Дело № 11-75/2023
УИД 91MS0091-01-2022-001695-17
Мировой судья – Дзюба Д.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
21 марта 2023 года г. Феодосия
Феодосийский городской суд Республики Крым в составе:
председательствующего Ярошенко Г.А.,
с участием секретаря Ласько И.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственного унитарного предприятия Республики ФИО4 «<данные изъяты>» в лице филиала Государственного унитарного предприятия Республики ФИО4 «<данные изъяты>» в г. ФИО4 к ФИО2, ФИО1, ФИО3 о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг по содержанию и обогреву мест общего пользования, третьи лица: Администрация города ФИО4 Республики ФИО4, по апелляционной жалобе ФИО2, ФИО1, ФИО3 на решение мирового судьи судебного участка № Феодосийского судебного района (городской округ ФИО4) Республики ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ,
УСТАНОВИЛ:
В ДД.ММ.ГГГГ года Государственное унитарное предприятие Республики ФИО4 «<данные изъяты>» в лице Филиала Государственного унитарного предприятия Республики ФИО4 «<данные изъяты>» в г. ФИО4 обратилось в суд с иском к ФИО3, в котором просило взыскать с ответчика в его пользу задолженность по оплате услуг по содержанию и обогреву мест общего пользования за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> рублей, пени в размере <данные изъяты> рублей, расходы по уплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей.
В обоснование требований указано, что Филиал Государственного унитарного предприятия Республики ФИО4 «<данные изъяты>» в г. ФИО4 является производителем, транспортировщиком и централизованным поставщиком тепловой энергии на нужды населения и осуществляет поставку тепловой энергии ответчику ФИО3 по адресу: ФИО4, г.ФИО4, <адрес> (лицевой счет №). Обязанность собственников помещений в многоквартирном доме нести расходы на содержание общего имущества предусмотрена статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, частью 3 статьи 30 и частью 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны производить оплату тепловой энергии, поступающей не только непосредственно в жилое помещение, но и общие помещения многоквартирного дома. Переход отдельных помещений в многоквартирном доме с централизованного отопления на индивидуальное не означает прекращение потребление тепловой энергии на обгорев помещений с демонтированными (отключенными) отопительными приборами и в объеме, приходящемся на общедомовые нужды, поскольку одним из источников теплоснабжения таких помещений является отдача тепла стояками центрального отопления, проходящими через все помещения в многоквартирном доме. Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений в правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД и жилых домов по вопросу предоставления коммунальной услуги по отоплению в МКД» расчет размера платы за коммунальную услугу по отоплению определяется с учетом общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме. Расчет объема тепловой энергии, приходящееся на обогрев мест общего пользования, является составной частью формул расчета платы за теплоснабжение. Наличие или отсутствие приборов отопления (радиаторов) не влияет на расчет платы по отоплению помещений, входящих в состав общего имущества многоквартирного дома, поскольку коммунальный ресурс подлежит оплате всеми собственниками как жилых, так и встроенных нежилых помещений многоквартирного дома. Начисление платы производится на основании пункта 42.1 постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов». Согласно приказу Государственного комитета по ценам и тарифам Республики ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ № тариф на тепловую энергию с ДД.ММ.ГГГГ составляет 2 987,29 руб./Гкал, с ДД.ММ.ГГГГ – 2300 рублей/Гкал. Ответчик пользуется услугами по обогреву мест общего пользования в многоквартирном жилом доме, однако стоимость предоставленных услуг своевременно не оплачивает, в результате чего за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ образовалась задолженность в установленном размере.
Ответчики пользуются услугами по содержанию и обогреву мест общего пользования в многоквартирном жилом доме, однако стоимость предоставленных услуг своевременно не оплачивают, в результате чего за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ образовалась задолженность в установленном размере.
В соответствии со статьей 40 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определением мирового судьи судебного участка № Феодосийского судебного района (городской округ ФИО4) Республики ФИО4 к участию в деле в качестве соответчиков привлечены – ФИО1, ФИО2 (протокол судебного заседания от ДД.ММ.ГГГГ).
В соответствии со статьей 43 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определением мирового судьи судебного участка № Феодосийского судебного района (городской округ ФИО4) Республики ФИО4 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечена – Администрация города ФИО4 Республики ФИО4 (протокол судебного заседания от ДД.ММ.ГГГГ).
Решением мирового судьи судебного участка № Феодосийского судебного района (городской округ ФИО4) Республики ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования Государственного унитарного предприятия Республики ФИО4 «<данные изъяты>» в лице Филиала Государственного унитарного предприятия Республики ФИО4 «<данные изъяты>» в г.ФИО4 – удовлетворены. Суд постановил: взыскать в солидарном порядке с ФИО2, ФИО1, ФИО3 в пользу Государственного унитарного предприятия Республики ФИО4 «<данные изъяты>» в лице Филиала Государственного унитарного предприятия Республики ФИО4 «<данные изъяты>» в г. ФИО4 задолженность за тепловую энергию, потребленную в целях содержания общего имущества многоквартирного дома, сложившуюся за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> рублей, пени в размере <данные изъяты> рублей, а также судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей.
В апелляционной жалобе ФИО1, ФИО1, ФИО3 просят решение суда первой инстанции отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме, ссылаясь на то, что решение незаконное и необоснованное, принято с нарушением норм материального и процессуального права. Считает, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и выводы, изложенные в решении суда, не соответствуют обстоятельствам дела.
Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы была заблаговременно размещена на официальном интернет-сайте Феодосийского городского суда Республики ФИО4.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции ответчик ФИО3 доводы апелляционной жалобы поддержала в полном объеме и дала суду пояснения, аналогичные изложенным в апелляционной жалобе.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания суда апелляционной инстанции извещены надлежащим образом.
Представителем истца – Государственного унитарного предприятия Республики ФИО4 «<данные изъяты>» в лице Филиала Государственного унитарного предприятия Республики ФИО4 «<данные изъяты>» в г. ФИО4 – ФИО8, действующей на основании доверенности, подано ходатайство о рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции в отсутствии представителя Государственного унитарного предприятия Республики ФИО4 «<данные изъяты>» в лице Филиала Государственного унитарного предприятия Республики ФИО4 «<данные изъяты>» в г. ФИО4, в котором она просила решение мирового судьи судебного участка № Феодосийского судебного района (городской округ ФИО4) Республики ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1, ФИО1, ФИО3 – без удовлетворения.
Третье лицо – Администрация города ФИО4 Республики ФИО4 своего представителя для участия в судебном заседании суда апелляционной инстанции не направило и о причинах его неявки не сообщило, его представитель – ФИО9, действующая на основании доверенности, подала ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя Администрации города ФИО4 Республики ФИО4, ссылаясь на то, что места общего пользования отапливались за счет средств собственников квартир с индивидуальным отоплением, полагает, что исковые требования Государственного унитарного предприятия Республики ФИО4 «<данные изъяты>» в лице Филиала Государственного унитарного предприятия Республики ФИО4 «<данные изъяты> в г. ФИО4 не основаны на нормах законодательства Российской Федерации, и не подлежат удовлетворению.
Ответчики – ФИО1, ФИО1 в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания суда апелляционной инстанции извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили, каких-либо ходатайств суду не заявили.
Руководствуясь частью 3 статьи 167 и частью 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя истца – Государственного унитарного предприятия Республики ФИО4 «Крымтеплокоммунэнерго» в лице Филиала Государственного унитарного предприятия Республики ФИО4 «<данные изъяты>» в г. ФИО4, ответчиков – ФИО1 и ФИО1, а также представителя третьего лица – Администрации города ФИО4 Республики ФИО4, при имеющейся явке.
Заслушав ответчика, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда, и доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для отмены решения суда первой инстанции в части взыскания в солидарном порядке с ФИО1, ФИО1, ФИО3 задолженности по оплате коммунальных услуг по содержанию и обогреву мест общего пользования и принятия в указанной части нового решения об удовлетворении исковых требований, ввиду следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Частью 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального или норм процессуального права.
Согласно части 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пунктах 2 и 3 постановления от ДД.ММ.ГГГГ № «О судебном решении» разъяснил, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 – 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Государственное унитарное предприятие Республики ФИО4 «<данные изъяты>» является производителем, транспортировщиком и централизованным поставщиком тепловой энергии на нужды населения в ФИО4.
С ДД.ММ.ГГГГ создано обособленное подразделение Государственного унитарного предприятия Республики ФИО4 «<данные изъяты>» – Филиал Государственного унитарного предприятия Республики ФИО4 «<данные изъяты>» в городе ФИО4, которое является производителем, транспортировщиком и централизованным поставщиком тепловой энергии на нужды населения муниципального образования городской округ ФИО4 Республики ФИО4, и, в частности, осуществляет поставку тепловой энергии в помещения многоквартирного дома, расположенного по адресу: ФИО4, г. ФИО4, <адрес>, подключенного к системе централизованного отопления.
ФИО3 является собственником квартиры, расположенной по адресу: ФИО4, г. ФИО4, <адрес>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости, предоставленной Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики ФИО4.
Согласно данным лицевого счета №, выданного ДД.ММ.ГГГГ Муниципальным унитарным предприятием муниципального образования городской округ ФИО4 Республики ФИО4 «Жилищно-эксплуатационная контора №», в указанной квартире, помимо собственника ФИО3, зарегистрированной с ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированы: ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ.
По сведениям ОВМ ОМВД России по г. ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ №, а также паспорта гражданина Российской Федерации ответчик ФИО3 с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована в квартире, расположенной по адресу: ФИО4, г. ФИО4, <адрес>.
Согласно выписки из протокола № от ДД.ММ.ГГГГ заседания Межведомственной комиссии по рассмотрению заявлений потребителей коммунальной услуги по отоплению о наличии (отсутствии) приборов отопления в местах общего пользования многоквартирных домов, расположенных на территории муниципального образования городской округ ФИО4 Республики ФИО4, в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес> г. ФИО4, в подъездах № приборы отопления в неисправном состоянии; принято решение включить в реестр с неработающими приборами отопления в местах общего пользования и определять платы за коммунальную услугу по отоплению с учетом отсутствия отопительных и иных теплопотребляющих элементов внутридомовой инженерной системы отопления всех помещениях, входящих в состав общего имущества собственников помещений по адресу: <адрес> г. ФИО4; рекомендовано управляющей организации МУП «ЖЭК №» восстановить приборы отопления в подъездах № в МКД, расположенном по адресу: г. ФИО4, <адрес>; вопрос определения источника финансирования и сроков выполнения восстановительных работ рассмотреть на общем собрании собственников помещений в МКД.
Как следует из выписки из протокола № от ДД.ММ.ГГГГ заседания Межведомственной комиссии по рассмотрению заявлений потребителей коммунальной услуги по отоплению о наличии (отсутствии) приборов отопления в местах общего пользования многоквартирных домов, расположенных на территории муниципального образования городской округ ФИО4 Республики ФИО4, принято решение дополнительно включить многоквартирный дом по <адрес> г. ФИО4 в реестр МКД, не имеющих приборов отопления в местах общего пользования и определять размер платы за коммунальную услуг по отоплению с учетом отсутствия отопительных приборов и иных теплопотребляющих элементов внутридомовой инженерной системы отопления во всех помещениях, входящих в состав общего имущества собственников помещений данного МКД по адресу: г. ФИО4, <адрес>.
Как следует из пояснений Государственного унитарного предприятия Республики ФИО4 «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ №-юр, дом по <адрес>, №, г. ФИО4 подключен к системе центрального теплоснабжения, с общей площадью ДД.ММ.ГГГГ кв.м., площадь жилых и нежилых помещений с централизованным теплоснабжением <данные изъяты> кв.м., площадь с индивидуальными источниками отопления – <данные изъяты> кв.м. Дом прибором учета тепловой энергии оборудован. Площадь помещений входящих в состав общего имущества МКД <данные изъяты> кв.м. Согласно выписки из протокола Межведомственная комиссия по рассмотрению заявлений потребителей коммунальной услуги по отоплению в местах общего пользования многоквартирных домов, расположенных на территории муниципального образования городской округ ФИО4 Республики ФИО4 № от ДД.ММ.ГГГГ по <адрес> г.ФИО4, приборы отопления в местах общего пользования в подъездах № в неисправном состоянии. Приборы отопления в местах общего пользования имеются, следовательно, они были предусмотрены в проектно-технической документации МКД по <адрес>, №, г. ФИО4 по теплоснабжению. Отопление в местах общего пользования осуществляется. Ограждающие конструкции, плиты перекрытий и стены, граничащие с соседними помещениями, могут служить для отопления спорных помещений, относящихся к общедомовому имуществу. Более 82% МКД оборудованы системой ЦО, следовательно, топление общедомового имущества (в данном случае подъезда) осуществляется так же за счет транзитных труб, проходящих в остальные имеющиеся в доме квартиры через ограждающие конструкции, в том числе плиты перекрытий и стены/, граничащие с соседними помещениями. По общему правилу, отказ собственников и пользователей отдельных помещений в МКД от коммунальной услуги по отоплению на общедомовые нужды, как и полное исключение расходов на оплату используемой для обогрева дома тепловой энергии не допускается. Аналогичная позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №.
Начисление платы за услуги теплоснабжения по указанному адресу производится на основании Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (пункт 42.1 постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №).
В силу статьи 10 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.
Статьями 210 Гражданского кодекса Российской Федерации и 30 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения, и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.
Согласно статье 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Статьей 155 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе. Неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с частью 1 статьи 37 Жилищного кодекса Российской Федерации доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.
Согласно частям 1 и 2 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме; доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
Переход отдельных помещений в многоквартирном доме с централизованного отопления на индивидуальное не означает прекращение потребление тепловой энергии на обгорев помещений с демонтированными (отключенными) отопительными приборами и в объеме, приходящемся на общедомовые нужды, поскольку одним из источников теплоснабжения таких помещений является отдача тепла стояками центрального отопления, проходящими через все помещения в многоквартирном доме.
Жилищное законодательство Российской Федерации рассматривает весь многоквартирный дом как единый теплотехнический объект, в который поступает теплоэнергия с целью отопления помещений этого дома – и жилых, и нежилых помещений, и помещений в составе общего имущества и прочих инженерных сетей жизнеобеспечения жилого дома. Тепло распространяется внутри дома от всех элементов системы отопления, от каждого участка этой системы, и распространяется по всем помещениям, независимо от их изолированности, наличия или отсутствия в конкретных помещениях радиаторов отопления, трубопроводов (стояков) системы отопления.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме и правила изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
Согласно пункту 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
Поскольку внутридомовая система отопления является неделимой, входит в состав общего имущества и предназначена для обеспечения нормальной температуры воздуха во всех помещениях многоквартирного дома, при этом к внешним сетям теплоснабжения подключается именно внутридомовая система отопления, то именно эта система отопления и является теплопотребляющей установкой, а не ее отдельные элементы (в том числе радиаторы), размещенные в тех или иных помещениях дома.
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ №-П указал, что обеспечение сохранности многоквартирного дома как сложного единого объекта, а также содержание его в состоянии, исключающем разрушение его составных элементов вследствие промерзания или отсыревания, предполагает в первую очередь соблюдение в отдельных жилых и нежилых помещениях такого дома и в расположенных в нем помещениях общего пользования нормативно установленных требований к температуре и влажности, необходимых для использования соответствующих помещений по целевому назначению. Это достигается, как правило, за счет предоставления собственникам и пользователям указанных помещений коммунальной услуги по отоплению в виде подачи по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии (подпункт «е» пункта 4 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов и пункт 15 приложения № к данным Правилам; подпункт «в» пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме; пункты 3.1.2 и 3.2.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда).
Несмотря на то, что многоквартирные дома – в зависимости от особенностей их конструктивного устройства и инженерно-технического оснащения – могут обогреваться различными способами (в том числе не предполагающими оказания собственникам и пользователям расположенных в них помещений коммунальной услуги по отоплению), подавляющее большинство этих домов подключены к централизованным сетям теплоснабжения либо имеют автономную (общедомовую) систему отопления, при наличии которой производство коммунальной услуги по отоплению осуществляется с помощью оборудования, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме. Проектирование и строительство таких многоквартирных домов осуществляется с учетом необходимости соблюдения нормативных требований к температурному режиму в расположенных в них помещениях (включая как обособленные жилые и нежилые помещения, так и помещения общего пользования), составляющих совокупный отапливаемый объем здания в целом, что достигается, как правило, за счет присоединения каждого из этих помещений к внутридомовой системе отопления, которая включается в состав общего имущества многоквартирного дома и состоит из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях (пункт 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме).
Принимая во внимание обязанность собственников помещений в многоквартирном доме нести расходы на содержание общего имущества в таком доме (статья 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, часть 3 статьи 30 и часть 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации), в основу регулирования отношений по предоставлению собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах коммунальной услуги по отоплению должен быть положен принцип возложения на потребителей данной услуги обязанности по внесению платы за тепловую энергию, фактически потребляемую для обогрева как обособленных жилых и нежилых помещений многоквартирного дома, так и расположенных в нем помещений общего пользования (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-П).
Такой подход, обусловливающий, по общему правилу, недопустимость отказа собственников и пользователей отдельных помещений в многоквартирном доме от коммунальной услуги по отоплению, а равно и полное исключение расходов на оплату используемой для обогрева дома тепловой энергии, основан на презумпции фактического потребления тепловой энергии, поступающей в многоквартирный дом по централизованным сетям теплоснабжения, для обогрева каждого из расположенных в нем помещений (включая помещения общего пользования) и тем самым многоквартирного дома в целом.
Данная презумпция может быть опровергнута лишь полным отсутствием фактического потребления тепловой энергии, поступающей в многоквартирный дом по централизованным сетям теплоснабжения, для обогрева того или иного помещения, что, в свою очередь, может быть обусловлено, в частности, особенностями схемы теплоснабжения конкретного многоквартирного дома, предполагающей изначальное отсутствие в помещении элементов внутридомовой системы отопления (отопительных приборов, трубопроводов, стояков отопления и т.п.), либо проведением согласованного в установленном порядке демонтажа системы отопления определенного помещения с переходом на иной вид теплоснабжения и надлежащей изоляцией проходящих через это помещение элементов внутридомовой системы (аналогичная правовая позиция высказана и в пункте 37 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ).
Пунктом 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что правила, предусмотренные статьями 539 – 547 настоящего Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
В соответствии со статьей 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №:
- в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором ни одно жилое или нежилое помещение не оборудовано индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 3 и 3(4) приложения № к данным Правилам на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии (абзац третий пункта 42(1));
- размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в случаях, установленных пунктом 40 данных Правил, в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения № к названным Правилам (абзац первый пункта 44);
- если объем коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, составит ноль, то плата за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенная в соответствии с пунктом 44 данных Правил, за такой расчетный период потребителям не начисляется (пункт 45).
Предусмотренный абзацем третьим пункта 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, во взаимосвязи с формулой 3 приложения № к данным Правилам, порядок определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению основывается на общем принципе распределения фактически потребленного всеми помещениями многоквартирного дома объема (количества) тепловой энергии, определенного на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, пропорционально площади конкретного жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме. При этом приведенное правовое регулирование предполагает, что плата за отопление, подлежащая внесению собственниками и пользователями жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах, подключенных к централизованным сетям теплоснабжения, по общему правилу, включает в себя как плату за потребление этой услуги в соответствующем помещении, так и плату за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Обращаясь в суд с настоящим иском, истец не оспаривал факт неисправности приборов отопления в местах общего пользования многоквартирного дома по <адрес>, г. ФИО4, ФИО4.
Согласно материалам дела, указанный многоквартирный дома подключен к системе центрального отопления, имеет сеть трубопроводов, проходящих через систему перекрытий и мест общего пользования, по которым тепловая энергия доставляется в квартиры, отапливаемые от данной сети, которых как установлено судом более 82%.
Многоквартирный дом, будучи объектом капитального строительства, представляет собой, как следует из пункта 6 части 2 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», объемную строительную систему, имеющую надземную и подземную части, включающую в себя помещения (квартиры, нежилые помещения и помещения общего пользования), сети и системы инженерно-технического обеспечения, и предназначенную для проживания и деятельности людей, а потому его эксплуатация предполагает расходование поступающих энергетических ресурсов, по общему правилу, не только на удовлетворение индивидуальных нужд собственников и пользователей отдельных жилых и нежилых помещений, но и на общедомовые нужды, т.е. на поддержание общего имущества в таком доме в состоянии, соответствующем нормативно установленным требованиям (пункты 10 и 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №; раздел III Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от ДД.ММ.ГГГГ №).
Как ранее указывал Конституционный Суд Российской Федерации применительно к вопросу о взимании платы за коммунальную услугу по отоплению, подлежащей внесению собственниками или пользователями жилых помещений в подключенном к централизованным сетям теплоснабжения многоквартирном доме, переведенных на отопление с использованием индивидуальных источников тепловой энергии, сама по себе установка такого рода источников тепловой энергии и, как следствие, фактическое неиспользование тепловой энергии, поступающей по внутридомовым системам отопления, для обогрева соответствующего жилого помещения не могут служить достаточным основанием для полного освобождения его собственника или пользователя от обязанности вносить плату за коммунальную услугу по отоплению в части потребления тепловой энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (Постановление от ДД.ММ.ГГГГ №-П).
Данная правовая позиция основывается на том, что переход отдельных помещений (жилых или нежилых) многоквартирного дома, подключенного к централизованным сетям теплоснабжения, на автономное отопление (включая демонтаж расположенных в этих помещениях отопительных приборов (радиаторов отопления) и изоляцию проходящих через них стояков отопления) не влечет за собой реконструкцию относящихся к общему имуществу многоквартирного дома в целом внутридомовых инженерных сетей, а потому тепловая энергия, поступающая в такой дом по централизованным сетям теплоснабжения, по-прежнему продолжает распределяться через транзитные трубопроводы и иные элементы внутридомовой системы отопления по отдельным помещениям (жилым, нежилым, помещениям общего пользования), тем самым отапливая не только соответствующие помещения, но и весь дом в целом, что, по общему правилу, предполагает потребление тепловой энергии, в том числе, и на общедомовые нужды, а также неизбежные потери тепловой энергии во внутридомовых сетях этого дома (трубопроводах, стояках и т.д.).
Указанное, в свою очередь, обусловливает обязанность собственников и пользователей всех помещений в многоквартирном доме оплачивать коммунальную услугу по отоплению, предоставляемую на общедомовые нужды, вне зависимости от того, каким образом отапливаются сами эти помещения – за счет тепловой энергии, поступающей в конкретное помещение через подключенную к централизованным сетям теплоснабжения внутридомовую систему отопления, либо за счет индивидуальных источников тепловой энергии. Исходя из этого полный отказ от предоставления и оплаты коммунальной услуги по отоплению в многоквартирном доме, подключенном к централизованным сетям теплоснабжения, допускается лишь при условии отключения от централизованной системы отопления многоквартирного дома в целом, а не отдельных его помещений, что возможно осуществить лишь по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме и только в рамках реконструкции системы его теплоснабжения (часть 3 статьи 36 и пункт 1 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-П указано, что положения абзаца третьего пункта 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов во взаимосвязи с формулой 3 приложения № к данным Правилам не соответствуют Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (часть 1), 35 (части 1 - 3), 40 (часть 1) и 55 (часть 3), в той мере, в какой эти нормативные положения обязывают собственников и пользователей жилых помещений, расположенных в многоквартирном доме, который подключен к централизованным сетям теплоснабжения и оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, и переведенных с соблюдением установленного порядка переустройства системы внутриквартирного отопления на отопление посредством индивидуальных источников тепловой энергии, вносить плату за коммунальную услугу по отоплению в части потребления тепловой энергии в целях содержания общего имущества в случае, когда помещения общего пользования данного многоквартирного дома не оснащены отопительными приборами или иными теплопотребляющими элементами внутридомовой системы отопления, не учитывая при этом фактическое участие этих лиц в опосредованном отоплении указанных помещений общего пользования и тем самым многоквартирного дома в целом, а также в обусловленных таким участием расходах, связанных с обеспечением общедомовых нужд.
Правительству Российской Федерации надлежит – руководствуясь требованиями Конституции Российской Федерации и основанными на них правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, выраженными в настоящем Постановлении, – внести в кратчайшие сроки изменения в действующий порядок расчета платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором ни одно жилое или нежилое помещение не оборудовано индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии, если отдельные помещения в таком доме переведены с соблюдением установленного порядка переустройства системы внутриквартирного отопления на отопление с использованием индивидуальных источников тепловой энергии, а помещения общего пользования не оснащены отопительными приборами или иными теплопотребляющими элементами внутридомовой системы отопления.
До внесения в действующее правовое регулирование необходимых изменений сохраняется прежний порядок расчета платы за коммунальную услугу по отоплению в таком многоквартирном доме, поскольку при определенных обстоятельствах (например, если в конкретном доме число жилых и нежилых помещений, оснащенных индивидуальными источниками тепловой энергии, соотносимо с числом жилых и нежилых помещений, отапливаемых централизованно, а тем более превышает его) освобождение собственников и пользователей помещений, отапливаемых автономно, от обязанности по оплате коммунальной услуги по отоплению в части потребления тепловой энергии, поступающей в указанный дом по централизованным сетям теплоснабжения, в целях содержания его общего имущества – в отсутствие специальных правил расчета соответствующей платы – могло бы привести к существенному росту платежей за отопление для собственников и пользователей остальных помещений данного дома, что не согласовывалось бы с конституционными предписаниями об экономической и социальной солидарности.
Таким образом, принимая во внимание, что отсутствие либо неисправности приборов отопления (радиаторов) в местах общего пользования не является основанием для освобождения собственников помещений от платы за тепловую энергию, потребляемую в целях содержания общего имущества многоквартирного дома, поскольку не исключает потребление тепловой энергии ввиду того, что ограждающие конструкции, в том числе плиты перекрытий и стены, граничащие с соседними помещениями, через которые в эти помещения поступает тепло, могут служить для отопления помещений, относящихся к общедомовому имуществу, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что односторонний отказ от исполнения обязательств влечет гражданско-правовую ответственность, предусмотренную статьями 307 – 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, а обязанность оплачивать коммунальные услуги предусмотрена Жилищным кодексом Российской Федерации, и, как следствие, о наличии правовых оснований для взыскания задолженности по оплате за услуги по обогреву мест общего пользования.
Согласно части 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Увеличение установленных настоящей частью размеров пеней не допускается.
Учитывая имеющуюся задолженность по оплате за услуги по обогреву мест общего пользования, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для взыскания пени в размере 297,11 рублей.
Расчет задолженности и пени произведен ГУП РК «Крымтеплокоммунэнерго» верно, в полном соответствии с положениями Жилищного кодекса Российской Федерации и подтвержден совокупностью представленных в материалы дела доказательств. При этом, ответчики в нарушение требований статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представили ни суду первой инстанции, ни суду апелляционной инстанции каких-либо доказательств в опровержение правильности данного расчета, равно как не представили и доказательств, подтверждающих несоответствие размера начисленной пени принципу обоснованности.
Выраженное в апелляционной жалобе несогласие с обжалуемым решением в указанной части основанием к его отмене не является; приведенные в апелляционной жалобе доводы выводы суда не опровергают, не содержат правовых оснований к отмене решения суда в данной части, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, не содержат фактов, не проверенных и не учтенных судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для принятия судебного акта по существу в указанной части, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции в данной части, в связи с чем, являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены законного и обоснованного решения суда в указанной части.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции считает, что принимая решение об удовлетворении исковых требований о взыскании в солидарном порядке с ФИО1, ФИО1, ФИО3 в пользу Государственного унитарного предприятия Республики ФИО4 «<данные изъяты>» в лице Филиала Государственного унитарного предприятия Республики ФИО4 «<данные изъяты>» в г. ФИО4 задолженности по оплате коммунальных услуг по содержанию и обогреву мест общего пользования за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты> рублей, пени в размере <данные изъяты> рублей, а также судебных расходов по оплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей, судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права.
