Дело №
РЕШЕНИЕ
ИФИО1
10 апреля 2023 года <адрес>
Советский районный суд <адрес> в составе: председательствующего судьи Мукаиловой В.И., при секретаре судебного заседания ФИО5, с участием: представителя истца ГКУ РД «УСЗН в МО «<адрес>» по доверенности ФИО6, ответчика ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ГКУ РД «Управление социальной защиты населения в МО «<адрес>» к ФИО4 о взыскании денежных средств,
установил:
ГКУ РД «Управление социальной защиты населения в МО «<адрес>» обратился в суд с исковым заявлением к ФИО4 о взыскании денежных средств.
В судебном заседании представитель истца по доверенности ФИО6 требования поддержала, просила их удовлетворить, пояснив, что ФИО4 представила все необходимые документы для назначения единовременной денежной субсидии социальной помощи на основании социального контракта, перечень которых установлен Положением к Постановлению Правительства Республики Дагестан «Об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта на территории Республики Дагестан» от ДД.ММ.ГГГГ №, утвержденным постановлением Правительства Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Порядок).
Государственная социальная помощь назначается по представленному письменной форме или форме электронного документа либо использованием Единого портала государственных муниципальных услуг орган социальной защиты населения по месту жительства (месту пребывания) либо через многофункциональный центр предоставления государственных муниципальных услуг заявлению гражданина по форме согласно приложению № настоящему Положению от себя лично (для малоимущих одиноко проживающих граждан) или от имени своей семьи, котором указываются сведения составе семьи, доходах членов семьи или одиноко проживающего гражданина принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности.
Так на основании заключенного с ФИО4, социального контракта от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО4, была перечислена на предоставленный лицевой счет единовременная денежная субсидия социальной помощи на основании социального контракта в размере 250000,00 рублей.
ФИО4, была надлежащим образом проинформирована о данных ежемесячных отчетах, но по настоящее время отчеты ею не были представлены.
Финансирование расходных обязательств по оказанию государственной социальной помощи осуществляется за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан, в том числе субсидии из федерального бюджета, предоставленной в целях софинансирования расходных обязательств Республики Дагестан, связанных с реализацией мероприятий, направленных на оказание государственной социальной помощи, в пределах объемов бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете и республиканском бюджете Республики Дагестан на соответствующий год и плановый период.
Денежная выплата (ежемесячная денежная выплата или единовременная денежная субсидия) перечисляется органом социальной защиты населения в течение 30 рабочих дней со дня подписания социального контракта на лицевой счет получателя, открытый в кредитной организации.
Органы социальной защиты населения несут ответственность за целевое использование средств, предусмотренных на осуществление выплаты, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В связи с вышеизложенным, ответчику необходимо вернуть в бюджет государства выплаченную сумму социальной помощи на основании социального контракта в размере 250000,00 рублей.
При обращении за назначением единовременной денежной субсидии на основании социального контракта ФИО4, была уведомлена о том, что гражданин, которому оказана государственная социальная помощь, обязан извещать орган социальной защиты населения о наступлении обстоятельств, влияющих на оказание государственной социальной помощи, в течении 3 рабочих дней со дня наступления указанных обстоятельств.
Истцом в лице Управления было направлено досудебное уведомление от ДД.ММ.ГГГГ исх. № в адрес ответчика с требованием вернуть сумму переплаты, которая ею была проигнорирована.
Просит суд взыскать с ФИО4 в пользу Государственного казенного учреждения «Управления социальной защиты населения в муниципальном образовании «<адрес>» незаконно полученную сумму денежных средств в размере 250000,00 руб. для погашения в Федеральный бюджет.
В судебном заседании ФИО4 исковые требования не признала, просила суд отказать в удовлетворении иска, пояснила, что не была надлежащим образом проинформирована о ежемесячных отчетах и обязанности извещать орган социальной защиты населения о наступлении обстоятельств, влияющих на оказание государственной социальной помощи, в течение 3 рабочих дней со дня наступления указанных обстоятельств, тяжело болела короновирусной инфекцией с ноября 2021 года по декабрь 2021 года и с июля 2022 года по август 2022 года короновирусной инфекцией болели ее родители, что подтверждается медицинскими справками. Пояснила, что на предоставленные денежные средства приобрела оборудование для шитья и открыла обувной цех.
Выслушав объяснения сторон, исследовав представленные суду сторонами доказательства, суд пришел к следующему.
Как следует из ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
В силу ч. 3 ст. 123 Конституции РФ, ч. 1 ст. 12 ГПК РФ, правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Постановлением Правительства РД от 12.05.2021 N 103 утверждено Положение об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта на территории Республики Дагестан, которое регулирует процедуру оказания малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан, предусмотренным Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", которые по не зависящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленной в Республике Дагестан для соответствующих социально-демографических групп населения, государственной социальной помощи на основании социального контракта (далее также - государственная социальная помощь).
