УИД № Дело №
СУОЯРВСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
25 июля 2023 года г. Суоярви
Резолютивная часть постановления объявлена 25.07.2023
Судья Суоярвского районного суда Республики Карелия (Республика Карелия, г. Суоярви, ул. Победы, д. 20) Пац Юлия Игоревна, рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении
Марьин Д.А., родившегося хх.хх.хх г. в ... Карельской АССР, гражданина РФ, зарегистрированного и проживающего по адресу: Республика Карелия, ...,
УСТАНОВИЛ:
Согласно протоколу об административном правонарушении № 27-13/87 от 10.07.2023 главный налоговый государственный инспектор отдела оперативного контроля Управления ФНС России по Республике Карелия Мелеев С.А. по результатам проведения административного расследования пришел к выводу о том, что Марьин Д.А., проживая по адресу: Республика ФИО3, ..., осуществляет предпринимательскую деятельность без регистрации в установленном законом порядке и в нарушение требований ст.2 ГК РФ, ст.11 и п.п.2 п.1 ст.23 НК РФ, при этом общая сумма дохода от реализации продуктовых товаров (мяса и прочее), оказания услуг по приобретению (реализации пиломатериалов), проведению ремонтных работ, в том числе транспортного средства, по сборке и установке кухонного гарнитура составила 213648 рублей. Действия Марьин Д.А. должностным лицом квалифицированы по ч.1 ст.14.1 КоАП РФ.
В судебное заседание участвующие в деле лица не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, просили рассмотреть дело в их отсутствие. При этом Марьин Д.А. вину во вмененном ему правонарушении не признал и пояснил, что предпринимательской деятельностью он не занимался, систематическую прибыль не получал, просто оказал помощь местному жителю в распиловке древесины.
Исследовав материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующим выводам.
Согласно ч.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с ч.1 ст.14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или без государственной регистрации в качестве юридического лица, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 14.17.1 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до двух тысяч рублей.
Из смысла вышеназванной нормы следует, что объективную сторону предусмотренного ею состава административного правонарушения образуют осуществление без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или юридического лица только той экономической деятельности, которая обладает признаками предпринимательской деятельности.
Как следует из разъяснений, содержащихся в п.13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.10.2008 № 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», решая вопрос о том, образуют ли действия лица состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.1 КоАП РФ, необходимо проверять, содержатся ли в них признаки предпринимательской деятельности, перечисленные в пункте 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ).
В силу названной нормы предпринимательской является деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, которая осуществляется самостоятельно на свой риск лицом, зарегистрированным в установленном законом порядке в качестве индивидуального предпринимателя. Учитывая это, отдельные случаи продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг лицом, не зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, не образуют состав данного административного правонарушения при условии, если количество товара, его ассортимент, объемы выполненных работ, оказанных услуг и другие обстоятельства не свидетельствуют о том, что данная деятельность была направлена на систематическое получение прибыли.
Доказательствами, подтверждающими факт занятия указанными лицами деятельностью, направленной на систематическое получение прибыли, в частности, могут являться показания лиц, оплативших товары, работу, услуги, расписки в получении денежных средств, выписки из банковских счетов лица, привлекаемого к административной ответственности, акты передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг), если из указанных документов следует, что денежные средства поступили за реализацию этими лицами товаров (выполнение работ, оказание услуг), размещение рекламных объявлений, выставление образцов товаров в местах продажи, закупку товаров и материалов, заключение договоров аренды помещений.
Вместе с тем в соответствии с ч.4 ст.1.5 и ч.1 ст.1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно ст.24.1 и 26.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в частности, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом. По делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии со ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
В силу п.3 ч.4 ст.28.1 и ч.2 ст.28.2 КоАП РФ дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления протокола об административном правонарушении. В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
По смыслу закона протокол об административном правонарушении относится к числу доказательств по делу и является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.
