Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
16 января 2023 года г. Самара
Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи Родиной Т.А.,
при секретаре Двинских К.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-462/2023 по административному исковому заявлению Егорычевой Татьяны Васильевны об установлении кадастровой стоимости нежилых помещений равной рыночной стоимости,
у с т а н о в и л:
Егорычева Т.В. обратилась в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просила установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером № равной рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2021 года в размере 2 934 799 руб., нежилого помещения с кадастровым номером № равной рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2021 года в размере 471 556 руб., нежилого помещения с кадастровым номером № равной рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2021 года в размере 745 235 руб.
В обоснование заявленных требований административный истец указала, что является собственником названных объектов недвижимости, кадастровая стоимость которых превышает размер рыночной стоимости, нарушая ее права как плательщика налога на имущество.
Административный истец, административные ответчики: Министерство имущественных отношений Самарской области, Управление Росреестра по Самарской области, Правительство Самарской области, заинтересованные лица: ППК «Роскадастр» (до преобразования ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области), ГБУ СО ЦКО, Администрация городского округа Тольятти Самарской области не направили в суд своих представителей, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Представитель административного истца Щеголева И.И. просила рассмотреть дело без ее участия.
Относительно заявленных требований представитель заинтересованного лица ГБУ СО ЦКО представил письменный отзыв, в котором указал, что определенная отчетом об оценке рыночная стоимость объектов недвижимости находится в диапазоне рыночных цен для сегмента рынка, к которому относятся рассматриваемые объекты недвижимости, а также просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Исследовав материалы дела, суд считает заявленные Егорычевой Т.В. требования подлежащими удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Согласно статье 22 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке» № 237 от 3 июля 2016 года результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Одним из оснований для оспаривания кадастровой стоимости является установление кадастровой стоимости объекта недвижимости равной рыночной стоимости.
Как следует из материалов дела, Егорычевой Т.В. на праве собственности принадлежат нежилые помещения, расположенные по адресу: <адрес>, а именно: нежилое помещение с кадастровым номером № площадью 165,9 кв. м., нежилое помещение с кадастровым номером № площадью 23,6 кв. м., нежилое помещение с кадастровым номером № площадью 38,3 кв. м.
Кадастровая стоимость указанных объектов недвижимости утверждена Приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 25.11.2021 № 2451 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости зданий, помещений, сооружений, объектов незавершенного строительства, машино-мест на территории Самарской области" по состоянию на 1 января 2021 года в следующих размерах: нежилого помещения с кадастровым номером № в размере 5 180 934,23 руб., нежилого помещения с кадастровым номером № в размере 793 704,58 руб., нежилого помещения с кадастровым номером № в размере 1 278 264,80 руб.
Считая кадастровую стоимость нежилых помещений завышенной и нарушающей ее права как плательщика налога на имущество, административный истец 16 декабря 2022 года обратилась суд с заявленными требованиями, рассматриваемыми в рамках данного административного дела.
В обоснование заявленных требований административным истцом представлен отчет об оценке № 2022ОКС/12-02-01 от 14 декабря 2022 года, выполненный оценщиком общества с ограниченной ответственностью «Центр экспертизы и Оценки» в соответствии с которым рыночная стоимость нежилого помещения с кадастровым номером № определена по состоянию на 1 января 2021 года в размере 2 934 799 руб., нежилого помещения с кадастровым номером № определена по состоянию на 1 января 2021 года в размере 471 556 руб., нежилого помещения с кадастровым номером № определена по состоянию на 1 января 2021 года в размере 745 235 руб.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» отчет не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объекта оценки, а также иные сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете.
Давая оценку отчету № 2022ОКС/12-02-01 от 14 декабря 2022 года, суд отмечает, что оценка выполнена по состоянию на 1 января 2021 года, то есть на дату определения кадастровой стоимости нежилых помещений. Приведённые в отчете выводы оценщика не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение. Оценщик руководствовался федеральными стандартами оценки, его выводы базируются на достоверных правоустанавливающих документах, отчет содержит определение рыночной стоимости нежилых помещений на основе качественных и количественных характеристик объектов оценки, анализа рынка недвижимости и выявления ценообразующих факторов, влияющих на стоимость объектов оценки, расчетов величины рыночной стоимости, приведенных в рамках выбранных оценщиком сравнительного и доходного подходов. Суждение о величинах рыночной стоимости основано на полном и объективном анализе ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признаётся достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Доказательств иной величины рыночной стоимости нежилых помещений, а также замечаний к отчету об оценке сторонами не представлено.
Стороны не заявили ходатайств о назначении судебной экспертизы, и суд оснований для назначения судебной экспертизы не усматривает.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что определённая отчетом об оценке № 2022ОКС/12-02-01 от 14 декабря 2022 года, выполненным оценщиком общества с ограниченной ответственностью «Центр экспертизы и Оценки» рыночная стоимость нежилых помещений является достоверной, в связи с чем требования административного истца являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Из материалов дела следует, что датой обращения административного истца в суд является 16 декабря 2022 года, что следует отразить в резолютивной части решения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л :
Требования Егорычевой Татьяны Васильевны удовлетворить
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером № площадью 165,9 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, равной рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2021 года в размере 2 934 799 руб.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером № площадью 23,6 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, равной рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2021 года в размере 471 556 руб.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером № площадью 38,3 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, равной рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2021 года в размере 745 235 руб.
Датой обращения административного истца в суд считать 16 декабря 2022 года.
Решение может быть обжаловано в четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме
Судья: Т.А. Родина
Мотивированное решение изготовлено 24 января 2023 года.