Решение по делу № 12-785/2019 от 06.11.2019

мировой судья Москвичева Т.Е. дело № 12-785/2019

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление об административном правонарушении

17 декабря 2019 года г. Йошкар-Ола

Судья Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл Орлова С.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Лямина Андрея Михайловича на постановление мирового судьи судебного участка № 2 Йошкар-Олинского судебного района Республики Марий Эл от 10 октября 2019 года, которым

Лямин Андрей Михайлович, <иные данные>, ранее не привлекавшийся к административной ответственности за совершение однородных правонарушений,

признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 25 ст. 19.5 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 10000 руб.,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением мирового судьи судебного участка № 2 Йошкар-Олинского судебного района Республики Марий Эл от 10 октября 2019 года Лямину А.М. назначено административное наказание в виде штрафа в размере 10000 руб. за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 25 ст. 19.5 КоАП РФ.

Оспаривая законность и обоснованность вынесенного мировым судьей постановления, Лямин А.М. обратился с жалобой, в которой просит постановление мирового судьи отменить.

В обоснование жалобы указал, что постановление мирового судьи является немотивированным, вину он не признает. 19 июля 2019 года он обращался с заявлением к заместителю руководителя Управления Россельхознадзора по Нижегородской области и Республике Марий Эл с заявлением о продлении срока исполнения предписания от 21 ноября 2018 года в связи с его обжалованием. Однако заявление удовлетворено не было, при этом причины отказа административный орган не указал. В постановлении нет оценки документам и обстоятельствам, которые в них указаны. Противоправных действий он не совершал, умысла в совершении правонарушения не было. Вменяемое административное правонарушение не представляет существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений, не причинило существенного вреда интересам граждан, общества и государства, негативных последствий не наступило.

В судебном заседании Лямин А.М. доводы жалобы поддержал, просил производство по делу прекратить, постановление мирового судьи отменить. Считает предписание незаконным. Пояснил, что к землям сельскохозяйственного назначения относятся, в том числе залежи, и поэтому он не обязан был устранять с земельных участков растительность, так как участки предоставлялись ему с целью выпаса скота и сенокошения, а не для пашни.

Представитель административного органа в судебное заседание не явился, извещен.

Проверив доводы жалобы, изучив материалы административного дела, прихожу к следующему.

В ходе разбирательства дела мировым судьей установлено и следует из материалов дела, что Лямин A.M. не выполнил в установленный срок до 16 июля 2019 года требования, изложенные в предписании № Пр-100 от 21.11.2018 должностного лица Управления Россельхознадзора по Нижегородской области и Республике Марий Эл, а именно не провел культуртехнические работы, агрохимические и фитосанитарные мероприятия на земельных участках с кадастровыми номерами 12:06:0301003:126 общей площадью 21266 кв.м, 12:06:0301003:123 общей площадью 162692 кв.м, 12:06:0301003:124, общей площадью 497807 кв.м., расположенных по <адрес>, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием – для сельскохозяйственного производства.

На основании представленных доказательств мировой судья пришел к выводу о наличии в действиях Лямина А.М. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 25 ст. 19.5 КоАП РФ и вынесен вышеуказанное постановление.

Положениями ст. 19.5 ч. 25 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок предписаний федеральных органов, осуществляющих государственный земельный надзор, в том числе в отношении земель сельскохозяйственного назначения, или их территориальных органов об устранении нарушений земельного законодательства, с наложением административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Из материалов дела следует, что по результатам проведенной в период с 19 по 21 ноября 2018 года на основании приказа Руководителя Управления Россельхознадзора по Нижегородской области и Республике Марий Эл №1550-ООД от 26.10.2018 внеплановой проверки Лямину A.M. государственным инспектором отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Нижегородской области и Республике Марий Эл Толмачевым Н.И. выдано предписание ПР-100 от 21 ноября 2018 года об устранении выявленных нарушений требований земельного законодательства РФ.

Предписание содержит требование об устранении нарушений земельного законодательства и проведении мероприятий по приведению принадлежащих Лямину А.М. на праве аренды земельных участков с кадастровыми номерами: 12:06:0301002:61, 12:06:0301002:63, 12:06:0301002:62, 12:06:0301003:126, 12:06:0301003:123, 12:06:0301003:124, расположенных по <адрес>, общей площадью 890082 кв.м., категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием – для сельскохозяйственного производства, а именно проведение культуртехнических работ, агрохимических и фитосанитарных мероприятий, использование земельных участков в соответствии с разрешенным использованием.

Срок исполнения предписания установлен до 16 июля 2019 года. Предписание получено Ляминым A.M. 21 ноября 2018 года.

