дело № 2-2474/2021
23RS0040-01-2020-013313-15
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 января 2021 года город Краснодар
Первомайский районный суд г. Краснодара в составе:
председательствующего судьи Кожевникова В.В.,
при секретаре Лейко М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Карасунского административного округа г. Краснодара, действующего в интересах Шестаковой В. С., к Министерству здравоохранения Краснодарского края, с участием третьего лица ГБУЗ «Городская поликлиника № 11 г. Краснодара» Министерства здравоохранения Краснодарского края об обязании обеспечения лекарственными препаратами,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Карасунского административного округа г. Краснодара, действующий в интересах Шестаковой В.С., обратился в суд к Министерству здравоохранения КК, с иском о признании бездействия Министерства здравоохранения КК в части не несвоевременном обеспечения Шестаковой В.С. рекомендованным по жизненным показаниям лекарственным препаратом инсулина; обязании Министерства здравоохранения КК принять меры своевременному обеспечению Шестаковой В.С. рекомендованными по жизненным показаниям лекарственными препаратами инсулина.
В обоснование требований указано, что проведенной прокуратурой округа проверкой по вопросу нарушения прав на льготное лекарственное обеспечение Шестаковой В.С., рекомендованными по жизненным показаниям лекарственными препаратами инсулина, установлено, что Шестакова В.С. является льготником федерального и территориального уровня ответственности, инвалид 3 труппы, находится под наблюдением терапевта, эндокринолога ГБУЗ «Городская поликлиника № 11» с диагнозом «Сахарный диабет, 1 типа, на помповой инсулинотерапии». В соответствии с информацией управления Росздравнадзора по Краснодарскому краю от 12.11.2020, Шестакова В.С. обеспечена препаратом инсулина «Аспарт» под торговым наименованием «НовоРапид» 26.10.2020, сроком на 93 дня терапии, тест - полосками в количестве 150 штук и резервуаром для инсулиновой помпы в количестве 10 штук. Анализ предоставленной в управление Росздравнадзора информации показал, что с 06.08.2010 по 25.10.2020 препаратом инсулина «Аспарт» пациентка не обеспечивалась. Кроме того в истекшем периоде 2020 года Шестакова В.С. не регулярно обеспечивалась тест - полосками и расходными материалами для инсулиновой помпы. Таким образом, данные факты свидетельствуют о нарушении прав Шестаковой В.С. в части несвоевременного обеспечения необходимыми лекарственными препаратами инсулина, а невыполнение министерством здравоохранения Краснодарского края, возложенных на него обязанностей по обеспечению бесплатными необходимыми лекарственными препаратами свидетельствует о существенном нарушении прав заявителя на бесплатную медицинскую помощь.
В судебное заседание помощник прокурора Карасунского административного округа г. Краснодара не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом, причин неявки суду не сообщил.
Представитель ответчика - Министерства здравоохранения КК Бобылева Е.Л., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, представила ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие, также представила письменные возражения, в которых указала, что с целью реализации права пациента Шестаковой В.С. на лекарственное обеспечение, а также согласно выписке лицевого счета пациента, содержащей информацию об обслуживании рецептов пациента, на основании выписанных рецептов, по территориальной и федеральной льготе Шестаковой В.С. обеспечивается лекарственными препаратами по выписанным и предъявленным рецептам в уполномоченную аптечную организацию. Шестаковой В.С. рекомендовано лечение лекарственным препаратом Новорапид. Шестакова В.С. обеспечена за период 2019-2021гг. лекарственными препаратами и расходными материалами к инсулиновой помпе по выписанным льготным рецептам на сумму 128 652,42 рублей по федеральной льготе и 33 680,71 рублей по территориальной льготе. Таким образом, министерством предприняты все необходимые действия, направленные на обеспечение необходимыми лекарственными препаратами, в связи с чем, министерство просит в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме.
Представитель 3-го лица - ГБУЗ «Городская поликлиника № 11 г. Краснодара» в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом, уважительных причин неявки суду не сообщил. Заявления об отложении рассмотрения дела в суд не представил, в связи с чем, суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие, в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Исследовав материалы дела, оценив в совокупности представленные доказательства, суд пришел к следующему.
Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или в интересах Российской Федерации, субъектов Российской федерации, муниципальных образований в целях защиты прав этих лиц. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
В соответствии со ст.41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 21.11.2011 (ред. от 31.07.2020) N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в РФ" основными принципами охраны здоровья являются: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья и др.
В силу ст. 10 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в РФ" доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются, в том числе: применением порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи (вступил в силу с 01.01.2013 ); предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
В соответствии ст. 37 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи. Порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии (пункты 1, 2, 5).
В соответствии с ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 17.07.1999 (ред. от 24.04.2020) N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи относится оказание (предоставление) государственной социальной помощи в соответствии с нормативными правовыми актами и региональными программами субъектов Российской Федерации, в том числе, предусматривающими предоставление гражданам социальных пособий в виде набора социальных услуг.
На основании ст. 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" отдельные категории граждан имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.
Статьей 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Закона, набора социальных услуг включается дополнительная бесплатная медицинская помощь, в том числе, предусматривающая обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.
Лекарственное обеспечение граждан Российской Федерации на региональном уровне за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения", которым определены группы населения и категории заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
Согласно Федеральному закону от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерацию" ответственность за организацию медицинской помощи и лекарственного обеспечения возложена на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, что Шестакова В.С., ДД.ММ.ГГГГ г.р., является льготником федерального и территориального уровня ответственности, инвалид 3 труппы, находится под наблюдением терапевта, эндокринолога ГБУЗ «Городская поликлиника № 11» с диагнозом «Сахарный диабет, 1 типа, на помповой инсулинотерапии».
В соответствии с информацией управления Росздравнадзора по Краснодарскому краю от 12.11.2020, Шестакова В.С. обеспечена препаратом инсулина «Аспарт» под торговым наименованием «НовоРапид» 26.10.2020, сроком на 93 дня терапии, тест - полосками в количестве 150 штук и резервуаром для инсулиновой помпы в количестве 10 штук.
Анализ предоставленной в управление Росздравнадзора информации показал, что с 06.08.2010г. по 25.10.2020г. препаратом инсулина «Аспарт» пациентка не обеспечивалась. Кроме того в истекшем периоде 2020 года Шестакова В.С. не регулярно обеспечивалась тест - полосками и расходными материалами для инсулиновой помпы.
В силу п. 3 ст. 80 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан: оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи; назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям.
Федеральной программой, в частности, установлены: перечень видов, форм и условий медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно, перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, а также требования к территориальным программам государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в части определения порядка и условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи.
В разделе V Федеральной программы предусмотрено, что обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно, осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 4 Закона Краснодарского края от 21.12.2018 № 3929- КЗ «О Территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Краснодарском крае на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» за счет средств краевого бюджета осуществляется обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Краснодарского края отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
При обращении гражданина в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение врач (фельдшер) по результатам осмотра выписывает рецепт по установленной форме на лекарственные препараты, изделия медицинского назначения и специализированные продукты лечебного питания для детей-инвалидов в соответствии с перечнем лекарственных препаратов, в том числе перечнем лекарственных препаратов, назначаемых по решению врачебной комиссии лечебно- профилактического учреждения, перечнем изделий медицинского назначения и перечнем специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, утвержденными в установленном Минздравсоцразвития России.
Постановлением главы администрации Краснодарского края от 28.06.2012 № 742 «О министерстве здравоохранения Краснодарского края» на министерство здравоохранения возложены полномочия по организации профилактических мероприятий и обеспечению населения доступной и качественной медицинской помощью.
При таких обстоятельствах, обязанность по обеспечению бесплатно лекарственными препаратами на основании рецептов врачей возложена на органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, к которому относится Министерство здравоохранения Краснодарского края.
Согласно приказу Минздрава России от 14.01.2019 № 4н «Об утверждении порядка назначения лекарственных препаратов, форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения», назначение лекарственных препаратов осуществляется медицинским работником по международному непатентованному наименованию, а при его отсутствии - группировочному или химическому наименованию.
Закупка медицинской продукции осуществляется министерством в рамках выделенного финансирования, в соответствии с заявками медицинских организаций, которые определяют потребность и формируют заявки для обеспечения прикрепленного населения.
Закупка лекарственных препаратов в рамках дополнительных заявок медицинских организаций рассматривается при дополнительном финансировании.
С целью реализации полномочий министерства в области организации льготного лекарственного обеспечения граждан в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» проводятся торги, по результатам которых с победителем заключается контракт на поставку товара. Данная процедура в соответствии с действующим законодательством занимает продолжительный период времени.
По результатам состоявшихся аукционов заключаются контракты на поставку лекарственных препаратов и медицинских изделий.
Как установлено в судебном заседании, с целью реализации права пациента Шестаковой В.С. на лекарственное обеспечение, а также согласно выписке лицевого счета пациента, содержащей информацию об обслуживании рецептов пациента, на основании выписанных рецептов по территориальной и федеральной льготе, Шестакова В.С. обеспечена за период 2019-2021гг. лекарственными препаратами и расходными материалами к инсулиновой помпе по выписанным льготным рецептам на сумму 128 652,42 рублей по федеральной льготе и 33 680,71 рублей по территориальной льготе.
Учитывая установленные обстоятельства, оснований для признания незаконным бездействия Министерства здравоохранения КК в части не своевременном обеспечении Шестаковой В.С. лекарственным препаратом инсулина, у суда отсутствуют.
Вместе с тем, суд считает возможным удовлетворить требования об обязании Министерства здравоохранения КК принять меры своевременному обеспечению Шестаковой В.С., рекомендованными по жизненным показаниям лекарственными препаратами инсулина.
На основании ст. 212 ГПК РФ, суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным.
Истцом до принятия решения по настоящему делу заявлено ходатайство об обращении решения суда к немедленному исполнению.
Поскольку замедление исполнения решения суда о предоставлении Шестаковой В.С. жизненно важного лекарственного препарата может нанести невосполнимый вред здоровью, суд считает необходимым обратить решение суда к немедленному исполнению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░. ░., ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ 28.01.2021░.