2а-4147/2023
73RS0001-01-2023-003628-59
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
31 августа 2023 года г. Ульяновск
Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе:
судьи Сизова И.А.,
при секретаре Лысовой Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы административного дела по административному исковому заявлению прокурора Ленинского района города Ульяновска действующего в интересах неопределенного круга лиц к Министерству имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области о признании незаконным бездействия,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Ленинского района г.Ульяновска обратился в суд с вышеуказанным административным иском.
Административные исковые требования мотивированы тем, что в ходе проверки земельного законодательства в части обеспечения граждан, имеющих трех и более детей, выявлены факты бездействия должностных лиц Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области.
Так, в соответствии с и. 6 с г. 39.5 и ч. 1 ст. 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации гражданам, имеющим трех и более детей, предоставлено право однократного получения земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность бесплатно, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
По состоянию на 07.02.2023 в очереди на получение земельных участков числятся 3941 многодетных семей (по состоянию на 01.01.2022 -3285).
При этом за период 2022 -2023 гг. Министерством строительства и архитектуры Ульяновской области (в настоящее время — Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области) было предоставлено 404 земельных участка многодетным семьям в собственность бесплатно, в том числе:
в 2021 г. в <адрес> (20 земельных участков), <адрес> (15 земельных участков), <адрес> (4 земельных участка);
в 2022 г. в <адрес> (1 земельный участок), <адрес> (11 земельных участков), <адрес> (4 земельных участка), земельный массив, находящийся севернее кварталов «Г» и «Д» в <адрес> (349 земельных участка).
В 2023 г. предоставление земельных участков многодетным семьям осуществляется из земельного массива с кадастровым номером №, расположенном) по адресу: <адрес> в 1970 метрах северо-западнее кольца по <адрес> при выезде из города вдоль трассы <адрес> в направлении на <адрес>, из которого сформировано лишь 432 земельных участка.
Таким образом, число формируемых земельных участков для последующего предоставления многодетным семьям не соответствует реальной потребности граждан в земельных участках.
Просил суд:
-признать незаконным бездействие Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области, выразившееся в непроведении работ по формированию, постановке на кадастровый учет земельных участков, предназначенных для предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, в объеме, обеспечивающем потребность лиц, данной категории;
-возложить на Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области обязанность по проведению работ по формированию, постановке на кадастровый учет земельных участков, предназначенных для предоставления гражданам, имеющим трех более детей, в объеме, обеспечивающем потребности лиц данной категории с целью последующего предоставления указанной категории лиц земельных участков, в течение пяти месяцев со дня вступления решения по настоящему делу в законную силу.
Помощник прокурора в судебном заседании требования поддержал.
Представитель ответчика в судебном заседании в удовлетворении требований просила отказать.
Иные лица, участвующие в деле, в судебном заседании участия не принимали, извещались.
Выслушав явившихся лиц, исследовав письменные материалы административного дела, исполнительное производство, суд приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральным законом.
В соответствии с частью 4 статьи 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, уполномоченный по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Частями 8, 9, 11 статьи 226 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регламентируется главой V.1 Земельного кодекса Российской Федерации, где в статье 39.1 указаны основания возникновения прав на земельный участок, в том числе на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование (подпункт 1 пункта 1).
Случаи предоставления таких земельных участков в собственность бесплатно установлены статьей 39.5 поименованного кодекса, которая к таковым в подпункте 6 относит предоставление земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации, особенности предоставления предусмотрены в статье 39.19 названного кодекса.
В соответствии с пунктом 2 статьи 39.19 Земельного кодекса Российской Федерации если иное не предусмотрено федеральными законами порядок постановки граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 названного Кодекса, порядок снятия граждан с данного учета, порядок предоставления гражданам земельных участков в собственность бесплатно, основания для отказа в данном предоставлении, предельные размеры земельных участков, предоставляемых этим гражданам, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.
Как следует из правовой позиции Конституционного Суда РФ выраженной в определении от 09 ноября 2017 года N 2516-О, устанавливая такое правовое регулирование, законодатель принимал во внимание, в частности, цели улучшения жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставленных указанной категории граждан на бесплатной основе (подпункт "а" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг"; распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 июня 2012 года N 1119-р "Комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих 3 и более детей").
Между тем, в системе как прежнего, так и действующего на уровне Российской Федерации законодательного регулирования не установлен специальный порядок обеспечения объектами инфраструктуры земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, при их предоставлении в собственность гражданам бесплатно в качестве одной из мер государственной поддержки семей, имеющих детей. Поскольку земельные участки предоставляются для индивидуального жилищного строительства, подлежит учету нормативное регулирование застройки территорий городских и сельских поселений, которое должно осуществляться в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и основанными на его положениях актами территориального планирования, а также документами градостроительного зонирования - правилами землепользования и застройки, включающими в себя градостроительные регламенты (пункт 3 части 2 статьи 30 данного Кодекса). В таких регламентах, как следует из пункта 4 части 6 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются в том числе расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур.
Следовательно, при решении вопроса о предоставлении земельного участка в собственность гражданам бесплатно должны приниматься во внимание реальные показатели пригодности конкретного земельного участка для целей ведения индивидуального жилищного строительства с точки зрения его оснащенности объектами необходимой инфраструктуры, что получило свое отражение в Методических рекомендациях субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей (утверждены приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 9 сентября 2013 года N 372; подпункты 3 и 4 пункты 17).
Исходя из анализа вышеприведенных норм с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации следует, что полномочия по определению случаев и порядка предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность гражданам бесплатно в качестве меры государственной поддержки многодетных семей и в иных такого рода случаях, связанных с обеспечением социальной поддержки определенных категорий граждан, закреплены за органами государственной власти субъектов Российской Федерации и взаимосвязаны с положениями Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
В свою очередь, органы местного самоуправления при определении земельных участков для предоставления в установленных субъектом Российской Федерации случаях в собственность гражданам, имеющим трех и более детей, должны исходить из оснащенности такого земельного участка объектами необходимой инфраструктуры, организация которой возложена, в частности, на органы местного самоуправления городских округов положениями пунктов 4 и 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". При отсутствии же на территории городского округа земельных участков, отвечающих критериям инфраструктурной пригодности для индивидуального жилищного строительства, не исключается возможность предоставления органами местного самоуправления на основе взаимодействия с органами государственной власти субъекта Российской Федерации в собственность гражданам бесплатно иных находящихся в муниципальной собственности земельных участков, на которых создание объектов необходимой инфраструктуры должно в таких случаях обеспечиваться органами государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке исполнения полномочий, установленных подпунктами 24 и 29 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Данная позиция также отражена в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 9 ноября 2017 года N 2516-0.
Согласно ст.13.3. Закона Ульяновской области от 17.11.2003 N 059-ЗО "О регулировании земельных отношений в Ульяновской области" закон Ульяновской области от 17.11.2003 N 059-ЗО "О регулировании земельных отношений в Ульяновской области". земельные участки, находящиеся в государственной собственности Ульяновской области или муниципальной собственности муниципальных образований Ульяновской области, а также земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена (далее - земельные участки), и предельные размеры которых установлены пунктами 1, 3 и 6 части 3 статьи 11 настоящего Закона, предоставляются в собственность бесплатно:
(в ред. Законов Ульяновской области от 26.06.2017 N 69-ЗО, от 27.04.2022 N 37-ЗО, от 31.07.2023 N 81-ЗО): 1) проживающему на территории Ульяновской области гражданину Российской Федерации, имеющему трех и более детей в возрасте до 18 лет, проживающих совместно с гражданином и воспитываемых им, и (или) детей в возрасте от 18 до 23 лет, проживающих совместно с гражданином и обучающихся в очной форме по образовательным программам среднего общего, среднего профессионального или высшего образования, реализуемым общеобразовательными организациями, профессиональными образовательными организациями или образовательными организациями высшего образования, имеющими лицензию на осуществление соответствующей образовательной деятельности и государственную аккредитацию образовательной деятельности по реализуемым ею образовательным программам, и (или) детей в возрасте от 18 до 23 лет, проходящих военную службу по призыву, либо осуществляющему опеку и (или) попечительство над тремя и более детьми в возрасте до 18 лет по договору о приемной семье, заключаемому между органами опеки и попечительства и приемными родителями или приемным родителем, для индивидуального жилищного строительства, или ведения личного подсобного хозяйства на приусадебном земельном участке с возведением жилого дома, или ведения садоводства для собственных нужд 2) постоянно проживающему на территории Ульяновской области не менее пяти лет и состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении гражданину Российской Федерации, являющемуся в соответствии со статьями 3 и 4 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" инвалидом Великой Отечественной войны, или ветераном боевых действий, или признанным в установленном порядке инвалидом с указанием военной травмы в качестве причины инвалидности, для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства на приусадебном земельном участке с возведением жилого дома;
3) постоянно проживающему на территории Ульяновской области не менее пяти лет и состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении гражданину Российской Федерации, являющемуся одним из родителей (в том числе одинокой матерью либо одиноким отцом) в студенческой семье, имеющей ребенка (детей), для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства на приусадебном земельном участке с возведением жилого дома. Отнесение семей к категории студенческих семей осуществляется в соответствии со статьей 3 Закона Ульяновской области от 2 ноября 2011 года N 180-ЗО "О некоторых мерах по улучшению демографической ситуации в Ульяновской области"
Земельные участки, предельные размеры которых установлены пунктом 6 части 3 статьи 11 настоящего Закона, предоставляются для ведения садоводства для собственных нужд в собственность бесплатно: постоянно проживающему на территории Ульяновской области не менее пяти лет гражданину Российской Федерации, являющемуся в соответствии со статьями 3 и 4 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" инвалидом Великой Отечественной войны, или ветераном боевых действий, или признанным в установленном порядке инвалидом с указанием военной травмы в качестве причины инвалидности; постоянно проживающему на территории Ульяновской области не менее пяти лет гражданину Российской Федерации, являющемуся одним из родителей (в том числе одинокой матерью либо одиноким отцом) в студенческой семье, имеющей ребенка (детей). Отнесение семей к категории студенческих семей осуществляется в соответствии со статьей 3 Закона Ульяновской области от 2 ноября 2011 года N 180-ЗО "О некоторых мерах по улучшению демографической ситуации в Ульяновской области"
Земельные участки, предельные размеры которых установлены частью 3 статьи 11 настоящего Закона, предоставляются для индивидуального жилищного строительства, или ведения личного подсобного хозяйства на приусадебном земельном участке с возведением жилого дома, или ведения садоводства для собственных нужд в собственность бесплатно гражданам, указанным в части 1 настоящей статьи, в случае если они или члены их семей являются арендаторами таких земельных участков
Граждане, указанные в частях 1 и 1.1 настоящей статьи, имеют право на получение земельных участков в собственность бесплатно в случае отсутствия решений о предоставлении им земельных участков в собственность бесплатно в соответствии с настоящим Законом, принятых органами, уполномоченными на предоставление земельных участков.
Как указывает в отзыве представитель административного ответчика в настоящее время в очереди на получение спорых земельных участков состоит 4021 семья.
В 2020 году предоставлено 349 земельных участков, за первую половину 2023 года 427 земельных участков.
В судебном заседании представитель административного ответчика пояснил, что в настоящее время сформирован банк из 323 земельных участков из разряда земель, государственная собственность на которые разграничена.
Из представленных суду материалов следует, что в 2021-2023 г. административным ответчиком длительное время инициируется внесение изменений в генеральный план, правила землепользования и застройки, проект планировки территории, в целях определения земельных участков для предоставления их соответствующей категории семей.
За истекший период 2023 г., как установлено в судебном заседании административным ответчиком направлено лишь одно обращение в администрацию города Ульяновска.
Ссылка административного ответчика на то, что процедура формирования и постановки на учет земельного участка, включая согласовательные мероприятия с профильными ведомствами является длительной, срок установленный прокурором является не разумным, судом отклоняется.
При невозможности исполнения решения суда в установленный срок, административный ответчик не лишен права на обращение в суд с заявлением о предоставлении рассрочки, отсрочки исполнения решения суда.
Ссылка административного ответчика на то, что круг лиц, в интересах которых обратился прокурор с административным исковым заявлением, определен многодетными семьями, состоящими на учете по бесплатному предоставлению земельных участков для индивидуального жилищного строительства, судом во внимание не принимается.
Пунктом 4 статьи 27, пунктом 3 статьи 35 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" предусмотрено право прокурора на обращение в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В обоснование своих требований прокурор указал, что действует в защиту прав неопределенного круга лиц в соответствии с частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и сослался на бездействие административного ответчика, выразившееся в непроведении работ по формированию, постановке на кадастровый учет земельных участков, предназначенных для предоставления гражданам, имеющим трех и более детей на территории Ульяновской области.
На основании изложенного, принимая во внимание, что Конституция Российской Федерации, провозглашая Россию социальным государством, обязывает к осуществлению государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства (статья 7 части 1, 2), а разработка комплекса мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, как находящихся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе, предусмотрена Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг", суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.
В силу конституционного положения об осуществлении судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон (ст. 123 Конституции Российской Федерации) суд по данному делу обеспечил равенство прав участников процесса представлению, исследованию и заявлению ходатайств.
При рассмотрении дела суд исходил из представленных сторонами доказательств, иных доказательств сторонами не представлено.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административный иск прокурора Ленинского района г.Ульяновска – удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области, выразившееся в непроведении работ по формированию, постановке на кадастровый учет земельных участков, предназначенных для предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, в объеме, обеспечивающем потребность лиц, данной категории.
Возложить на Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области обязанность по проведению работ по формированию, постановке на кадастровый учет земельных участков, предназначенных для предоставления гражданам, имеющим трех более детей, в объеме, обеспечивающем потребности лиц данной категории с целью последующего предоставления указанной категории лиц земельных участков, в течение пяти месяцев со дня вступления решения по настоящему делу в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г. Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Срок принятия решения в окончательной форме 14.09.2023
Судья И.А. Сизов