Дело № 2-2988/2019
УИД 55RS0004-01-2019-003690-03
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 ноября 2019 года г. Омск
Октябрьский районный суд г. Омска в составе:
председательствующего судьи Поповой Т.В.,
при секретаре Рябовой А.А.,
при помощнике Хунутдиновой Н.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Морозовой Светланы Юрьевны к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда РФ в Октябрьском административном округе г. Омска о признании права на досрочное назначении пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
Истица с учетом изменения обратилась в Октябрьский районный суд г. Омска с названным требованием, указав, что решением Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда РФ в Октябрьском административном округе г. Омска от 29 июля 2019 года ей отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости ввиду отсутствия необходимого специального стажа. В специальный стаж работы, дающей право на получение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с вредными условиями труда, не включены периоды: с 12 июля 2013 года по 12 июля 2019 года машинистом насосных установок участка вулканизации покрышек АО «Омскшина». Просила названный период включить в специальный стаж, назначить пенсию.
В судебном заседании истица поддержала измененные исковые требования.
Представитель истицы Морозовой С.Ю. Тымченюк Т.И., допущенная к участию в деле по заявлению истца, поддержала измененные исковые требования.
Представитель ответчика Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда РФ в Октябрьском административном округе г. Омска Сергеева А.Ю., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, пояснила, что в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица отсутствуют сведения о вредных условиях труда истицы, кроме того, работодателем не уплачены дополнительные тарифы в связи с вредными условиями производства.
Представитель ответчика АО «Омскшина» Чикишева О.А., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, пояснила, что работодателем в настоящее время представлены корректирующие сведения в пенсионный орган с указанием вредных условий труда, а также уплачены дополнительные тарифы за спорный период.
Выслушав участников процесса, исследовав представленные доказательства, пенсионное дело Морозовой С.Ю., суд приходит к следующему.
Решением Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда РФ в Октябрьском административном округе г. Омска от 29 июля 2019 года Морозовой С.Ю. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости ввиду отсутствия необходимого специального стажа. В специальный стаж работы, дающей право на получение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с вредными условиями труда, не включены периоды: с 12 июля 2013 года по 12 июля 2019 года машинистом насосных установок участка вулканизации покрышек АО «Омскшина».
В трудовой книжке истицы имеются записи: 12 июля 2013 года переведена в цех пароводоснабжения машинистом насосных установок участка вулканизации покрышек сборочно-вулканизационного цеха, работает по настоящее время.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Pоссийской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Закон о страховых пенсиях), вступившим в силу с 01.01.2015, в соответствии со статьей 8 которого право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (в редакции, применимой к спорным правоотношениям).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьёй 30 Закона о страховых пенсиях.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона о страховых пенсиях страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьёй 8 этого закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиям труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половин установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьёй S Федерального закона, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам женщинам.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 30 Закона о страховых пенсиях, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьёй 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах. тяжёлыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьёй 8 Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работ женщинам.
Частью 1 статьи 11 Закона о страховых пенсиях установлено, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которая выполнялась на территории Российской Федерации лицам указанными в части 1 статьи 4 названного закона, при условии, что за эти период начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых назначается страхов, пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 30 Закона о страховых пенсиях).
Согласно Списку № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденному Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1990 года № 10 (раздел VIII «Химическое производство» позиция 1080А010), право на льготное обеспечение имеют рабочие, руководители и специалисты предприятий химической отрасли промышленности, занятые полный рабочий день в резиновом, резинотехническом и шинном производствах в цехах: подготовительном, подготовки сырья, вулканизации, изготовления клеев для резины, а также рабочие, руководители и специалисты, занятые в резиновом, резинотехническом и шинном производствах на участках: подготовительных, подготовки сырья, вулканизации, изготовления клеев для резины.
В соответствии с пунктом 25 Разъяснения Минтруда № 5 от 22 мая 1996 года отнесение предприятий к химической и нефтехимической отрасли промышленности осуществляется в соответствии с Общесоюзным классификатором отраслей народного хозяйства и Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, продукции и услуг в зависимости от характера основного вида их деятельности.
Согласно пункту 2 постановления Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10 «Об утверждении Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение» применение списков № 1 и № 2 производится с учётом аттестации рабочих мест.
Из приведённых нормативных положений следует, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при наличии определённых условий, в числе которых страховой стаж, то есть суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
При подсчёте страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 Закона о страховых пенсиях, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта (часть 2 статьи 14 Закона о страховых пенсиях).
