УИД: №
УСТЬ-КУЛОМСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от ДД.ММ.ГГГГ по делу № <адрес>
Усть-Куломский районный суд Республики Коми
под председательством судьи Ерчина Ю.Н.,
при секретаре Решетиной О.Н.,
с участием истца Бондаренко В.Н.,
представителя ответчика Рябининой Р.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бондаренко В.Н. к государственному бюджетному учреждению Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Усть-Куломского района» о признании действий незаконными и взыскании денежных средств,
установил:
Бондаренко В.Н. обратился в суд с иском к ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Усть-Куломского района» (далее Центр) в котором просил: признать незаконными действия о прекращении выплаты денежной компенсации по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по признанию произведенных выплат за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ переплатой; взыскать денежные средства в сумме 17925,48 рублей, в том числе ежемесячную денежную компенсацию по оплате жилого помещения и коммунальных услуг за ДД.ММ.ГГГГ в размере 841 рублей, а также удержанные с него за период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время включительно 17084,48 рублей; взыскать судебные издержки в виде уплаченной государственной пошлины и расходов на оплату юридической помощи в размере 4000 рублей.
В обоснование иска Бондаренко В.Н. указал, что он с ДД.ММ.ГГГГ получал денежную компенсацию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в качестве меры социальной поддержки как «Ветеран труда», на основании закона Республики Коми от 12.11.2004 № 55-РЗ. ДД.ММ.ГГГГ ответчик своим письмом уведомил его о том, что выплата денежной компенсации прекращена с ДД.ММ.ГГГГ в связи со сменой им места жительства. По его заявлению с ДД.ММ.ГГГГ ему вновь были предоставлены меры социальной поддержки по коммунальным услугам, одновременно уведомив его, что в связи с тем, что он не уведомил ответчика о перемене места жительства произошла переплата в размере 31209,02 рублей, которые будут удержаны с последующих выплат. За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ удержания составили в сумме 15102,48 рублей. Данные действия ответчика считает незаконными, поскольку в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он был зарегистрирован по адресу: <адрес>. В связи с постройкой нового дома, который находится рядом со старым, он поменял место жительства и с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован по адресу: <адрес>. Как и ранее он имеет звание «Ветеран труда». Полагает, что для предоставления мер социальной поддержки в виде оплаты жилого помещения и коммунальных услуг необходимы юридически значимые обстоятельства: наличие статуса «Ветеран труда» и достижение возраста 55 лет. При перемене его места жительства юридически значимые обстоятельства остались прежними. Так как перемена места жительства не влияла на предоставление мер социальной поддержки и не влекла изменение размера и (или) прекращение выплаты компенсации он не обязан был сообщать об этом ответчику. Считает, что ответчик крайне формально относится к обстоятельствам. С сентября по настоящее время ему начисляется ежемесячная компенсация по оплате жилого помещения и эта же сумма удерживается, что можно расценивать как отказ в предоставлении ему мер социальной поддержки.
В судебном заседании истец Бондаренко В.Н. поддержал исковые требования по основаниям указанным в иске. При этом, уточняя исковые требования в части, просил за ДД.ММ.ГГГГ взыскать положенную компенсацию в размере 916 рублей 62 копеек. По понесенным издержкам пояснил, что законов он не знает и обратился к адвокату, которому оплатил за услуги 4000 рублей.
Представитель ответчика ГБУ РК «ЦСЗН Усть-Куломского района» Рябинина Р.М. поддержала представленные возражения по иску. Так же подтвердила, что ими производятся с истца удержания с начислений в полном объеме.
