Дело № 2-159/2023 06 февраля 2023 года
УИД 29RS0022-01-2022-002204-34
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Приморский районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Алексеевой Н.В.,
при секретаре судебного заседания Пугачевой Я.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске гражданское дело по иску Архангельского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Лая-Девелопмент» об обязании устранить нарушения законодательства о транспортной безопасности,
установил:
Архангельский транспортный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Лая-Девелопмент» (далее – ООО «Лая-Девелопмент») об обязании устранить нарушения законодательства о транспортной безопасности. В обоснование иска указал, что Архангельской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения требований законодательства о транспортной безопасности, антитеррористической защищенности объекта транспортной инфраструктуры водного транспорта в деятельности ООО «Лая-Девелопмент», в ходе которой выявлены нарушения. ООО «Лая-Девелопмент» на основании свидетельства о государственной регистрации права является собственником объекта – причальная линия, инвентарный номер №, находящегося по адресу: <адрес> кадастровый №. В соответствии с уведомлением от Федерального агентства морского и речного транспорта объекту транспортной инфраструктуры «Причальная линия» присвоена 4 категория и реестровый номер № Лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры, за обеспечение транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры не назначено. 12 августа 2022 года Архангельской транспортной прокуратурой в адрес генерального директора ООО «Лая-Девелопмент» внесено представление № об устранении нарушений требований федерального законодательства, по результатам которого должных мер не принято. Кроме того, отсутствует информация в наглядной и доступной форме юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на объекте транспортной инфраструктуры, а также всех физических лиц, находящихся на объекте транспортной инфраструктуры, о положениях законодательства Российской Федерации в области обеспечения транспортной безопасности и об организационно-распорядительных документах, направленных на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры. Указанные нарушения требований законодательства о транспортной безопасности и противодействии терроризму не обеспечивают готовность к эффективным и быстрым мерам реагирования при возникновении чрезвычайных ситуаций и их ликвидации, не способствуют предупреждению актов незаконного вмешательства в том числе террористических актов, тем самым существует угроза жизни и здоровью неопределенного круга лиц, обслуживающего персонала. Просил обязать ответчика в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения законодательства о транспортной безопасности, а именно: назначить лицо, ответственного за обеспечение транспортной безопасности на объекте транспортной инфраструктуры – «Причальная линия» реестровый номер МТН-792; назначить лицо, ответственного за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры ООО «Лая-Девелопмент»; разместить информацию в наглядной и доступной форме для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на объекте транспортной инфраструктуры, а также всех физических лиц, находящихся на объекте транспортной инфраструктуры, о положениях законодательства Российской Федерации в области обеспечения транспортной безопасности и об организационно-распорядительных документах, направленных на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, в части, их касающейся, в том числе о запрете: допуска в зону транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры вне контрольно-пропускных пунктов и (или) постов объекта транспортной инфраструктуры; допуска в зону транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры или ее части по поддельным (подложным) и (или) недействительным проездным и (или) удостоверяющим личность документам и пропускам, а также перемещение грузов по поддельным (подложным) и (или) недействительным перевозочным документам; перемещение предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения, в отношении которых в соответствии с правилами проведения досмотра предусмотрен запрет или ограничение на перемещение в зону транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры или ее часть; действий на объекте транспортной инфраструктуры, приводящих к повреждению устройств и оборудования объекта транспортной инфраструктуры или использованию их не по функциональному предназначению, влекущих за собой человеческие жертвы, материальный ущерб или способствующих наступлению таких последствий.
В судебном заседании представитель истца – помощник Архангельского транспортного прокурора Жорник ****. требования поддержала по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика Фаустов ****. в судебном заседании не возражал против удовлетворения исковых требований. Полагал исковые требования разумными, исполнимыми в течение 6 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.
По определению суда дело рассмотрено при данной явке.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
Противодействие терроризму в Российской Федерации в силу ст.2 Федерального закона Российской Федерации от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» основывается, в том числе, на следующих основных принципах: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; законность; приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности; неотвратимость наказания за осуществление террористической деятельности; системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму; сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями, международными и иными организациями, гражданами в противодействии терроризму; приоритет мер предупреждения терроризма; единоначалие в руководстве привлекаемыми силами и средствами при проведении контртеррористических операций; сочетание гласных и негласных методов противодействия терроризму; конфиденциальность сведений о специальных средствах, технических приемах, тактике осуществления мероприятий по борьбе с терроризмом, а также о составе их участников; недопустимость политических уступок террористам; минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма; соразмерность мер противодействия терроризму степени террористической опасности.
В силу ст. 3 Федерального закона от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» предупреждение (профилактика) терроризма, в том числе выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих совершению террористических актов, являются неотъемлемой частью деятельности по противодействию терроризма.
В соответствии с ч.5 ст.15 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» регламентировано, что защита акваторий морских портов от актов незаконного вмешательства осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о транспортной безопасности.
В соответствии с п.10 ст.1 и ч.1 ст.2 Федерального закона от 09 февраля 2007 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» под транспортной безопасностью понимается состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства. Целями обеспечения транспортной безопасности являются защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.
В судебном заседании установлено, что архангельской транспортной прокуратурой была проведена проверка исполнения требований законодательства о транспортной безопасности, антитеррористической защищенности объекта транспортной инфраструктуры водного транспорта в деятельности ООО «Лая-Девелопмент», в ходе которой выявлены нарушения.
ООО «Лая-Девелопмент» на основании свидетельства о государственной регистрации права является собственником объекта – причальная линия, инвентарный номер №, находящегося по адресу: <адрес> кадастровый №.
В соответствии с уведомлением от Федерального агентства морского и речного транспорта объекту транспортной инфраструктуры «Причальная линия» присвоена 4 категория и реестровый номер МТН-792.
Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры морского и речного транспорта утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 08 октября 2020 года № (далее – Требования). В соответствии с п.п.1 п.5 Требования субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязаны назначить лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры.
В нарушение вышеуказанных требований закона, лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры, не назначено.
Согласно п.п.2 п.5 Требования, субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязаны назначить лицо (лиц), ответственное за обеспечение транспортной безопасности одного или нескольких объектов транспортной инфраструктуры.
В нарушение вышеуказанных требований закона, лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры – «Причальная линия» не назначено.
12 августа 2022 года Архангельской транспортной прокуратурой по результатам прокурорской проверки в адрес ответчика было вынесено представление № об устранении нарушений требований федерального законодательства.
Приказом генерального директора ООО «Лая-Девелопмент» от 01 сентября 2022 года № «О назначении лица, ответственного за обеспечение транспортной безопасности на объекте транспортной инфраструктуры» лицом, ответственным за обеспечение транспортной безопасности на объекте транспортной инфраструктуры – причальная линия назначен генеральный директор ****
21 ноября 2022 года Архангельской транспортной прокуратурой принесен протест № в связи с не прохождением ****. подготовки и аттестации сил обеспечения транспортной безопасности.
Приказом № Генерального директора от 01 декабря 2022 года приказ № от 01 сентября 2022 года «О назначении лица, ответственного за обеспечение транспортной безопасности на объекте транспортной инфраструктуры» отменен.
В соответствии с пп.13 п.5 Требований субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязаны информировать в наглядной и доступной форме юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на объекте транспортной инфраструктуры, а также всех физических лиц, находящихся на объекте транспортной инфраструктуры, о положениях законодательства Российской Федерации в области обеспечения транспортной безопасности и об организационно-распорядительных документах, направленных на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, в части, их касающейся, в том числе о запрете: допуска в зону транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры вне контрольно-пропускных пунктов и (или) постов объекта транспортной инфраструктуры; допуска в зону транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры или ее части по поддельным (подложным) и (или) недействительным проездным и (или) удостоверяющим личность документам и пропускам, а также перемещение грузов по поддельным (подложным) и (или) недействительным перевозочным документам; перемещение предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения, в отношении которых в соответствии с правилами проведения досмотра предусмотрен запрет или ограничение на перемещение в зону транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры или ее часть; действий на объекте транспортной инфраструктуры, приводящих к повреждению устройств и оборудования объекта транспортной инфраструктуры или использованию их не по функциональному предназначению, влекущих за собой человеческие жертвы, материальный ущерб или способствующих наступлению таких последствий.
Как следует из материалов дела, и не оспаривается ответчиком, в нарушение вышеуказанных требований закона, отсутствует информация в наглядной и доступной форме для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на объекте транспортной инфраструктуры, а также всех физических лиц, находящихся на объекте транспортной инфраструктуры, о положениях законодательства Российской Федерации в области обеспечения транспортной безопасности и об организационно-распорядительных документах, направленных на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры.
На момент рассмотрения настоящего спора выявленные недостатки ответчиком не устранены.
Доказательств назначения лица, ответственного за обеспечение транспортной безопасности на объекте транспортной инфраструктуры – «Причальная линия» реестровый номер МТН 792, а также лица, ответственного за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры ООО «Лая-Девелопмент», не представлено. Также ответчиком не представлено доказательств размещения информации о положениях законодательства Российской Федерации в области обеспечения транспортной безопасности и об организационно-распорядительных документах.
Мероприятия по обеспечению транспортной безопасности и антитеррористической защищенности обязательны для применения и исполнения организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.
Бездействие ООО «Лая-Девелопмент» является незаконным, указанные нарушения требований законодательства о транспортной безопасности и противодействии терроризму не обеспечивают готовность к эффективным и быстрым мерам реагирования при возникновении чрезвычайных ситуаций и их ликвидации, не способствуют предупреждению актов незаконного вмешательства, в том числе террористических актов, тем самым существует угроза жизни и здоровью неопределенного круга лиц, обслуживающего персонала.
При указанных обстоятельствах исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
С учетом объема необходимых к выполнению работ, соблюдая баланс прав всех участников правоотношений, суд считает необходимым определить срок для выполнения возложенных обязанностей – в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.
На основании ст. 103 ГПК РФ, с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию госпошлина в размере 300 руб.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
решил:
исковые требования Архангельского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Лая-Девелопмент» об обязании устранить нарушения законодательства о транспортной безопасности - удовлетворить.
Возложить на общество с ограниченной ответственностью «Лая-Девелопмент» (№) обязанность в течение 6 (шести) месяцев со вступления решения суда в законную силу назначить лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности на объекте транспортной инфраструктуры – «Причальная линия» реестровый номер №; назначить лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры общества с ограниченной ответственностью «Лая-Девелопмент»; разместить информацию в наглядной и доступной форме для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на объекте транспортной инфраструктуры, а также всех физических лиц, находящихся на объекте транспортной инфраструктуры, о положениях законодательства Российской Федерации в области обеспечения транспортной безопасности и об организационно-распорядительных документах, направленных на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, в части, их касающейся, в том числе о запрете: допуска в зону транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры вне контрольно-пропускных пунктов и (или) постов объекта транспортной инфраструктуры; допуска в зону транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры или ее части по поддельным (подложным) и (или) недействительным проездным и (или) удостоверяющим личность документам и пропускам, а также перемещение грузов по поддельным (подложным) и (или) недействительным перевозочным документам; перемещение предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения, в отношении которых в соответствии с правилами проведения досмотра предусмотрен запрет или ограничение на перемещение в зону транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры или ее часть; действий на объекте транспортной инфраструктуры, приводящих к повреждению устройств и оборудования объекта транспортной инфраструктуры или использованию их не по функциональному предназначению, влекущих за собой человеческие жертвы, материальный ущерб или способствующих наступлению таких последствий.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Лая-Девелопмент» №) в доход местного бюджета госпошлину в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Приморский районный суд Архангельской области в течение месяца со дня вынесения решения.
Мотивированное решение изготовлено 13 февраля 2023 года.
Председательствующий Н.В. Алексеева