Дело № 2-519/2024
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 февраля 2024 года г. Чехов
Чеховский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Малаховой Е.Б.
при секретаре Офицеровой В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску <данные изъяты> к ФИО2 о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
<данные изъяты> обратилось в суд с иском к ФИО2 о взыскании средств бюджета <адрес>, предоставленных в виде гранта на поддержку начинающих фермеров, в размере № руб. Свои требования мотивирует тем, что ДД.ММ.ГГГГ между <данные изъяты> ФИО2 было заключено соглашение о предоставлении средств бюджета <адрес> на поддержку начинающих фермеров в <адрес>. Предметом соглашения является предоставление ответчику как участнику программы средств бюджета <адрес> на приобретение пчелопавильонов, пчелопакетов, оборудования для содержания и ухода за пчелами, приобретения оборудования для производства меда, строительства заграждений в сумме № руб. Цели, условия и порядок предоставления мер поддержки крестьянским (фермерским) хозяйствам, критерии отбора получателей мер поддержки, перечень документов, необходимых для получения указанных мер поддержки, сроки их рассмотрения закреплены в Порядке предоставления средств из бюджета <адрес> на поддержку начинающих фермеров в <адрес>, утвержденного постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N № "О реализации мероприятий по поддержке начинающих фермеров и развитию семейных животноводческих ферм в <адрес>". Пунктами 14 и 16 Порядка установлена обязанность ИП главы крестьянского (фермерского) хозяйства предоставлять Министерству раз в полгода, не позднее 5 июля и 10 января отчет о целевом расходовании гранта с приложением документов, подтверждающих его целевое расходование в течение 5 лет с даты перечисления средств гранта. Данное условие является обязательным при получении гранта и обязательством, которое принимает на себя ИП глава крестьянского (фермерского) хозяйства. Отчетные документы за ДД.ММ.ГГГГ ответчик не представил, чем нарушил положения пунктов 14 и 16 Порядка и условия Соглашения. Согласно пункту 19 Порядка в случае нарушения получателем гранта условий предоставления гранта и (или) выявления недостоверных сведений в документах, предусмотренных Порядком и Соглашением, полученные средства гранта подлежат возврату в бюджет <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 направлялось требование о возврате полученных им бюджетных средств (гранта), при этом ответчик частично произвел погашение задолженности в сумме № руб., оставшиеся денежные средства в размере № руб. не возвращены. Согласно выписке из ЕГРИП крестьянское (фермерское) хозяйство прекратило деятельность по решению членов крестьянского (фермерского) хозяйства ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель истца <данные изъяты> по доверенности ФИО5 в судебное заседание явилась, исковые требования поддержала.
Ответчик ФИО2 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом.
Суд определил рассмотреть настоящее дело в отсутствие ответчика в порядке заочного судопроизводства, поскольку судом принимались меры к своевременному извещению ответчика о дне слушания дела, однако ответчик в судебное заседание не явился, о причинах неявки не уведомил, об отложении рассмотрения дела не просил.
Выслушав объяснения представителя истца, изучив, оценив и проанализировав доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В ст. ст. 28 и 38 Бюджетного кодекса РФ определен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает выделение этих средств в распоряжение конкретных получателей с указанием цели их использования.
Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 78 Бюджетного кодекса РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 - 8.1 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются в том числе из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
В силу ч. 3 ст. 78 Бюджетного кодекса РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять: 1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; 2) цели, условия и порядок предоставления субсидий; 3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении; 4) случаи и порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, предоставленных в целях финансового обеспечения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не использованных в отчетном финансовом году (за исключением субсидий, предоставленных в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств получателя субсидии, источником финансового обеспечения которых являются указанные субсидии); 5) положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
На основании ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N №-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, включает в себя финансовую, в том числе гарантийную, имущественную, информационную, консультационную поддержку таких субъектов и организаций, поддержку в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации их работников, поддержку в области инноваций и промышленного производства, ремесленничества, поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность.
Условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, принимаемыми в целях реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм).