В представленных письменных возражениях указано на несогласие с предъявленным иском в виду следующего. Бондаренко В.Н., ДД.ММ.ГГГГ г.р., зарегистрированный по адресу: <адрес>, являлся получателем мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по категории «Ветеран труда» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Выплата мер социальной поддержки производилась Бондаренко В.Н., согласно представленному пакету документов по месту регистрации (жительства): <адрес>. Согласно информации Администрации сельского поселения «Деревянск», поступившей в Центр, по адресу, указанному истцом при первичном обращении: <адрес> «никто не зарегистрирован и не проживает». С ДД.ММ.ГГГГ выплата денежной компенсации по оплате жилого помещения и коммунальных услуг Бондаренко В.Н. прекращена (уведомление от ДД.ММ.ГГГГ №). ДД.ММ.ГГГГ Бондаренко В.Н. обратился в Центр с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по категории «Ветеран труда». Согласно представленному пакету документов, истец с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован по адресу: <адрес>. Поскольку истец не уведомил специалистов Центра об обстоятельствах, влекущих прекращение выплаты мер социальной поддержки, образовалась переплата за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 31209,02 рублей. Излишне выплаченные в качестве мер социальной поддержки денежные средства в силу положений пункта 1 статьи 1102 и подпункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации должны быть возвращены получателем при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки. С момента назначения компенсации Бондаренко В.Н. на основании решения Центра производятся удержания сумм, причитающихся истцу, при каждой последующей выплате компенсации. На сегодняшний день, Центром удержано 17084,48 рублей. Размер оставшейся суммы подлежащей удержанию составляет 14124,54 рублей.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему мнению.
В соответствии со ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Согласно ст. 160 Жилищного кодекса РФ отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
Федеральный закон от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" предусматривает, что меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 г., определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (ст. 22).
Правоотношения в сфере социальной защиты населения на федеральном уровне регламентированы Конституцией РФ, Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Реализация субъектами Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения предполагает и осуществление ими нормативно-правового регулирования по вопросам, отнесенным федеральным законодателем к их ведению, включая принятие соответствующих законов субъектами Российской Федерации.
Во исполнение федерального законодательства в Республике Коми принят Закон от 12.11.2004 № 55-РЗ «О социальной поддержке населения в Республике Коми», установивший правовые гарантии социальной защиты отдельных категорий населения, проживающих в Республике Коми. Согласно статье 11 вышеуказанного закона ветеранам труда предоставляются, меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения (включая услуги и работы по управлению многоквартирным домом и взнос на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме), отопления и освещения.
В целях реализации Закона Республики Коми № 55-РЗ утверждены Правила и формы предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденные Постановлением Правительства Республики Коми от 5 мая 2009 г. № 115 (далее - Правила).
Положениями Правил предусмотрено, что решение о предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг принимается государственным бюджетным учреждением Республики Коми - центром по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения (далее - центр) по месту жительства или по месту пребывания гражданина, имеющего право на их получение.
Меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг назначаются с даты представления в Центр или в МФЦ документов, указанных в пунктах 3 и 4 настоящих Правил (в случае если документы, указанные в пункте 4 настоящих Правил, представлены по инициативе заявителя). Данные меры поддержки предоставляются в денежной форме в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - компенсация).
Согласно п. 14 Правил гражданин, получающий меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, в случае возникновения обстоятельств, влияющих на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или влекущих изменение размера и (или) прекращение выплаты компенсации, в том числе следующих: изменение места жительства, изменение численности граждан, зарегистрированных в жилом помещении, изменение счета в финансово-кредитном учреждении, договорных отношений с организациями, утрата права на получение мер социальной поддержки - обязан в течение 10 рабочих дней со дня наступления таких обстоятельств уведомить об этом центр по месту жительства и представить документы, подтверждающие наступление таких обстоятельств.
На основании п. 17 Правил суммы компенсаций, излишне выплаченные гражданину, возмещаются гражданином в добровольном порядке либо удерживаются с его согласия по решению центра из суммы, причитающейся ему при каждой последующей выплате компенсации. В случае отказа гражданина от добровольного возврата излишне выплаченных сумм их возврат осуществляется в порядке, установленном законодательством.
В силу п. 18 Правил перечисление компенсации прекращается, в том числе в связи с изменением места жительства гражданина.
В соответствии с п. 20 Правил перечисление компенсации, прекращенное вследствие изменения места жительства гражданина, возобновляется с месяца, с которого прекращена выплата компенсации по прежнему месту жительства (пребывания), в случае представления заявителем в центр или МФЦ по новому месту жительства (пребывания) документов, указанных в подпунктах 1, 2, 6, 7, 10 и 11 пункта 3 настоящих Правил, в течение 30 календарных дней со дня снятия с регистрационного учета по прежнему месту жительства (пребывания).
