УИД: 05RS0031-01-2023-012920-35
№ 12-213/2024
РЕШЕНИЕ
26 марта 2024 г. г. Махачкала
Судья Ленинского районного суда г. Махачкала Ершов Д.В., рассмотрев в открытом судебном заседании материал по жалобе представителя Закаева Закава Агаларовича – Порошиной Юлии Викторовны на постановление ТОГАДН по РД № 223013369929 от 05.10.2023 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 12.21.1 Кодекса об административном правонарушении Российской Федерации вынесенное в отношении Закаева Закава Агаларовича,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением государственного инспектора ТОГАДН по РД № 223013369929 от 05.10.2023 признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 12.21.1 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 350 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, представитель Закаева З.А. – Порошина Ю.В., обратилась в суд с жалобой на указанное постановление, в котором выражает свое несогласие с вынесенным постановлением просит отменить указанное постановление производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.
В судебное заседание Закаев З.А. и его представитель Порошина Ю.В., не явились, причины неявки суду не сообщили, о слушании дела уведомлены надлежащим образом и заблаговременно.
Судья, исследовав материалы дела об административном правонарушении, считает, что жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Автомобильные дороги общего пользования, будучи основными транспортными артериями страны, предназначены, в том числе, для перевозки грузов по всей территории России и за ее пределы. Это предполагает ответственность государства как публичного субъекта и как собственника, на котором лежит бремя содержания данного имущества, за состояние дорог (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 31 мая 2016 года № 14-П). Их сохранность обеспечивается комплексом мероприятий, направленных на соблюдение требований, установленных международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, владельцами и пользователями автомобильных дорог.
Пунктом 23.5 Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090, установлено, что перевозка тяжеловесных и опасных грузов осуществляется в соответствии со специальными правилами.
В силу пункта 5 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2011 № 272 (далее - Правила перевозок грузов автомобильным транспортом), под тяжеловесным грузом понимается груз, масса которого с учетом массы транспортного средства превышает допустимые массы транспортных средств согласно приложению № 1 или допустимые осевые нагрузки транспортных средств согласно приложению № 2.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 29 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 257-ФЗ) пользователям автомобильными дорогами запрещается осуществлять движение по автомобильным дорогам на тяжеловесных транспортных средствах, масса которых с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которых более чем на два процента превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, без специальных разрешений, выдаваемых в порядке, установленном названным Федеральным законом.
Согласно части 2 статьи 31 названного Закона № 257-ФЗ движение по автомобильным дорогам тяжеловесного транспортного средства, масса которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которого более чем на два процента превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями данной статьи.
Согласно ст. 29 Федеральный закон от 08.11.2007 № 257-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» пользователям автомобильными дорогами запрещается: осуществлять движение по автомобильным дорогам на тяжеловесных транспортных средствах, масса которых с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которых более чем на два процента превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, и (или) на крупногабаритных транспортных средствах и на транспортных средствах, осуществляющих перевозки опасных грузов без специальных разрешений, выдаваемых в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, а также осуществлять движение транспортных средств, имеющих разрешенную массу свыше 12 тонн, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения без внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения такими транспортными средствами.
В соответствии со ст. 31, Федеральный закон от 08.11.2007 № 257-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» движение по автомобильным дорогам тяжеловесного транспортного средства, масса которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которого более чем на два процента превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, за исключением движения самоходных транспортных средств с вооружением, военной техники, транспортных средств Вооруженных Сил Российской Федерации, осуществляющих перевозки вооружения, военной техники и военного имущества, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями настоящей статьи.
Постановлением Правительства РФ от 21.12.2020 № 2200 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом и о внесении изменений в пункт 2.1.1 Правил дорожного движения Российской Федерации» определено «тяжеловесное транспортное средство» - транспортное средство, масса которого с грузом или без груза превышает допустимую массу транспортного средства и (или) нагрузка на ось которого превышает допустимую нагрузку на ось транспортного средства. При этом под допустимой массой транспортного средства или допустимой нагрузкой на ось транспортного средства соответственно понимаются масса транспортного средства согласно приложению № 2 или нагрузка на ось транспортного средства согласно приложению № 3 либо масса транспортного средства или нагрузка на ось транспортного средства, значения которых установлены в отношении отдельной автомобильной дороги (участка автомобильной дороги) владельцем этой автомобильной дороги при соблюдении следующих условий: указанные значения массы транспортного средства превышают значения, предусмотренные приложением № 2 к настоящим Правилам, и (или) указанные значения нагрузки на ось транспортного средства превышают значения, предусмотренные приложением № 3 к настоящим Правилам.
Параметры отнесения перевозимого груза к тяжеловесному транспортному средству определены Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2020 № 2200.
В соответствии с Приложениями № 3 к Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2020 года № 2200, под нагрузкой на ось понимается масса, соответствующая нагрузке, передаваемой осью на опорную поверхность.
Согласно ч. 3 ст. 12.21.1 КоАП РФ движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства с превышением допустимых габаритов транспортного средства на величину более 20, но не более 50 сантиметров либо с превышением допустимой массы транспортного средства или допустимой нагрузки на ось транспортного средства на величину более 20, но не более 50 процентов без специального разрешения, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 12.21.5 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на собственника (владельца) транспортного средства в размере трехсот пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
Согласно ч. 1 ст. 2.6.1 КоАП РФ к административной ответственности за административные правонарушения в области дорожного движения, совершенные с использованием транспортных средств, в случае фиксации этих правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи привлекаются собственники (владельцы) транспортных средств.
В силу ч. 3 ст. 1.5 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье. В соответствии с примечанием к статье 1.5 КоАП РФ, положение части 3 этой статьи не распространяется на административные правонарушения, предусмотренные главой 12 КоАП РФ, в случае фиксации их работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи (специальная норма). Иначе говоря, бремя доказывания своей невиновности в данном случае возлагается на собственника (владельца) ТС.
В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых устанавливаются обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Факт правонарушения в отношении заявителя был зафиксирован в автоматическом режиме специальным техническим средством – фиксации, имеющим функцию фото и киносъемки, видеозаписи «СВК-2-РВС», заводской номер 64867, свидетельство о поверке № С-ВР/04-02-2023/221064698 от 04.02.2023, действительное до 03.02.2024.
В соответствии со ст. 26.8 КоАП РФ под специальными техническими средствами понимаются измерительные приборы, утвержденные в установленном порядке в качестве средств измерения, имеющие соответствующие сертификаты и прошедшие метрологическую поверку.
В ходе рассмотрения жалобы установлено, что 06.09.2023 в 08 часов 04 минут по адресу Республика Дагестан, на автодороге объезд г. Махачкалы через пос. Талги, км. 0+860 транспортное средство марки, Вольво FM TRUCK 6X2, государственный регистрационный знак Т934НТ05, одиночный автомобиль 3-х осевой, собственником которого является Закаев З.А., в нарушение ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ и Приложения № 2 к Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2020 г. № 2200, двигалось с превышением допустимой осевой нагрузки на ось № 2 на 28,81 %, без специального разрешения (согласно акту № 4401 от 06.09.2023 г. результатов измерений весовых и габаритных параметров тс с использованием АПВГК)
Согласно представленных документов, а именно паспорта транспортного средства Вольво FM TRUCK 6X2, государственный регистрационный знак Т934НТ05 его масса составляет без нагрузки 14165 кг, разрешенная максимальная масса 22934 кг.
В соответствии с пунктом 3.1 "МР МОЗМ 134. Международная рекомендация. Международная организация законодательной метрологии. Автоматическое оборудование для взвешивания автотранспортных средств в движении" не может повлечь отмену указанных актов, поскольку в действующем законодательстве Российской Федерации, регулирующем порядок весового и габаритного контроля транспортных средств, в руководстве по эксплуатации системы весового и габаритного контроля отсутствует запрет производства измерений транспортных средств с жидким грузом в движении.
Результаты произведенных измерений объективно свидетельствуют о том, что транспортное средство двигалось по автомобильной дороге общего пользования объезд г. Махачкалы через пос. Талги, км. 0+860.
В силу ст. 3 Федерального закона от 26 июня 2008 года № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений», законодательство Российской Федерации об обеспечении единства измерений основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, регулирующие отношения в области обеспечения единства измерений, а также принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации.
Перевозка жидких грузов, а именно тех, которые в движении объективно меняют центр тяжести и закрепление которого невозможно в виду его специфики, подлежит применению норма с учетом рекомендаций, так как иных норм, регулирующих сложившиеся правоотношения нет.
Объективно следует понимать, что в движении жидкий груз имеет свойство передвигаться. Превышение допустимых нагрузок на оси может произойти, в том числе при торможении транспортного средства перед специальным техническим средством, работающим в автоматическом режиме. При малейшем торможении жидкий груз двигается вперед или назад, и нагрузки на любую из осей могут увеличиваться.
В силу закона любое сомнение при производстве по делу об административном правонарушении необходимо трактовать в пользу лица, привлекаемого к административной ответственности.
В качестве доказательства, подтверждающего виновность Закаева З.А., в совершении инкриминированного деяния - движения тяжеловесного транспортного средства с превышением допустимой нагрузки на одну из осей, административным органом использованы данные специального технического средства.
Иных доказательств виновности Закаева З.А. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не представлено.
Согласно представленных в материалах дела документов следует, что указанное транспортное средство сдается Закаевым З.А., в аренду ООО «Гарант», что подтверждается договором аренды транспортного средства от 10.02.2023. ООО «Гарант» заключило с ИП Гаджимурадовым А.С., договор поставки № 01-1/11/22 от 01.11.2022, согласно которому поставщик обязуется передавать в собственность покупателю сжиженный углеводородный газ.
Согласно заявке № 9 от 01.09.2023 ООО «Гарант» осуществило отпуск и доставку СУГ 06.09.2023 в количестве 8,500 т. По адресу нахождения резервуаров покупателя в РД г. Буйнакск, что подтверждается УПД от 06.09.2023 и товарно-транспортной накладной.
Таким образом, соблюдены требования к перевозке жидкого груза - газа. Общая масса транспортного средства вместе с перевозимым грузом не превышала установленной допустимой массы. По своим характеристикам перевозимый груз (газ) находится в жидком состоянии и при его перевозке следует руководствоваться требованиям пунктом 73 Правил перевозок, согласно которому при перевозке груза наливом его масса определяется грузоотправителем и при приемке груза перевозчиком указывается грузоотправителем в транспортной накладной.
На основании вышеизложенного с учетом исследованных судом доказательств следует, что транспортным средством Вольво FM TRUCK 6X2, государственный регистрационный знак Т934НТ05 перевозился инертный груз, который является жидким подвижным грузом, который при движении автомобиля распределяется на автомобиле в зависимости от режима езды (набор скорости, торможение), а так же от рельефа дороги (подьем, спуск), и соответственно водитель транспортного средства не может осуществлять контроль нагрузок по осям транспортного средства. При этом перевозимый инертный груз в общем исчислении вместе с массой транспортного средства не превысил разрешенную массу.
По данном делу установлены неустранимые сомнения в виновности Закаева З.А., в совершении инкриминированного правонарушения. Эти сомнения в силу закона толкуются в пользу привлекаемого лица и устраняют возможность привлечения к административной ответственности.
В связи с чем, следует, что вынесенное постановление № 223013369929 от 05.10.2023 о привлечении Закаева З.А., к административной ответственности по ч. 3 ст. 12.21.1 КоАП РФ, является незаконным.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в связи с отсутствием состава вменяемого деяния.
С учетом изложенного, постановление № 223013369929 от 05.10.2023 подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении в отношении Закаева З.А., прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в действиях состава административного правонарушения.
Руководствуясь статьей 30.9 КоАП РФ, судья
решил:
Жалобу представителя Закаева Закава Агаларовича – Порошиной Юлии Викторовны на постановление ТОГАДН по РД № 223013369929 от 05.10.2023 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 12.21.1 Кодекса об административном правонарушении Российской Федерации вынесенное в отношении Закаева Закава Агаларовича - удовлетворить.
Постановление государственного инспектора ТОГАДН по РД № 223013369929 от 05.10.2023 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 12.21.1 КоАП РФ в отношении Закаева Закава Агаларовича отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Дагестан участниками производства по делу об административном правонарушении в течение 10 суток со дня вручения им или получения ими копии постановления.
Судья Д.В. Ершов