Как установлено судом первой инстанции собственником квартиры, расположенной по адресу: ФИО4, г. ФИО4, <адрес>, является ответчик ФИО3
Статьями 210 Гражданского кодекса Российской Федерации и 30 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения, и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.
Таким образом, исходя из того, что собственником жилого помещения является только ответчик ФИО3, ответчики - ФИО1, ФИО1 являются лицами, проживающими в указанном жилом помещении, нормами действующего законодательства предусмотрено, что у лиц, проживающих с собственником жилого помещения, возникает солидарная обязанность по оплате только коммунальных услуг, потребляемых в жилом помещении, к которым заявленная в иске задолженность не относится, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии правовых оснований для отмены решения мирового судьи судебного участка № Феодосийского судебного района (городской округ ФИО4) Республики ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ в части взыскания в солидарном порядке с ФИО3, ФИО1, ФИО1 в пользу Государственного унитарного предприятия Республики ФИО4 «<данные изъяты>» в лице Филиала Государственного унитарного предприятия Республики ФИО4 «<данные изъяты>» в г. ФИО4 задолженности по оплате коммунальных услуг по обогреву мест общего пользования за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 3569,21 рублей, пени в размере 297,11 рублей, расходов по уплате государственной пошлины в размере 400 рублей, и для принятия в указанной части нового решения, которым исковые требования Государственного унитарного предприятия Республики ФИО4 «<данные изъяты>» в лице Филиала Государственного унитарного предприятия Республики ФИО4 «<данные изъяты>» в г.ФИО4 – удовлетворить и взыскать с ФИО3 в пользу Государственного унитарного предприятия Республики ФИО4 «Крымтеплокоммунэнерго» в лице Филиала Государственного унитарного предприятия Республики ФИО4 «<данные изъяты>» в г. ФИО4 задолженность по оплате коммунальных услуг по содержанию и обогреву мест общего пользования за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты> рублей, пени в размере <данные изъяты> рублей, расходы по уплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей, а в остальной части для оставления решения мирового судьи судебного участка № Феодосийского судебного района (городской округ ФИО4) Республики ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ без изменения, и, как следствие, удовлетворении апелляционной жалобы ФИО1, ФИО1
Руководствуясь статьями 327.1, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
ОПРЕДЕЛИЛ:
Решение мирового судьи судебного участка № Феодосийского судебного района (городской округ ФИО4) Республики ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ отменить в части взыскания в солидарном порядке с ФИО2, ФИО1, ФИО3 в пользу Государственного унитарного предприятия Республики ФИО4 «<данные изъяты>» в лице Филиала Государственного унитарного предприятия Республики ФИО4 «<данные изъяты> в г. ФИО4 задолженности за тепловую энергию, потребленную в целях содержания общего имущества многоквартирного дома, сложившуюся за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> рублей, пени в размере <данные изъяты> рублей, государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей.
Принять в указанной части новое решение, которым исковые требования Государственного унитарного предприятия Республики ФИО4 «<данные изъяты>» в лице Филиала Государственного унитарного предприятия Республики ФИО4 «<данные изъяты>» в г. ФИО4 – удовлетворить.
Взыскать с ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес> (паспорт гражданина №, выдан ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>) в пользу Государственного унитарного предприятия Республики ФИО4 «<данные изъяты>» в лице Филиала Государственного унитарного предприятия Республики ФИО4 «<данные изъяты>» в г.ФИО4 (ОГРН №, ИНН №) задолженность по оплате за услуги по содержанию и обогреву мест общего пользования за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> рублей, пени в размере <данные изъяты> рублей, расходы по оплате государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей.
В удовлетворении исковых требований Государственного унитарного предприятия Республики ФИО4 «<данные изъяты>» в лице Филиала Государственного унитарного предприятия Республики ФИО4 «Крымтеплокоммунэнерго» в г. ФИО4 к ФИО2, ФИО1 – отказать.
В остальной части решение мирового судьи судебного участка № Феодосийского судебного района (городской округ ФИО4) Республики ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения.
Апелляционную жалобу ФИО2, ФИО1 – удовлетворить, апелляционную жалобу ФИО3 - оставить без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в трехмесячный срок в суд кассационной инстанции.
Председательствующий судья: Ярошенко Г.А.