Дело №2а-497/2024
УИД 73RS0013-01-2024-000628-97
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
06 марта 2024 года г. Димитровград
Димитровградский городской суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи Андреевой Н.А., при секретаре Спиридоновой А.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Червякова А. А. к межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации «Димитровградский» о признании бездействий незаконными, понуждении к совершению определенных действий,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец Червяков А.А. обратился в Димитровградский городской суд Ульяновской области с административным иском к Межмуниципальному отделу Министерства Внутренних Дел России «Димитровградский», в обоснование исковых требований указал, что он обратился к ответчику с заявлением о проведении проверки в связи с ненадлежащим содержанием дорог и остановок общественного транспорта, а именно заушением проезжей части и наледи, затруднении движения общественного и транзитного транспорта, а также на ненадлежащее содержание автобусных остановок. Вместе с тем фактически ответчик самоустранился от проведения проверочных мероприятий по указанному заявлению, должных мер предпринято не было.
Просит признать бездействие ответчика, выразившееся в не принятии мер по контрольно-надзорным мероприятиям по проверке содержания улично-дорожной сети, безопасности дорожного движения в г. Димитровграде по <адрес> незаконными. Обязать ответчика в течении двух дней провести (организовать) контрольно-надзорные мероприятия по проверке содержания улично-дорожной сети, безопасности дорожного движения в г. Димитровграде по указанным улицам и проспектам.
Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены старший государственный инспектор дорожного надзора группы дорожной инспекции ОГИБДД МО МВД России «Димитровградский» Струнков Д.Е., муниципальное казенное учреждение «Городские дороги», МО «Город Димитровград» Ульяновской области в лице администрации г. Димитровграда.
Административный истец Червяков А.А. доводы иска поддержал, указав, что административным ответчиком не предпринято достаточное количество мер для устранения недостатков дорожной сети, возникших в результате сильных снегопадов. Просил административные требования удовлетворить в полном объеме.
Представитель административного ответчика МО МВД России «Димитровградский» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен.
Заинтересованное лицо Струнков Д.Е. суду показал, что сотрудникам госавтоинспекции по дорожному надзору контрольно-надзорные мероприятия проводятся в рамках решения о проведении постоянного рейда. При этом сотрудниками дорожного надзора с учетом погодных условий выдается предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований, с указанием перечня необходимых мер. По обращению Червякова также проводились надзорные мероприятия. По тем улицам, где имелись недостатки, составлены протоколы об административных правонарушениях, факты нарушений зафиксированы в актах. Полагает, что оснований для удовлетворения требований не имеется, в иске надлежит отказать.
Представитель МО «Город Димитровград» Ульяновской области в лице администрации г. Димитровграда Вагин-Калиненков А.Б., действующий на основании доверенности, в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного разбирательства. Ранее принимая участие в судебном заседании полагал, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению, поскольку контрольно-надзорные мероприятия выполнены не в полном объеме.
Выслушав лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.
Часть 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод. По смыслу данной конституционной нормы, исполнение судебного решения должно рассматриваться как элемент судебной защиты, а государство обязано принимать необходимые меры по обеспечению его реализации.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
При этом к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится нерассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом (пункт 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 г. N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих").
В силу части 1 статьи 9 Федерального закона от 02 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан" обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.
Частью 1 статьи 12 Федерального закона от 07 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" на полицию возлагается, в частности, обязанность принимать и регистрировать заявления и сообщения о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях.
Аналогичная обязанность полиции определена в пункте 8 Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях (утверждена приказом МВД России от 29 августа 2014 г. N 736), далее - Инструкция.
В силу пункта 46 Инструкции по решению руководителя (начальника) территориального органа МВД России признанные в соответствии с пунктом 45 этой Инструкции анонимными заявления и сообщения об административном правонарушении и материалы их проверки приобщаются к номенклатурному делу, прилагаемому к КУСП (приложение N 6 к этой Инструкции).
Порядок рассмотрения заявлений и сообщений об административных правонарушениях регламентирован пунктами 58 - 61 Инструкции.
Заявления и сообщения об административных правонарушениях подлежат рассмотрению в соответствии с КоАП РФ (пункт 58 Инструкции).
В соответствии с пунктом 59 Инструкции по результатам рассмотрения заявлений и сообщений об административных правонарушениях должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, в пределах своей компетенции принимается одно из следующих решений: о возбуждении дела об административном правонарушении (подпункт 59.1); об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении (подпункт 59.2); о передаче заявления (сообщения) об административном правонарушении и материалов его проверки на рассмотрение государственного органа, органа местного самоуправления, организации или должностного лица, к компетенции которых относится решение соответствующих вопросов, по подведомственности (подпункт 59.3); о передаче заявления (сообщения) об административном правонарушении и материалов его проверки в иной территориальный орган МВД России по территориальности (подпункт 59.4).
Согласно пункту 70 Инструкции информация о решениях по заявлениям и сообщениям о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, указанных в пунктах 48, 50, 59, 63 данной Инструкции, в течение 24 часов с момента их принятия направляется заявителю в письменной форме или в форме электронного документа. В графе 9 КУСП делается соответствующая отметка с указанием даты и исходящего номера письма, а также способа информирования (вручение под расписку, направление посредством почтовой связи, факсимильным или электронным видами связи). При этом заявителю разъясняется его право обжаловать данное решение и порядок его обжалования.
Как следует из представленного в суд материала проверки, (ДАТА) в МО МВД России «Димитровградский» поступило заявление Червякова А.А. о совершении административного правонарушения с указанием на ненадлежащее содержание дорог, тротуаров. Данное заявление зарегистрировано за №* в КУСП (л.д.23-26).
(ДАТА) в адрес Червякова А.А. направлен ответ с указанием о том, что указанные в письме недостатки ранее выявлены сотрудниками Госавтоинспекции, по данному факту в МКУ «Городские дороги» возбуждено дело об административном правонарушении по ч.1 ст.12.34 КоАП РФ (л.д.23).
Административный истец ссылается на бездействие административного ответчика в непринятии мер по контрольно-надзорным мероприятиям.
Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации определяет Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Федеральный закон от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 30 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ в целях обеспечения соблюдения осуществляющими деятельность по эксплуатации автомобильных дорог, транспортных средств, выполняющими работы и предоставляющими услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами - участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения, осуществляется федеральный государственный надзор в области безопасности дорожного движения.
Согласно пункту 2 Положения о федеральном государственном надзоре в области безопасности дорожного движения, утвержденного постановлением правительства Российской Федерации от 19 августа 2013 года N 716, федеральный государственный надзор в указанной области осуществляется, в том числе, Министерством внутренних дел Российской Федерации и его территориальными органами.
Государственная инспекция безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (Госавтоинспекция) в силу пункта 1 и абзаца первого пункта 2 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 года N 711, осуществляет федеральный государственный надзор и специальные разрешительные функции в области безопасности дорожного движения.
Госавтоинспекция обеспечивает соблюдение юридическими лицами независимо от формы собственности и иными организациями, должностными лицами и гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, правил, стандартов и технических норм по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения, проведение мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства.
Федеральный закон от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
В соответствии с частью 1 статьи 8.2 данного Федерального закона N 294-ФЗ, в целях предупреждения нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, устранения причин, факторов и условий, способствующих нарушениям обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля осуществляют мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, в соответствии с ежегодно утверждаемыми ими программами профилактики нарушений.
Частью 4 статьи 8.2 Федерального закона N 294-ФЗ предусмотрено, что Правительство Российской Федерации вправе определить общие требования к организации и осуществлению органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами.
В соответствии с частью 2 статьи 8.2 Федерального закона N 294-ФЗ в целях профилактики нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля: обеспечивают размещение на официальных сайтах в сети "Интернет" для каждого вида государственного контроля (надзора), муниципального контроля перечней нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, требования, установленные муниципальными правовыми актами, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля, а также текстов соответствующих нормативных правовых актов; осуществляют информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по вопросам соблюдения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, в том числе посредством разработки и опубликования руководств по соблюдению обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, проведения семинаров и конференций, разъяснительной работы в средствах массовой информации и иными способами. В случае изменения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля подготавливают и распространяют комментарии о содержании новых нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, требования, установленные муниципальными правовыми актами, внесенных изменениях в действующие акты, сроках и порядке вступления их в действие, а также рекомендации о проведении необходимых организационных, технических мероприятий, направленных на внедрение и обеспечение соблюдения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами; обеспечивают регулярное (не реже одного раза в год) обобщение практики осуществления в соответствующей сфере деятельности государственного контроля (надзора), муниципального контроля и размещение на официальных сайтах в сети "Интернет" соответствующих обобщений, в том числе с указанием наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, с рекомендациями в отношении мер, которые должны приниматься юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в целях недопущения таких нарушений; выдают предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, в соответствии с частями 5 - 7 настоящей статьи, если иной порядок не установлен федеральным законом.
Частью 5 статьи 8.2 данного Федерального закона N 294-ФЗ, при условии, что иное не установлено федеральным законом, при наличии у органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля сведений о готовящихся нарушениях или о признаках нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, полученных в ходе реализации мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, либо содержащихся в поступивших обращениях и заявлениях (за исключением обращений и заявлений, авторство которых не подтверждено), информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации в случаях, если отсутствуют подтвержденные данные о том, что нарушение обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, причинило вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение и входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также привело к возникновению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера либо создало угрозу указанных последствий, орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля объявляют юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, и предлагают юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, и уведомить об этом в установленный в таком предостережении срок орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля.
Из материалов дела следует, что МО МВД России «Димитровградский» (ДАТА) принято решение о проведении постоянного рейда при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области безопасности дорожного движения (л.д.72-73).
Материалами дела подтверждено, что в адрес МКУ «Городские дороги» (ДАТА), (ДАТА), (ДАТА) выносились предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, в которых указывалось, в том числе, на необходимость усиления контроля за транспортно-эксплуатационным состоянием дорог и улиц в зимний период, предусмотрения достаточного количества снегоуборочной техники и исключения случаев несвоевременного выхода на линию, запасов противогололедных материалов и проч. (л.д.40-42, 43-45, 46-48).
Также в суд представлены копии протоколов, составленных в отношении МКУ «Городские дороги» относительно ненадлежащего состояния дорог, а также рапорты, свидетельствующие о проведении проверок автомобильных дорог (л.д.50, 53-54, 60-62, 69-70).
Исходя из изложенного, суд полагает, что в данном случае не имеется бездействия должностных лиц МО МВД России «Димитровградский» в не принятии мер по контрольно-надзорным мероприятиям про проверке содержания улично-дорожной сети, безопасности дорожного движения относительно поименованных в административном исковом заявлении улиц, в связи с чем оснований для удовлетворении требований не имеется.
Само по себе ненадлежащее состояние дорог не является основанием для признания бездействий МО МВД России «Димитровградский» незаконными, поскольку в данном случае надлежащая организация уборки данных дорог возложена на МКУ «Городские дороги».
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ – 20 ░░░░░ 2024 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░