Дело №2-510-2-524/2022, 2-583-2-586/2022
УИД 75RS0031-01-2022-001258-81
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
28 сентября 2022 года п. Ясногорск
Оловяннинский районный суд Забайкальского края в составе председательствующего и.о. судьи Е.В. Сафоновой, при секретаре Н.А. Мачневой,
с участием процессуального истца ст.помощника прокурора В.А. Плотниковой,
представителя ответчика по доверенности К.С. Свистун,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Оловяннинского района в интересах Карповой М.Г., Першина А.К., Клыпина А.С., Казаковой Е.А., Дугаржаповой Г.Д., Лукояновой О.А., Сенотрусовой Н.А., Тепеницкого Ю.С., Будаевой Ю.Б,, Чимитовой В.А., Мартыновой Г.И., Коркиной С.И., Гончаровой Л.В., Авдеева А.В., Барахтенко Н.Г., Бабуевой В.Ц., Стрельниковой В.В., Будаевой Б.Б., Гавриленко А.А. к ГУЗ «Оловяннинская центральная районная больница», Министерству здравоохранения Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края о взыскании задолженности по оплате отпуска с учетом стимулирующих выплат,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Оловяннинского района обратился в суд в интересах Карповой М.Г., Першина А.К., Клыпина А.С., Казаковой Е.А., Дугаржаповой Г.Д., Лукояновой О.А., Сенотрусовой Н.А., Тепеницкого Ю.С., Будаевой Ю.Б., Чимитовой В.А., Мартыновой Г.И., Коркиной С.И., Гончаровой Л.В., Авдеева А.В., Барахтенко Н.Г., Бабуевой В.Ц., Стрельниковой В.В., Будаевой Б.Б., Гавриленко А.А. с вышеуказанными требованиями к ГУЗ «Оловяннинская ЦРБ», Министерству здравоохранения Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края.
Определениями суда от 08.08.2022г. и от 07.09.2022г. гражданские дела по искам прокурора в интересах Карповой М.Г., Першина А.К., Клыпина А.С., Казаковой Е.А., Дугаржаповой Г.Д., Лукояновой О.А., Сенотрусовой Н.А., Тепеницкого Ю.С., Будаевой Ю.Б., Чимитовой В.А., Мартыновой Г.И., Коркиной С.И., Гончаровой Л.В., Авдеева А.В., Барахтенко Н.Г., Бабуевой В.Ц., Стрельниковой В.В., Будаевой Б.Б., Гавриленко А.А. соединены в одно производство для совместного рассмотрения и разрешения (гр.дела №№2-510-2-524/2022, 2-583-2-586/2022).
Прокурор Оловяннинского района обратился в суд с исковыми заявлениями, ссылаясь на то что, прокуратурой Оловяннинского района проведена проверка исполнения трудового законодательства ГУЗ «Оловяннинская центральная районная больница» (далее по тексту ГУЗ «Оловяннинская ЦРБ»).
В целях реализации поручений Президента Российской Федерации по вопросам противодействия распространению новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) в регионах Российской Федерации, утвержденных Президентом Российской Федерации 05.04.2020 №Пр-665 Правительством Российской Федерации принято постановление от 12.04.2020 № 484 «Об утверждении Правил предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования в полном объеме расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19» (далее - постановление Правительства РФ № 484).
Постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 № 415 утверждены Правила предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования, в том числе в полном объеме, расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией (далее - постановление Правительства РФ № 415).
Письмом Минздрава России от 21.05.2020 № 16-3/И/1-6965 медицинским организациям дано разъяснение об осуществлении выплат стимулирующего характера за особые условия труда медицинским и иным работникам в соответствии с постановлениями Правительства РФ №415, №484, согласно которому выплаты стимулирующего характера медицинским работникам являются частью их заработной платы, соответственно они должны включаться в заработную плату, к которой применяются коэффициенты (районные, за работу в пустынных и безводных местностях, в высокогорных районах), а также процентные надбавки за стаж работы в местностях с особыми климатическими условиями в размерах, установленных Правительством Российской Федерации или органами государственной власти бывшего Союза ССР, которые продолжают применяться в соответствии со ст. 423 Трудового кодекса РФ.
При расчете среднего заработка для оплаты отпусков и выплаты компенсаций за неиспользованный отпуск учитываются стимулирующие выплаты медицинским и иным работникам за работу с больными коронавирусом и работникам стационарных организаций соцобслуживания (стационарных отделений, созданных в нестационарных организациях) за оказание соцуслуг гражданам, у которых выявлена коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения ею, а также за дополнительную нагрузку медработникам, участвующим в проведении вакцинации взрослого населения против коронавируса (п. 14 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.08.2021 №1396, п. 2 Постановления Правительства РФ от 08.07.2020 № 998, п.2 Постановления Правительства РФ от 07.07.2021 №1124).
Карпова М.Г. работает <данные изъяты> в ГУЗ «Оловяннинская ЦРБ» с 2006 г..
Першин А.К. работает <данные изъяты> ГУЗ «Оловяннинская ЦРБ» с 19.10.2018 года.
Клыпин А.С. работает <данные изъяты> ГУЗ «Оловяннинская ЦРБ» с 2018 года.
Казакова Е.А. работает <данные изъяты> ГУЗ «Оловяннинская ЦРБ» с 2016 года.
Дугаржапова Г.Д. работает <данные изъяты> ГУЗ «Оловяннинская ЦРБ» с 1992 года.
Лукоянова О.А. работает <данные изъяты> в ГУЗ «Оловяннинская ЦРБ» с 2019 г..
Сенотрусова Н.А. работает <данные изъяты> в ГУЗ «Оловяннинская ЦРБ» с 2020 г..
Тепеницкий Ю.С. работает <данные изъяты> ГУЗ «Оловяннинская ЦРБ» с 1995 г.
Будаева Ю.Б. работает <данные изъяты> ГУЗ «Оловяннинская ЦРБ» с 2015 г.
Чимитова В.А. работает <данные изъяты> ГУЗ «Оловяннинская ЦРБ» с 1994 года.
Мартынова Г.И. работает <данные изъяты> в ГУЗ «Оловяннинская ЦРБ» с 1999 г..
Коркина С.И. работает <данные изъяты> в ГУЗ «Оловяннинская ЦРБ» с 2012 г..
Гончарова Л.В. работает <данные изъяты> в ГУЗ «Оловяннинская ЦРБ» с 26.12.2017 г..
Авдеев А.В. работает <данные изъяты> ГУЗ «Оловяннинская ЦРБ» с 2006 года.
Барахтенко Н.Н. работает <данные изъяты> ГУЗ «Оловяннинская ЦРБ» с 2018.
Бабуева В.Ц. работает <данные изъяты> ГУЗ «Оловяннинская ЦРБ» с апреля 1993 г..
Стрельникова В.В. работает <данные изъяты> ГУЗ «Оловяннинская ЦРБ» с 1987 года.
Будаева Б.Б. работает <данные изъяты> ГУЗ «Оловяннинская ЦРБ» с апреля 1997 г..
Гавриленко А.А. работает <данные изъяты> ГУЗ «Оловяннинская ЦРБ» с 30.12.2019 г.
В 2020 г. истцы осуществляли медицинскую помощь, забор мазков у лиц, заболевших короннавирусной инфекцией, транспортировку пациентов с короновирусной инфекцией COVID-19 в медицинские организации, специально созданные для данного контингента пациентов. Согласно информации главного врача ГУЗ «Оловяннинская ЦРБ» перед медицинскими и иными работниками ГУЗ «Оловяннинская ЦРБ», которые в 2020 г. оказывали медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена короновирусная инфекция, имеется задолженность по оплате отпускных за 2020 год, в том числе перед Карповой М.Г. в размере 734, 35 руб., Першиным А.К. в размере 4315, 48 рублей, Клыпиным А.С. в размере 5344,40 рублей, Казаковой Е.А. в размере 9482,20 рублей, Дугаржаповой Г.Д. в размере 5652,40 рублей, Лукояновой О.А. в размере 523,15 рублей, Сенотрусовой Н.А. в размере 837, 14 рублей, Тепеницким Ю.С. в размере 4825,08 рублей, Будаевой Ю.Б. в размере 5283,24 рублей, Чимитовой В.А. в размере4899, 50 рублей, Мартыновой Г.И. в размере 607,60 рублей, Коркиной С.И. в размере 1305,07 рублей, Гончаровой Л.В. в размере 727,70 рублей, Авдеевым А.В. в размере 7333, 85 рублей, Барахтенко Н.Н. в размере 14 638,59 рублей, Бабуевой В.Ц. в размере 7605,09 рублей, Стрельниковой В.В. в размере 6860,84 рублей, Будаевой Б.Б. в размере 2736, 77 рублей, Гавриленко А.А. в размере 7794,05 рублей.
Приказом главного врача ГУЗ «Оловяннинская ЦРБ» от 1.05.2021 г. № Гончаровой Л.В. предоставлен ежегодный о дополнительный отпуск за период с 16.01.2020 по 15.01.2021 г. в количестве 30 дней. При этом выплата в размере 727,7 рублей подлежала выплате 28.05.2021 г, до дня начала отпуска, в связи с чем компенсация за задержку выплаты отпускных на день направления искового заявления составляет 186,49 рублей.
Просит взыскать с ГУЗ «Оловяннинская ЦРБ» задолженность по оплате отпуска с учетом стимулирующих выплат, установленных постановлениями Правительства РФ от 02.04.2020 № 415, от 12.04.2020 №484 в пользу Карповой М.Г. в размере 734, 35 руб., Першина А.К. в размере 4315, 48 рублей, Клыпина А.С. в размере 5344,40 рублей, Казаковой Е.А. в размере 9482,20 рублей, Дугаржаповой Г.Д. в размере 5652,40 рублей, Лукояновой О.А. в размере 523,15 рублей, Сенотрусовой Н.А. в размере 837, 14 рублей, Тепеницкого Ю.С. в размере 4825,08 рублей, Будаевой Ю.Б. в размере 5283,24 рублей, Чимитовой В.А. в размере4899, 50 рублей, Мартыновой Г.И. в размере 607,60 рублей, Коркиной С.И. в размере 1305,07 рублей, Гончаровой Л.В. в размере 914,19 рублей (задолженность 727, 70 рублей + компенсация за задержку выплаты 189,46 рублей), Авдеева А.В. в размере 7333, 85 рублей, Барахтенко Н.Н. в размере 14 638,59 рублей, Бабуевой В.Ц. в размере 7605,09 рублей, Стрельниковой В.В. в размере 6860,84 рублей, Будаевой Б.Б. в размере 2736, 77 рублей, Гавриленко А.А. в размере 7794,05 рублей.
Обязать Министерство здравоохранения Забайкальского края, Министерство финансов Забайкальского края профинансировать ГУЗ «Оловяннинская ЦРБ» денежными средствами для выплаты задолженности истцам.
09.09.2022 г. процессуальным истцом исковые требования были уточнены, просил обязать ГУЗ «Оловяннинская ЦРБ» при поступлении финансирования из Министерства здравоохранения Забайкальского края произвести оплату: Барахтенко Н.Г. задолженности по отпускным в размере 14638, 59 рублей, Будаевой В.Ц. в размере 2736,77 рублей, Бабуевой В.Ц. в размере 7605,09 рублей, Гавриленко А.А. в размере 7794,84 рублей, Стрельниковой В.В. в размере 6860,84 рублей, Чимитовой В.А. в размере 4899,50 рублей, Сенотрусовой Н.А. в размере 837, 14 рублей, Мартыновой Г.И. в размере 607,60 рублей, Лукояновой О.А. в размере 523,15 рублей, Коркиной С.И. в размере 1305, 07 рублей, Карповой М.Г. в размере 734, 35 рублей, Казаковой Е.А. в размере 9482, 20 рублей, Дугаржаповой Г.Д. в размере 5652,40 рублей, Будаевой Ю.Б. в размере 5283,24 рублей, Гончаровой Л.В. в размере 914,19 рублей, Тепеницкому Ю.С. в размере 4825,08 рублей, Клыпину А.С. в размере 5344,40 рублей, Авдееву А.В. в размере 7333, 85 рублей, Першину А.К. в размере 4315, 48 рублей.
Обязать Министерство здравоохранения и Министерство финансов Забайкальского края профинансировать ГУЗ «Оловяннинская ЦРБ» денежными средствами для выплаты задолженности по отпускным в заявленных размерах.
В судебном заседании процессуальный истец ст.помощник прокурора Плотникова В.А. заявленные требования, с учетом уточнений, поддержала, просила удовлетворить, в обоснование привела доводы указанные в иске.
Материальные истцы Карпова М.Г., Першин А.К., Клыпин А.С., Казакова Е.А., Дугаржапова Г.Д., Лукоянова О.А., Сенотрусова Н.А., Тепеницкий Ю.С., Будаева Ю.Б., Чимитова В.А., Мартынова Г.И., Коркина С.И., Гончарова Л.В., Авдеев А.В., Барахтенко Н.Г., Бабуева В.Ц., Стрельникова В.В., Будаева Б.Б., Гавриленко А.А. в судебном заседании участия не принимали, о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом извещены, просили о рассмотрении дела в их отсутствие.
Представитель ответчика ГУЗ «Оловяннинская ЦРБ» по доверенности Свистун К.С. с уточненными требованиями прокурора согласилась. Пояснила, что для выплаты сотрудникам отпускных по Постановлениям №415, №484 необходимы средства краевого (федерального) бюджета. Были направлены письма в Министерство здравоохранения Забайкальского края с просьбой оказать содействие в выделении дополнительных бюджетных ассигнований по оплате отпуска, однако данный вопрос не решен. ГУЗ «Оловяннинская ЦРБ» не имеет возможности самостоятельно осуществлять вышеуказанные выплаты, в связи с тем, что находится в крайне тяжелом финансовом положении.
Представитель ответчика Министерства финансов Забайкальского края по доверенности Сумин А.С. в судебном заседании участия не принимал, просил о рассмотрении дела без его участия. Представил в суд возражения на исковые заявления, в которых указал, что просит в иске к Министерству финансов отказать как к ненадлежащему ответчику, поскольку по уставу, ГУЗ «Оловяннинская ЦРБ» является бюджетным учреждением, функции учредителя и собственника имущества учреждения от имени Забайкальского края осуществляют Министерство здравоохранения Забайкальского края и Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края. Согласно уставу ГУЗ «Оловяннинская ЦРБ» находится в ведомственном подчинении Министерства здравоохранения Забайкальского края. Министерство здравоохранения формирует и утверждает государственное задание для учреждения и в соответствии с предусмотренным уставом основными видами деятельности финансовое обеспечение выполнения государственного задания осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации. В дополнении к отзыву указал, что выплаты стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, осуществлялись за счет средств федерального бюджета. В дополнении к отзыву пояснил, что выплаты стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, осуществлялись за счет средств федерального бюджета. Министерству здравоохранения РФ, как главному распорядителю средств федерального бюджета, из резервного фонда Правительства РФ были предоставлены бюджетные ассигнования на выплату расходов, связанных с оплатой отпусков и выплатой компенсации за неиспользованные отпуска и иным работникам, которым в соответствии с решениями Правительства РФ в 2020 и 2021 годах предоставлялись выплаты стимулирующего характера за выполнение особо важных работ, особые условия труда и дополнительную нагрузку, в том числе на компенсацию ранее произведенных субъектами РФ расходов на указанные цели. Средства федерального бюджета на обеспечение расходов, связанных с оплатой отпусков и выплатой компенсации за неиспользованные отпуска медицинским и иным работникам в 2020 и 2021 годах предоставлены бюджету Забайкальского края и доведены в полном объеме до главного распорядителя бюджетных средств Забайкальского края – Министерства здравоохранения забайкальского края, однако федеральные средства были выделены в недостаточном объеме, что привело к образованию задолженности по оплате отпусков и выплат компенсации за неиспользованный отпуск медицинским и иным работникам. Таким образом, в настоящее время погашение задолженности, связанной с оплатой отпусков и выплатой компенсации за неиспользованные отпуска медицинским и иным работникам, в том числе работникам ГУЗ «Оловяннинская ЦРБ», до предоставления бюджету Забайкальского края бюджетных ассигнований из федерального бюджета (средств резервного фонда Правительства РФ) не предоставляется возможным. Министерство финансов Забайкальского края считает, что выплаты по оплате отпусков и выплат компенсации за неиспользованный отпуск медицинским и иным работникам подлежат взысканию за счет средств федерального бюджета, в том числе средств, поступивших из резервного фонда Правительства РФ, а надлежащими ответчиками по делу являются федеральные органы власти, в частности, Министерство здравоохранения РФ и Министерство финансов РФ, в силу того, что обязательства по данному виду расходов являются обязательствами РФ.
Представитель ответчика Министерства здравоохранения Забайкальского края в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Суд, заслушав процессуального истца, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Согласно ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан в сфере трудовых отношений.
В соответствии со ст. 21 ТК РФ работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату ему заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.
Согласно ст. 22 ТК РФ обязанностями работодателя, в частности, являются соблюдение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, локальных нормативных актов, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; выплата в полном размере причитающейся работникам заработной платы в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
В силу ч. 1 ст. 129 ТК РФ под заработной платой (оплата труда работника) понимается вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Согласно ст. 146 ТК РФ оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, производится в повышенном размере.
В повышенном размере оплачивается также труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями.
В соответствии со ст. 148 ТК РФ оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Статьей 315 ТК РФ установлено, что оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
Согласно ст. 316 ТК РФ размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для государственных органов субъектов Российской Федерации, государственных учреждений субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, муниципальных учреждений. Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации может быть установлен предельный размер повышения районного коэффициента, устанавливаемого входящими в состав субъекта Российской Федерации муниципальными образованиями.
Суммы указанных расходов относятся к расходам на оплату труда в полном размере.
В соответствии с Законом Забайкальского края от 14.10.2008 года (ред. от 25.09.2014) № 39-ЗЗК «О районном коэффициенте и процентной надбавке к заработной плате работников государственных органов и государственных учреждений Забайкальского края, органов местного самоуправления и муниципальных учреждений» районный коэффициент (с учетом районного коэффициента, установленного в соответствии с федеральным законом) составляет 1,4.
В 2020 году Правительством РФ были установлены стимулирующие выплаты за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим помощь гражданам с новой коронавирусной инфекцией Covid-19 и помогающим лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией (Постановление Правительства РФ от 02.04.2020 N 415) и за выполнение "особо важных работ медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция Covid-19 (Постановление Правительства РФ от 12.04.2020 N 484).
В соответствии с п. 2 указанных Постановлений Правительства РФ настоящие постановления распространяются на правоотношения, возникшие с 1 апреля 2020 г.
Во исполнение Постановления №415 Правительством Забайкальского края принято Постановление №145 от 09.05.2020г. «О выплатах стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией» (далее - Постановление № 415).
Пунктом 1 Постановления №145 установлены выплаты стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией в зависимости от среднемесячного дохода от трудовой деятельности в Забайкальском крае за 9 месяцев 2019 года по данным Федеральной службы государственной статистики.
Поскольку в силу вышеприведенных норм трудового законодательства выплаты стимулирующего характера медицинским работникам являются частью их заработной платы, к ним применяются коэффициенты за работу в местностях с особыми климатическими условиями в установленных размерах.
Кроме того, в целях осуществления дополнительных выплат медицинским работникам за счёт средств дотации, предоставленной из федерального бюджета бюджету Забайкальского края на основании распоряжения Правительства РФ от 26.11.2020 № 3118-р, постановлением Правительства Забайкальского края от 09.12.2020 № 540 утверждены Правила предоставления в 2020 году дополнительных выплат медицинским работникам медицинских организаций, подведомственных Министерству здравоохранения Забайкальского края, оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании медицинской помощи, обеспечивающим оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции, контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции.
Оплата отпусков по этим выплатам регулируется Постановлением Правительства РФ от 08.07.2020 № 998 «Об утверждении Правил предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, из федерального бюджета, бюджетам субъектов Российской Федераций, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению расходов, связанных с оплатой отпусков и выплатой компенсации за неиспользованные отпуска медицинским и иным работникам, которым в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации в 2020 году предоставлялись выплаты стимулирующего характера за выполнение особо важных работ, особые условия труда и дополнительную нагрузку, в том числе на компенсацию ранее произведённых субъектами Российской Федерации расходов на указанные цели» и постановлением Правительства РФ от № 1124 «Об утверждении Правил предоставления в 2021 году иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению расходов, связанных с оплатой отпусков и выплатой компенсации за неиспользованные отпуска медицинским и иным работникам, которым в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации в 2020 году предоставлялись выплаты стимулирующего характера за выполнение особо важных работ, особые условия труда и дополнительную нагрузку, в том числе на компенсацию ранее произведённых субъектами Российской Федерации расходов на указанные цели».
По смыслу пунктов 15,16 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утверждённого постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 № 922, выплаты стимулирующего характера и дополнительные выплаты (по постановлению Правительства РФ от 02.04.2020 №415, постановлению Правительства РФ от 12.04.2020 №484, постановлению Правительства Забайкальского края от 09.12.2020 №540) подлежат включению в расчёт среднего заработка, сохраняемого за работниками на время ежегодного отпуска и в других случаях, предусмотренных Трудовым кодексом РФ.
Исчисленная указанным способом сумма стимулирующих выплат подлежит начислению работникам с учётом требований об оплате труда с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате за стаж работы в местностях с особыми климатическими условиями, в размерах, предусмотренных трудовым законодательством.
В силу ч. 1 ст. 236 ТК РФ при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.
Материалами дела установлено, что Карпова М.Г. работает <данные изъяты> в ГУЗ «Оловяннинская ЦРБ» на основании трудового договора № 63 от 20.07.2006 г.
Першин А.К. работает <данные изъяты> отделения скорой медицинской помощи ГУЗ «Оловяннинская ЦРБ» на основании трудового договора № 541/2018 от 19.10.2018 года.
Клыпин А.С. работает <данные изъяты> отделения скорой медицинской помощи ГУЗ «Оловяннинская ЦРБ» на основании трудового договора № 545/2018 от 22.10.2018 г. (л.д. 52-54)
Казакова Е.А. работает <данные изъяты> отделения скорой медицинской помощи ГУЗ «Оловяннинская ЦРБ» на основании трудового договора № 172 от 20.07.2006 г. (т.1 л.д. 73-75).
Дугаржапова Г.Д. работает <данные изъяты> отделения скорой медицинской помощи ГУЗ «Оловяннинская ЦРБ» на основании трудового договора № 99 от 20.07.2006 г. (т.1 л.д. 91-93)
Лукоянова О.А. работает <данные изъяты> в ГУЗ «Оловяннинская ЦРБ» на основании трудового договора № 46 от 08.09.2008 г. (т.1 л.д. 110-115)
Сенотрусова Н.А. работает <данные изъяты> в ГУЗ «Оловяннинская ЦРБ» на основании трудового договора № 91 от 20.07.2006 г. (т.1 л.д. 132-134)
Тепеницкий Ю.С. работает <данные изъяты> отделения скорой медицинской помощи ГУЗ «Оловяннинская ЦРБ» на основании трудового договора № 146 от 20.07.2006 г. (т.1 л.д. 146-148)
Будаева Ю.Б. работает <данные изъяты> отделения скорой медицинской помощи ГУЗ «Оловяннинская ЦРБ» на основании трудового договора от 11.10.211 г. (т.1 л.д. 169-172)
Чимитова В.А. работает <данные изъяты> отделения скорой медицинской помощи ГУЗ «Оловяннинская ЦРБ» на основании трудового договора № 105 от 20.07.2006 г. (т.1 л.д. 188-190)
Мартынова Г.И. работает <данные изъяты> в ГУЗ «Оловяннинская ЦРБ» на основании трудового договора № 86 от 20.07.2006 г. (т.1 л.д. 207-210)
Коркина С.И. работает <данные изъяты> в ГУЗ «Оловяннинская ЦРБ» на основании трудового договора № 15 от 08.04.2011 г. (т.1 л.д. 223-226)
Гончарова Л.В. работает <данные изъяты> в ГУЗ «Оловяннинская ЦРБ» на основании трудового договора от 16.01.2012 г. (т.1 л.д. 242-247)
Авдеев А.В. работает <данные изъяты> отделения скорой медицинской помощи ГУЗ «Оловяннинская ЦРБ» на основании трудового договора № 138 от 20.07.2006 г. (т.2 л.д. 13-15)
Барахтенко Н.Н. работает <данные изъяты> отделения скорой медицинской помощи ГУЗ «Оловяннинская ЦРБ» на основании трудового договора № 104/2018 от 14.03.2018 г. (т.2 л.д. 27-31)
Бабуева В.Ц. работает <данные изъяты> ГУЗ «Оловяннинская ЦРБ» на основании трудового договора № 27/2016 от 02.02.2016 г. (т.2 л.д. 189-190)
Стрельникова В.В. работает <данные изъяты> отделения скорой медицинской помощи ГУЗ «Оловяннинская ЦРБ» на основании трудового договора от 06.06. 1987 г. (т.2 л.д. 104-206)
Будаева Б.Б. работает <данные изъяты> ГУЗ «Оловяннинская ЦРБ» на основании трудового договора от 16.04.2009 г. (т.2 л.д. 2022-223)
Гавриленко А.А. работает <данные изъяты> отделения скорой медицинской помощи ГУЗ «Оловяннинская ЦРБ» на основании трудового договора № 998/2019 от 30.12.2019 г. (т.2 л.д. 236-239)
Согласно представленному списку, задолженность ГУЗ «Оловяннинская ЦРБ» по оплате отпускных по стимулирующим выплатам за оказание медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекции COVID-19 за 2020 составляет: у Барахтенко Н.Г. - 14638, 59 рублей, Будаевой В.Ц. - 2736,77 рублей, Бабуевой В.Ц. - 7605,09 рублей, Гавриленко А.А. - 7794,84 рублей, Стрельниковой В.В. - 6860,84 рублей, Чимитовой В.А- 4899,50 рублей, Сенотрусовой Н.А. - 837, 14 рублей, Мартыновой Г.И. - 607,60 рублей, Лукояновой О.А. - 523,15 рублей, Коркиной С.И. - 1305, 07 рублей, Карповой М.Г. - 734, 35 рублей, Казаковой Е.А. - 9482, 20 рублей, Дугаржаповой Г.Д. -5652,40 рублей, Будаевой Ю.Б. - 5283,24 рублей, Гончаровой Л.В. - 727, 70 рублей, Тепеницкого Ю.С. - 4825,08 рублей, Клыпина А.С. - 5344,40 рублей, Авдеева А.В. - 7333, 85 рублей, Першина А.К- 4315, 48 рублей.
До настоящего времени задолженность работникам на выплачена, сумма задолженности сторонами не оспаривается, в связи с чем, заявленные требования о взыскании с ГУЗ «Оловяннинская ЦРБ» в пользу материальных истцов вышеуказанной задолженности подлежат удовлетворению. Доводы представителя ГУЗ «Оловяннинская ЦРБ» об отсутствии денежных средств, большой кредиторской задолженности не могут являться основанием для отказа в иске, поскольку обязанность по выплате начисленной заработной платы трудовым законодательством возложена именно на работодателя.
В соответствии с п. 1.5 Устава ГУЗ «Оловяннинская ЦРБ» функции учредителя от имени Забайкальского края осуществляют Министерство здравоохранения Забайкальского края и Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края.
Согласно постановлению Правительства Забайкальского края от 6.10.2009 № 377 «Об утверждении перечня краевых государственных учреждений, координация и регулирование деятельности которых возложены на исполнительные органы государственной власти Забайкальского края» координация и регулирование деятельности ГУЗ «Оловяннинская ЦРБ» возложены на Министерство здравоохранения Забайкальского края, являющееся главным распорядителем бюджетных средств.
Уставом предусмотрено, что ГУЗ «Оловяннинская ЦРБ» относится к типу учреждений «бюджетное учреждение».
Согласно статье 78.1 Бюджетного кодекса РФ, статье 9.2. Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная субъектом Российской Федерации для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
Бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом.
Согласно пункту 5 статьи 123.22 Гражданского кодекса РФ бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества, а также недвижимого имущества независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление бюджетного учреждения и за счет каких средств оно приобретено. По обязательствам бюджетного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения, на которое в соответствии с абзацем первым настоящего пункта может быть обращено взыскание, субсидиарную ответственность несет собственник имущества бюджетного учреждения.
Министерство финансов Забайкальского края, являясь финансовым органом субъекта Российской Федерации, согласно Положению о Министерстве финансов Забайкальского края, утвержденному постановлением Правительства Забайкальского края от 24.04.2018 № 165, организует исполнение утвержденного бюджета края в рамках действующего бюджетного законодательства.
В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) – орган государственной власти (государственный орган), указанный в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющий право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств.
Финансирование Министерством финансов Забайкальского края Министерства здравоохранения Забайкальского края осуществляется в соответствии с бюджетом Забайкальского края.
Средства федерального бюджета в целях софинансирования, в том числе в полном объеме, расходных обязательств субъектов Российской Федерации по осуществлению выплат стимулирующего характера, предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в форме иных межбюджетных трансфертов на основании статьи 132.1 Бюджетного кодекса РФ.
Данной статьей предусмотрен порядок заключения соглашений о предоставлении из федерального бюджета иных межбюджетных трансфертов.
Согласно части 2 статьи 132.1 Бюджетного кодекса РФ эти соглашения, а также дополнительные соглашения к ним, предусматривающие внесение в них изменений или их расторжение, заключаются в соответствии с типовыми формами, утверждаемыми Министерством финансов Российской Федерации.
Пунктом 4 постановления Правительства Забайкальского края от 09.05.2020 N 145 обязанность направления медицинским организациям средств, предоставленных бюджету Забайкальского края в форме иных межбюджетных трансфертов, для осуществления выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года N 415, возложена на Министерство здравоохранения Забайкальского края.
Таким образом, Министерство здравоохранения Забайкальского края обязано направить соответствующие денежные средства в ГУЗ «Оловяннинская ЦРБ».
В соответствии с п.5.3.24 Постановления Правительства РФ от 30.06.2004 года № 329 «О Министерстве финансов Российской Федерации» Министерство финансов осуществляет организацию перечисления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
В соответствии с п.1 Постановления Правительства РФ от 12.04.2020 года № 484 выплаты стимулирующего характера за выполнение особо важных работ медицинским работникам и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19 осуществляется за счет бюджета субъекта РФ.
В соответствии с п.12.3.2. Постановления Правительства Забайкальского края от 24.04.2018 N 165 (ред. от 26.12.2020) "Об утверждении Положения о Министерстве финансов Забайкальского края" Министерство финансов осуществляет привлечение краем заемных средств, а также обслуживание и погашение внутренних и внешних долгов края в соответствии с бюджетным законодательством, п.12.3.4. ведет реестр расходных обязательств края в порядке, установленном Правительством края, представляет указанный реестр и свод реестров расходных обязательств муниципальных образований, входящих в состав края, в Министерство финансов Российской Федерации в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации, п. 12.3.14. осуществляет управление средствами на едином счете бюджета края.
Требование прокурора о возложении обязанности на Министерство здравоохранения Забайкальского края и Министерство финансов Забайкальского края профинансировать ГУЗ «Оловяннинская ЦРБ» денежными средствами на выплату материальным истцам задолженности по оплате отпускных, обосновано и подлежит удовлетворению с учётом того, что источником финансирования указанных стимулирующих и дополнительных выплат определены бюджетные ассигнования федерального бюджета, направляемые из резервного фонда Правительства РФ в бюджеты субъектов РФ.
Согласно части 1 статьи 103 ГПК РФ, издержки, понесённые судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых сторона истца была освобождена, взыскиваются с ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов.
Вместе с тем, в силу части 2 статьи 333.20 Налогового кодекса РФ, исходя из имущественного положения плательщика, суд вправе освободить его от уплаты государственной пошлины по рассматриваемым делам, либо уменьшить её размер, а также отсрочить (рассрочить) её уплату в порядке, предусмотренном статьёй 333.41 настоящего Кодекса.
