законными и обоснованными. Последствия признания иска им понятны.

Третье лицо Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области, надлежащим образом извещенное о времени и месте слушания дела, в суд своего представителя не направило.

На основании ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей надлежаще извещенных ответчика и третьего лица.

Суд, выслушав помощника прокурора Ухоловского района Рязанской области Бурмистрову Е.А., исследовав материалы дела, руководствуясь ст. 39 ГПК РФ, принимает признание иска ответчиком в связи с тем, что это не противоречит закону, не нарушает права и законные интересы других лиц. Последствия признания иска ответчику понятны.

В силу ч. 2 ст. 68 ГПК РФ признание обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств.

В соответствии с ч. 3 ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

Кроме того, из материалов дела следует, что прокуратурой Ухоловского района Рязанской области была проведена проверка по исполнению законодательства о безопасности дорожного движения.

Согласно п. 5 ч. 1, ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения муниципального района относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. К вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пп. 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 ч. 1 данной статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных ч. 1 данной статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного п. 23 ч. 1 данной статьи).

В силу ст. 2.1 Закона Рязанской области от 05.12.2014 № 87-ОЗ «О закреплении за сельскими поселениями Рязанской области отдельных вопросов местного значения» (в ред. от 19.11.2018) с 1 января 2019 года за сельскими поселениями Рязанской области закреплены вопросы местного значения, предусмотренные пп. 4 (за исключением организации в границах сельского поселения тепло-, водоснабжения населения, водоотведения), 5 - 8, 15, 18, 22, 26, 31, 32, 33.1, 34, 37, 38 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Кроме того, в соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 5 Устава муниципального образования -Коноплинское сельское поселение Ухоловского муниципального района Рязанской области, принятого Решением Совета депутатов муниципального образования - Коноплинское сельское поселение Ухоловского муниципального района Рязанской области № 20/1 от 18.07.2011, к вопросам местного значения Коноплинского сельского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 6 ч. 1, ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ред. от 27.12.2018) к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения. Полномочия в области дорожной деятельности, установленные ч. 1 данной статьи, реализуются органами местного самоуправления сельских поселений в случае закрепления законом субъекта Российской Федерации за сельскими поселениями вопроса осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельских поселений.

Под дорожной деятельностью на основании п. 6 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

В силу абз. 1, 6 п. 4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов местного самоуправления городского поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относятся осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения, ежегодное (до 1 июля года, следующего за отчетным) утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов городского поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов городского поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения. К полномочиям органов местного самоуправления муниципального района в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление полномочий, установленных абз. 1 п. 4 ст. 6 данного закона, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.

Таким образом, действующим законодательством за сельскими поселениями Рязанской области закреплены вопросы осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них.

Согласно ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ мероприятия по организации дорожного движения, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест) в границах населенных пунктов, осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог, в том числе и органами местного самоуправления, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог.

Согласно постановлению администрации муниципального образования - Коноплинское сельское поселение Ухоловского муниципального района Рязанской области № 52 от 12.12.2013 и приложению к нему на территории Коноплинского сельского поселения находится объект недвижимого имущества - автомобильная дорога местного значения, протяженностью *** км, расположенная по адресу: <адрес>.

В силу чч. 3-6 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества. Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости. Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со ст.ст. 130, 131, 132, 133.1 и 164 ГК РФ. В случаях, установленных федеральным законом, государственной регистрации подлежат возникающие, в том числе на основании договора, либо акта органа государственной власти, либо акта органа местного самоуправления, ограничения прав и обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, наем жилого помещения.

При этом согласно ч. 1 ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

В соответствии со ст. 210 ГК РФ бремя содержания имущества несет собственник.

Судом установлено, что государственная регистрация права собственности на указанную автомобильную дорогу местного значения, расположенную по адресу: <адрес>, не произведена, о чем свидетельствует информация администрации Коноплинского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ.

В силу ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

В соответствии с чч. 1, 9, 18 ст. 5 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на: автомобильные дороги федерального значения; автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения; автомобильные дороги местного значения; частные автомобильные дороги. Автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского и сельского поселений являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Классификация автомобильных дорог и их отнесение к категориям автомобильных дорог (первой, второй, третьей, четвертой, пятой категориям) осуществляются в зависимости от транспортно-эксплуатационных характеристик и потребительских свойств автомобильных дорог в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно п. 6 Правил классификации автомобильных дорог в Российской Федерации и их отнесения к категориям автомобильных дорог, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2009 № 767, классификация и отнесение автомобильной дороги к категории автомобильной дороги осуществляется по результатам оценки технического состояния автомобильной дороги, проводимой в порядке, установленном Министерством транспорта Российской Федерации в отношении автомобильной дороги местного значения - органом местного самоуправления.

Таким образом, отсутствие надлежащего оформления права собственности на автомобильные дороги, расположенные в пределах границ муниципального образования и предназначенные для использования неопределенным кругом лиц, создает предпосылки к нарушению изложенных выше норм действующего законодательства и является препятствием к осуществлению государственного контроля за техническим состоянием дорог, за безопасностью дорожного движения, что может стать причиной роста дорожно-транспортных происшествий. В связи с этим суд полагает, что выявленное прокурором Ухоловского района Рязанской области в ходе проведения проверки бездействие администрации Коноплинского сельского поселения нарушает права неопределенного круга лиц.

В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, присуждением к исполнению обязанности в натуре.

С учетом приведенных норм и установленных обстоятельств суд приходит к выводу о наличии у администрации Коноплинского сельского поселения в силу закона обязанности зарегистрировать право собственности на автомобильные дороги в границах данного муниципального образования, а именно на автомобильную дорогу, расположенную по адресу: <адрес>.

Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Учитывая доводы истца, суд полагает разумным установить ответчику срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, - до ДД.ММ.ГГГГ.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

исковые требования прокурора Ухоловского района Рязанской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования - Коноплинское сельское поселение Ухоловского муниципального района Рязанской области о понуждении к совершению действий - регистрации права собственности на сооружение - автомобильную дорогу (в порядкест. 45 ГПК РФ) удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования - Коноплинское сельское поселение Ухоловского муниципального района Рязанской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировать право собственности на сооружение - автомобильную дорогу, расположенную по адресу: <адрес>, в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области.

Решение может быть обжаловано в Рязанский областной суд через Ухоловский районный суд Рязанской области в течение месяца со дня его вынесения.

Судья Е.М. Назарова

2-91/2019 ~ М-77/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор
Ответчики
Администрация Коноплинского сельского поселения
Суд
Ухоловский районный суд Рязанской области
Судья
Назарова Елена Михайловна
Дело на сайте суда
uholovsky--riz.sudrf.ru
10.07.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.07.2019Передача материалов судье
15.07.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.07.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.07.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.08.2019Судебное заседание
13.08.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.08.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.09.2019Дело оформлено
16.09.2019Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее