Судебный акт #1 (Решение) по делу № 7р-672/2021 от 03.12.2021

                                                                                                                          7р-672

РЕШЕНИЕ

28 декабря 2021 года                                                                 город Архангельск

       Судья Архангельского областного суда Рохина Я.С., рассмотрев жалобу защитника администрации сельского поселения <*****>                 Ш. на решение судьи Приморского районного суда Архангельской области от 11 ноября 2021 года,

установил:

       постановлением заместителя начальника отдела земельного надзора Североморского межрегионального управления Россельхознадзора                          от 13 августа 2021 года администрация муниципального образования <*****> признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.

       Решением судьи Приморского районного суда Архангельской области от 11 ноября 2021 года указанное постановление оставлено без изменения.

      Защитник администрации муниципального образования <*****> Ш., действующая на основании доверенности от 25 марта      2021 года, в жалобе просит судебное решение отменить, ссылаясь на отсутствие вины юридического лица во вмененном правонарушении, а также приводит доводы о суровости назначенного наказания.

Администрация муниципального образования <*****> надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения жалобы (извещение вручено 13 декабря 2021 года), в суд законного представителя либо защитника не направила, ходатайств об отложении судебного заседания или о рассмотрении жалобы посредством систем видеоконференц-связи не поступило, в связи с чем, на основании пунктов 2, 4 части 1 статьи 30.6 КоАП РФ считаю возможным рассмотреть жалобу в отсутствие неявившегося лица.

Проверив дело в полном объеме, рассмотрев доводы жалобы, прихожу к следующему.

       Частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ установлена административная ответственность за невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.

Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона от 24 июля 2002 года            N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»,             статьям 13 и 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения обязаны использовать указанные земельные участки в соответствии с целевым назначением данной категории земель и в целях охраны земель обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия, защите сельскохозяйственных угодий и почв от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации.

В статье 79 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.

В силу пункта 188 ГОСТа 16265-89 «Земледелие, термины и определения» (введенного в действие Постановлением Государственного комитета СССР по управлению качеством продукции и стандартам от 25 декабря 1989 года N 4093) под сорными растениями понимаются дикорастущие растения, обитающие на сельскохозяйственных угодьях, снижающие величину и качество продукции, урожай всех сельскохозяйственных культур и ухудшающие его качество; благодаря хорошо развитой корневой системе способны поглощать воду и питательные вещества раньше, чем культурные растения; создают очаги распространения болезней и вредителей растений.

Под обработкой почвы следует понимать воздействие на почву рабочими органами машин и орудий с целью улучшения почвенных условий жизни сельскохозяйственных культур и уничтожения сорняков (пункт 78 указанного ГОСТа).

Как усматривается из материалов дела, 25 мая 2021 года в рамках проведения должностными лицами Североморского межрегионального управления Россельхознадзора плановой выездной проверки в отношении администрации муниципального образования <*****> на основании распоряжения руководителя органа от 11 марта 2021 года , установлено, что на принадлежащих Администрации земельных участках с кадастровыми номерами и , являющихся сельскохозяйственными угодьями (сенокосы осушенные), не выполняются требования земельного законодательства по защите земельных участков от зарастания сорной и древесно-кустарниковой растительностью и проведению соответствующих мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв, не проводятся агротехнические и агрохимические мероприятия по борьбе с сорными растениями, отсутствуют признаки обработки почвы, обнаружена сорная растительность (крапива двудомная код ОКСР 5336, таволга код ОКСР 7170), а на земельном участке с кадастровым номером выявлена закочкаренность и зарастание древесно-кустарниковой растительностью (ивой код ОКСР 4230).

В связи с изложенными обстоятельствами администрация муниципального образования «Лисестровское» привлечена к административной ответственности по части 2 статьи 8.7 КоАП РФ.

Признавая постановление должностного лица о назначении административного наказания законным и обоснованным, судья районного суда исходил из того, что бездействие юридического лица, реализующего полномочия владельца земельного участка, образует объективную сторону вмененного правонарушения.

Поводов не согласиться с таким решением судьи, нет.

В ходе рассмотрения жалобы защитника Ш. судьей районного суда правильно определены юридически значимые обстоятельства, имеющие значение для дела, исследованы все представленные по делу доказательства, которым дана оценка на предмет относимости, допустимости и достаточности по правилам статьи 26.11             КоАП РФ.

Оснований ставить под сомнение выводы судьи, в том числе по доводам жалобы, не имеется.

По смыслу вышеназванных норм обязанность не допускать зарастание сельскохозяйственных угодий сорными растениями, деревьями и кустарниками и обязанность по проведению соответствующих мероприятий возложена на собственников сельскохозяйственных земель.

Материалами дела установлено и заявителем в жалобе не оспаривается, что правообладателем земельных участков с кадастровыми номерами , общей площадью 13346 кв.м, и , общей площадью 1875 кв.м, категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного использования, расположенными по адресам: <адрес>, является муниципальное образование <*****> с 6 июля 2018 года, о чем свидетельствуют выписки из Единого государственного реестра недвижимости, поэтому с учетом положений статей 12, 13, 42 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктов 3, 20 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» именно Администрация, как исполнительный орган поселения, обязана принимать меры по защите земельного участка, осуществлять муниципальный контроль его надлежащего использования.

По информации ФГБУ САС «Архангельская» данные земельные участки являются сельскохозяйственными угодьями – сенокосы осушенные.

На момент проверки указанных земельных участков на них выявлена прошлогодняя сорная растительность, а на земельном участке с кадастровым номером также закочкаренность и древесно-кустарниковая растительность средней высоты около 3 метров, что прямо свидетельствует об ухудшении состояния земель, невозможности их использования в целях сельскохозяйственного производства.

Доказательств невозможности совершения администрацией сельского поселения <*****> мероприятий по контролю за земельными участками с кадастровыми номерами и при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от нее требовалась, в материалах дела не имеется. Объективных обстоятельств, препятствующих этому, не установлено.

В соответствии с пунктом 1.1 статьи 19 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок, от права собственности на который собственник отказался, является с даты государственной регистрации прекращения права собственности на него собственностью городского округа, городского или сельского поселения либо в случае расположения такого земельного участка на межселенной территории собственностью муниципального района по месту расположения земельного участка.

Согласно пунктам 2 и 3 статьи 53 Земельного кодекса Российской Федерации отказ от права собственности на земельный участок осуществляется посредством подачи собственником земельного участка заявления о таком отказе в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Из ответа Управления Росреестра по Архангельской области и Ненецкому автономному округу на запрос областного суда следует, что                    6 июля 2018 года на основании пункта 1.1 статьи 19 Земельного кодекса Российской Федерации осуществлена государственная регистрация права собственности муниципального образования <*****> на земельные участки с кадастровыми номерами и . В этот же день в адрес сельского поселения направлено уведомление о проведенной регистрации (№ ).

Факт получения уведомления администрацией муниципального образования <*****> подтвержден материалами плановой проверки, в ходе которой главой К. представлена заверенная копия данного уведомления с отметкой, датированной 12 июля 2018 года, заместителя главы Г. для специалиста по землеустройству                  Г.Д. «учесть в работе».

Таким образом, администрация муниципального образования <*****> до начала плановой выездной проверки Североморского межрегионального управления Россельхознадзора была осведомлена о принадлежности сельскому поселению земельных участков с кадастровыми номерами и , а, следовательно, была обязана организовать выполнение мероприятий по защите земель и охране почв от негативного воздействия, ухудшающего качественное состояние земель, что в данном случае сделано не было.

С учетом объективной стороны инкриминируемого правонарушения причинение вреда окружающей среде, факт которого оспаривает податель жалобы, презюмируется и не требует доказывания в рамках настоящего дела.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 16 июля 1998 года                   N 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» плодородие земель сельскохозяйственного назначения - это способность почвы удовлетворять потребность сельскохозяйственных культурных растений в питательных веществах, воздухе, воде, тепле, биологической и физико-химической среде и обеспечивать урожай сельскохозяйственных культурных растений.

Однако зарастание земельных участков сельскохозяйственного назначения сорной травой и кустарниковой растительностью приводит к снижению качества водной и воздушной проницаемости поверхностного слоя земли, что, в свою очередь, приводит к нарушению плодородного слоя почвы и, как следствие, к ухудшению качественного состояния земель, что существенно нарушает охраняемые общественные правоотношения.

При таких обстоятельствах бездействие администрации муниципального образования «Лисестровское» с учетом требований статьи 2.1 КоАП РФ правильно квалифицировано по части 2 статьи 8.7 КоАП РФ.

Постановление вынесено в пределах установленного статьей 4.5             КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.

Административное наказание назначено виновному лицу с учетом положений части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ ниже низшего предела минимального размера административного штрафа, установленного санкцией части 2 статьи 8.7 Кодекса для юридических лиц.

Порядок пересмотра постановления по делу об административном правонарушении, установленный главой 30 КоАП РФ, судьей соблюден, нарушений процессуальных требований не допущено, нормы материального права применены и истолкованы правильно.

Судебное решение надлежащим образом мотивировано, отвечает требованиям статей 29.10 и 30.7 КоАП РФ и правовых оснований для его отмены или изменения не имеется.

       Руководствуясь статьями 30.7 и 30.9 КоАП РФ,

    решил:

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░             ░░ 13 ░░░░░░ 2021 ░░░░, ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ <*****>         ░. - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░                                                      ░.░. ░░░░░░

7р-672/2021

Категория:
Административные
Статус:
Вынесено решение по существу
Ответчики
Администрация МО Лисестровское
Другие
Шарина Е.В.
Суд
Архангельский областной суд
Судья
Рохина Яна Сергеевна
Дело на сайте суда
oblsud--arh.sudrf.ru
03.12.2021Материалы переданы в производство судье
28.12.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.12.2021Судебное заседание
29.12.2021Дело передано в экспедицию

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее