Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-806/2022 ~ М-584/2022 от 18.04.2022

    Дело № 2-806/2022

    42RS0001-01-2022-001041-43

    РЕШЕНИЕ

            Именем Российской Федерации

    Анжеро-Судженский городской суд Кемеровской области в составе:

    председательствующего Логвиновой О.В.,

        при секретаре Петерс С.В.

    рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Анжеро-Судженске Кемеровской области

    26 мая 2022 года

    гражданское дело по иску Прокопьевой Т.В. , Прокопьевой А.С. Прокопьева А.С. к Администрации Анжеро-Судженского городского округа о включении в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для дальнейшего проживания в результате ведения горных работ, предоставлении социальной выплаты,

    установил:

    Истцы обратился в Анжеро-Судженский городской суд с иском к ответчику о включении в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, расположенного по адресу: <адрес>, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидированной шахте «Сибирская» непригодным для проживания, и предоставлении социальной выплаты, мотивируя свои требования следующим.

    Дом по указанному адресу принадлежит Прокопьевой Т.В. на основании свидетельства оправе на наследство по закону и свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов, выдаваемое пережившему супругу. Ранее дом принадлежал супругам Прокопьевым на основании типового договора о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка под строительство индивидуального жилого дома на праве личной собственности от <дата>.

    В данном доме истец с детьми проживает с <...> года.

    Дом <адрес>, согласно заключение СФ ОАО «ВНИМИ» <...>) от <дата> расположен на горном отводе ОАО «Шахта Сибирская», подлежит сносу.

    Администрацией Анжеро-Судженского городского округа было отказано истцу во включении в списки, указано, что данный вопрос он имеет право решать в судебном порядке.

        Истцы просили суд обязать ответчика включить из в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидированном ОАО «Шахта Сибирская», непригодным для проживания, и обязать ответчика предоставить им социальную выплату из расчета 18 кв.м. на каждого члена семьи для приобретения жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, из расчета средней рыночной стоимости одного квадратного метра жилья на дату фактического предоставления социальной выплаты.

        В судебное заседание истцы, представитель ответчика не явились, в представленных заявлениях просили рассмотреть дело в их отсутствие. Представитель третьего лица Министерства энергетики РФ о месте и времени судебного заседания извещен надлежаще

    В представленном письменном отзыве представитель ответчика Захарова Т.В., действующая на основании доверенности, указала, что жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, на основании заключения ВНИМИ от 2013 года сносу не подлежит, в связи с чем, у ответчика не было оснований для включения истцов в список. Заключение ВНИМИ от 2022 года ответчик не оспаривает.

    Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

    Согласно ст. 2 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, используют бюджетные средства и иные не запрещенные законодательством источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан.

    В соответствии с ч.ч. 2, 3 ст. 5 Федерального закона от 20.06.1996 № 81-ФЗ «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности», финансирование мероприятий по реструктуризации угольной промышленности осуществляется за счет средств федерального бюджета в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также собственных средств организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев). Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядок их финансирования определяются Правительством Российской Федерации.

    Постановлением Правительства РФ от 13 июля 2005 года № 428 «О порядке предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков» утверждены Правила предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков (далее по тексту - Правила), которые устанавливают порядок и условия предоставления из федерального бюджета межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков (далее - межбюджетные трансферты).

    Согласно п. 2 и 3 Правил, Министерство энергетики Российской Федерации предоставляет межбюджетные трансферты местным бюджетам шахтерских городов и поселков на ряде условий, в числе которых входят: использование межбюджетных трансфертов органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков на финансовое обеспечение реализации мероприятий, предусмотренных п. 5 настоящих Правил; представление органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков Министерству энергетики Российской Федерации сведений о количестве переселяемых семей высвобожденных работников ликвидируемых организаций угольной промышленности.

    В силу пп. а, б п. 5 Правил, межбюджетные трансферты направляются на финансовое обеспечение реализации мероприятий по сносу ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, содействию переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого.

    Согласно п. 6 Правил размер межбюджетных трансфертов, направляемых на реализацию мероприятий, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил, определяется Министерством энергетики Российской Федерации по каждому шахтерскому городу и поселку на основании утвержденных в установленном порядке списков граждан, подлежащих переселению, а также списков граждан, подлежащих переселению в гг. Прокопьевске, Киселевске и Анжеро-Судженске (Кемеровская область), и муниципальных программ создания новых рабочих мест.

    Пунктом 8 Правил предусмотрено, что содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам - в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решений о ликвидации организаций угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики Российской Федерации.

    Основаниями для уточнения списков граждан, подлежащих переселению, являются: рождение (усыновление) детей и их регистрация по месту жительства в ветхом жилье родителями (родителем), включенными (включенным) в список граждан, подлежащих переселению, и проживавшими (проживавшим) в ветхом жилье на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности; государственная регистрация смерти или объявление умершим гражданина, включенного в список граждан, подлежащих переселению; снятие гражданина, включенного в список граждан, подлежащих переселению, с регистрационного учета по месту жительства в ветхом жилье.

    Согласно п. 9 размер социальной выплаты, предоставляемой гражданину в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, определяется из расчета стоимости жилья, приобретаемого по норме площади жилья в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил, и средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на территории субъекта Российской Федерации по месту проживания (для граждан, переселяемых из ветхого жилья) или на территории субъекта Российской Федерации, избранного для постоянного проживания, но не выше средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Российской Федерации, определяемой уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (для выезжающих граждан).

    Согласно п. 10 Правил, норма общей площади жилого помещения, применяемая при расчете размера социальной выплаты, составляет: 33 кв. метра - для одиноких граждан; 42 кв. метра - на семью из 2 человек, 18 кв. метров - на каждого члена семьи, состоящей из 3 человек и более.

    В силу абз. 2 п. 11 Правил социальные выплаты предоставляются при условии, что гражданин, проживающий в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности и не имеющем обременении, принимает обязательство о безвозмездной передаче этого жилого помещения органу местного самоуправления по договору в месячный срок после приобретения жилья за счет средств предоставленной ему социальной выплаты.

    Из приведенных положений в их взаимосвязи следует, что, решая вопрос о ликвидации угольной промышленности, Правительство Российской Федерации предусмотрело меры социальной поддержки лиц, постоянно проживающих в домах, на момент принятия решения о ликвидации шахты, которые стали ветхими из-за вредного влияния горных работ на ликвидируемой шахте путем содействия данным гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего непригодным по критериям безопасности.

    Согласно п. 2.12.2 Эталона проекта ликвидации шахты (разреза), утвержденного Приказом Минэнерго России от 01.11.2001 №308, переселению подлежат жители ветхих домов (независимо от форм собственности), являющихся непригодными для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ.

    В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» социальная выплата является одной из форм государственной социальной помощи, то есть имеет равное смысловое значение с пособием, поскольку направлена на оказание материальной помощи определенным слоям населения. Предоставление социальной выплаты - это одна из форм социальной защиты граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности, постоянно проживающих в ветхом жилом помещении и не имеющем иного жилого помещения, с целью обеспечения их жилым помещением.

    Таким образом, из анализа вышеуказанных норм права, следует, что предоставление социальных выплат возможно при наличии следующих условий: признание жилья ветхим и непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах, наличие права на данное жилое помещение на день принятия решения о ликвидации предприятия угольной промышленности и нуждаемость граждан, проживающих в этом жилье, в переселении, то есть необеспеченность их иным жильем.

    Основанием для предоставления социальной выплаты является постоянное проживанием в сносимом жилом помещении, зарегистрированного на данной площади гражданина, на момент принятия решения о ликвидации угольной шахты. Каких-либо других критериев для предоставления социальной выплаты для приобретения жилья законом в данном случае не установлено.

    Судом установлено, что на основании Типового договора о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка под строительство индивидуального жилого дома на праве личной собственности от <дата>. ПСВ принадлежал на праве собственности жилой дом по адресу: <адрес> (л.д7).

    На основании свидетельства оправе на наследство по закону (л.д.8) и свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов, выдаваемое пережившему супругу от <дата> (л.д.9) в настоящее время жилой дом по <адрес> принадлежит истцу Прокопьевой Т.В., после смерти супруга ПСВ умершего <дата>, согласно свидетельству о заключении брака (л.д.27) и свидетельству о смерти (л.д.28).

    Согласно копиям паспортов (л.д. 30-33) и данным домовой книги (л.д.12-16) истцы зарегистрированы по адресу: <адрес> с <дата>, дети истца Прокопьева А.С., Прокопьев А.С.         выписывались на период учебы и брака, после чего вновь зарегистрировались в спорном жилье где проживают по настоящее время.

        Согласно заключению СФ ОАО «ВНИМИ» от <дата> жилой дом по <адрес>, не подлежал сносу, являлся «не подработанным или построенным на ранее подработанной территории». (л.д.39).

        На основании заключения СФ ОАО «ВНИМИ» от <дата> дом признан непригодным для проживания в результате ведения горных работ ОАО «Шахта Сибирская», и рекомендован к сносу (л.д.21-26).

    Согласно решению внеочередного собрания акционеров ОАО «Шахта Сибирская» от <дата> принято решение о ликвидации шахты, создана ликвидационная комиссия.

    Решением Арбитражного суда Кемеровской области от <дата> ОАО «Шахта Сибирская» признано банкротом, открыто конкурсное производство.

    Согласно сведениям из ЕГРЮЛ ОАО «Шахта Сибирская» <дата> прекратило деятельность по решению арбитражного суда.

    По сведениям филиала № 1 БТИ г. Анжеро-Судженск (л.д.19) и согласно выпискам из ЕГРН (л.д.40-42) за истцами     права на объекты недвижимого имущества, кроме спорного дома, не зарегистрированы.

    Разрешая требования истцов о включении их    в список граждан, подлежащих переселению из жилья, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ ОАО «Шахта Сибирская»,    и предоставлении    социальной выплаты для приобретения жилья в размере из расчета стоимости 18 кв.м. на каждого члена семьи, оценивая доводы и возражения сторон, представленные доказательства в их совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу о наличии законных оснований к их удовлетворению.

    Как установлено судом и подтверждается собранными по делу доказательствами, истцу Прокопьевой Т.В. на праве собственности принадлежит жилой дом по <адрес>, на основании свидетельства о праве на наследство по закону и свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов, выдаваемое пережившему супругу. Истцы фактически проживают и зарегистрированы в доме с <...> года.

    Согласно заключению СФ ОАО «ВНИМИ» от <дата> данный жилой дом не подлежал сносу, являлся «не подработанным или построенным на ранее подработанной территории». Однако заключением СФ ОАО «ВНИМИ» от <дата> дом по <адрес> рекомендован к сносу по причине подработки. Данный дом является единственным и постоянным местом проживания истцов, иного жилья для проживания ни на праве собственности, ни на ином праве у них не имеется.

    Установленные судом выше обстоятельства в их совокупности дают право истцам на получение социальной выплаты для граждан, подлежащих переселению из жилых помещений, ставших в результате ведения горных работ на ликвидируемых предприятиях горной промышленности непригодными для проживания по критериям безопасности, предусмотренной постановлением Правительства РФ от 13.07.2005 № 428.

    С учетом обстоятельств, установленных на основании представленных сторонами доказательств, которые суд оценивает как относимые и допустимые по делу, а также норм законодательства, подлежащих применению к данному делу, суд приходит к выводу, что исковые требования истцов о включении в список граждан, подлежащих переселению из непригодного для дальнейшего проживания жилья, и предоставлении социальной выплаты в размере, определяемом из расчета стоимости жилья, приобретаемого по норме площади жилья на троих, по 18 кв. метра на каждого и средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на территории Кемеровской области на дату фактического предоставления социальной выплаты, подлежат удовлетворению.

    Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

        решил:

                 Исковые требования Прокопьевой Т.В. , Прокопьевой А.С. , Прокопьева А.С. к Администрации Анжеро-Судженского городского округа о включении в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для дальнейшего проживания в результате ведения горных работ, предоставлении социальной выплаты,    полностью удовлетворить.

         Обязать Администрацию Анжеро-Судженского городского округа:

            - включить Прокопьеву Т.В. , <дата> года рождения, уроженку <...>

                      Прокопьеву А.С. , <дата> года рождения, уроженку <...>

                       Прокопьева А.С. , <дата> года рождения, уроженца <...>

                       зарегистрированных     по адресу: <адрес>, в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, признанного непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ ОАО «Шахта Сибирская»;

                - предоставить Прокопьевой Т.В. , Прокопьевой А.С. , Прокопьеву А.С.      социальную выплату из расчета 18 кв. метров на каждого члена семьи, состоящей из трех человек, для приобретения жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, из расчета средней рыночной стоимости одного квадратного метра жилья на дату фактического предоставления социальной выплаты.

    На решение может быть подана апелляционная жалоба в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня составления решения суда в окончательной форме, через Анжеро-Судженский городской суд.

    Председательствующий:

    Решение в окончательной форме составлено 02.06.2022.

2-806/2022 ~ М-584/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокопьева Татьяна Вениаминовна
Прокопьева Анна Сергеевна
Прокопьев Алексей Сергеевич
Ответчики
Администрация Анжеро-Судженского городского округа
Другие
Министерство энергетики РФ
Суд
Анжеро-Судженский городской суд Кемеровской области
Судья
Логвинова О.В.
Дело на сайте суда
anzhero-sudzhensky--kmr.sudrf.ru
18.04.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.04.2022Передача материалов судье
20.04.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.04.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.05.2022Подготовка дела (собеседование)
11.05.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.05.2022Судебное заседание
02.06.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.06.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.06.2022Дело оформлено
30.03.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее