Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-358/2024 ~ М-262/2024 от 18.03.2024

                      к делу № 2-358/2024

                     УИД № 23RS0026-01-2024-000416-33

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

ст-ца Кущёвская Краснодарского края                   17 мая 2024 года

Кущёвский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующий - судья Лисовец А.А.,

с участием старшего помощника прокурора Кущёвского района Сердюк Н.В.,

при секретаре Тумко К.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Кущёвского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению средняя общеобразовательная школа <данные изъяты>, администрации муниципального образования Кущёвский район Краснодарского края об обеспечении антитеррористической защищенности образовательного учреждения,

            УСТАНОВИЛ:

Прокурор Кущёвского района, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к МБОУ СОШ <данные изъяты>, администрации муниципального образования Кущёвский район Краснодарского края об обеспечении антитеррористической защищенности образовательного учреждения.

В обоснование заявленных требований указывает, что прокуратурой Кущёвского района проведена проверка исполнения законодательства, направленного на обеспечение антитеррористической безопасности детей и работников в МБОУ СОШ <данные изъяты>. Как установлено в ходе проведенной проверки, в образовательном учреждении МБОУ СОШ <данные изъяты> не в полной мере созданы условия, гарантирующие безопасность нахождения в нем несовершеннолетних, поскольку круглосуточная охрана образовательного учреждения специализированной организацией не осуществляется. Надлежащая круглосуточная физическая охрана образовательного учреждения необходима для пресечения преступленийтеррористической направленности, обеспечения безопасности жизни и здоровья учащихся, работников и посетителей учреждения, а также их защите от любых посягательств со стороны третьих лиц. Отсутствие круглосуточной охраны в детском образовательном учреждении создает возможность для проникновения в него и пребывания в нем посторонних лиц, совершения противоправных действий.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 120 ГК РФ, Уставом образовательного учреждения – администрация муниципального образования Кущёвский район является учредителем МБОУ СОШ <данные изъяты>и устанавливает нормативы финансирования данного образовательного учреждения. МБОУ СОШ <данные изъяты> является муниципальным учреждением, финансируется за счет средств бюджета муниципального образования Кущёвский район Краснодарского края. Прокуратурой Кущёвского района в адрес главы муниципального образования Кущевский район по данному факту ДД.ММ.ГГГГ внесено представление с требованием об устранении указанных нарушений законодательства. Из ответа администрации муниципального образования на представления прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ следует, что указанные нарушения нашли свое подтверждение, принимаются меры по устранению нарушений действующего законодательства, запланирована реализация мероприятийпо обеспечению антитеррористической защищенности, однако нарушения не устранены в полной мере. До настоящего времени требования прокурора не исполнены, круглосуточная охрана зданий и территорий МБОУ СОШ <данные изъяты> не обеспечена сотрудниками специализированной организации.

Вышеизложенные нарушения и упущения не способствуют соблюдению требований законодательства о противодействии терроризму, основных принципов о приоритете мер профилактики терроризма, защите прав и свобод человека и гражданина, в результате чего цели, задачи и принципы законодательства Российской Федерации о противодействии терроризму не достигаются, создается угроза безопасности неопределенного круга лиц, включая несовершеннолетних обучающихся, не обеспечивается защищенность образовательного учреждения как места массового пребывания людей. С учетом изложенного, просит обязать МБОУ СОШ <данные изъяты> обеспечить объект (территорию) МБОУ СОШ <данные изъяты> круглосуточной охраной сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации или военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; обязать администрацию муниципального образования Кущёвский район обеспечить финансирование выполнения МБОУ СОШ <данные изъяты> указанных мероприятий.

В судебном заседании истец – старший помощник прокурора Кущёвского района Сердюк Н.В. подтвердила заявленные требования, настаивала на их удовлетворении в полном объеме.

Ответчик – представитель МБОУ СОШ <данные изъяты>в судебном заседании не присутствовал, о времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом, от директора образовательного учреждения Ш.В.В. поступил отзыв на исковое заявление, в котором ответчик исковые требования признал в полном объеме, просил рассмотреть дело в его отсутствие (л.д. 61, 65-66).

Ответчик – представитель администрации муниципального образования Кущёвский район Краснодарского края Г.В.Г. в судебное заседание не явился, предоставил заявление о рассмотрении дела в отсутствие, решение просил вынести на усмотрение суда (л.д. 67).

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон, не явившихся в судебное заседание, на что указывает положение ст. 167 ГПК РФ.

Суд, исследовав материалы дела и оценив представленные сторонами доказательства по правилам ст.ст. 55-60 ГПК РФ, считает заявленные требования подлежащим удовлетворению по следующим обстоятельствам.

На основании п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело на любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

Полномочия прокурора, участвующего в судебном рассмотрении дел, определяются процессуальным законодательством Российской Федерации (п. 4ст. 35 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации»).

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Требование прокурора по настоящему делу предъявлено в защиту права неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, на охрану жизни и здоровья вследствие обеспечения антитеррористической защищенности образовательного учреждения.

Как установлено судом и следует из материалов дела, прокуратурой Кущевского района проведена проверка исполнения законодательства, направленного на обеспечение антитеррористической безопасности детей и работников в МБОУ СОШ <данные изъяты>, по результатам которой установлены нарушения действующего законодательства.

В силу ч. 1 ст. 9 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится, в том числе, создание условий для осуществления ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях.

В соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации; соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации.

Согласно п.«д» ч. 4 ст. 3 Федерального закона Российской Федерации от 06 марта 2006 года N 35-ФЗ «О противодействии терроризму», одним из основных направлений противодействия терроризму является деятельность по его предупреждению, в том числе по выявлению и устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов.

Органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий (ч. 6 ст. 3 Федерального закона Российской Федерации от 06 марта 2006 года N 35-ФЗ «О противодействии терроризму»).

В ч. 13 ст. 30 Технического регламента о безопасности зданий и сооружений, утвержденного Федеральным законом от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ, закреплено, что в зданиях образовательных организаций должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.

Обязанность по обеспечению учреждений физической охраной установлена Требованиями к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденных постановлением Правительства РФ от 2 августа 2019 г. N 1006.

Согласно п. 1 Требований N 1006 образовательное учреждение обязано выполнить предусмотренные им организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия, направленные на обеспечение антитеррористической защищенности.

В силу п.п. 24 - 27 Требований N 1006 в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к I -IV категории опасности, в числе прочих, осуществляются обеспечение охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.

Финансовое обеспечение противодействия терроризму осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и средств хозяйствующих субъектов.

К обеспечению физической охраны в соответствии с п. 22, 23 Требований N 1006 привлекаются сотрудники частных охранных организаций или подразделений ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.

Согласно подп. «г» п. 18 Требований N 1006 воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории) достигается посредством обеспечения охраны объектов (территорий) и оснащения объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны.

В силу подп. «б» п. 25 Требований N 1006 в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным п. 24 настоящих требований, осуществляется обеспечение охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.

Согласно подп. «е» п. 20 Требований N 1006 пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях) достигается посредством организации круглосуточных охранных мероприятий, обеспечения ежедневного обхода и осмотра уязвимых мест и участков объектов (территорий), а также периодической проверки (обхода и осмотра) зданий (строений, сооружений) и территории со складскими и подсобными помещениями.

Таким образом, обеспечение охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны в образовательном учреждении является обязательным мероприятием, выполнение которого необходимо для пресечения преступлений и является мерой по обеспечению безопасности жизни и здоровья учащихся и работников.

Выполнение этой обязанности направлено на обеспечение приоритета безопасности учащихся и работников учреждения во время образовательного процесса, их охрану и защиту от любых возможных посягательств со стороны третьих лиц.

Как усматривается из материалов дела, в результате проведенной прокуратурой проверки установлено, что в образовательном учреждении МБОУ СОШ <данные изъяты>не в полной мере созданы условия, гарантирующие безопасность нахождения в нем несовершеннолетних, поскольку круглосуточная охрана образовательного учреждения специализированной организацией не осуществляется. Надлежащая круглосуточная физическая охрана образовательного учреждения необходима для пресечения преступлений террористической направленности, обеспечения безопасности жизни и здоровья учащихся, работников и посетителей учреждения, а также их защите от любых посягательств со стороны третьих лиц. Отсутствие круглосуточной охраны в детском образовательном учреждении создает возможность для проникновения в него и пребывания в нем посторонних лиц, совершения противоправных действий.

Также установлено, что МБОУ СОШ <данные изъяты>, расположенная по адресу: <адрес>, относится к 3-ей категории опасности.

В соответствии с уставом учреждения (в новой редакции от ДД.ММ.ГГГГ) учредителем МБОУ СОШ <данные изъяты>является администрация муниципального образование Кущевский район Краснодарского края, уполномоченная устанавливать нормативы финансирования данного образовательного учреждения (л.д. 13-52).

В соответствии с п.п. 6.1, 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального района относятся, в том числе, участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района; организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.

Таким образом, исполнение требований законодательства по обеспечению содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий и финансирование антитеррористической защищенности является обязательством органа местного самоуправления, следовательно, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий и антитеррористической защищенности путем привлечения сотрудников охранных организаций и оснащения объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления.

В адрес главы администрации муниципального образования Кущёвский район Краснодарского края прокуратурой Кущёвского района ДД.ММ.ГГГГ вносилось представление об устранении нарушений об антитеррористической защищенности образовательных учреждений Кущёвского района (л.д. 5-7).

Администрацией муниципального образования Кущёвский район Краснодарского края о рассмотрении указанного представления был дан ответ от ДД.ММ.ГГГГ (исх. ), из содержания которого следует, что в настоящее время принимаются меры, направленные на устранение выявленных нарушений действующего законодательства и обеспечения образовательных учреждений физической охраной сотрудниками охранных организаций. В частности, с ДД.ММ.ГГГГ в МБОУ СОШ <данные изъяты>планируется осуществление круглосуточной охраны ООО «ЧОО Кубанского казачьего войска «Пластуны – Староминская» (л.д. 8-9).

Вместе с тем, до настоящего времени требование прокурора не исполнено, МБОУ СОШ <данные изъяты> не обеспечено охраной сотрудниками специализированной организации.

Согласно ответу Отделения вневедомственной охраны по Кущёвскому району – филиала ФГКУ «УВО ВНГ России по Краснодарскому краю» от ДД.ММ.ГГГГ (исх. ) по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в МБОУ СОШ <данные изъяты> отсутствует круглосуточная физическая охрана, что является нарушением требований, предусмотренных подп. «б» п. 25 требований, предусмотренных постановлением Правительства РФ от 2 августа 2019 г. N 1006(л.д. 10-11).

Доказательств устранения вышеуказанного нарушения ответчиками не представлено.

Разрешая заявленные исковые требования, руководствуясь положениями Федерального закона от 28 декабря 2010 года N 390-ФЗ «О безопасности», Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федерального закона от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ «О противодействии терроризму», Федерального закона от 6 октября 2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 года N 1006, исходя из того, что не приняты исчерпывающие меры по устранению выявленных нарушений закона в сфере антитеррористической безопасности, выявленные в МБОУ СОШ <данные изъяты>, а обязанность по обеспечению антитеррористической безопасности образовательных учреждений действующим законодательством возложена на орган местного самоуправления и указанное бездействие ответчиков несет угрозу неограниченному кругу лиц, а иных соответствующих требованиям относимости и допустимости доказательств обеспечения антитеррористической безопасности, стороной ответчиков не представлено, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований к ответчикам в части возложения обязанностей в полном объеме.

            Руководствуясь ст.ст. 197-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Кущёвского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц– удовлетворить.

Обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа <данные изъяты>(ИНН ) обеспечить объект (территорию) Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа <данные изъяты> круглосуточной охраной сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации или военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.

Обязать администрацию муниципального образования Кущёвский район (ОГРН 1022304246997, ИНН 2340010698) обеспечить финансирование выполнения Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа <данные изъяты> указанных мероприятий.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Краснодарский краевой суд через Кущевский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья Кущёвского районного суда                                               А.А. Лисовец

Решение не вступило в законную силу.

2-358/2024 ~ М-262/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Кущевского района
Ответчики
Администрация муниципального образования Кущевский район
МБОУ СОШ №33 им.Литвинова П.С.
Суд
Кущевский районный суд Краснодарского края
Судья
Лисовец Андрей Андревич
Дело на сайте суда
kushevskoy--krd.sudrf.ru
18.03.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.03.2024Передача материалов судье
20.03.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.03.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.04.2024Подготовка дела (собеседование)
18.04.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.05.2024Судебное заседание
17.05.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.06.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.06.2024Дело оформлено
02.07.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее