Дело №2-357/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
04 апреля 2019 года г. Горно-Алтайск
Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи Малковой И.С.
при секретаре Каретниковой Ю.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Братусева ФИО1 к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, МВД России о компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Братусев Д.В. обратился в суд с иском к Министерству финансов Российской Федерации о компенсации морального вреда в размере 200000 рублей.
Требования мотивированы тем, что был оправдан приговором по ст.324 УК РФ, в связи с чем имеет право на реабилитацию. В результате незаконного уголовного преследования причинен моральный вред, полагал, что придется отбывать наказание за преступление, которое не совершал, надеялся на справедливость. Пока шло предварительное следствие, содержался в ИВС при ОВД г. Горно-Алтайска вопреки закону с 22.07.1999 по 21.08.1999, где условия содержания не соответствовали нормам. Разочаровался в несправедливости государства, страдал, переживал, в последующем <данные изъяты>.
В судебном заседании, проведенном путем использования систем видеоконференц-связи, Братусев Д.В., находящийся в ФКУ ИК-1 ОФСИН России по Республике Алтай, исковые требования поддержал, пояснил, что просит о компенсации морального вреда в связи с незаконным уголовным преследованием по ст. 324 УК РФ, требований о компенсации морального вреда в связи с ненадлежащими условиями содержания не заявляет.
Представитель ответчика Минфина России в лице УФК по Республике Алтай Светоносов К.А. в судебном заседании заявленные требования не признал, просил в удовлетворении иска отказать по доводам, изложенным в письменном возражении.
Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, МВД по Республике Алтай Стрелкова Е.А., Отдела МВД России по г. Горно-Алтайску Бородина Т.В. в судебном заседании заявленные требования просили оставить без удовлетворения, в том числе по доводам, изложенным МВД по Республике Алтай в письменном отзыве на иск.
Привлеченное судом к участию в деле в качестве соответчика МВД России представителя в суд не направило, извещены надлежащим образом.
Выслушав участников процесса, заключение прокурора Тынкевич Т.В. об обоснованности заявленных требований в части суммы, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении иска по следующим основаниям.
Согласно приговору Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Республики Алтай от 30.12.1999 Братусев Д.В. признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных ст. ст. 162 ч. 3 п. «в», 105 ч. 2 п.п. «ж, з, к, н» УК РФ, назначено наказание по ст. 162 ч.3 п. «в» УК РФ – 9 лет лишения свободы с конфискацией имущества, по ст. 105 ч. 2 п.п. «ж, з, к, н» УК РФ- 19 лет лишения свободы и в соответствии со ст. 69 ч.3 УК РФ путем частичного сложения наказаний окончательно назначено Братусеву Д.В. 24 года лишения свободы с конфискацией имущества и отбыванием наказания в исправительной колонии особого режима. Братусев Д.В. по ст.324 УК РФ оправдан. Из приговора усматривается, что прокурор отказался от обвинения Братусева Д.В. по указанной статье. Срок наказания Братусеву Д.В. постановлено исчислять с 22.07.1999 – дня водворения в ИВС. Мера пресечения Братусеву Д.В. оставлена прежняя – содержание под стражей. Определением Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ от 06.02.2000 приговор оставлен без изменения, вступил в законную силу 06.04.2000.
Из материалов данного уголовного дела следует, что Братусев Д.В. в связи с совершением им вышеуказанных преступлений был задержан 22.07.1999, арестован 23.07.1999. Обвинение по ст. 324 УК РФ ему предъявлено 12.11.1999.
В соответствии со ст. 53 Конституции РФ каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями органов государственной власти или их должностных лиц.
В силу ст.151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, в силу п. 1 ст. 1070 ГК РФ, возмещается за счет казны Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, за счет казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом. В этих случаях от имени казны Российской Федерации выступает соответствующий финансовый орган (ст. 1071 ГК РФ).
В отношении лиц, незаконно или необоснованно подвергнутых уголовному преследованию, такой порядок определен ст.ст. 133-139, 397, 399 УПК РФ, из содержания которых следует, что право на компенсацию морального вреда, причиненного незаконными действиями органов уголовного преследования, возникает только при наличии реабилитирующих оснований. При этом установлено, что иски о компенсации причиненного морального вреда в денежном выражении предъявляются в порядке гражданского судопроизводства (ст. 136 УПК РФ).
Согласно ст. 1100 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда вред причинен гражданину в результате его незаконного привлечения к уголовной ответственности.
Компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости (ст. 1101 ГК РФ).
Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.1994 г. № 10 «О некоторых вопросах применения законодательства о компенсации морального вреда» разъяснено, что под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага или нарушающими его личные неимущественные права, либо нарушающими имущественные права гражданина. Размер компенсации морального вреда зависит от характера и объема причиненных истцу нравственных и физических страданий, степени вины ответчика в каждом конкретном случае, иных заслуживающих внимания обстоятельств. Степень нравственных или физических страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий.
Таким образом, из приведенных положений ГК РФ и разъяснений Пленума Верховного Суда РФ следует, что причинение гражданину морального вреда в случаях его незаконного уголовного преследования предполагается и доказыванию подлежит лишь размер компенсации этого вреда, так как в соответствии с ч. 2 ст. 1101 ГК РФ характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
В связи с изложенным, учитывая, что доводы истца о незаконном привлечении к уголовной ответственности по ст. 324 УК РФ нашли свое подтверждение в ходе судебного разбирательства, у Братусева Д.В. возникло право на реабилитацию, предусмотренное ч. 2 ст. 133 УПК РФ, которое в соответствии с ч. 1 ст. 133 УПК РФ включает в себя, в том числе, право на устранение последствий морального вреда и влечет удовлетворение исковых требований о компенсации морального вреда, причиненного в результате указанных действий.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2011 г. №17 «О практике применения судами норм главы 18 Уголовно-процессуального кодекса, регламентирующих реабилитацию в уголовном производстве», при определении размера денежной компенсации морального вреда реабилитированному судам необходимо учитывать степень и характер физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред, иные заслуживающие внимания обстоятельства, в том числе, продолжительность судопроизводства, длительность и условия содержания под стражей, вид исправительного учреждения, в котором лицо отбывало наказание, и другие обстоятельства, имеющие значение при определении размера компенсации морального вреда, а также требования разумности и справедливости.
При этом обязанность по соблюдению предусмотренных законом требований разумности и справедливости должна обеспечить баланс частных и публичных интересов с тем, чтобы выплата компенсации морального вреда одним категориям граждан не нарушала бы права других категорий граждан, учитывая, что казна Российской Федерации формируется в соответствии с законодательством за счет налогов, сборов и платежей, взимаемых с граждан и юридических лиц, которые распределяются и направляются как на возмещение вреда, причиненного государственными органами, так и на осуществление социальных и других значимых для общества программ, для оказания социальной поддержки гражданам, на реализацию прав льготных категорий граждан.
Определяя размер компенсации морального вреда, суд учитывает небольшую тяжесть преступления, предусмотренного ст. 324 УК РФ, продолжительность уголовного преследования, осуществлявшегося в отношении Братусева Д.В. по указанной статье (с 12.11.1999 по 06.04.2000), избрание ему меры пресечения в виде содержания под стражей в связи с совершением иных преступлений, а также то, что истец в рамках одного уголовного дела одновременно подвергался уголовному преследованию не только по ст. 324 УК РФ, но и по иным вмененным ему в вину составам преступлений.
При этом доводы Братусева Д.В. о том, что удерживался в ИВС г. Горно-Алтайска в ненадлежащих условиях с 22.07.1999 более месяца, о чем указано в иске, не принимаются судом во внимание, поскольку решением Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 18.11.2014, вступившим в законную силу 04.02.2015, отказано Братусеву Д.В. в удовлетворении исковых требований, обоснованных аналогичными доводами, к Министерству финансов Российской Федерации и ИВС при ОВД г. Горно-Алтайска Республики Алтай о взыскании компенсации морального вреда за ненадлежащие условия содержания под стражей.
Учитывая вышеизложенное, индивидуальные особенности Братусева Д.В., конкретные обстоятельства дела и обращение в суд с настоящим иском спустя восемнадцать лет после прекращения незаконного уголовного преследования, что свидетельствует о степени значимости данных событий для истца, суд определяет компенсацию морального вреда, подлежащей взысканию с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации, в размере 5000 рублей, что позволит, с одной стороны, максимально возместить причиненный моральный вред, с другой - не допустить неосновательного обогащения потерпевшего.
Компенсация морального вреда в заявленном истцом размере 200000 рублей является чрезмерной, не соответствующей требованиям разумности и справедливости, в связи с чем суд отказывает в удовлетворении исковых требований к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации о возмещении морального вреда в остальной части требований в размере 195000 рублей (200000-5000).
На основании изложенного, а также в связи с тем, что истцом требования к МВД России не заявлялись, суд в удовлетворении исковых требований к МВД России отказывает в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Братусева ФИО1 о компенсации морального вреда удовлетворить частично.
Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей.
Отказать Братусеву ФИО1 во взыскании с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации компенсации морального вреда в размере 195000 рублей.
В исковых требованиях Братусева ФИО1 к МВД России отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Алтай через Горно-Алтайский городской суд республики Алтай в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 09.04.2019.
Судья И.С. Малкова