дело №
УИД №
ЗАОЧНОЕ Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
г. Наро-Фоминск 22 января 2024 года
Наро-Фоминский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи ФИО9, при секретаре судебного заседания ФИО10, с участием представителя истца по доверенности ФИО11, помощника Наро-Фоминского городского прокурора Московской области ФИО12,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по исковому заявлению Администрации ЗАТО городского округа Молодежный к ФИО3, ФИО1, ФИО2 о признании утратившими право пользования жилым помещением и снятии с регистрационного учета,
У С Т А Н О В И Л :
Администрация ЗАТО городской округ Молодежный обратилось в суд с иском к ответчикам о выселении из занимаемого служебного помещения – квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, без предоставления жилого помещения и снятии их с регистрационного учета.
Исковые требования мотивированы тем, что Администрация ЗАТО г.о. Молодежный является собственником служебного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.
Истец является собственником служебного жилого помещения - квартиры №, расположенной по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ указанная муниципальная квартира была предоставлена по договору № найма специализированного (служебного) жилого помещения ФИО3 и членам его семьи из <данные изъяты> человек на время работы в милиции в <адрес>.
Приказом ГУВД по Московской области от ДД.ММ.ГГГГ № л/с ФИО3 уволен из реестра сотрудников органов внутренних дел, в связи с чем утрачено право проживания в служенном жилом помещении.
ДД.ММ.ГГГГ Администрацией ЗАТО городской округ Молодёжный в адрес ФИО3 направлено требование о добровольном освобождении жилого помещения, с разъяснением о том, что в случае неисполнения данного требования Администрация ЗАТО городской округ Молодежный будет вынужден обратиться в суд с исковым заявлением о выселении. Однако до настоящего времени требование Администрации ЗАТО городской округ Молодёжный не исполнено.
В судебном заседании представитель истца Администраци ЗАТО г.о. Молодежный ФИО7 исковые требования поддержала, на удовлетворении настаивала.
Ответчики ФИО3, ФИО1, ФИО2 о дате, времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом. Причины неявки суду не сообщили, с ходатайствами об отложении рассмотрения дела не обращались.
Согласно разъяснениям, данным в п. п. 67, 68 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (пункт 1 статьи 165.1 ГК РФ). Например, сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем она была возвращена по истечении срока хранения.
Риск неполучения поступившей корреспонденции несет адресат.
Статья 165.1 ГК РФ подлежит применению также к судебным извещениям и вызовам, если гражданским процессуальным или арбитражным процессуальным законодательством не предусмотрено иное.
При таких данных в силу положений п. 1 ст. 165.1 ГК РФ направленные в адрес ответчика судебные повестки считаются доставленными.
В соответствии со ст. 233 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в порядке заочного производства, поскольку ответчик, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного заседания, в суд не явилась, не сообщил об уважительных причинах неявки и не просил о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Дело рассмотрено в отсутствии представителей третьих лиц Управления опеки и попечительства по Наро-Фоминскому городскому округу и ОВМ УМВД России по Наро-Фоминскому городскому округу, извещенных о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Изучив доводы истца, исследовав письменные материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего исковые требования подлежащими удовлетворению, дав оценку представленным доказательствам, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона обязана доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.
В силу ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с обязательства и требованиями закона.
Согласно п. п. 1, 2 ст. 209 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Согласно ст. 304 Гражданского кодекса РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Согласно ч. 1 ст. 35 Жилищного кодекса РФ в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им). Если данный гражданин в срок, установленный собственником соответствующего жилого помещения, не освобождает указанное жилое помещение, он подлежит выселению по требованию собственника на основании решения суда.
В силу ч. 1 ст. 103 ЖК РФ в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи.
Судом установлено, что согласно выписки из ЕГРН, Администрация ЗАТО г.о. Молодежный является собственником служебного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>..
Данное жилое помещение было представлено по договору № от ДД.ММ.ГГГГ найма специализированного (служебного) жилого помещения ФИО3 и членам его семьи из <данные изъяты> человек на время работы в милиции в <адрес>.
В соответствии с Контрактом о службе в органах внутренних дел от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 проходил службу в МВД РФ ОВД ЗАТО п. Молодежный и являлся старшиной милиции. Приказом ГУВД по Московской области от ДД.ММ.ГГГГ № л/с ФИО3 уволен из реестра сотрудников органов внутренних дел.
Согласно выписок из домовой и справки о проверке жилищных условий в квартире по адресу: <адрес>, зарегистрированы и проживают: ФИО3, ФИО1, ФИО2.
Администрацией ЗАТО городской округ Молодёжный в адрес ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ направлено требование о добровольном освобождении жилого помещения.
По утверждению истца, требование ответчиками не исполнено.
Возражений по существу иска и доказательств обратного не представлено.
В соответствии с частью 1 статьи 40 Конституции РФ никто не может быть произвольно лишен жилища.
Согласно частью 4 статьи 3 ЖК РФ никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Кодексом и другими федеральными законами.
Как установлено пунктом 1 статьи 10 ЖК РФ, жилищные права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных федеральным законом.
В силу статей 2 и 5 Закона РФ от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" местом жительства является жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома, а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды, либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьи 93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
В силу статьи 99 ЖК РФ специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования.
Специализированные жилые помещения предоставляются по установленным настоящим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями, в соответствующем населенном пункте.
Статьей 100 ЖК РФ предусмотрено, что по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем.
Договор найма специализированного жилого помещения заключается на основании решения о предоставлении такого помещения.
В договоре найма специализированного жилого помещения определяются предмет договора, права и обязанности сторон по пользованию специализированным жилым помещением.
