Дело № 2 – 139/2024
УИД 04RS0020-01-2024-000046-93
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
7 февраля 2024 года г. Северобайкальск
Северобайкальский городской суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Дроздовой Ю.А., при секретаре Щербак Т.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Северобайкальского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования сельское поселение «Уоянское эвенкийское» о возложении обязанности опубликовать информацию на официальном сайте в сети «Интернет»,
УСТАНОВИЛ:
Северобайкальский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с исковым заявлением к администрации МО СП «Уоянское эвенкийское» о возложении обязанности опубликовать на официальном сайте в сети «Интернет» сведения о ходе исполнения местного бюджета за 2, 3 кварталы 2022, за 1, 2, 3 кварталы 2023 года в течение 2 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Требования мотивированы тем, что мониторингом официальных сайтов органов местного самоуправления установлены нарушения бюджетного законодательства в деятельности администрации муниципального образования сельского поселения «Уоянское эвенкийское» (далее – администрация МО СП «Уоянское эвенкийское»).
Вопреки требованиям федерального законодательства администрацией МО СП «Уоянское эвенкийское» на официальном сайте муниципального образования в сети «Интернет» не опубликованы сведения о ходе исполнения местного бюджета за 2, 3 кварталы 2022, за 1, 2, 3 кварталы 2023 года.
Отсутствие данных сведений в свободном доступе нарушает принцип прозрачности бюджетной системы и ущемляет право неопределенного круга лиц - жителей МО СП «Уоянское эвенкийское» на ознакомление с документами и материалами, непосредственного затрагивающими их права и свободы.
В судебном заседании прокурор Ильязова С.Д. иск поддержала, суду пояснила, что до настоящего времени нарушения, выявленные в ходе мониторинга официального сайта администрации МО СП «Уоянское эвенкийское», не устранены.
Представитель ответчика администрации МО СП «Уоянское эвенкийское» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, направил заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие, признании исковых требований.
С учетом надлежащего извещения участников процесса, на основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Суд, выслушав прокурора, изучив материалы дела, приходит к следующему выводу.
В соответствии с частью 3 ст. 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
В части 2 ст. 24 Конституции Российской Федерации установлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.
В соответствии с общими нормами действующего законодательства бюджет муниципального образования является нормативным правовым актом, непосредственно касающимся прав и свобод населения муниципального образования.
В части 2 статьи 5 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что решение о бюджете подлежит официальному опубликованию не позднее 10 дней после его подписания в установленном порядке.
Согласно ст. 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетная система Российской Федерации основывается, в том числе, на принципах прозрачности (открытости).
Принцип прозрачности (открытости) означает обязательное опубликование в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджета, а также доступность иных сведений о бюджетах по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований; обязательную открытость для общества и средств массовой информации проектов бюджетов (ст. 36 Бюджетного кодекса РФ).
В силу ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 09.02.2009 №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» информация о деятельности органов местного самоуправления, размещаемая указанными органами на официальных сайтах, содержит информацию о нормотворческой деятельности органа местного самоуправления.
В соответствии с ч. 2 ст. 47 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
В части 6 ст. 52 вышеуказанного Федерального закона установлено, что и проект местного бюджета, решение об утверждении местного бюджета, годовой отчет о его исполнении, ежеквартальные сведения о ходе исполнения местного бюджета подлежат официальному опубликованию.
Органы местного самоуправления поселения обеспечивают жителям поселения возможность ознакомиться с указанными документами и сведениями в случае невозможности их опубликования.
Как следует из материалов дела и установлено судом, вопреки вышеприведенным требованиям федерального законодательства администрацией МО СП «Уоянское эвенкийское» на официальном сайте муниципального образования в сети «Интернет» не опубликованы сведения о ходе исполнения местного бюджета за 2, 3 кварталы 2022, а также за 1, 2, 3 кварталы 2023 года.
Отсутствие данных сведений в свободном доступе подтверждается представленными в материалы дела доказательствами: актом осмотра сайта, скриншотами страниц сайта муниципального образования.
Неопубликование сведений о ходе исполнения местного бюджета нарушает принцип прозрачности бюджетной системы и ущемляет право неопределенного круга лиц - жителей МО СП «Уоянское эвенкийское» на ознакомление с документами и материалами, непосредственного затрагивающими их права и свободы.
Таким образом, суд считает требования прокурора о возложении на ответчика обязанности опубликовать на официальном сайте в сети «Интернет» сведения о ходе исполнения местного бюджета за 2, 3 квартал 2022, за 1, 2, 3 кварталы 2023 года обоснованными и законными.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Судебная защита прокурором интересов неопределенного круга лиц является одной из форм осуществления надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, исполнения законов, действующих на территории Российской Федерации в целях пресечения любых фактов нарушения законности.
Частью 3 статьи 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» установлено, что прокурор в силу действующего процессуального законодательства Российской Федерации вправе обратиться с заявлением в суд, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
Учитывая, что бездействием ответчика нарушаются права неопределенного круга лиц, суд считает, что прокурор имеет право обращения в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц.
В силу части 1 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
Учитывая, что опубликование вышеназванных сведений на официальном сайте муниципального образования требует определенного времени, суд считает возможным установить срок для исполнения решения суда в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Требования Северобайкальского межрайонного прокурора удовлетворить.
Возложить на администрацию муниципального образования сельское поселение «Уоянское эвенкийское» (ИНН 0317006040; ОГРН 1050301961401) обязанность опубликовать на официальном сайте в сети «Интернет» сведения о ходе исполнения местного бюджета за 2, 3 кварталы 2022 года, за 1, 2, 3 кварталы 2023 года в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия путем подачи апелляционной жалобы через Северобайкальский городской суд Республики Бурятия в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Ю.А. Дроздова