В соответствии с ч. 2 ст. 3 Закона решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня подачи гражданином заявления о предоставлении ему государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы и при наличии в органах службы занятости документов и (или) сведений, необходимых для постановки на регистрационный учет безработного гражданина в соответствии с порядком регистрации безработных граждан. Указанное заявление подается в порядке, установленном пунктом 3.1 статьи 15 настоящего Закона.
ФИО4 представила все необходимые документы для назначения единовременной денежной субсидии социальной помощи на основании социального контракта, перечень которых установлен Положением к Постановлению Правительства Республики Дагестан «Об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта на территории Республики Дагестан» от ДД.ММ.ГГГГ №, утвержденным постановлением Правительства Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Порядок).
Так, на основании заключенного с ФИО4, социального контракта от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО4, была перечислена на предоставленный лицевой счет единовременная денежная субсидия социальной помощи на основании социального контракта в размере 250 000,00 рублей.
Как усматривается из ч. 3 Социального контракта, подписанного сторонами, Заявитель была уведомлена о своих правах и обязанностях.
В соответствии с п. «ж» Перечня Приложения №7 к Положению, основанием для досрочного расторжения социального контракта является, невыполнение получателем (членами семьи получателя) государственной социальной помощи мероприятий программы социальной адаптации без уважительных причин в соответствии с установленным Перечнем
В соответствии с п.п «а» п. 50 Положения, в рамках оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта гражданин, с которым заключен социальный контракт, обязан: ежемесячно, до 5-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, представлять в орган социальной защиты населения по месту жительства (месту пребывания) отчет о выполнении программы социальной адаптации по форме согласно приложению № к настоящему Положению с приложением документов, подтверждающих исполнение мероприятий, а также документов, подтверждающих целевое расходование средств, выделенных на оказание государственной социальной помощи (оплаченные счета, кассовые чеки, товарные чеки, договоры купли-продажи, оформленные в установленном законодательством порядке, иные подтверждающие документы).
Согласно ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Согласно выписке из медицинской карты ГБУ РД «Поликлиника №» ФИО4 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ болела новой короновирусной инфекцией
Судом установлено, что согласно справке ГБУ РД «ИГЦБ» ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., болела короновирусной инфекцией с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р., болел внебольничной пневмонией с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно справке МКУ «Управление ЖКХ <адрес>» отец истицы ФИО3, 1953 г.р., зарегистрирован по адресу: <адрес>, <адрес>, проживает один и нуждался в уходе во время болезни.
В соответствии со ст. 67 ГПК РФ суд оценивает представленные суду справки как относимые, допустимые и достоверные и считает обстоятельства, подтвержденные данными справками, уважительными причинами невыполнение получателем (членами семьи получателя) государственной социальной помощи мероприятий программы социальной адаптации.
Также ответчиком в опровержение доводов истца представлен кассовый чек магазина «Швей-Тайм» об оплате денежной суммы в размере 250 000 руб. за двухигольную колонковую швейную машинку стоимостью 125 000 руб. в количестве 2 штуки, что является подтверждением целевого расходования средств, выделенных истцу на оказание государственной социальной помощи.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 кодекса.
Согласно пункту 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
Из вышеуказанного следует, что неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которые лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой. Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке.
При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) резюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных денежных сумм.
В соответствии с постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 26.02.2018 № 10-П, содержащееся в главе 60 Гражданского кодекса Российской Федерации правовое регулирование обязательств вследствие неосновательного обогащения представляет собой, по существу, конкретизированное нормативное выражение лежащих в основе российского конституционного правопорядка общеправовых принципов равенства и справедливости в их взаимосвязи с получившим закрепление в Конституции Российской Федерации требованием о недопустимости осуществления прав и свобод человека и гражданина с нарушением прав и свобод других лиц (статья 17, часть 3); соответственно, данное правовое регулирование, как оно осуществлено федеральным законодателем, не исключает использование института неосновательного обогащения за пределами гражданско-правовой сферы и обеспечение с его помощью баланса публичных и частных интересов, отвечающего конституционным требованиям.
Таким образом, нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться и за пределами гражданско-правовой сферы, в частности в рамках правоотношений, связанных с получением отдельными категориями граждан Российской Федерации государственных пособий и льгот.
В связи с чем, к спорным отношениям подлежат применению положения пункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса РФ о недопустимости возврата в качестве неосновательного обогащения заработной платы и приравненных к ней платежей, пенсий, пособий, стипендий, возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью, алиментов и иных денежных сумм, предоставленных гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
Таким образом, истцом доказательства недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, не представлены.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении исковых требований ГКУ РД «Управление социальной защиты населения в МО «<адрес>» к ФИО4 о взыскании полученной суммы денежных средств в размере 250 000 рублей для погашения в Федеральный бюджет.
Апелляционная жалоба может быть подана в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий судья В.И. Мукаилова