В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования» страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учёта, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учёту кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет приём и учёт сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учёта, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счёта застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования»),
В соответствии со статьёй 28 Закона о страховых пенсиях работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учёта в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчётности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.
Таким образом, индивидуальный (персонифицированный) учёт используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов. Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счёт застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учёта в системе обязательного пенсионного страхования.
Согласно части 3 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в редакции, применимой к спорным правоотношениям, периоды работы, предусмотренные подпунктами 1-18 пункта 1 настоящей статьи и имевшие место после 1 января 2013 года, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 58.3 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования». При этом условия назначения трудовой пенсии по старости, установленные подпунктами 1-18 пункта 1 настоящей статьи, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в подпунктах 1-18 пункта 1 настоящей статьи, соответствовал вредному и (или) опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.
Часть 6 ст. 30 Закона о страховых пенсиях (в редакции, применимой к спорным правоотношениям) предусматривает, что периоды работы, предусмотренные п. п. 1 - 18 ч. 1 названной статьи, имевшие место после 01 января 2013 г., засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным ст. 58.3 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования». При этом условия назначения страховой пенсии по старости, установленные п. п. 1 - 18 ч. 1 ст. 30, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в п. п. 1 - 18 ч. 1 ст. 30, соответствовал вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.
Частью 8 статьи 35 Федерального закона «О страховых пенсиях» предусмотрено, что положения ч. 6 статьи 30 данного Федерального закона не препятствуют учету в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периодов занятости на рабочих местах на работах, указанных в п. п. 1 - 18 части 1 статьи 30 вышеуказанного Федерального закона, до установления на таких рабочих местах класса условий труда в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 28 декабря 2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 58.3 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».
Из материалов дела усматривается, подтверждено данными трудовой книжки истца, ее пояснениями в ходе судебного разбирательства и заключением судебной экспертизы условий труда, подготовленным Министерством труда и социального развития Омской области № 30 от 19 ноября 2019 года, что трудовая деятельность Морозовой С.Ю. в АО «Омскшина» в качестве машиниста насосных установок участка вулканизации покрышек сборочно-вулканизационного цеха в цехе пароводоснабжения в спорный период с 12 июля 2019 года по 05 сентября 2019 года, по условиям труда является работой, предусмотренной Списком № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10.
Стороной ответчика доказательств, опровергающих указанные обстоятельства, в материалы дела не представлено, выводы проведенной по данному делу судебной экспертизы стороны не оспаривали, о назначении повторной или дополнительной судебной экспертизы не заявлено.
В соответствии с данными АО «Омскшина» истец Морозова С.Ю. имела полную занятость на полный рабочий день при работе в АО «Омскшина» в особо вредных и особо тяжелых условиях труда в пределах рассматриваемого периода.
С учетом вышеуказанных нормативных предписаний, обстоятельств дела и совокупности собранных по делу документальных доказательств суд приходит к выводу о доказанности истцом факта ее работы в особо вредных и особо тяжелых условиях в АО «Омскшина» машинистом насосных установок участка вулканизации сборочно-вулканизационного цеха в цехе пароводоснабжения с 12 июля 2013 года по 12 июля 2019 года, при том, что в настоящем судебном разбирательстве по запросу суда со стороны АО «Омскшина» представлены доказательства уплаты дополнительных страховых взносов за истца в уполномоченный орган в связи с работой истца в указанный период во вредных условиях труда, в связи с чем с учетом приведенной совокупности нормативных предписаний и вышеназванных обстоятельств суд приходит к выводу о необходимости включить спорный период работы истца в специальный стаж продолжительностью 6 лет.
В силу части 1 статьи 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
При указанных обстоятельствах по состоянию на 12 июля 2019 года специальный стаж истицы составит 6 лет, на день обращения к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости истице исполнилось 49 лет. Следовательно, право на получение досрочной трудовой пенсии по старости возникло с 13 июля 2019 года.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истицы подлежат возмещению расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ в Октябрьском административном округе г. Омска включить Морозовой Светлане Юрьевне в специальный стаж работы, дающей право на получение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с работой во вредных условиях, период с 12 июля 2013 года по 12 июля 2019 года машинистом насосных установок участка вулканизации покрышек АО «Омскшина», назначить пенсию с 13 июля 2019 года.
Взыскать с Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда РФ в Октябрьском административном округе г. Омска в пользу Морозовой Светланы Юрьевны расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Омска в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Попова Т.В.
Мотивированное решение изготовлено 29 ноября 2019 года.
Решение вступило в законную силу 31.12.2019 г.