Дело № 2-2711/24
16RS0050-01-2024-003375-50
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 апреля 2024 года г.Казань
Приволжский районный суд города Казани в составе:
председательствующего судьи Гараевой А.Р.,
при секретаре судебного заседания Муратовой Д.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ахметвалеевой Э.Д. к Ахметвалеевой Ф.Ф., Ахметвалееву Д.В. о признании разными семьями,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратилась в суд с иском к ответчикам о признании разными семьями. В обосновании указав, что Ахметвалеева Э.Д. с 03.07.2018 года была зарегистрирована в жилом помещении общей площадью 106,8 кв.м, расположенном по адресу: <адрес>. Данное жилое помещение принадлежит на праве собственности Ахметвалеевой Ф.Ф., Ахметвалееву Д.В. 12.02.2021 года Ахметвалеева Э.Д. приобрела в ипотеку <адрес>, с 18.02.2022 года по настоящее время зарегистрирована в этой комнате, иных объектов недвижимости не имеет. Истец имеет свои источник дохода, ведет с Ахметвалеевой Ф.Ф. и Ахметвалеевым Д.В. разное хозяйство, живут отдельно. Признание разными семьями необходимо для получения возможности включения в дальнейшем в состав участников программы по улучшению жилищных условий в системе социальной ипотеки в РТ. Фактически с 03.07.2018 года по 18.02.2022 года по адресу регистрации: <адрес> не проживала. По изложенным основаниям истец заявляет к ответчику требования в приведенной формулировке.
Истец Ахметвалеева Э.Д. в судебное заседание не явилась, извещена.
Ответчик Ахметвалеева Ф.Ф. в судебное заседание не явилась, извещена.
Ответчик Ахметвалеев Д.В. в судебное заседание не явился, извещен, представлено заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. Пояснено, что истица с 2018 года и по настоящее время с ответчиками не проживает, счета по жилищно-коммунальным услугам не оплачивает.
Представитель третьего лица без самостоятельных требований относительно предмета спора МКУ «Администрация Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» в судебное заседание не явился, извещен.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему:
В соответствии со ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи. Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи. Члены семьи собственника жилого помещения обязаны использовать данное жилое помещение по назначению, обеспечивать его сохранность.
В соответствии со ст. 49 ЖК РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном данным Кодексом порядке.
Частями 4 и 5 ст. 50 ЖК РФ определено, что учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.
Отдельным категориям граждан законодательство предоставляет право на предоставление жилья во внеочередном порядке, а также право на дополнительную жилую площадь.
Так согласно п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в том числе гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 настоящего Кодекса перечне.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Обстоятельством, имеющим правовое значение для разрешения вопроса о признании граждан нуждающихся в жилом помещении по указанному основанию, является наличие или отсутствие семейных отношений между проживающими в одном жилом помещении гражданами на момент обращения одного из них с заявлением о постановке на учет.
Таким образом, по смыслу пункта 4 части 1 статьи 51 ЖК РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях необходимо наличие одновременно трех условий: в составе семьи имеется больной, страдающий хроническим заболеванием, предусмотренным Перечнем тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, указанные лица не имеют иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности, а также проживают в квартире, занятой несколькими семьями.
То есть, законодатель не связывает возможность признания граждан нуждающимися в жилом помещении по указанному основанию с проживанием их исключительно в квартире, которой присвоен статус коммунальной. Обстоятельством, имеющим правовое значение, является наличие или отсутствие семейных отношений между проживающими в одном жилом помещении гражданами на момент обращения одного из них с заявлением о постановке на учет.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Ахметвалеева Э.Д. с 03.07.2018 года была зарегистрирована по адресу: <адрес>. Также по этому адресу зарегистрированы ответчики.
Квартира, расположенная по адресу: <адрес> принадлежит на праве собственности Ахметвалеевой Ф.Ф., Ахметвалееву Д.В., что подтверждается выпиской из ЕГРН.
Ахметвалеевой Э.Д. принадлежит на праве собственности комната, расположенная по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН, а также зарегистрирована по данному адресу. Однако с 2018 года по данному адресу фактически не проживает.
Согласно части 1 статьи 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
К членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя (часть 1 ст. 69 ЖК РФ).
Как разъяснено в подпункте "а" пункта 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений части 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, исходя из того, что членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Для признания перечисленных лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно: вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям (например, в безвозмездное пользование, по договору найма) и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки.
Вместе с тем данное разъяснение не исключает возможности установления судом на основе доказательств факта отсутствия семейных отношений между такими лицами в тех случаях, когда от определения состава семьи зависит реализация иных прав, в том числе права на улучшение жилищных условий, при этом оно должно применяться во взаимосвязи с абзацем четвертым того же пункта постановления, где обращено внимание на то, что семейные отношения характеризуются, в частности, взаимным уважением и взаимной заботой членов семьи, их личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, общими интересами, ответственностью друг перед другом, ведением общего хозяйства.
Соответственно, при доказанности отсутствия соответствующих признаков не исключается возможность признания членами разных семей в том числе детей и родителей собственника, и тем более если они сами также являются участниками общей собственности на жилое помещение, т.е. обладают самостоятельным правом пользования жилым помещением, основанным на праве собственности, а не на семейных отношениях с другим собственником.
У каждого из таких лиц может иметься собственная семья, члены которой могут не состоять в родственных отношениях с другим собственником и не поддерживать с ним семейных отношений, что также означает, что в каждом случае вопрос о признании граждан членами одной семьи должен решаться в зависимости от конкретных обстоятельств, подтвержденных доказательствами.
При этом действующее законодательство не связывает возможность признания граждан нуждающимися в жилом помещении по основанию пункта 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации с наличием семейных отношений исключительно на момент вселения лиц в жилое помещение, такие основания должны наличествовать на момент обращения с соответствующим заявлением.
Соответствующие правовые позиции были высказаны Верховным Судом Российской Федерации в определении от 26.02.2019 N 46-КГ 18-72.
При этом необходимо иметь в виду, что семейные отношения характеризуются, в частности, взаимным уважением и взаимной заботой членов семьи, их личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, общими интересами, ответственностью друг перед другом, ведением общего хозяйства.
То обстоятельство, что Ахметвалеева Ф.Ф., Ахметвалеев Д.В. были зарегистрированы в указанной квартире совместно Ахметвалеева Э.Д., само по себе не может служить единственным и безусловным доказательством принадлежности их к одной семье в том смысле, который этому понятию придается положениями статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Истец проживает в отдельной квартире, расположенной по адресу: <адрес>, ком.8, что следует из выписки из ЕГРН (право собственности с 16.02.2021 года. Зарегистрирована по данному адресу с 18.02.2022 года.
Установлено, что стороны ведут раздельное хозяйство, имеют различный бюджет.
Проанализировав имеющиеся данные, исходя из всей совокупности установленных фактов и обстоятельств, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 12, 56, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Ахметвалеевой Э.Д. к Ахметвалеевой Ф.Ф., Ахметвалееву Д.В. о признании разными семьями удовлетворить.
Признать Ахметвалееву Э.Д. с одной стороны и Ахметвалееву Ф.Ф., Ахметвалеева Д.В., с другой стороны разными семьями.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный Суд РТ через Приволжский районный суд г.Казани в течение месяца.
Судья