Установлено, что Бондаренко В.Н., ДД.ММ.ГГГГ г.р., являлся получателем мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по категории «Ветеран труда» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Выплата мер социальной поддержки производилась истцу, согласно представленному пакету документов по месту регистрации (жительства): <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ выдано удостоверение серии П №.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес ГБУ РК «ЦЗСН Усть-Куломского района» поступила информация из администрации сельского поселения «Деревянск» о том, что по адресу: <адрес> никто не зарегистрирован и не проживает.
ДД.ММ.ГГГГ Центром в адрес истца направлено уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении выплаты денежной компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Из данного уведомления следует, что выплата денежной компенсации по категории «Ветеран труда» прекращена в соответствии с абзацем (а), п.п.1 п.18 Постановления Правительства РК № от ДД.ММ.ГГГГ, смена места жительства с ДД.ММ.ГГГГ.
Протоколом решения о предоставлении МСП по оплате жилого помещения и коммунальных услуг от ДД.ММ.ГГГГ (№ дела №, л/счет №) Бондаренко В.Н. вновь с ДД.ММ.ГГГГ предоставлены меры социальной поддержки МСП по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по адресу: <адрес>.
По сведениям адресно-справочной картотеки миграционного пункта ОМВД России по Усть-Куломскому району от ДД.ММ.ГГГГ № Бондаренко В.Н., ДД.ММ.ГГГГ г.р., зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время. Ранее был зарегистрирован по адресу: <адрес> период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Усть-Куломского района» принято решение № об удержании необоснованно полученных денежных средств с последующих выплат Бондаренко В.Н. в сумме 31209,02 рублей. В качестве обоснования в решении указан пункт 14 Правил, предусматривающих обязанности гражданина в течение 10 рабочих дней уведомить Центр об изменении места жительства.
Согласно справке Центра от ДД.ММ.ГГГГ № на настоящее время с Бондаренко В.Н. удержано 17084,48 рублей.
В рассматриваемом случае несвоевременное информирование истцом органа социальной защиты населения о перемене места жительства не может являться основанием для прекращения предоставления ему мер социальной поддержки, учитывая, что фактически имело место переселение во вновь построенный дом, находящийся рядом со старым, при этом за истцом сохранялся статус Ветерана труда.
Перемена места жительства истца не влекла изменение размера компенсации, который установлен в ст. 20 Закона РК от 12.11.2004 № 55-РЗ для лиц, указанных в статье 11 Закона.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что истец имел право на получение мер социальной поддержки, в том числе за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, поэтому полученные им в спорный период времени суммы денежной компенсации по оплате жилого помещения и коммунальных услуг излишне выплаченными не являются.
Формальный подход при применении оспариваемых норм может привести к тому, что имущественное положение гражданина, нуждающегося в социальной поддержке и имеющего право на нее, будет значительно ухудшено - вопреки целям социального государства, призванного создавать условия для достойной жизни, обеспечивать благополучие граждан, их социальную защищенность и нормальные условия существования. Формальное применение и толкование оспариваемых норм не согласуется с фундаментальными правовыми принципами, из которых, как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, вытекает необходимость обеспечения государством разумной соразмерности между используемыми средствами и преследуемой целью, с тем чтобы поддержать баланс конституционно значимых ценностей и лицо не подвергалось чрезмерному обременению (Постановления от 16 июля 2008 года N 9-П, от 17 апреля 2019 года N 18-П и др.).
Необходимо также отметить, что у органов социальной защиты населения в рамках межведомственного информационного взаимодействия с многофункциональными центрами имеется возможность получать информацию о совершении гражданами - субъектами мер социальной поддержки действий по снятию с учета и постановке на учет по новому месту жительства без непосредственного обращения граждан в орган социальной защиты, что особенно важно для ветеранов, инвалидов и пожилых граждан, к которым относится и заявитель. Возможен информационный обмен для оперативного получения указанной информации, минуя граждан, и на основе имеющихся соглашений между органами социальной поддержки населения и ресурсоснабжающими организациями.
В силу п. 17 Правил органу социальной защиты населения необходимо получить согласие гражданина на удержание из назначенной по новому месту жительства компенсации по оплате жилого помещения и коммунальных услуг излишне полученных сумм компенсации. Если гражданин отказывается от добровольного возврата излишне полученных средств, они взыскиваются центром в соответствии с федеральным законодательством.