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления вправе наряду с установленными частью 1 настоящей статьи формами поддержки самостоятельно оказывать иные формы поддержки за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов.
На основании ч. 1 ст. 17 указанного Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N №-ФЗ оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между <данные изъяты> и индивидуальным предпринимателем главой крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО2 заключено Соглашение N № о предоставлении средств бюджета <адрес> на поддержку начинающих фермеров в <адрес>.
Соглашение заключено в рамках реализации постановления Правительства от ДД.ММ.ГГГГ N № "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на ДД.ММ.ГГГГ", постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N № "Об утверждении государственной программы <адрес> "<данные изъяты>", а также в соответствии с постановленном <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N № "О реализации мероприятий по поддержке начинающих фермеров и развитию семейных животноводческих ферм в <адрес>".
В соответствии с предметом Соглашения, на основании решения Конкурсной комиссии <адрес> по отбору начинающих фермеров и развитию семейных животноводческих ферм от ДД.ММ.ГГГГ ответчику были перечислены средства бюджета <адрес> на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства в виде Гранта в размере № руб. Грант предоставляется в целях приобретения пчелопавильонов, пчелопакетов, оборудования для содержания и ухода за пчелами, приобретения оборудования для производства меда, строительства заграждений. Средства Гранта перечислены на расчетный счет ИП <данные изъяты> ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ.
Цели, условия и порядок предоставления мер поддержки крестьянским (фермерским) хозяйствам, критерии отбора получателей мер поддержки, перечень документов, необходимых для получения указанных мер поддержки, сроки их рассмотрения закреплены в Порядке предоставления средств из бюджета <адрес> на поддержку начинающих фермеров в <адрес>, утвержденного постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N № "О реализации мероприятий по поддержке начинающих фермеров и развитию семейных животноводческих ферм в <адрес>".
Порядком установлена обязанность ИП <данные изъяты> раз в полгода, не позднее ДД.ММ.ГГГГ отчет о целевом расходовании гранта с приложением документов, подтверждающих его целевое расходование в течение 5 лет с даты перечисления средств гранта (пункты 14 и 16 Порядка). Аналогичные положения содержатся в п. 3.3.3 Соглашения.
Данное условие является обязательным при получении гранта и обязательством, которое принимает на себя глава крестьянского (фермерского) хозяйства.
Вместе с тем как следует из искового заявления, отчетные документы за ДД.ММ.ГГГГ ответчик не представил, чем нарушил положения пунктов № Порядка и условия Соглашения.
Согласно пункту 19 Порядка в случае нарушения получателем гранта условий предоставления гранта и (или) выявления недостоверных сведений в документах, предусмотренных Порядком и Соглашением, полученные средства гранта подлежат возврату в бюджет <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 направлялось требование о возврате полученных им бюджетных средств (гранта), при этом ответчик частично произвел погашение задолженности в сумме № руб., что подтверждается платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ, оставшиеся денежные средства в размере № руб. в бюджет не возвращены.
Согласно выписке из ЕГРИП крестьянское (фермерское) хозяйство прекратило деятельность по решению членов крестьянского (фермерского) хозяйства ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с вышеизложенным суд приходит к выводу об обоснованности иска о взыскании с ФИО2 средств бюджета <адрес>, предоставленных в виде гранта на поддержку начинающих фермеров, в размере № руб.
Поскольку истец в силу закона освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче искового заявления, государственная пошлина пропорционально удовлетворенным требованиям взыскивается с ответчика.
Руководствуясь ст.ст. 194-199, 235 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования <данные изъяты> удовлетворить.
Взыскать с ФИО2 в пользу <данные изъяты>, предоставленные в виде гранта на поддержку начинающих фермеров, в размере № копеек.
Взыскать с ФИО2 в доход бюджета муниципального образования «<адрес>» государственную пошлину в размере № копейки.
Решение может быть обжаловано ответчиком в течение 7 дней со дня вручения ему копии путем подачи в суд, принявший заочное решение, заявления об отмене этого решения.
В апелляционном порядке решение может быть обжаловано ответчиком в Московский областной суд в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда. Иными лицами, участвующими в деле, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий подпись