№
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 мая 2023 года пгт. Ленино
Ленинский районный суд Республики Крым в составе председательствующего судьи Буровой А.В., при помощнике судьи ФИО3, с участием прокурора ФИО4, представителя ответчика ФИО6, представителя третьего лица ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда в пгт. Ленино Республики Крым гражданское дело по иску прокурора <адрес> Республики Крым в интересах неопределенного круга лиц к ФИО1 сельского поселения <адрес> Республики Крым, третьи лица - ФИО2 <адрес> Республики Крым, Главное управление МЧС России по <адрес>, о возложении обязанности совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
<адрес> Республики Крым обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ФИО1 сельского поселения <адрес> Республики Крым и, уточнив исковые требования, просил обязать ответчика в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать и обеспечить оповещение населения о пожаре в населенном пункте <адрес> Яр ФИО1 сельского поселения <адрес> Республики Крым.
В обоснование иска указано на то, что прокуратурой проведена проверка исполнения требований законодательства о пожарной безопасности населенных пунктов ФИО1 сельского поселения <адрес> Республики Крым, в ходе которой установлено, что территория ФИО1 сельского поселения не обеспечена единой исправно функционирующей системой оповещения населения о возгораниях и пожарах. Внесенное прокурором в адрес ответчика представление об устранении нарушений закона от ДД.ММ.ГГГГ до настоящего времени не исполнено. Отсутствие систем оповещения создает непосредственную угрозу жизни и здоровья граждан, может привести к срыву их своевременного оповещения о пожаре, в связи с чем прокурор обратился в суд с настоящим иском.
В судебном заседании прокурор на заявленных требованиях настаивал по доводам, изложенным в исковом заявлении.
ФИО1 сельского поселения <адрес> Республики Крым ФИО6 в судебном заседании против удовлетворения исковых требований не возражал.
Представитель третьего лица - Главного управления МЧС России по <адрес> просил удовлетворить исковые требования, суду подтвердил, что требования законодательства о пожарной безопасности населенного пункта <адрес> Яр ФИО1 сельского поселения <адрес> Республики Крым до настоящего времени не исполнены, система оповещения на территории населенного пункта не установлена.
Иные лица, участвующие в деле, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, о причинах неявки суд не уведомили.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив доводы искового заявления, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
На основании абз. 3 ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В силу п. 2 ст. 1 ГК РФ гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечение обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с Федеральным законом от 17.01.1992г. № «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура осуществляет от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов. Задачи, возложенные на прокуратуру Российской Федерации, и полномочия прокуроров обусловлены целями обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав свобод и законных интересов граждан и неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации.
Согласно преамбуле к Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства. Федеральный закон определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями, юридическими лицами, должностными лицами, гражданами (физическими лицами), в том числе индивидуальными предпринимателями.
В ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 69-ФЗ пожарная безопасность определяется как состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности; нарушением требований пожарной безопасности является невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности; под мерами пожарной безопасности понимаются действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности. Первичные меры пожарной безопасности - это реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.
В соответствии с ч. 1 ст. 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 69-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городских населенных пунктов относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.
Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов, внутригородских районов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.
В силу пп. 9 ч. 1, ч. 3 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения сельского поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
В соответствии с п. 2 ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также подготовку населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций; осуществляют информирование населения о чрезвычайных ситуациях; финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций; вводят режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; создают и поддерживают в постоянной готовности муниципальные системы оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях; осуществляют сбор информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обмен такой информацией, обеспечивают, в том числе с использованием комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций, своевременное оповещение населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций; разрабатывают и утверждают планы действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территориях муниципальных образований.
В силу положений ст. 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 69-ФЗ руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
В том числе, руководители организаций обязаны разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности, проводить противопожарную пропаганду, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, оказывать содействия пожарной охране при тушении пожаров устранении причин и условий их возникновения и развития.
Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
Согласно п. 10 ст. 5 Устава муниципального образования ФИО1 сельского поселения <адрес> Республики Крым, утвержденного решением 4-й сессии 1-го созыва ФИО1 сельского совета <адрес> от 21.11.2014г. №, к вопросам местного значения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов Поселения.
ФИО1 сельского поселения <адрес> Республики Крым обеспечивает проведение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов Поселения (п.8 ст. 49 Устава).
Таким образом, обеспечение пожарной безопасности населенных пунктов ФИО1 сельского поселения является публично-правовой обязанностью ФИО1 сельского поселения <адрес> Республики Крым.
Как следует из материалов дела, согласно информации Главного управления МЧС России по <адрес> от 02.08.2022г. в 51-м населенном пункте <адрес> Республики Крым отсутствуют звуковые системы оповещения населения о чрезвычайной ситуации (л.д. 4-5).
По результатам проведения проверки 17.08.2022г. <адрес> Республики Крым в адрес ФИО1 сельского поселения <адрес> Республики Крым вынесено представление об устранении нарушений требований федерального законодательства. Проверкой установлены нарушения в сфере пожарной безопасности: территория поселения не обеспечена единой исправно функционирующей системой оповещения населения о чрезвычайных угрозах, в том числе о возгораниях и пожарах (л.д. 6-8).
Согласно сообщению Отделения надзорной деятельности по ленинскому району Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по <адрес> от 25.01.2023г. следует, что на территории <адрес> не обеспеченными системами оповещения населения остается 62 населенных пункта, в том числе на территории ФИО1 сельского поселения – <адрес> Яр (л.д. 9).
Указанные обстоятельства также подтверждены информацией, представленной ФИО2 <адрес> Республики Крым в адрес <адрес> Республики Крым от 26.01.2023г. (л.д. 10-11), и не оспаривались ответчиком по делу.
С учетом установленных обстоятельств, суд считает, что ответчиком не устранены нарушения требования пожарной безопасности, в результате чего имеется угроза жизни и здоровью неопределенного круга лиц, в связи с чем приходит выводу о наличии правовых оснований для возложения на ответчика обязанности по совершению конкретных мер для устранения нарушений требований пожарной безопасности, предусмотренных федеральным законодательством.
Срок исполнения обязанности по устранению выявленных нарушений определяется судом исходя из характера выявленных нарушений и комплекса мероприятий, необходимых для их полного устранения.
Таким образом, исковые требования прокурора <адрес> Республики Крым в интересах неопределенного круга лиц являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора <адрес> Республики Крым в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать ФИО1 сельского поселения <адрес> Республики Крым в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать и обеспечить оповещение населения о пожаре в населенном пункте <адрес> Яр ФИО1 сельского поселения <адрес> Республики Крым.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Ленинский районный суд Республики Крым путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение суда составлено 15.05.2023г.
Судья А.В. Бурова