Дело № 12-112/2021
10RS0013-01-2021-000747-06 |
Р Е Ш Е Н И Е
29 июля 2021 года город Петрозаводск
Судья Прионежского районного суда Республики Карелия Т.В.Баранова, рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «ПСК Строитель» (ООО «ПСК Строитель») на постановление начальника отдела промышленной безопасности по Республике Карелия Северо-Западного управления Ростехнадзора от 21.05.2021 №26-1527-1320/ПС о привлечении ООО «ПСК Строитель» к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ),
у с т а н о в и л а:
постановлением начальника отдела промышленной безопасности по Республике Карелия Северо-Западного управления Ростехнадзора от 21.05.2021 №26-1527-1320/ПС ООО «ПСК Строитель» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
С постановлением в части назначенного наказание не согласно ООО «ПСК Строитель», в жалобе просит обжалуемое постановление изменить в части назначенного наказания, снизить размер административного штрафа до 100 000 рублей, ссылаясь на то, что ООО «ПСК Строитель», не оспаривает факт выявленных нарушений, незамедлительно приступило к устранению вмененных нарушений, в результате правонарушении отсутствовали негативные последствия, Общество не уклонялось от взаимодействия с надзорным органом в процессе проведения мероприятия по контролю (надзору), своевременно и в полном объеме представили документы и пояснения, отмечают, что ООО «ПСК Строитель» осуществляет социально значимую функцию, реализуя производство работ по ремонту, реконструкции и строительству автомобильных дорог, являются системообразующей организацией, имеющей региональное значение, ссылаются на тяжелое финансовое положение, о превышении убытков на предприятии над прибылью.
В судебном заседании защитник ООО «ПСК Строитель» поддержал доводы жалобы в полном объеме.
Представитель административного органа возражал против удовлетворения жалобы и снижения административного штрафа.
Заслушав участников процесса, проверив дело, ознакомившись с доводами жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объективную сторону деяния, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ, составляет несоблюдение установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, а также утвержденными в соответствии с ними нормативными техническими документами условий, запретов, ограничений и других обязательных требований, обеспечивающих промышленную безопасность, при этом наступления последствий не требуется.
Как следует из материалов дела, при проведении мероприятия по контролю (надзору) на объекте - Сеть газопотребления ООО «ПСК Строитель», рег. №А24-04847-0004, III класс опасности, адрес местоположения 6Республика Карелия, Прионежский район, п. Новая Вилга, Новивилговское шоссе д. 2, принадлежащем (находящимся в эксплуатации) ООО «ПСК Строитель», выявлены нарушения обязательных требований, норм и правил 12.05.2021 в 11:00, а именно при проведении плановой выездной проверки соблюдения требований промышленной безопасности на основании распоряжения заместителя руководителя Северо-Западного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 22.03.2021 №26-1527/Рк, выявлены следующие нарушения:
1. отсутствует (не получено) дополнительное профессиональное образование в области промышленной безопасности «Требования промышленной безопасности на объектах газораспределения и газопотребления» у лица, ответственного за осуществление производственного контроля - главного инженера - Наумовца К.Н. нарушены п. 1 ст. 9 и п. 1 ст.14.1 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", п. 11 Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности;
2. не проведена проверка сигнализатора горения Луч -1АМ газовой горелки ГСАУ-Б в соответствии с руководством по эксплуатации. Нарушены п. 1 ст. 9 и п. 1 ст.14.1 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", п. 11 Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности;
3. отсутствуют опознавательные знаки трасс подземных трубопроводов (1 шт) нарушены п. 1 ст. 9 и п. 1 ст.14.1 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", п. 11 Правил охраны газораспределительных сетей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 20.11.2000 N 878;
4. не проведена ежегодная проверка эффективности работы вентиляции в помещениях теплогенераторных, обеспечивающей трехкратный в час воздухообмен. Нарушены п. 1 ст. 9 и п. 1 ст.14.1 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов, пункты 4 6 ФНП №531, п. 14 п. 55 ТР №870.
Факт совершения ООО «ПСК Строитель» вышеуказанного административного правонарушения подтверждается совокупностью исследованных по делу доказательств, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывает, а именно: протоколом об административном правонарушении от 18.05.2021, актом проверки от 12.05.2021, предписанием от 12.05.2021, иными собранными по делу доказательствами.
