УИД: № Дело №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
<адрес> ДД.ММ.ГГГГ
Костомукшский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи при секретаре |
Корольковой Е.Н., Лябегиной Л.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия, Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия, ФИО5, ФИО3, ФИО7 об установлении факта существования границ земельного участка на местности пятнадцать и более лет, об установлении границ земельного участка, возложении обязанности по осуществлению государственного кадастрового учета границ земельного участка,
установил:
истец ФИО1 обратилась в суд с указанным иском, мотивируя требования тем, что является собственником земельного участка с кадастровым номером №, расположенного на территории: <адрес>», существующего на местности пятнадцать и более лет, истцу было отказано в государственном кадастровом учете в отношении указанного земельного участка. С учетом уточенных требований, просит установить границы земельного участка с кадастровым номером №, расположенного на территории: <адрес>, Костомукшский городской округ, СОТ «Кимасозеро», существующего на местности пятнадцать и более лет, в границах и площади, определенными координатами характерных точек в действующей системе МСК-10, указанных в межевом плане от ДД.ММ.ГГГГ б/н, изготовленном ООО «ГеоКом». Возложить на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> обязанность по совершению действий, направленных на регистрацию государственного кадастрового учета границ земельного участка.
Определениями суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация Костомукшского городского округа; Межмуниципальный отдел по Костомукшскому городскому округу, Калевальскому и Муезерскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>; ООО «ГеоКОМ», кадастровый инженер ФИО8, ФИО2 в качестве ответчиков привлечены ФИО5, ФИО6, ФИО7, Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия,
В судебное заседание истец ФИО1 не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, от представителя истца ФИО4 поступила телефонограмма о рассмотрении дела в их отсутствии.
Ответчик Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия в судебное заседание не явилось, в отзыве на иск указало, что не является надлежащим ответчиком по делу, прав истца не нарушало.
Ответчики Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, ФИО5, ФИО6, ФИО7 о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
Третье лицо администрация Костомукшского городского округа извещена надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания, просила рассмотреть дело в отсутствие представителя, возражений по поводу заявленных требований не имеет.
Третьи лица Межмуниципальный отдел по Костомукшскому городскому округу, Калевальскому и Муезерскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия; ООО «ГеоКОМ», кадастровый инженер ФИО8, ФИО2 в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В силу положения п.3 ст.6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально-определенной вещи.
Согласно ст.15 ЗК РФ собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретённые гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
В силу положений ч.ч.1, 2 ст.39 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон о кадастровой деятельности) местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральном законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Предметом указанного в части 1 настоящей статьи согласования с заинтересованным лицом при выполнении кадастровых работ является определение местоположения границы такого земельного участка, одновременно являющейся границей другого принадлежащего этому заинтересованному лицу земельного участка. Заинтересованное лицо не вправе представлять возражения относительно местоположения частей границ, не являющихся одновременно частями границ принадлежащего ему земельного участка, или согласовывать местоположение границ на возмездной основе.
Согласование местоположения границ проводится в соответствии с п. 1 ч.3 ст.39 Закона о кадастровой деятельности с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве собственности.
Споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в установленном Земельным кодексом Российской Федерации порядке (ч.5 ст.40 Закона о кадастровой деятельности).
Как указано в ч.10 ст.22 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон о государственной регистрации) при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка его границами считаются границы, существующие на местности пятнадцать лет и более и закреплённые с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
В силу ч.13 ст.20 Закона о государственной регистрации форма и состав сведений межевого плана, требования к его подготовке, а также требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования.
Кроме того, в соответствии с ч. 13 ст. 22 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», приказом Минэкономразвития РФ от 08.12.2015г. № 921 «Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке» (далее - Требования) утверждена форма и состав сведений межевого плана, требования к его подготовке.
В соответствии с пунктом 70 Требований выполнение кадастровых работ по уточнению местоположения границы земельного участка осуществляется на основании документов, перечисленных в ч. 10 ст. 22 Закона о регистрации. В данном случае реквизиты таких документов приводятся в реквизите «1» раздела «Исходные данные». В случае отсутствия в указанных документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется с учетом содержания утвержденного в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке проекта межевания территории. При отсутствии таких документов или при отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений, необходимых для уточнения местоположения границ земельного участка, местоположение уточняемых границ земельных участков определяется с использованием карт (планов), являющихся картографической основой ЕГРН, и (или) карт (планов), представляющих собой фотопланы местности, подтверждающих фактическое местоположение границ земельных участков на местности пятнадцать и более лет. При этом наименование и реквизиты таких документов приводятся в разделе «Исходные данные», указанные документы или их копии в состав Приложения не включаются. В разделе межевого плана «Заключение кадастрового инженера» в виде связного текста приводится обоснование местоположения уточненных границ земельного участка, содержащее, например, описание конкретных объектов искусственного происхождения, которыми закреплены на местности границы земельного участка (вид объекта, например кирпичное ограждение, стена здания); сведения, обосновывающие существование границы земельного участка на местности пятнадцать и более лет (например, дата создания садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан, дата карты (плана), фотопланов местности, с использованием которых определялись границы земельного участка).
Таким образом, кадастровый инженер не может указывать в разделе «Заключение кадастрового инженера» информацию о том, местоположение земельного участка определялось исходя из границ, существующих на местности пятнадцать и более лет, поскольку подтвердить такое существование границ возможно только на основании карт (планов), являющихся картографической основой ЕГРН, и (или) карт (планов), представляющих собой фотопланы местности, подтверждающих фактическое местоположение границ земельных участков на местности пятнадцать и более лет.
Как следует из приведённых норм действующего законодательства, местоположение смежных границ подлежит установлению в первую очередь исходя из сведений, содержащихся в правоустанавливающем либо право подтверждающем документе, при отсутствии необходимых сведений - исходя из документов, изготовленных при отводе земельного участка, при отсутствии - исходя из проекта межевания территории, при отсутствии - исходя из фактического землепользования, сложившегося на местности пятнадцать и более лет.
Судом установлено, что ФИО1, в соответствии со свидетельством о государственной регистрации права, принадлежит земельный участок, кадастровый №, расположенный по адресу: <адрес> категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, виды разрешённого использования: для размещения дачных участков, для дачного строительства.
Граница земельного участка не установлена в соответствии с земельным законодательством РФ, в сведениях ЕГРН не содержатся значения координат характерных точек границы, определяющих их местоположение.
С целью уточнения местоположения границ земельного участка истец обратилась к кадастровому инженеру ФИО8 ООО «ГеоКОМ».
Кадастровым инженером ООО «ГеоКом» ФИО8 ДД.ММ.ГГГГ подготовлен межевой план, в результате выполнения кадастровых работ в связи с уточнением местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером №.
При этом, в межевом плане отсутствуют наименования и реквизиты документов карт (планов), являющихся картографической основой ЕГРН, и (или) карт (планов), представляющих собой фотопланы местности, подтверждающих фактическое местоположение границ земельного участка на местности пятнадцать и более лет.
В составе правоустанавливающих документов на земельный участок отсутствует графическое приложение в виде чертежей или схем, подтверждавших местоположение границ земельного участка на момент его формирования.
Уточнение местоположения границ земельного участка проводилось на основании требований ч. 10 ст. 22 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» по фактической границе, существующей более 15 лет и закрепленной на местности природными объектами и объектами искусственного происхождения.
Дата создания садоводческого товарищества «Кимасозеро» 15.07.1997, по сведениям ЕГРН спорный участок сформирован 05.04.1993.
В состав межевого плана включен акт согласования местоположения границ земельного участка с соседними участками. Площадь земельного участка составила 800 м2.
В своём заключении кадастровый инженер указал, что поскольку сведения о местоположении границ земельного участка отсутствуют, истребование данных сведений невозможно, установление факта существования границ земельного участка на местности пятнадцать и более лет, возможно в судебном порядке.
Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ государственный кадастровый учет изменений характеристик объекта недвижимости был приостановлен ввиду того, что содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации: а именно, при составлении межевого плана нарушен п. 70 Требований к межевому плану, утвержденных приказом Минэкономразвития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений». ДД.ММ.ГГГГ истцу было отказано в государственном кадастровом учете.
Подготовленный кадастровым инженером межевой план содержит указание на местоположение границ спорного земельного участка по фактическому землепользованию, составлен с учётом содержащихся в ЕГРН сведений, в данном случае, суд, считает, что в целях соблюдения положений земельного законодательства, необходимо привести местоположение границ земельного участка истца в соответствии с фактическим местоположением, установленным по факту существования на местности 15 и более лет, согласно межевому плану.
При этом, суд считает, что обстоятельства, на которые ссылается истец в обоснование заявленных требований, являются правовым основанием для удовлетворения иска, поскольку целью кадастрового учета объектов недвижимости является внесение соответствующих действительности сведений об объекте недвижимости в ЕГРН, а существенными сведениями, в данном случае, являются достоверные сведения о местоположении (границах), площади объекта недвижимости.
С учетом изложенного, а также, учитывая, что истец не имеет иной возможности внести сведения о границах своего земельного участка в государственный кадастр недвижимости, суд считает установленным факт существования земельного участка с кадастровым № в соответствии с фактическим местоположением на местности 15 и более лет, полагает возможным установить местоположение границ участка в границах и площади, определенными координатами характерных точек в действующей системе МСК-10, указанных в межевом плане от ДД.ММ.ГГГГ б/н, изготовленном ООО «ГеоКом».
При этом суд полагает, что ответчики, в том числе правообладатели смежных земельных участков ФИО5, ФИО6, ФИО7, а также ФИО2 не возражали относительно установления границ участка истца заявленным им способом.
В удовлетворении требований, заявленных к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> надлежит отказать, поскольку оно не имеет отношения к разрешению спора об установлении факта существования границ земельного участка на местности пятнадцать и более лет, об установлении границ земельного участка, оснований полагать, что действиями указанного ответчика нарушались права и законные интересы истца, не имеется. Решение является основанием для внесения изменений в ЕГРН Управления Росреестра по Республике Карелия в части установления местоположения границ земельного участка.
Требования, заявленные к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия, суд полагает оставить без удовлетворения, принимая во внимание, что Министерство является ненадлежащим ответчиком по делу с учетом положений Закона Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗРК, Положения о Министерстве, утвержденного Постановлением Правительства Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ №-П, согласно которым Министерство с ДД.ММ.ГГГГ осуществляет полномочия по предоставлению в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Карелия земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, учитывая, что спорный земельный участок находится в собственности истца, при этом доказательств нарушения прав истца действиями указанного ответчика суду не представлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
исковые требования удовлетворить частично.
Установить границы земельного участка с кадастровым номером №, расположенного на территории: <адрес> существующего на местности пятнадцать и более лет, в границах и площади, определенными координатами характерных точек в действующей системе МСК-10, указанных в межевом плане от ДД.ММ.ГГГГ б/н, изготовленном ООО «ГеоКом».
В удовлетворении исковых требований к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Костомукшский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда.
Судья Е.Н. Королькова
Мотивированное решение суда составлено ДД.ММ.ГГГГ.