С учётом того, что ГУЗ «Оловяннинская ЦРБ» является бюджетным учреждением, оказывающим медицинскую помощь гражданам, социально-ориентированной организацией, фактически исковые требования по основаниям и объёму признало, принимает меры к исполнению своих обязанностей перед истцами, имеет значительную кредиторскую задолженность, суд полагает возможным освободить ГУЗ «Оловяннинская ЦРБ» от расходов по оплате государственной пошлины по настоящему делу.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Оловяннинского района в интересах Карповой М.Г., Першина А.К., Клыпина А.С., Казаковой Е.А., Дугаржаповой Г.Д., Лукояновой О.А., Сенотрусовой Н.А., Тепеницкого Ю.С., Будаевой Ю.Б,, Чимитовой В.А., Мартыновой Г.И., Коркиной С.И. Гончаровой Л.В., Авдеева А.В., Барахтенко Н.Г., Бабуевой В.Ц., Стрельниковой В.В., Будаевой Б.Б., Гавриленко А.А. к ГУЗ «Оловяннинская центральная районная больница», Министерству здравоохранения Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края о взыскании задолженности по оплате отпуска с учетом стимулирующих выплат, удовлетворить.
Обязать Министерство здравоохранения Забайкальского края (<данные изъяты>) и Министерство финансов Забайкальского края (<данные изъяты>), при поступлении средств, выделенных из резервного фонда Правительства Российской Федерации, профинансировать ГУЗ «Оловяннинская ЦРБ» (<данные изъяты>) денежными средствами на выплату задолженности по оплате отпуска с учетом стимулирующих выплат:
Карповой М.Г. в размере 734, 35 рублей,
Першину А.К. в размере 4 315, 48 рублей,
Клыпину А.С. в размере 5 344, 40 рублей,
Казаковой Е.А. в размере 9 482, 20 рублей,
Дугаржаповой Г.Д. в размере 5652, 40 рублей,
Лукояновой О.А. в размере 523, 15 рублей,
Сенотрусовой Н.А. в размере 837, 14 рублей,
Тепеницкому Ю.С. в размере 4 825, 08 рублей,
Будаевой Ю.Б, в размере 5 283, 24 рублей,
Чимитовой В.А. в размере 4 899, 50 рублей,
Мартыновой Г.И. в размере 607, 60 рублей,
Коркиной С.И. в размере 1 305, 07 рублей,
Гончаровой Л.В. в размере 914, 19 рублей с учетом компенсации за задержку выплаты в порядке ст.236 ТК РФ,
Авдееву А.В. в размере 7 333, 85 рублей,
Барахтенко Н.Г. в размере 14 638, 59 рублей,
Бабуевой В.Ц. в размере 7 605, 09 рублей,
Стрельниковой В.В. в размере 6 860, 84 рублей,
Будаевой Б.Б. в размере 2 736, 77 рублей,
Гавриленко А.А. в размере 7 794, 05 рублей.
Обязать ГУЗ «Оловяннинская центральная районная больница» (<данные изъяты>) при поступлении финансирования из Министерства здравоохранения Забайкальского края произвести оплату отпуска с учетом стимулирующих выплат, установленных постановлениями Правительства РФ от 02.04.2020 № 415, от 12.04.2020 №484:
Карповой М.Г. в размере 734, 35 рублей,
Першину А.К. в размере 4 315, 48 рублей,
Клыпину А.С. в размере 5 344, 40 рублей,
Казаковой Е.А. в размере 9 482, 20 рублей,
Дугаржаповой Г.Д. в размере 5652, 40 рублей,
Лукояновой О.А. в размере 523, 15 рублей,
Сенотрусовой Н.А. в размере 837, 14 рублей,
Тепеницкому Ю.С. в размере 4 825, 08 рублей,
Будаевой Ю.Б, в размере 5 283, 24 рублей,
Чимитовой В.А. в размере 4 899, 50 рублей,
Мартыновой Г.И. в размере 607, 60 рублей,
Коркиной С.И. в размере 1 305, 07 рублей,
Гончаровой Л.В. в размере 914, 19 рублей с учетом компенсации за задержку выплаты в порядке ст.236 ТК РФ,
Авдееву А.В. в размере 7 333, 85 рублей,
Барахтенко Н.Г. в размере 14 638, 59 рублей,
Бабуевой В.Ц. в размере 7 605, 09 рублей,
Стрельниковой В.В. в размере 6 860, 84 рублей,
Будаевой Б.Б. в размере 2 736, 77 рублей,
Гавриленко А.А. в размере 7 794, 05 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда через Оловяннинский районный суд в течение 1 месяца со дня вынесения решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 07.10.2022г.
И.о. судьи Сафонова Е.В.