По смыслу статей 59 и 71 (пункт "т") Конституции РФ военная служба представляет собой особый вид федеральной государственной службы, что обуславливает и особый правовой статус военнослужащих, выражающийся, в частности, в порядке их жилищного обеспечения, которое осуществляется на основе специального законодательства и по специальным правилам.
В развитие названных конституционных положений Федеральный закон от 27.05.1998 года N 76 "О статусе военнослужащих" устанавливает основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, предусматривая механизм реализации ими права на жилище.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 27.05.1998 г. N 76 "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Частью 2 статьи 103 ЖК РФ предусмотрено, что не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
- члены семьи военнослужащих, должностных лиц, сотрудников органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации, органов государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, погибших (умерших) или пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы или служебных обязанностей пенсионеры по старости;
- члены семьи работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии и который умер;
- инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья по вине работодателя, инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие профессионального заболевания в связи с исполнением трудовых обязанностей, инвалиды из числа военнослужащих, ставших инвалидами I или II групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с исполнением обязанностей военной службы, семьи, имеющие в своем составе детей - инвалидов, инвалидов с детства.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2002 N 897 "Об утверждении типового положения о находящемся в государственной собственности служебном жилищном фонде, переданном в оперативное управление органам внутренних дел, органам Федеральной службы безопасности, органам по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенным органам Российской Федерации и внутренним войскам Министерства внутренних дел Российской Федерации" под служебным жилищным фондом понимается совокупность жилых помещений, предназначенных для проживания сотрудников и работников органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, должностных лиц таможенных органов Российской Федерации, военнослужащих и лиц гражданского персонала внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, которые в связи с характером исполнения ими служебных обязанностей (обязанностей военной службы) должны проживать по месту службы (военной службы) или в непосредственной близости от него.
Служебный жилищный фонд формируется за счет жилищного фонда органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов Российской Федерации и внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, а также помещений, выделяемых органами исполнительной власти для сотрудников (военнослужащих), содержащихся за счет средств бюджетов всех уровней в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктами 27, 28 указанного положения предусмотрено, что сотрудник (военнослужащий), проживающий в служебном жилом помещении и прекративший службу (военную службу), подлежит выселению из служебного жилого помещения со всеми проживавшими с ним лицами без предоставления другого жилого помещения в сроки, установленные в договоре найма.
Между тем без предоставления другого жилого помещения в случае, указанном в пункте 28 настоящего типового положения, не могут быть выселены:
- сотрудники, имеющие выслугу в правоохранительных органах не менее 10 лет;
- члены семьи сотрудника (военнослужащего), погибшего (умершего) при исполнении служебных обязанностей (обязанностей военной службы), которому было предоставлено служебное жилое помещение;
- иные категории сотрудников (военнослужащих) и членов их семей в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, определяющими их статус и устанавливающими социальные гарантии сотрудников (военнослужащих).
Данное Типовое положение о находящемся в государственной собственности служебном жилищном фонде является действующим нормативным правовым актом, устанавливающим дополнительные, по сравнению с нормами ЖК РФ, гарантии.
Жилищным кодексом Российской Федерации предусмотрено прекращение договоров найма служебных жилых помещений и последующее выселение занимающих их лиц после прекращения с ними трудовых или служебных отношений, в связи с которыми им ранее данное жилое помещение предоставлялось для временного проживания, а также возможность сохранения за отдельными категориями права пользования служебными жилыми помещениями до обеспечения другим жильём.
Из содержания приведённых выше законоположений следует, что условием выселения из служебного жилого помещения с предоставлением другого жилого помещения является не только отнесение лица к установленной категории граждан, определённой законом, но и факт нахождения такого лица на учёте в качестве нуждающегося в жилом помещении.
На основании изложенного, руководствуясь вышеприведёнными нормоположениями, оценив по правилам статьи 67 ГПК РФ представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, принимая во внимание, что ответчику спорная квартира предоставлена ответчику на семью по договору найма специализированного (служебного) жилого помещения, спорная квартира является муниципальной собственностью, за Министерством обороны Российской Федерации на праве оперативного управления не закреплялась, было предоставлено ответчику временно на период службы, ФИО3 и члены его семьи не относятся к категории лиц, которые не могут быть выселены из специализированного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований о выселении ответчиков из служебного жилого помещения.
В соответствии с п. 31 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 № 713, снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства производится органом регистрационного учета в случае выселения из занимаемого жилого помещения или признания утратившим право пользования жилым помещением - на основании вступившего в законную силу решения суда.
Таким образом, анализируя названные обстоятельства в совокупности с нормами права суд считает, что требования истца о признании ответчиков ФИО3, ФИО1, ФИО2, со снятием с регистрационного учета подлежат удовлетворению, поскольку после увольнения ФИО3 ответчики утратили право пользования спорным жилым помещением.
Таким образом, разрешая спор по существу заявленных исковых требований, суд полагает их обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Поскольку истец был освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ при подаче иска в суд, с ответчиков в солидарном порядке подлежит взысканию государственная пошлина в размере <данные изъяты> руб. пропорционально размеру удовлетворенных требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 233-235 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Администрации ЗАТО городского округа Молодежный удовлетворить.
Признать ФИО3, ФИО1, ФИО2, утратившими право пользования жилым помещением – квартирой № <адрес>, со снятием с регистрационного учета в указанном жилом помещении по месту жительства.
Взыскать солидарно с ФИО3, ФИО1, ФИО2, в доход бюджета Наро-Фоминского городского округа государственную пошлины в размере <данные изъяты> рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд в течение месяца со дня принятия судьей решения в окончательной форме с подачей жалобы через Наро-Фоминский городской суд Московской области.
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Председательствующий :