Документов, подтверждающих дачу согласия Бондаренко В.Н. на удержание излишне полученных сумм компенсации не имелось.
В соответствии с п. 1 ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 данного кодекса.
По смыслу положений подп. 3 ст. 1109 ГК РФ не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Закон устанавливает исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.
При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных денежных сумм.
По данному делу юридически значимым с учетом исковых требований истца и возражений ответчика относительно иска и регулирующих спорные отношения норм материального права являлось установление следующих обстоятельств: имела ли место со стороны истца недобросовестность в получении денежной компенсации по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; изменился ли статус истца как лица, имеющего право на получение указанной компенсации в связи со сменой места жительства; был ли истец проинформирован органом социальной защиты о необходимости извещать о перемене места жительства в течение 10 дней.
Из письменного отзыва ответчика следует, что со стороны истца присутствовала недобросовестность, выразившаяся в непредставлении документов (уведомление об изменении места жительства), влекущих прекращение выплаты компенсации.
Учитывая, что статус истца как лица, имеющего право на получение указанной компенсации в связи со сменой места жительства, не изменился, доказательств недобросовестности в его действиях стороной ответчика не предоставлено, как не представлено и доказательств того, что истец был проинформирован органом социальной защиты о необходимости извещать о перемене места жительства в течение 10 дней, суд приходит к выводу об отсутствии у ответчика оснований для удержания полученной истцом компенсации по оплате жилого помещения и коммунальных услуг с последующих выплат.
Согласно справкам № от ДД.ММ.ГГГГ и без номера от ДД.ММ.ГГГГ ГБУ РК «ЦСЗН Усть-Куломского района» (л.д.39, 66, 67) следует, что за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с Бондаренко В.Н. удержано 17084,48 рублей. За ДД.ММ.ГГГГ сумма компенсации составляет 916,62 рублей, которая в виду прекращения мер социальной поддержки в ДД.ММ.ГГГГ и её возобновления с ДД.ММ.ГГГГ не выплачивалась.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований Бондаренко В.Н. в полном объеме.
В силу ст. 100 Гражданского процессуального кодекса РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по её письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Как следует из материалов дела, истец Бондаренко В.Н. в целях защиты своих прав обращался за юридической помощью к адвокату Попову В.Л.. оплатил его услуги, общая стоимость которых составила 4000 рублей, что подтверждается квитанциями от ДД.ММ.ГГГГ серия №. Данные затраты истца на юридические услуги суд признает издержками, связанными с рассмотрением настоящего гражданского дела.
При определении размера расходов на оплату юридических услуг представителя, суд полагает необходимым исходить из характера спора, объема проделанной работы (составление искового заявления), удовлетворения заявленных требований, которые в своей совокупности и стоимости отвечают признаку разумности и не выходят за рамки общепринятых размеров по оплате за аналогичные услуги в сфере оказания юридических услуг по Республике Коми.
При подаче иска Бондаренко В.Н. оплачена государственная пошлина в размере 725 рублей. Данная сумма превышает размер подлежащей уплате при подаче иска исходя из цены иска, соответственно в целях возмещения истцу затрат подлежит снижению до размера установленной п.п.1 п.1 ст. 333.19 НК РФ.
В соответствии со статьей 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования Бондаренко В.Н. удовлетворить.
Признать незаконными действия государственного бюджетного учреждения Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Усть-Куломского района» о прекращении выплаты Бондаренко В.Н. денежной компенсации по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по признанию переплатой произведенных выплат за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с государственного бюджетного учреждения Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Усть-Куломского района» в пользу Бондаренко В.Н. ежемесячную денежную компенсацию по оплате жилого помещения и коммунальных услуг за ДД.ММ.ГГГГ в размере 916,62 рублей, а так же удержанные денежные средства за период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время в сумме 17084,48 рублей, всего в сумме 18001 рубля 10 копеек.
Взыскать с государственного бюджетного учреждения Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Усть-Куломского района» в пользу Бондаренко В.Н. судебные расходы по оплате юридических услуг в размере 4000 рублей и государственной пошлины в размере 720 рублей 04 копеек.
На решение суда сторонами может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Усть-Куломский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья – Ю.Н. Ерчин
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Копия верна: судья - Ю.Н. Ерчин