Вместе с тем в представленном протоколе об административном правонарушении № 27-13/87 от 10.07.2023 отсутствует описание события вменяемого Марьин Д.А. административного правонарушения, что является существенным нарушением положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Так, составившее протокол об административном правонарушении должностное лицо, перечислив пояснения физических лиц, ограничилось лишь выводом об осуществлении Марьин Д.А. предпринимательской деятельности, указав на общую сумму дохода от реализации товаров, выполнения работ и оказания услуг, место и время совершения административного правонарушения, при этом посчитав временем последнего – момент фактического получения Марьин Д.А. денежных средств от К.
Однако подобное описание в протоколе события административного правонарушения не соответствует требованиям ч.2 ст.28.2 КоАП РФ, поскольку не содержит указания о наличии в действиях Марьин Д.А. признаков предпринимательской деятельности, перечисленных в п.1 ст.2 ГК РФ, в том числе указания на осуществление им деятельности, направленной на систематическое получение прибыли от продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг.
Кроме того, вопреки требованиям ч.2 ст.28.2 КоАП РФ в протоколе отсутствуют сведения о наличии либо об отсутствии смягчающих и отягчающих административную ответственность Марьин Д.А. обстоятельств, объяснения лица, привлекаемого к административной ответственности, а из материалов дела с очевидностью не усматривается, на основании какого документа должностным лицом была установлена личность привлекаемого лица, несмотря на то, что в протоколе об административном правонарушении имеются сведения об ИНН Марьин Д.А., его копия, а также копия удостоверяющего личность документа в материалах дела отсутствует.
Представленные же в материалах дела пояснения физических лиц, в том числе К., по мнению судьи, не могут признаваться допустимыми доказательствами, поскольку допрос данных лиц должностным лицом в соответствии с требованиями действующего законодательства не проводился, пояснения указанные лица давали, будучи не предупрежденными об административной ответственности по ст.17.9 КоАП РФ.
Согласно правовой позиции изложенной в абз.1 п.4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в части 2 статьи 28.2 КоАП РФ, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении.
При этом несоблюдение требований, предъявляемых ч.2 ст.28.2 КоАП РФ к содержанию протокола об административном правонарушении, ненадлежащее описание события административного правонарушения могут лишить привлекаемого лицо возможности объективно возражать и представлять соответствующие доказательства по существу вменяемого правонарушения и, безусловно, повлечет нарушение права последнего на защиту, признание данного протокола недопустимым доказательством, последнее при этом ни при каких условиях не может быть положено в основу выводов судьи о виновности лица в совершении административного правонарушения. Поскольку протокол об административном правонарушении является итоговым процессуальным документом на предшествующей рассмотрению дела стадии, в котором сформулировано существо и правовая оценка предъявленного обвинения, то признание его недопустимым доказательством неминуемо влечет невозможность установления виновности привлекаемого лица посредством иных материалов дела.
В связи с вышеуказанным, а также принимая во внимание изложенную в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 правовую позицию, судья полагает, что допущенные на стадии составления протокола нарушения процессуальных требований, являющиеся существенными и неустранимыми на стадии рассмотрения дела, влекут признание протокола недопустимым доказательством, что, в свою очередь, позволяет сделать вывод о недоказанности состава вменяемого Марьин Д.А. административного правонарушения в установленном КоАП РФ порядке.
На основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения, то есть субъективных и объективных признаков, в совокупности дающих основание квалифицировать данное деяние как административное правонарушение.
При таких обстоятельствах судья приходит к выводу об отсутствии в действиях Марьин Д.А. состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.14.1 КоАП РФ, в связи с чем производство по настоящему делу подлежит прекращению на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ.
Руководствуясь ст.24.5, 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.14.1 КоАП РФ, в отношении Марьин Д.А. прекратить на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия (Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Кирова, д. 27) через Суоярвский районный суд Республики Карелия (Республика Карелия, г. Суоярви, ул. Победы, д. 20) в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Вступившее в законную силу постановление может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции (почтовый адрес: 190900, г. Санкт-Петербург, ВОХ № 1413, фактический адрес: г. Санкт-Петербург, ул. Садовая, д. 26).
Судья Ю.И. Пац