Судья Будченко Т.В.
Дело № 7-27/2022
Р Е Ш Е Н И Е
26 апреля 2022 г. г. Биробиджан
Судья суда Еврейской автономной области Папулова С.А.,
с участием защитников лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, Алиева М.Т.оглы - Ериной Е.Р., Платонова В.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела по жалобам защитников Ериной Е.Р., Платонова В.Ф. на постановление судьи Облученского районного суда Еврейской автономной области от 29.03.2022 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении гражданина Республики Азербайджан Алиева М.Т.о,
У С Т А Н О В И Л А:
Постановлением судьи Облученского районного суда ЕАО от 29.03.2022 гражданин Республики Азербайджан Алиев М.Т.оглы признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации.
В жалобе защитник Ерина Е.Р. просит изменить указанное постановление, исключив из него административное наказание в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.
Указала, что судом не выяснены обстоятельства, имеющие существенное значение для правильного разрешения дела, а именно, что у Алиева М.Т.оглы имеются устойчивые родственные связи на территории Российской Федерации: его отец, мать и братья являются гражданами Российской Федерации. Семья Алиевых более 20 лет проживает на территории Российской Федерации, его родители имеют в собственности недвижимое имущество на территории Российской Федерации. Поскольку несовершеннолетние дети Алиева М.Т.оглы обучаются в общеобразовательной школе, близких родственников в Азербайджане у него не имеется, то дополнительное наказание в виде выдворения является вмешательством со стороны государства в осуществление права на уважение семейной жизни. Более того, Алиев М.Т.оглы в ближайшее время покинет Российскую Федерацию и по возвращению планирует подать документы для получения вида на жительство.
Дополнительно пояснила, что событие совершенного Алиевым М.Т.оглы правонарушения не образует объективную сторону части 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ в связи с тем, что в материалах дела имеются постановления по делу об административном правонарушении от 20.07.2018 и от 23.08.2018, в соответствии с которыми Алиев М.Т.оглы привлечен к административной ответственности с назначением административного наказания в виде штраф в размере 2000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме самостоятельного контролируемого выезда по каждому. Поскольку данные постановления Алиевым М.Т.оглы не исполнены, следовательно, административная ответственность за уклонение иностранного гражданина от исполнения административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации установлена частью 3 статьи 20.25 КоАП РФ.
В жалобе защитник Платонов В.Ф. просит указанное постановление отменить. Дополнительно пояснил, что непонятно по каким причинам Алиеву Т.М.оглы 23.07.2021 продлили срок пребывания на территории Российской Федерации, поскольку подтверждающие документы в материалах дела отсутствуют. Кроме того, до истечения срока пребывания на территории Российской Федерации, который заканчивался 30.09.2021, Алиев М.Т.оглы 26.08.2021 обратился в уполномоченный орган для получения патента на осуществление трудовой деятельности, однако 08.09.2021 ему в этом было отказано, в связи с наличием постановлений Облученского районного суда ЕАО от 20.07.2018 и от 23.08.2018.
Лицо, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, Алиев М.Т.оглы в судебное заседание не явился.
В соответствии с частью 3 статьи 25.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении, влекущем административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина либо лица без гражданства, присутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу, является обязательным.
По смыслу данной нормы, установленное правило распространяется лишь на стадию рассмотрения дела об административном правонарушении.
Глава 30 КоАП РФ, которая устанавливает порядок пересмотра постановлений и решений по делам об административных правонарушениях, не содержит требования, согласно которому присутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу по его жалобе в вышестоящем суде, если ему назначено наказание в виде административного выдворения, являлось бы обязательным.
Следовательно, присутствие лица, которому назначено наказание в виде административного выдворения, при рассмотрении дела об административном правонарушении по его жалобе в вышестоящем суде не является обязательным, если это лицо извещено о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом и от него не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения («Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2008 года», утв. Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 17.09.2008).
Поскольку Алиев М.Т.оглы извещен о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом и от него не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела, считаю возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного лица.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалоб, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, прихожу к следующему.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
В соответствии с абзацем 9 пункта 1 статьи 2 указанного закона законно находящимся в Российской Федерации иностранным гражданином признается лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором РФ документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
Статьёй 25.10 Федерального закона от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» определено, что иностранный гражданин или лицо без гражданства, уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влечёт наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Согласно протоколу об административном правонарушении от 28.03.2022, составленному в отношении Алиева М.Т.оглы по части 1.1. статьи 18.8 КоАП РФ, 28.03.2022 в 15 часов 45 минут в ходе проведения сотрудниками ОМВД России по Облученскому району проверочного мероприятия по адресу: <...>, выявлен гражданин Республики Азербайджан Алиев М.Т.оглы, <...> года рождения, нарушивший режим пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания.
Также в протоколе указано, что в период пребывания в Российской Федерации Алиев М.Т.оглы в соответствии с требованием Указа Президента Российской Федерации от 15.06.2021 № 364 «О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства Российской Федерации в период преодоления последствий новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» в срок до 31.12.2021 не подал документы на продление срока своего пребывания в Российской Федерации, по истечении разрешенного срока пребывания, так как срок постановки на миграционный учет данному иностранному гражданину по решению начальника ОМВД России по Облученскому району продлевался в период с 23.06.2021 по 30.09.2021 и не покинул территорию Российской Федерации. Таким образом, Алиев М.Т.оглы с 01.10.2021 пребывает на территории России незаконно, уклоняясь от выезда, чем нарушает положение статьи 5 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
Из сведений АС ЦБДУИГ о постановке на миграционный учет (регистрация) следует, что гражданин Республики Азербайджан Алиев М.Т.оглы состоял на миграционном учете в следующие периоды: 15.10.2012 по 09.01.2013; 09.01.2013 по 27.02.2016; 03.10.2016 по 26.01.2017; 26.01.2017 по 02.03.2017; 23.06.2021 по 30.09.2021.
С учетом Указа Президента Российской Федерации от 15.06.2021 № 364 «О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в период преодоления последствий распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» срок временного пребывания Алиева М.Т.оглы на территории Российской Федерации закончился 30.09.2021.
В суде первой инстанции Алиев М.Т.оглы вину признал.
Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым дана оценка в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности.
Таким образом, действия Алиева М.Т.оглы образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ.
Вместе с тем с учетом конкретных обстоятельств настоящего дела имеются основания для изменения обжалуемого судебного постановления в части назначенного наказания.
Санкция части 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ в качестве административного наказания предусматривает наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ (часть 1 статьи 4.1 КоАП РФ).
При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 2 статьи 4.1 КоАП РФ).
Назначение дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, такой меры ответственности, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
Согласно части 2 статьи 1.1 КоАП РФ данный Кодекс основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах Российской Федерации.
Статья 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, признавая право каждого на уважение его личной и семейной жизни, не допускает вмешательства со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности, защиты прав и свобод других лиц.
В соответствии с пунктом 2 статьи 27 Федерального закона № 114-ФЗ въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается в случае, если в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства вынесено решение об административном выдворении за пределы Российской Федерации, о депортации либо передаче Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, - в течение пяти лет со дня административного выдворения за пределы Российской Федерации, депортации либо передачи Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, что не исключает серьезного вмешательства со стороны государства в осуществление права Алиева М.Т.оглы на уважение семейной жизни.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в постановлении от 15.07.1999 № 11-П, конституционными требованиями справедливости и соразмерности предопределяется дифференциация публично-правовой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении тех или иных мер государственного принуждения. В развитие данной правовой позиции Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 27.05.2008 № 8-П указал, что меры, устанавливаемые в уголовном законе в целях защиты конституционно значимых ценностей, должны определяться исходя из требования адекватности порождаемых ими последствий (в том числе для лица, в отношении которого они применяются) тому вреду, который причинен в результате преступного деяния, с тем чтобы обеспечивались соразмерность мер уголовного наказания совершенному преступлению, а также баланс основных прав индивида и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от преступных посягательств.
Приведенные правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации могут быть распространены и на административную ответственность.
В постановлении от 14.02.2013 № 4-П Конституционный Суд Российской Федерации также признал, что устанавливаемые в законодательстве об административных правонарушениях правила применения мер административной ответственности должны не только учитывать характер правонарушения, его опасность для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учет причин и условий его совершения, а также личности правонарушителя и степени его вины, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий (в том числе для лица, привлекаемого к ответственности) тому вреду, который причинен в результате административного правонарушения, не допуская избыточного государственного принуждения и обеспечивая баланс основных прав индивида (юридического лица) и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от административных правонарушений; иное - в силу конституционного запрета дискриминации и выраженных в Конституции Российской Федерации идей справедливости и гуманизма - было бы несовместимо с принципом индивидуализации ответственности за административные правонарушения (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19 марта 2003 года № 3-П, от 13 марта 2008 года № 5-П, от 27 мая 2008 года № 8-П, от 13 июля 2010 года № 15-П, от 17 января 2013 года № 1-П, от 17 февраля 2016 года № 5-П и др.).
Из материалов дела следует, что мать, отец и братья Алиева М.Т.оглы являются гражданами Российской Федерации, проживают на территории России длительное время, имеют в собственности недвижимое имущество, в котором также проживает Алиев М.Т.оглы с семьей. Несовершеннолетние дети обучаются в общеобразовательной школе. Близких родственников на территории Азербайджана у него не имеется.
Кроме того, в период действия решения о продлении срока пребывания иностранного гражданина на территории Российской Федерации от 23.06.2021 (до 30.09.2021), Алиев М.Т.оглы 26.08.2021 подал в ОФМС УМВД России по ЕАО документы для получения патента на осуществление трудовой деятельности, в выдаче которого ему было отказано в соответствии с подпунктом 2 пункта 22 статьи 13.3 (при наличии обстоятельств предусмотренных подпунктом 3 пункта 9 статьи 18) Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», в связи с тем, что Облученским районным судом ЕАО 20.07.2018 и 23.08.2018 принято решение об административном выдворении путем самостоятельного контролируемого выезда за пределы Российской Федерации. 16.09.2021 он обратился к начальнику УМВД России, а 19.09.2021 к Министру внутренних дел РФ об оспаривании указанного отказа. 26.10.2021 Алиеву М.Т.оглы на данное обращение был направлен ответ. В связи с чем ссылка в протоколе об административном правонарушении на отсутствие факта обращения Алиева М.Т.оглы до 31.12.2021 в компетентные органы является необоснованной.
Более того, судья Облученского районного суда ЕАО обоснованно не приняла во внимание указанные постановления с учетом положений части 1 статьи 31.9 и статьи 4.6 КоАП РФ.
Из сведений АС ЦБДУИГ об административных правонарушениях следует, что штрафы по постановлениям от 07.04.2017 и от 23.06.2021 по части 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ оплачены.
Таким образом, с учетом данных о личности Алиева М.Т.оглы, а также конкретных обстоятельств настоящего дела, указывающих на нарушение его права на уважение семейной жизни, назначение названному лицу административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации противоречит требованиям статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Принимая во внимание выраженную в упомянутых постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации правовую позицию, постановление судьи Облученского районного суда ЕАО 29.03.2022, вынесенное в отношении Алиева М.Т.оглы по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ, подлежит изменению путем исключения из него указания на назначение ему административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.
Довод защитника Ериной Е.Р. о том, что совершенное Алиевым М.Т.оглы правонарушение подлежит квалификации по части 3 статьи 20.25 КоАП РФ, поскольку имеются неисполненные постановления по делу об административном правонарушении от 20.07.2018 и от 23.08.2018 в части административного выдворения, подлежит отклонению, поскольку ему вменяется уклонение от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания, который истек 30.09.2021 по решению от 23.06.2021.
Более того, решением судьи суда ЕАО от 25.04.2019 постановление судьи Облученского районного суда ЕАО от 10.04.2019, которым Алиев М.Т.оглы признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 20.05 КоАП РФ (уклонение от исполнения назначенного ему постановлением судьи Облученского районного суда ЕАО от 23.08.2018), отменено, производство по делу прекращено в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Постановление о привлечении Алиева М.Т.оглы к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ, вынесено судьей в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, в связи с чем довод защитника Платонова В.Ф. является необоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6-30.7 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л А:
Постановление Облученского районного суда ЕАО от 29.03.2022 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении гражданина Республики Азербайджан Алиева М.Т.о, изменить.
Исключить из него указание на назначение Алиеву М.Т. о административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации.
В остальной части постановление оставить без изменения.
Жалобы защитников Ериной Е.Р., Платонова В.Ф. считать удовлетворенными частично.
Решение вступает в законную силу в день его вынесения, на него может быть подана жалоба, принесён протест в Девятый кассационный суд общей юрисдикции (г. Владивосток) в порядке статей 30.12-30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья С.А. Папулова