2-393/2020
05RS0022-01-2020-002272-10
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Кизилюрт 14 сентября 2020 года
Кизилюртовский городской суд Республики Дагестан в составе председательствующего – судьи Абдулаева М.М., при секретаре – Гамзатовой Б.М., с участием: прокурора – помощника Кизилюртовского межрайонного прокурора Дигдало Я.И., представителя ответчика администрации ГО «город Кизилюрт» – Магомедова Б.А., действующего на основании доверенности №01-15/3 от 15.01.2020 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Кизилюртовского межрайонного прокурора в порядке ст.45 ГПК РФ к Муниципальному казенному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад №2 «Ласточка»» города Кизилюрт и администрации городского округа «Город Кизилюрт» о возложении обязанности по обеспечению учреждения стационарным металлоискателем,
У С Т А Н О В И Л :
В Кизилюртовский городской суд поступило исковое заявление Кизилюртовского межрайонного прокурора в порядке ст.45 ГПК РФ к Муниципальному казенному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад №2 «Ласточка»» и администрации городского округа «Город Кизилюрт» в котором просят:
Признать бездействие муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №2 «Ласточка»» города Кизилюрт и администрации ГО «Город Кизилюрт», выразившееся в неисполнении требований федеральных законов от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и от 06 марта 2006 года №35-Ф3 «О противодействии терроризму», незаконным;
Обязать администрацию городского округа «Город Кизилюрт» в срок до 1 февраля 2021 года профинансировать работы по оборудованию входа в здание МКДОУ «Детский сад №2 «Ласточка»» города Кизилюрта металлоискателем (металлодетектором);
Обязать муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждения «Детский сад №2 «Ласточка»» города Кизилюрт в срок до 1 февраля 2021 года оборудовать вход в здание металлоискателем (металлодетектором).
В обосновании иска истец указал, что Кизилюртовской межрайонной прокуратурой проведена проверка образовательных учреждений города Кизилюрта на предмет соблюдения требований федеральных законов от 29 декабря 2012 года №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» и от 06 марта 2006 года №35-Ф3 «О противодействии терроризму».
Проведенной межрайонной прокуратурой проверкой установлено, что в нарушение требований действующего законодательства в муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад №2 «Ласточка»» города Кизилюрт (далее - МКДОУ «Детский сад №2 «Ласточка»») отсутствует система технического контроля - металлоискатель (металлодетектор), что существенно снижает антитеррористическую безопасность объекта образования.
Поскольку МКДОУ «Детский сад №2 «Ласточка»» является образовательным учреждением с массовым пребыванием граждан, в указанном учреждении должны быть приняты меры по обеспечению безопасности образовательного учреждения от любых противоправных посягательств, в том числе террористических актов.
Между тем, в данном образовательном учреждении не приняты исчерпывающие меры, направленные на обеспечение защиты жизни и здоровья детей, педагогического и технического персонала общеобразовательного учреждения, и иных лиц, посещающих указанное учреждение в части их безопасного пребывания в нем, поскольку учреждение не оснащено металлоискателем (металлодетектором).
Осуществление деятельности образовательного учреждения в отсутствие металлоискателя (металлодетектора) не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, создает опасные условия для неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, нарушает их права и законные интересы, поскольку способствует беспрепятственному проносу в общеобразовательное учреждение холодного и огнестрельного оружия и других запрещенных предметов.
В этой связи установка металлоискателя (металлодетектора) при входе в образовательное учреждение является требуемой мерой упреждающего характера пресечения преступлений террористической направленности и направлено на обеспечение безопасности обучающихся и работников учреждения во время образовательного процесса, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц. Данная мера является одной из профилактических мер, направленных на противодействие террористической деятельности.
В соответствии с Уставом МКДОУ «Детский сад №2 «Ласточка»» его учредителем является администрация городского округа «Город Кизилюрт» (далее — ГО «Город Кизилюрт»). Финансирование МКДОУ «Детский сад №2 «Ласточка»» осуществляется через централизованную бухгалтерию администрации ГО «Город Кизилюрт».
Таким образом, исполнение требований нормативно - правовых актов по обеспечению антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательного учреждения, но и органов местного самоуправления.
Основными причинами и условиями, способствующими этим нарушениям, являются игнорирование требований федерального законодательства в части обеспечения антитеррористической защищенности образовательного учреждения.
Подобным бездействием нарушаются конституционные права и интересы учащихся образовательных учреждений и иных лиц, то есть неопределенного круга лиц.
Согласно ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В ходе судебного разбирательства помощник Кизилюртовского межрайонного прокурора Дигдало Я.И. полностью поддержала заявленные требования и просила суд удовлетворить их по указанным в иске основаниям.
Представитель ответчика администрации МО «город Кизилюрт» Магомедов Б.А. признал исковые требования и не возражал в их удовлетворении, пояснив, что это нарушение связано с нехваткой финансовых средств.
От представителя ответчика МКДОУ «Детский сад №2 «Ласточка»» города Кизилюрт, поступило письменное заявление, в котором они просили рассмотреть дело без их участия, исковые требования полностью признали и не возражали против их удовлетворения.
Выслушав объяснения участников судебного заседания, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с пп.2 п.6 ст.28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В п.3 ст.3 Конвенции о правах детей указано, что государства - участники конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.
Согласно пунктам 2 и 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся, в том числе, материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
В силу п.8 ч.1 ст.41 Федерального закона Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Основные принципы государственной политики в области противодействия терроризму в Российской Федерации сформулированы в Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 года. Пунктом 11 Концепции к числу основных задач противодействия терроризму отнесено обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.
В соответствии с пунктами 1 и 7 статьи 2 Федерального закона от 6 марта 2006 года №35-Ф3 «О противодействии терроризму» одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации является обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма.
Согласно пункту 4 статьи 3 указанного Закона противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Таким образом, Российская Федерация приняла на себя обязательства по обеспечению безопасности в учреждениях образования, в данном случае по обеспечению противодействия терроризму в школьных учреждениях.
Согласно части 13 статьи 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года №384-Ф3 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в зданиях образовательных организаций должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
В силу п. 7.1 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах городского округа.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
В силу пункта 42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 года, расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.
Из справки результатов проверки образовательных учреждений на предмет соблюдения требований федеральных законов от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и от 6 марта 2006 года №35-Ф3 «О противодействии терроризму» установлено, что в нарушение требований действующего законодательства в муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад №2 «Ласточка»» города Кизилюрт отсутствует система технического контроля - металлоискатель (металлодетектор), что существенно снижает антитеррористическую безопасность объекта образования.
Отсутствие металлоискателя при входе в дошкольное образовательное учреждение, подтверждается так же фотоснимками входа в МКДОУ «Детский сад №2 «Ласточка»».
Поскольку МКДОУ «Детский сад №2 «Ласточка»» является дошкольным образовательным учреждением с массовым пребыванием граждан, в указанном учреждении должны быть приняты меры по обеспечению безопасности образовательного учреждения от любых противоправных посягательств, в том числе террористических актов.
Между тем, в данном образовательном учреждении не приняты исчерпывающие меры, направленные на обеспечение защиты жизни и здоровья детей, педагогического и технического персонала общеобразовательного учреждения, и иных лиц, посещающих указанное учреждение, в части их безопасного пребывания в нем, поскольку учреждение не оснащено металлоискателем (металлодетектором).
Осуществление деятельности образовательного учреждения в отсутствие металлоискателя (металлодетектора) не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, создает опасные условия для неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, нарушает их права и законные интересы, поскольку способствует беспрепятственному проносу в общеобразовательное учреждение холодного и огнестрельного оружия и других запрещенных предметов.
В этой связи установка металлоискателя (металлодетектора) при входе в образовательное учреждение является требуемой мерой упреждающего характера пресечения преступлений террористической направленности и направлено на обеспечение безопасности обучающихся и работников учреждения во время образовательного процесса, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц. Данная мера является одной из профилактических мер, направленных на противодействие террористической деятельности.
В соответствии с п.5 ч.1 ст.9 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
В соответствии с Уставом МКДОУ «Детский сад №2 «Ласточка»»его учредителем является администрация городского округа «Город Кизилюрт». Финансирование МКДОУ «Детский сад №2 «Ласточка»» осуществляется через централизованную бухгалтерию администрации ГО «Город Кизилюрт».
Таким образом, исполнение требований нормативно - правовых актов по обеспечению антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательного учреждения, но и органов местного самоуправления.
Основными причинами и условиями, способствующими этим нарушениям, являются игнорирование требований федерального законодательства в части обеспечения антитеррористической защищенности образовательного учреждения.
Подобным бездействием нарушаются конституционные права и интересы учащихся образовательных учреждений и иных лиц, то есть неопределенного круга лиц.
В соответствии со ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации муниципальных образований.
В соответствии с ч.1 и ч.2 ст.39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск. Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
Согласно части 2 статьи 173 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд разъясняет ответчику последствия признания иска.
В силу части 3 статьи 173 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Ответчики признали исковые требования прокурора в полном объеме.
Судом установлено, что признание иска ответчиками заявлено добровольно, оно не противоречит закону, права, и законные интересы других лиц не нарушает, в связи, с чем суд приходит к выводу о необходимости его принятия.
Согласно абзацу второму ч. 4 ст. 198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
Удовлетворяя исковые требования, суд руководствуется ст. 39, ч. 3 ст. 173 ГПК РФ и исходит из того, что в данном случае признание иска не противоречит закону, не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц.
Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Удовлетворить исковое заявление Кизилюртовского межрайонного прокурора в порядке ст.45 ГПК РФ к Муниципальному казенному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад №2 «Ласточка»» города Кизилюрт и администрации городского округа «Город Кизилюрт».
Признать бездействие муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №2 «Ласточка»» города Кизилюрт и администрации ГО «Город Кизилюрт», выразившееся в неисполнении требований федеральных законов от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и от 06 марта 2006 года №35-Ф3 «О противодействии терроризму», незаконным;
Обязать администрацию городского округа «Город Кизилюрт» в срок до 1 февраля 2021 года профинансировать работы по оборудованию входа в здание МКДОУ «Детский сад №2 «Ласточка»» города Кизилюрта металлоискателем (металлодетектором);
Обязать муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждения «Детский сад №2 «Ласточка»» города Кизилюрт в срок до 1 февраля 2021 года оборудовать вход в здание металлоискателем (металлодетектором).
Данное решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Дагестан в течение одного месяца со дня его вынесения.
Председательствующий-