Таким образом, обоснованность привлечения ООО «ПСК Строитель» к административной ответственности по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ установлена.
Совершенное ООО «ПСК Строитель» административное правонарушение квалифицировано правильно по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ, согласно установленным обстоятельствам и требованиям Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Юридическим лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, не оспаривалась вина в совершении административного правонарушения.
Наказание назначено ООО «ПСК Строитель» в пределах санкции части 1 статьи 9.1 КоАП РФ.
Вместе с тем суд считает возможным изменить постановление по делу об административном правонарушении в части назначенного наказания в силу следующего.
Согласно части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа, в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II данного Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет, не менее ста тысяч рублей.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 25 февраля 2014 г. N 4-П, в условиях, когда нижняя граница административных штрафов для юридических лиц за совершение административных правонарушений составляет как минимум сто тысяч рублей, обеспечение индивидуального - учитывающего характер административного правонарушения, обстановку его совершения и наступившие последствия, степень вины, а также имущественное и финансовое положение нарушителя - подхода к наложению административного штрафа становится крайне затруднительным, а в некоторых случаях и просто невозможным.
Применение в отношении юридического лица значительного по размеру нижнего предела административного штрафа не исключает превращения такого административного штрафа из меры воздействия, направленной на предупреждение административных правонарушений, в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности, что недопустимо в силу статей 17, 19 (часть 1), 34 (часть 1), 35 (части 1 - 3) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации и противоречит общеправовому принципу справедливости (Постановление от 17 января 2013 г. N 1-П).
Конституционным Судом Российской Федерации постановлено, что впредь до внесения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях надлежащих изменений размер административного штрафа, назначаемого юридическим лицам, совершившим административные правонарушения, предусмотренные частью 1 статьи 7.3, частью 1 статьи 9.1, частью 1 статьи 14.43, частью 2 статьи 15.19, частями 2 и 5 статьи 15.23.1 и статьей 19.7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а равно иные административные правонарушения, минимальный размер административного штрафа за которые установлен в сумме ста тысяч рублей и более, может быть снижен судом ниже низшего предела, предусмотренного для юридических лиц соответствующей административной санкцией, на основе требований Конституции Российской Федерации и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в названном Постановлении.
Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. N 515-ФЗ "О внесении изменений в статью 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" реализовано Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 25 февраля 2014 г. N 4-П, предусматривающее возможность назначения административного штрафа ниже низшего предела, установленного санкциями соответствующих норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Указанная норма дополнена, в частности, частями 3.2 и 3.3, в силу которых при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей. При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II названного Кодекса.
Таким образом, с учетом изложенного, а также характера совершенного административного правонарушения, конкретных обстоятельств дела, представленных в материалы дела финансовых документов, и в целях исключения избыточного ограничения прав юридического лица, назначенное Обществу административное наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей, предусмотренного санкцией ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, подлежит снижению ниже низшего предела, предусмотренного санкцией названной нормы, но до размера не менее половины минимального размера.
По мнению судьи, данный размер штрафа будет отвечать принципу справедливости наказания, его соразмерности совершенному правонарушению, учитывая, что размер административного наказания не должен носить карательный характер.
Административный штраф в размере 100 000 рублей будет отвечать принципу справедливости наказания и обеспечит возможность предупреждения совершения новых правонарушений.
На основании изложенного, руководствуясь ст.30.7, 30.8 КоАП РФ, судья
р е ш и л а:
жалобу ООО «ПСК Строитель» удовлетворить.
Постановление начальника отдела промышленной безопасности по Республике Карелия Северо-Западного управления Ростехнадзора от 21.05.2021 №26-1527-1320/ПС о привлечении ООО «ПСК Строитель» к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, изменить в части назначенного наказания, снизить ООО «ПСК Строитель» назначенный административный штраф за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, до 100 000 рублей.
Решение суда может быть обжаловано в течение 10 суток со дня получения копии решения в Верховный суд Республики Карелия через Прионежский районный суд Республики Карелия.
Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции (почтовый адрес: ВОХ № 1413, Санкт-Петербург, 190900, фактический адрес: г. Санкт-Петербург, ул. Садовая, д. 26).
Судья Т.В. Баранова
...
... |
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...