Дело № 2-388/2022
УИД №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 июля 2022 года г. Облучье
Облученский районный суд ЕАО в составе:
председательствующего судьи Будченко Т.В.,
при помощнике судьи Чеботаревой Н.В.,
с участием истца прокурора Облученского района ЕАО – помощника прокурора Сенотовой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Облученского района Еврейской автономной области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Основная общеобразовательная школа имени Густава Ивановича Радде», администрации муниципального образования «Облученский муниципальный район» Еврейской автономной области о понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛ:
<адрес> обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к МКОУ ООШ им. Г.И. Радде, администрации муниципального образования «Облученский муниципальный район» Еврейской автономной области, в котором указал, что в ходе проверки исполнения образовательными учреждениями, расположенными на территории Облученского муниципального района ЕАО, законодательства в сфере обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации, проведенной в рамках надзорной деятельности, выявлены нарушения статьи 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьи 36 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», ГОСТ 31937-2011 «Межгосударственный стандарт. Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния». Установлено, что контрольная проверка и мониторинг технического состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения здания МКОУ ООШ им. Г.И. Радде по адресу: <адрес> с даты его ввода в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ года, не проводились, что влечет несвоевременное выявление нарушений в состоянии конструктивных и других характеристик надежности и безопасности здания, создает угрозу его обветшания и утраты, а так же предпосылки возникновения чрезвычайных ситуаций, чем нарушаются права несовершеннолетних, работников, лиц, посещающих учреждение, то есть неопределенного круга лиц. Прокурор просит обязать МКОУ ООШ им. Г.И. Радде провести по правилам ГОСТ 31937-2011 контрольную проверку и (или) мониторинг состояния оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения здания МКОУ ООШ им. Г.И. Радде в срок до ДД.ММ.ГГГГ; возложить обязанность на администрацию муниципального образования «Облученский муниципальный район» ЕАО по обеспечению финансирования (выделению денежных средств), необходимого для устранения указанных выше нарушений требований законодательства о безопасности зданий, сооружений, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании прокурор Сенотова В.В. исковые требования уточнила, просила обязать МКОУ ООШ им. Г.И. Радде провести по правилам ГОСТ 31937-2011 контрольную проверку и (или) мониторинг состояния оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения здания МКОУ ООШ им. Г.И. Радде в срок до ДД.ММ.ГГГГ; при недостаточности у МКОУ ООШ им. Г.И. Радде денежных средств, выделенных на финансирование деятельности образовательного учреждения, обязать администрацию МО «Облученский муниципальный район» ЕАО в срок до ДД.ММ.ГГГГ выделить денежные средства на указанные цели. В обоснование требований привела доводы, изложенные в иске.
Представители ответчиков МКОУ ООШ им. Г.И. Радде, администрации МО «Облученский муниципальный район» ЕАО в судебное заседание не явились, уведомлены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие, представитель администрации МО «Облученский муниципальный район» ЕАО указал в заявлении о несогласии с исковыми требованиями, представитель МКОУ ООШ им. Г.И. Радде исковые требования признал.
Суд, руководствуясь частью 5 статьи 167 ГПК РФ, рассмотрел дело в отсутствие не явившихся представителей ответчиков.
Выслушав объяснения истца, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
На основании статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 3 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон об образовании) государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на принципе приоритета жизни и здоровья человека.
В соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 28 Закона об образовании образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Охрана здоровья обучающихся включает в себя, помимо прочего, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность (статья 41 Закона об образовании).
В соответствии с частью 6 статьи 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) в целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации должны обеспечиваться техническое обслуживание зданий, сооружений, эксплуатационный контроль, текущий ремонт зданий, сооружений.
Согласно части 7 статьи 55.24 ГрК РФ эксплуатационный контроль за техническим состоянием зданий, сооружений проводится в период эксплуатации таких зданий, сооружений путем осуществления периодических осмотров, контрольных проверок и (или) мониторинга состояния оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения в целях оценки состояния конструктивных и других характеристик надежности и безопасности зданий, сооружений, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения и соответствия указанных характеристик требованиям технических регламентов, проектной документации.
Техническое обслуживание зданий, сооружений, текущий ремонт зданий, сооружений проводятся в целях обеспечения надлежащего технического состояния таких зданий, сооружений. Под надлежащим техническим состоянием зданий, сооружений понимаются поддержание параметров устойчивости, надежности зданий, сооружений, а также исправность строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения, сетей инженерно-технического обеспечения, их элементов в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации (часть 8 статьи 55.24 ГрК РФ).
Согласно части 9 статьи 55.24 ГрК РФ эксплуатационный контроль осуществляется лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения.
В силу части 1 статьи 55.25 ГрК РФ в случае, если иное не предусмотрено федеральным законом, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, является собственник здания, сооружения или лицо, которое владеет зданием, сооружением на ином законном основании (на праве аренды, хозяйственного ведения, оперативного управления и другое) в случае, если соответствующим договором, решением органа государственной власти или органа местного самоуправления установлена ответственность такого лица за эксплуатацию здания, сооружения, либо привлекаемое собственником или таким лицом в целях обеспечения безопасной эксплуатации здания, сооружения на основании договора физическое или юридическое лицо.
В соответствии со статьями 296, 298 Гражданского кодекса Российской Федерации, определяющими права и обязанности собственника и учреждения в отношении имущества, находящегося в оперативном управлении, собственник, передав во владение имущество на данном ограниченном вещном праве, возлагает на него и обязанности по его содержанию.
Согласно статье 5 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее – Федеральный закон № 384) безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) обеспечивается посредством установления соответствующих требованиям безопасности проектных значений параметров зданий и сооружений и качественных характеристик в течение всего жизненного цикла здания или сооружения, реализации указанных значений и характеристик в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта (далее также в строительство) и поддержания состояния таких параметров и характеристик на требуемом уровне в процессе эксплуатации, консервации и сноса.
Безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) обеспечивается посредством соблюдения требований Федерального закона № 384 и требований стандартов и сводов правил, включенных в указанные в частях 1 и 7 статьи 6 Федерального закона № 384 перечни, или требований специальных технических условий.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» строительные конструкции и основание здания или сооружения должны обладать такой прочностью и устойчивостью, чтобы в процессе строительства и эксплуатации не возникало угрозы причинения вреда жизни или здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений, в том числе в результате разрушения отдельных несущих строительных конструкций или их частей; разрушения всего здания, сооружения или их части.
Положениями статьи 36 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ предусмотрено, что безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения (часть 1). Параметры и другие характеристики строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения в процессе эксплуатации здания или сооружения должны соответствовать требованиям проектной документации. Указанное соответствие должно поддерживаться посредством технического обслуживания и подтверждаться в ходе периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, проводимых в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 2).
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 28.05.2021 № 815 «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» соблюдение требований Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», обеспечивает применение на обязательной основе пункта 13.1 ГОСТ 27751-2014 «Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения», введенного в действие приказом Росстандарта от 11.12.2014 № 1974-ст, согласно которому оценку технического состояния строительных объектов проводят: по истечении расчетного срока службы объекта; в случае любого вида ремонта (комплексного, капитального, текущего) зданий и конструкций, подвергшихся износу при длительной эксплуатации; при проведении технического мониторинга.
Пункт 4.1 ГОСТ 31937-2011 «Межгосударственный стандарт «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния», введенным в действие приказом Госстандарта от 27.12.2012 № 1984-ст, предусматривает проведение обследования и мониторинга технического состояния зданий силами специализированных организаций, оснащенных современной приборной базой и имеющих в своем составе высококвалифицированных и опытных специалистов.
Первое обследование технического состояния зданий и сооружений проводится не позднее чем через два года после их ввода в эксплуатацию. В дальнейшем обследование технического состояния зданий и сооружений проводится не реже одного раза в 10 лет и не реже одного раза в пять лет для зданий и сооружений или их отдельных элементов, работающих в неблагоприятных условиях (агрессивные среды, вибрации, повышенная влажность, сейсмичность района 7 баллов и более и др.) (пункт 4.3 ГОСТ 31937-2011).
Согласно пункту 4.4 ГОСТ 31937-2011 обследование и мониторинг технического состояния зданий и сооружений проводят также по истечении нормативных сроков эксплуатации зданий и сооружений; при обнаружении значительных дефектов, повреждений и деформаций в процессе технического обслуживания, осуществляемого собственником здания (сооружения); по результатам последствий пожаров, стихийных бедствий, аварий, связанных с разрушением здания (сооружения); по инициативе собственника объекта; при изменении технологического назначения здания (сооружения); по предписанию органов, уполномоченных на ведение государственного строительного надзора.
В соответствии с пунктом 5.1.1 ГОСТ 31937-2011, цель комплексного обследования технического состояния здания (сооружения) заключается в определении действительного технического состояния здания (сооружения) и его элементов, получении количественной оценки фактических показателей качества конструкций (прочности, сопротивления теплопередаче и др.) с учетом изменений, происходящих во времени, для установления состава и объема работ по капитальному ремонту или реконструкции. При комплексном обследовании технического состояния здания и сооружения получаемая информация должна быть достаточной для проведения вариантного проектирования реконструкции или капитального ремонта объекта.
При обследовании технического состояния здания и сооружения получаемая информация должна быть достаточной для принятия обоснованного решения о возможности его дальнейшей безаварийной эксплуатации (случай нормативного и работоспособного технического состояния). В случае ограниченно работоспособного и аварийного состояния здания и сооружения получаемая информация должна быть достаточной для вариантного проектирования восстановления или усиления конструкций (пункт 5.1.2 ГОСТ 31937-2011).
Из материалов дела установлено, что здание МКОУ ООШ им. Г.И. Радде по адресу: <адрес> находится в оперативном управлении МКОУ ООШ им. Г.И. Радде в соответствии с распоряжением МО «Облученский муниципальный район» от ДД.ММ.ГГГГ №, договором о закреплении за муниципальным учреждением муниципального имущества на праве оперативного управления и подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ.
По условиям договора о закреплении за муниципальным учреждением муниципального имущества на праве оперативного управления учреждение осуществляет содержание имущества, обеспечивает его сохранность.
В соответствии с техническим паспортом, составленным по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, здание МКОУ ООШ им. Г.И. Радде, ДД.ММ.ГГГГ года постройки, площадью 460,8 кв.м., имеет систему автономного водяного отопления от собственной котельной, здание введено в эксплуатацию в ДД.ММ.ГГГГ году, процент износа здания - 51 %.
По информации администрации МО «Облученский муниципальный район» от ДД.ММ.ГГГГ – учредителя образовательного учреждения и собственника его имущества с момента ввода в эксплуатацию капитальный ремонт здания МКОУ ООШ им. Г.И. Радде, контрольные проверки и мониторинг технического состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения здания не проводились.
Осуществление деятельности МКОУ ООШ им. Г.И. Радде в отсутствие указанных прокурором мероприятий не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области обеспечения безопасности здания в процессе его эксплуатации, чем нарушаются права неопределенного круга лица (несовершеннолетних обучающихся, сотрудников учреждения, лиц, посещающих образовательное учреждение), на безопасное пребывание в здании.
Учитывая, что на момент рассмотрения настоящего иска требования вышеприведенного законодательства не исполнены, и принимая во внимание признание иска представителем МКОУ ООШ им. Г.И. Радде, суд полагает обоснованными и подлежащими удовлетворению заявленные прокурором требования о возложении на МКОУ ООШ им. Г.И. Радде обязанности провести контрольную проверку и (или) мониторинг технического состояния оснований, строительных конструкций, систем и сетей инженерно-технического обеспечения здания МКОУ ООШ им. Г.И. Радде в соответствии с требованиями Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» по правилам ГОСТ 31937-2011.
Согласно уставу МКОУ ООШ им. Г.И. Радде является унитарной некоммерческой организацией, целью деятельности образовательного учреждения является осуществление образовательной деятельности по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего образования (пункты 2.2-2.4).
Учредителем и собственником имущества учреждения является администрация муниципального образования «Облученский муниципальный район» (пункт 1.5 устава), имущество учреждения закреплено за ним на праве оперативного управления, источниками формирования имущества и финансовых ресурсов учреждения являются, в том числе бюджетные поступления в виде субсидий и субвенций; финансовое обеспечение выполнения муниципального задания осуществляется в виде субсидий за счет средств бюджета учредителя (пункты 7.1, 7.9 устава).
Согласно пункту 5 части 1 статьи 9 Закона об образовании к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования относится, в том числе, обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями.
При указанных обстоятельствах суд также считает подлежащим удовлетворению требование прокурора об обязании администрации муниципального образования «Облученский муниципальный район» ЕАО при недостаточности средств, выделенных на финансирование деятельности образовательного учреждения, профинансировать работы по выполнению мероприятий, указанных прокурором.
Согласно статье 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, которые могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Определяя срок для исполнения ответчиками решения суда, принимая во внимание порядок формирования бюджета, финансирования образовательного учреждения, объем необходимых работ, требуемых для исполнения обязательств, суд считает возможным согласиться со сроками, указанными прокурором в заявлении об уточнении исковых требований. Возражений от ответчиков по поводу данных сроков в суд не поступало.
В соответствии со статьей 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
В силу подпунктов 9 и 19 пункта 1 статьи 33.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, освобождается: прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков.
Принимая во внимание, что МКОУ ООШ им. Г.И. Радде не относится к кругу лиц, освобожденных от уплаты государственной пошлины, с учреждения в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 56, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Облученского района Еврейской автономной области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Основная общеобразовательная школа имени Густава Ивановича Радде», администрации муниципального образования «Облученский муниципальный район» Еврейской автономной области о понуждении к совершению действий удовлетворить.
Обязать муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа имени Густава Ивановича Радде» в срок до ДД.ММ.ГГГГ провести контрольную проверку и (или) мониторинг состояния оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения здания, расположенного по адресу: Еврейская автономная область, <адрес>.
Обязать администрацию муниципального образования «Облученский муниципальный район» Еврейской автономной области (ИНН №) при недостаточности денежных средств, выделенных на финансирование деятельности муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа имени Густава Ивановича Радде», в срок до ДД.ММ.ГГГГ профинансировать указанные работы.
Взыскать с муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа имени Густава Ивановича Радде» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд ЕАО через Облученский районный суд ЕАО в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Т.В. Будченко
мотивированное решение составлено 01.08.2022