Должностным лицом административного органа при осмотре 24 июля 2019 г. на предмет исполнения предписания от 21.11.2018 земельного участка с кадастровым номером 12:06:0301003:126 общей площадью 21266 кв.м., расположенного по <адрес>, земельный участок северо-западной части кадастрового квартала, дата и номер государственной регистрации права: №12-12/001-12/001/002/2015-1688/2 от 06.04.2015, выявлено, что на участке имеется сухая растительность прошлых лет, что является риском возникновения чрезвычайных ситуаций (пал травы); произрастает сорная (цикорий обыкновенный, полынь обыкновенная, пижма обыкновенная, зверобой продырявленный, осот и др.) и древесная береза (береза бородавчатая, ива козья высотой от 0,5 м.) растительность. Земельный участок на площади 21266 кв.м. не приведен в состояние пригодное для сельскохозяйственного производства.

При осмотре земельного участка с кадастровым номером 12:06:0301003:123 общей площадью 162692 кв.м., расположенного по <адрес>, земельный участок расположен северо-западной части кадастрового квартала, дата и номер государственной регистрации права: №12-12/001 -12/001 /002/2015-1690/2 от 06.04.2015, выявлено: на участке имеется сухая растительность прошлых лет, что является риском возникновения чрезвычайных ситуаций (пал травы); произрастает сорная (цикорий обыкновенный, полынь обыкновенная, пижма обыкновенная, зверобой продырявленный, осот и др.) и древесная береза (береза бородавчатая, ива козья высотой от 0,5 м.) растительность. Земельный участок на площади 144692 кв.м. не приведен в состояние пригодное для сельскохозяйственного производства. На площади 18000 кв.м под линиями электропередач произведено сенокошение

При осмотре земельного участка с кадастровым номером 12:06:0301003:124 общей площадью 497807 кв.м., расположенного по <адрес>, земельный участок расположен северо-западной части кадастрового квартала, дата и номер государственной регистрации права: №12-12/001-12/001/002/2015-1689/2 от 06.04.2015, выявлено: на участке имеется сухая растительность прошлых лет, что является риском возникновения чрезвычайных ситуаций (пал травы); произрастает сорная (цикорий обыкновенный, полынь обыкновенная, пижма обыкновенная, зверобой продырявленный, осот и др.) и древесная береза (береза бородавчатая, ива козья высотой от 0,5 м.) растительность. Земельный участок на площади 476807 кв.м. не приведен в состояние пригодное для сельскохозяйственного производства.

Выявленные в ходе проверки исполнения предписания нарушения отражены в акте проверки № 1149 от 24 июля 2019 года.

Доводы Лямина А.М. о незаконности выданного предписания являются несостоятельными.

Так, решением Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 18 сентября 2019 года №2а-1664/2019 в удовлетворении административного иска Лямина А.М. к Управлению Россельхознадзора по Нижегородской области и Республике Марий Эл, государственному инспектору отдела государственного земельного надзора Управления Толмачеву Н.И. о признании незаконным предписания ПР-100 от 21 ноября 2018 года отказано. Решением суда, вступившим в законную силу 10 декабря 2019 года, установлена законность выданного Лямину А.М. предписания.

Согласно ст. 12 Земельного кодекса РФ (далее ЗК РФ) целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.

Согласно ч. 2 ст. 13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия, в том числе, по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения, защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации.

Согласно ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

Исходя из положений статей 7, 12, 78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения в Российской Федерации должны использоваться в соответствии с установленным для них целевым назначением: для ведения сельскохозяйственного производства, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 16 июля 1998 года № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» собственники, владельцы, пользователи, в том числе арендаторы, земельных участков обязаны: осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую среду; соблюдать нормы и правила в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения; выполнять другие обязанности, предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В соответствии со ст. 1 указанного Закона плодородие земель сельскохозяйственного назначения – это способность почвы удовлетворять потребность сельскохозяйственных культурных растений в питательных веществах, воздухе, воде, тепле, биологической и физико-химической среде и обеспечивать урожай сельскохозяйственных культурных растений.

ГОСТ 26640-85 установлены основные мероприятия по использованию сельскохозяйственных угодий, которые необходимо проводить землепользователям, в число таких мероприятий входит посев сельскохозяйственных культур и другие мероприятия. ГОСТ 16265-89 определяет комплекс мероприятий по осуществлению сельскохозяйственного производства, основанный на рациональном использовании земли, к которым относится уничтожение сорняков, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и на плодородный слой почвы в целом.

В силу прямого указания действующего законодательства в сфере земельных отношений обязанность не допускать зарастание сельскохозяйственных угодий сорными растениями, деревьями и обязанность по проведению соответствующих мероприятий возложена на собственников, владельцев, пользователей, в том числе арендаторов сельскохозяйственных земель.

Доводам Лямина А.М. об отсутствии у него обязанности проведения на земельных участках мероприятий, указанных в предписании, а именно проведения культуртехнических работ, агрохимических и фитосанитарных мероприятий дана оценка в решении суда от 18.09.2019 №2а-1664/2019 и они признаны несостоятельными.

В рамках рассмотрения административного дела №2а-1664/2019 судом на основании сведений Управления Росеестра от 27.11.2018 №10-7855 установлено, что земельные участки, принадлежащие Лямину А.М. на праве аренды, в том числе с кадастровыми номерами 12:06:0301003:126, 12:06:0301003:123, 12:06:0301003:124 отнесены к пашне, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения.

В соответствии со ст.77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами (в том числе прудами, образованными водоподпорными сооружениями на водотоках и используемыми для целей осуществления прудовой аквакультуры), а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

Согласно ч.1 ст.78 ЗК РФ Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства): крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности, гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество.

В соответствии с ч.1 ст.79 ЗК РФ Сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.

Из материалов дела по представленным доказательствам, исследованным мировым судьей, следует, что Лямин A.M., являясь арендатором вышеуказанных земельных участков, выданное предписание №Пр-100 от 21 ноября 2018 года, содержащее законные требования, в установленный срок не исполнил.

Указанное обстоятельство подтверждается актом проверки № 1149 от 24 июля 2019 года, протоколом об административном правонарушении № ОЗН 04-29 от 15 августа 2019 г., фототаблицами, пояснениями самого Лямина А.М., решением Йошкар-Олинского городского суда от 18 сентября 2019 года №2а-1664/2019.

Как установлено в судебном заседании, Лямин А.М. после окончания срока исполнения предписания - 19 июля 2019 года обращался в административный орган с ходатайством о продлении срока исполнения предписания.

Письмом от 23 июля 2019 года Управлением Россельхознадзора по Нижегородской области и Республике Марий Эл Лямину А.М. отказано в удовлетворении данного ходатайства, поскольку им не были указаны объективные причины невозможности исполнения предписания в установленный срок, не приняты все зависящие от него меры, направленные для устранения выявленных нарушений земельного законодательства.

В связи этим доводы жалобы о том, что административным органом не указаны причины отказа в удовлетворении указанного ходатайства, являются необоснованными

Мировой судья пришел к правильному выводу о наличии в бездействии Лямина А.М. состава административного правонарушения, предусмотренного ч.25 ст. 19.5 КоАП РФ.

Определяя вид и размер наказания, мировой судья учел смягчающие административную ответственность обстоятельства, отсутствие отягчающих обстоятельств и назначил минимальное наказание в виде штрафа в соответствии с санкцией ч. 25 ст. 19.5 КоАП РФ.

Доводы жалобы о малозначительности правонарушения также признаются несостоятельными.

В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, уполномоченное решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение от административной ответственности и ограничиться устным замечанием при малозначительности совершенного административного правонарушения.

Согласно п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании ст. 2.9 КоАП РФ вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу. Если малозначительность административного правонарушения будет установлена при рассмотрении жалобы на постановление по делу о таком правонарушении, то на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Такие обстоятельства, как личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу частей 2 и 3 ст. 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.

Состав правонарушения, предусмотренный ч. 25 ст. 19.5 КоАП РФ, является формальным и в данном случае угроза охраняемым общественным отношениям заключается не только в наступлении каких-либо неблагоприятных последствий правонарушения, но и в пренебрежительном отношении Лямина А.М. к исполнению своих публично-правовых обязанностей, установленных законом.

В данном случае угроза невыполнение Ляминым А.М. законного предписания административного органа, осуществляющего государственный земельный надзор, в отношении земель сельскохозяйственного назначения, об устранении нарушений земельного законодательства, свидетельствует о существенном нарушении охраняемых общественных отношений и не может являться основанием для применения ст. 2.9 КоАП РФ.

Постановление мировым судьей вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ст. 4.5 КоАП РФ.

Судьей второй инстанции рассмотрена данная жалоба в соответствии со ст.30.6 КоАП РФ, обстоятельств, ставящих под сомнение законность и обоснованность вынесенного мировым судьей постановления, не установлено, основания для его отмены, изменения не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

Постановление мирового судьи судебного участка № 2 Йошкар-Олинского судебного района Республики Марий Эл от 10 октября 2019 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 25 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении Лямина Андрея Михайловича оставить без изменения, жалобу Лямина Андрея Михайловича – без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу немедленно после его вынесения.

Судья С.Г. Орлова

12-785/2019

Категория:
Административные
Статус:
Оставлено без изменения
Ответчики
Лямин А.М.
Суд
Йошкар-Олинский городской суд
Судья
Орлова С.Г.
Статьи

КоАП: ст. 19.5 ч.25

07.11.2019Материалы переданы в производство судье
27.11.2019Судебное заседание
17.12.2019Судебное заседание
18.12.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее