Дело № 12-20/2020
РЕШЕНИЕ
п. Борисовка 11 сентября 2020 года
Судья Борисовского районного суда Белгородской области Куприченко С.Н.,
с участием представителя ГУП «Белоблводоканал» Запорожец А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ГУП «Белоблводоканал» на постановление старшего государственного инспектора Белгородской области в области охраны окружающей среды управления экологического и охотничьего надзора Белгородской области от 30 июня 2020 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ в отношении ГУП «Белоблводоканал»,
УСТАНОВИЛ:
постановлением старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Управления экологического и охотничьего надзора Белгородской области Территориального отдела государственного экологического надзора № 1 Найда В.А. от 30 июня 2020 г. ГУП «Белоблводоканал» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.7.3 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 1000000 рублей. В этот же день в адрес ГУП «Белоблводоканал» должностным лицом вынесено представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Не согласившись с постановлением и представлением ГУП «Белоблводоканал» обратилось в Борисовский районный суд с жалобой, уточнив которую, просит об отмене состоявшихся актов и прекращении производства по делу об административном правонарушении на основании пунктов 1, 3 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ. В обоснование указывает на то, что юридическим лицом были приняты все зависящие от него меры на получение лицензий на использование водозаборных скважин. Прекращение эксплуатации водозаборных скважин могло повлечь значительный вред охраняемым законом интересам общества и государства. На ГУП «Белоблводоканал» законом возложена обязанность обеспечивать холодным водоснабжением объекты капитального строительства абонентов, присоединенных к централизованной системе холодного водоснабжения. Кроме того, полагает, что ГУП «Белоблводоканал» привлечено к ответственности неуполномоченным должностным лицом, время совершения административного правонарушения определено неверно, допущены процессуальные нарушения, выразившиеся в не извещении прокурора, инициировавшего возбуждение производства по делу об административном правонарушении.
В судебном заседании представитель ГУП «Белоблводоканал» Запорожец А.В. поддержала доводы жалобы.
Изучив доводы жалобы и материалы дела, выслушав пояснения Запорожец А.В., объяснения должностного лица Найда В.А., прихожу к следующему.
Частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за пользование недрами без лицензии на пользование недрами.
Объектом административного правонарушения является установленный действующим законодательством порядок пользования недрами.
Объективной стороной правонарушения являются действия по добыче подземных вод (использование водозаборных скважин) без соответствующей лицензии.
Как следует из материалов дела юридическое лицо ГУП «Белоблводоканал» осуществляло забор воды из 37 скважин, расположенных на территории Борисовского района, без соответствующих лицензий.
На основании сообщения, поступившего в Управление экологического надзора 21 мая 2020 г. от и.о. прокурора Борисовского района, должностным лицом - старшим государственным инспектором Белгородской области в области охраны окружающей среды управления экологического и охотничьего надзора Белгородской области Найда В.А. проведена проверка и 18 июня 2020 г. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.7.3 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения дела 30 июня 2020 г. тем же должностным лицом приняты оспариваемые постановление по делу об административном правонарушении и представление.
Принимая решение о привлечении юридического лица к административной ответственности, должностное лицо исходило из того, что безлицензионный водозабор осуществляется из участков недр (скважин) местного значения. Однако в материалах дела таких доказательств нет.
Вместе с тем компетенция должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях будет определяться в зависимости от принадлежности участков недр.
В соответствии со ст.23.22 КоАП РФ органы, осуществляющие государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, рассматривают дела об административных правонарушениях, в том числе предусмотренных ст.7.3 КоАП РФ
В соответствии с абз.2 ст.37 Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах", государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (федеральный государственный надзор) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный надзор) согласно их компетенции в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования на своих территориях относятся: организация и осуществление регионального государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в отношении участков недр местного значения (п.14 ст.4 закона «О недрах»).
Участки недр, содержащие подземные воды, которые используются для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения или технического водоснабжения и объем добычи которых составляет не более 500 кубических метров в сутки относятся к участкам недр местного значения (п.3 ст.2.3 Закона «О недрах»).
Имеющиеся в материалах дела отчеты о поквартальном подъеме воды из скважин не могут являться допустимыми доказательствами, на основании которых участки недропользования можно отнести к участкам недр местного значения.
Из представленных в судебное заседание заявлений прежнего недропользователя о прекращении права пользования недрами усматривается, что лицензии на часть скважин, использование которых вменяется ГУП «Белоблводоканал», были выданы департаментом по недропользованию по Центральному федеральному округу», а не органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Указанные обстоятельства при рассмотрении дела не учтены должностным лицом, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Срок давности привлечения к административной ответственности по делу не истек.
Поэтому на основании п.1 ч.4 ст.30.7 КоАП РФ постановление и вынесенное на его основании представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения подлежат отмене, а дело возвращению на новое рассмотрение.
Руководствуясь п.4 ч.1 ст. 30.7, ст.30.9 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 30 ░░░░ 2020 ░. ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░. 1 ░░. 7.3 ░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░.
░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №1.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░