Судебный акт #1 (Решение) по делу № 7р-70/2021 от 26.01.2021

Судья Гайнутдинова А.С.                        дело № 7р-70/2021

РЕШЕНИЕ

город Йошкар-Ола                                                        26 марта 2021 года

Судья Верховного Суда Республики Марий Эл Салихова Э.И.,

при секретаре Богомоловой Л.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда жалобу Роя А.В. на постановление заместителя главного государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Татарстан, Республике Марий Эл и Чувашской Республике Щекурина Э.А. от 26 октября 2020 года № 86-м, решение судьи Волжского городского суда Республики Марий Эл от 29 декабря 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении

участкового лесничего Яльчинского участкового лесничества федерального государственного бюджетного учреждения «Национальный парк «Марий Чодра» Роя А.В., <дата> года рождения, уроженца <адрес>, проживающего по адресу: <адрес>, ранее не привлекавшегося к административной ответственности за совершение однородных правонарушений,

у с т а н о в и л:

постановлением заместителя главного государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Татарстан, Республике Марий Эл и Чувашской Республике Щекурина Э.А. от 26 октября 2020 года № 86-м участковый лесничий Яльчинского участкового лесничества федерального государственного бюджетного учреждения «Национальный парк «Марий Чодра» (далее ФГБУ «Национальный     парк «Марий Чодра») Рой А.В. привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

Решением судьи Волжского городского суда Республики Марий Эл от 29 декабря 2020 года указанное постановление должностного лица оставлено без изменения.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Марий Эл, Рой А.В. просит отменить решение судьи и постановление должностного лица, прекратить производство по делу. Указывает, что судом не принят во внимание тот факт, что порубочные остатки образовались в результате незаконной рубки деревьев в квартале № 70 Яльчинского участкового лесничества на территории, прилегающей к лесу, в охранной зоне линий электропередач ВЛ 500 кВ «Чебоксарская ГЭС-Помары». 8 октября 2020 года ФГБУ «Национальный     парк «Марий Чодра» направил материалы дела по незаконной вырубке деревьев в адрес Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел «Волжский» для расследования и привлечения к ответственности виновных лиц. Обслуживание линий электропередач ВЛ 500 кВ «Чебоксарская ГЭС-Помары» проводит филиал публичного акционерного общества «Федеральная сетевая компания единые электросети» (далее ПАО «ФКС ЕЭС») Средне-Волжское предприятие МЭС. Уведомлений о проведении работ по техническому обслуживанию объектов электросетевого хозяйства от филиала ПАО «ФСК ЕЭС» Средне-Волжское предприятие МЭС в адрес ФГБУ «Национальный парк «Марий Чодра» не поступало. Нарушения незамедлительно устранены. Участковым лесничим Роем А.В. приняты все зависящие от него меры по предотвращению нарушений в области пожарной безопасности, указанное правонарушение является малозначительным, поскольку не причинило вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия народов Российской Федерации, не повлекло возникновение угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и каких-либо иных негативных последствий.

В письменных возражениях и дополнении к ним Волжско-Камское межрегиональное управление Росприроднадзора (далее также Управление) приводит доводы об отсутствии признаков малозначительности совершенного правонарушения ввиду наличия обстоятельств, способствующих возникновению чрезвычайной ситуации. Также указывает, что на земельном участке, на котором были выявлены нарушения, порубочные остатки были застарелые, срубленные давно, ими была завалена минерализованная полоса. Плановый (рейдовый) осмотр особо охраняемой природной территории, в ходе которого выявлено правонарушение, проводился в рамках осуществления государственного экологического надзора в порядке статьи 13.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», и не требовал привлечения к участию ответственных лиц. Документально факт устранения Роем А.В. нарушений, принятия мер к этому не подтвержден, информация об этом в Управление не поступала, представленные в Верховный Суд Республики Марий Эл фотоснимки сделаны без привязки к географическим координатам, иным ориентирам. При этом Рой А.В., сам являясь должностным лицом, выявляющим правонарушения природоохранного законодательства и составляющим протоколы об административных правонарушениях, в силу должностных обязанностей не может ссылаться на незнание порядка оформления доказательств. Направление ФГБУ «Национальный парк «Марий Чодра» в отдел полиции материалов для расследования и привлечения к ответственности виновных лиц за незаконную рубку на указанном земельном участке не является свидетельством принятия мер по устранению нарушений, является обязанностью национального парка.

Рой А.В. в судебном заседании жалобу поддержал, просил ее удовлетворить.

Представитель Волжско-Камского межрегионального управления Росприроднадзора Семина А.П. в судебном заседании поддержала представленные возражения.

Заслушав объяснения указанных лиц, изучив доводы жалобы, возражений, исследовав представленные материалы дела, материалы жалобного производства, судья приходит к следующему.

Частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ установлена административная ответственность в том числе должностных лиц за нарушение правил пожарной безопасности в лесах.

Объективная сторона данного правонарушения выражается в действии или бездействии, нарушающих требования и правила пожарной безопасности в лесах. В этих случаях закон не связывает ответственность с наступлением какого-либо экологического или имущественного ущерба.

Ответственность должностных лиц по данной статье наступает тогда, когда виновное должностное лицо в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей, в том числе в результате бездействия, допускает нарушение правил пожарной безопасности в лесах.

В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности.

В силу части 1 статьи 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.

Леса подлежат охране от пожаров (часть 1 статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – Лесной кодекс РФ)).

Статьей 19 Лесного кодекса предусмотрено, что меры по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий.

В соответствии с Положением об особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях, утвержденным Приказом МПР РФ от 16 июля 2007 года № 181 «Об утверждении особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях», установлено, что леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях, подлежат охране от пожаров, от загрязнения и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов в соответствии с лесным законодательством Российской Федерации, режимом особой охраны особо охраняемой природной территории.

Единые требования к пожарной безопасности в лесах установлены Правилами пожарной безопасности в лесах, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 года № 417 (далее - Правила пожарной безопасности в лесах), действовавшие на момент совершения административного правонарушения.

Лица, виновные в нарушении требований настоящих Правил, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 38 Правил пожарной безопасности в лесах).

Пунктом 3 вышеуказанных Правил пожарной безопасности в лесах установлен перечень мер пожарной безопасности в лесах: предупреждение лесных пожаров (противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров), мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров, разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров.

Пунктом 4 Правил пожарной безопасности в лесах установлено, что вышеуказанные меры пожарной безопасности в лесах осуществляются Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации - в отношении лесов, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения.

Согласно пункту 5 Правил пожарной безопасности в лесах мера пожарной безопасности в лесах, предусмотренная подпунктом «а» пункта 3 настоящих Правил, на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование или аренду, осуществляется лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов.

В соответствии с пунктом 9.1 Правил пожарной безопасности в лесах в период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу, обеспечивают ее очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделяют лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером.

Пожароопасный сезон в лесу - это часть календарного года, в течение которой возможно возникновение лесного пожара (ГОСТ 17.6.1.01-83 Государственный стандарт Союза ССР. Охрана природы. Охрана и защита лесов. Термины и определения, утвержденный и введенный в действие постановлением Госстандарта СССР от 19 декабря 1983 года № 6263). С учетом природно-климатических факторов Правительство Российской Федерации определило пожароопасный сезон как период, начинающийся со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова.

С 1 января 2021 года вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации от 7 октября 2020 года № 1614 «Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах», положениями которого предусмотрены аналогичные требования пожарной безопасности в лесах.

Как следует из материалов дела об административном правонарушении, 25 сентября 2020 года в результате планового (рейдового) мероприятия, проведенного на основании приказа заместителя руководителя Волжско-Камского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Щекурина Э.А. от 11 сентября 2020 года № 625 и планового задания на проведение планового (рейдового) осмотра выявлен факт нарушения Правил пожарной безопасности в лесах – захламление земельного участка горючими материалами, а именно: порубочными остатками, ветками и вершинками деревьев с сухой порыжевшей хвоей в непосредственной близости к растущим хвойным деревьям на протяжении 60 метров шириной 5 метров в выделе № 34 квартала 70 Яльчинского участкового лесничества ФГБУ «Национальный парк «Марий Чодра» и на территории, прилегающей к лесу, в охранной зоне линий электропередач ВЛ 500 кВ «Чебоксарская ГЭС – Помары» (между опорами № 197 и № 198). Проходящая по границе квартала № 70 минерализованная полоса также захламлена порубочными остатками.

Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении участкового лесничего Яльчинского участкового лесничества ФГБУ «Национальный парк «Марий Чодра» Роя А.В. 12 октября 2020 года протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ, и последующего привлечения к административной ответственности по данной статье.

Как следует из постановления заместителя главного государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Татарстан, Республике Марий Эл и Чувашской Республике Щекурина Э.А. от 26 октября 2020 года № 86-м, в вину Рою А.В. вменено то, что он должным образом не проверил противопожарное состояние лесов особо охраняемой природной территории федерального значения в квартале 70 Яльчинского участкового лесничества, не привлек к административной ответственности виновных лиц, чем допустил нарушение требований Правил пожарной безопасности в лесах.

Судья Волжского городского суда Республики Марий Эл при рассмотрении жалобы на постановление о назначении рою А.В. административного наказания согласился с выводом должностного лица административного органа о совершении Роем А.В. в результате данного бездействия правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ.

Согласно части 1 и части 2 статьи 16 Федерального закона от 14 марта 1995 года №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» управление национальными парками осуществляется федеральными государственными бюджетными учреждениями, созданными в установленном законодательством Российской Федерации порядке. Земельные участки (в том числе земельные участки, на которых располагаются леса) в границах национальных парков предоставляются федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление национальными парками, в постоянное (бессрочное) пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации. В границах национальных парков также могут находиться земельные участки иных собственников и пользователей без изъятия из хозяйственного использования.

Согласно пункту 7 Положения о национальном парке «Марий Чодра», утвержденного приказом Министерства природы Российской Федерации от 12 марта 2018 года № 91, управление национальным парком осуществляется ФГБУ «Национальный парк «Марий Чодра».

В соответствии с пунктом 13 Устава ФГБУ «Национальный парк «Марий Чодра», утвержденного приказом Министерства природы Российской Федерации № 368 от 20 мая 2011 года, земля водные объекты, недра, растительный и животный мир, находящиеся на территории национального парка «Марий Чодра», предоставляются ему в пользование (владение) на правах, предусмотренных федеральными законами.

Таким образом, ФГБУ «Национальны парк «Марий Чодра» является лицом, осуществляющим государственное управление в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесного фонда и не входящих в лесной фонд лесов в границах национального парка.

Как следует из материалов дела, 9 января 2019 года Рой А.В. принят на работу в ФГБУ «Национальный парк «Марий Чодра» на должность лесничего (старшего государственного инспектора по охране леса) (л.д.13).

Согласно пункту 3.1 должностной инструкции участкового лесничего Яльчинского лесничества, утвержденной директором ФБГУ «Национальный парк «Марий Чодра» 9 января 2019 года, участковый лесничий организует работу государственных инспекторов по охране и патрулированию охраняемой территории в целях предупреждения, выявления и пресечения нарушений режима особой охраны и других требований природоохранного законодательства, предотвращения возгораний и пожаров, ухудшения экологического состояния природных комплексов и хозяйственных объектов. В соответствии с пунктом 3.6 должностной инструкции лесничий составляет протоколы о нарушениях лесного законодательства и проверяет правильность составления протоколов подчиненными ему работниками, своевременно направляет их в вышестоящий лесохозяйственный орган. На основании пункта 3.10 должностной инструкции лесничий дает предписания (указания) по устранению нарушений лесного законодательства, установленного порядка ведения лесного хозяйства и лесопользования. Согласно пункту 3.14. должностной инструкции лесничий участвует в разработке лесозащитных мероприятий и руководит мероприятиями по охране лесов от пожаров.

В соответствии с пунктом 5.8 должностной инструкции участковый лесничий несет ответственность за действие или бездействие по охране лесов от пожаров, лесонарушений.

Таким образом, участковый лесничий Рой А.В. является должностным лицом ФГБУ «Национальный парк «Марий Чодра», ответственным за соблюдение правил пожарной безопасности в лесах национального парка «Марий Чодра».

Довод жалобы о том, что выявленные нарушения явились следствием незаконной рубки леса иными лицами, не может быть принят во внимание, так как участковый лесничий, являясь ответственным лицом, обязанным организовать работу государственных инспекторов по охране и патрулированию охраняемой территории в целях предупреждения, выявления и пресечения нарушений режима особой охраны и других требований природоохранного законодательства, предотвращения возгораний и пожаров, допустил нарушение Правил пожарной безопасности в лесах своим бездействием.

Ссылка в жалобе на то, что нарушение правил пожарной безопасности было допущено при проведении работ по техническому обслуживанию объектов электросетевого хозяйства филиалом ПАО «ФКС ЕЭС» Средне-Волжское предприятие МЭС, который не уведомил национальный парк о работах по очистке просек ВЛ от ДКР, также не имеет правового значения для решения вопроса о наличии вины должностного лица, поскольку, как следует из представленных в суд документов, расчистка просек производилась в охранной зоне электропередач в весенний период 2020 года. Нарушение – захламление земельного участка и минерализованной полосы горючими материалами (порубочными остатками) было выявлено уполномоченным органом 25 сентября 2020 года, что свидетельствует о том, что с момента производства работ по рубке леса прошло достаточно много времени, в течение которого участковый лесничий, ответственный за эту территорию, должен был обнаружить захламленный и не очищенный от порубочных остатков участок, принять к меры к устранению нарушения. О том, что с момента рубки прошло много времени свидетельствует также то, что ветки и вершинки срубленных деревьев на момент осмотра территории были с сухой порыжевшей хвоей.

Проведение рейдового мероприятия проводилось без участия участкового лесничего, поскольку оно осуществлено в порядке статьи 13.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», то есть не в отношении конкретного юридического лица, индивидуального предпринимателя.

То обстоятельство, что захламление участка было незамедлительно после уведомления Роя А.В. о данном обстоятельстве устранено, не исключает его вины в совершении вмененного административного правонарушения – отсутствии надлежащего контроля на подведомственной ему территории национального парка за соблюдением правил Пожарной безопасности в лесах. Кроме того, факт устранения нарушения надлежащим образом не был подтвержден, доказательства в уполномоченный орган до рассмотрения дела представлены не были.

Обращение в орган полиции для выявления лиц, виновных в незаконной рубке леса, также не влечет освобождение Роя А.В. от административной ответственности, поскольку объективная сторона правонарушения, допущенного им, выразилась в незаконном бездействии в период до выявления административным органом захламленного порубочными остатками участка.

Учитывая изложенное, вывод о виновности Роя А.В. в совершении административного правонарушения является правильным. Доказательств, свидетельствующих о том, что патрулирование спорной территории сотрудниками национального парка осуществлялось в юридически значимый период и захламление участка произошло за короткий период времени до его выявления административным органом, так что у Роя А.В. не было возможности его проконтролировать и своевременно устранить нарушение, суду не представлены.

Довод жалобы о малозначительности деяния не может быть принят во внимание ввиду следующего.

В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В соответствии с разъяснением, приведенным в пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в его Постановлении от 14 февраля 2013 года № 4-П, возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения (статья 2.9 КоАП РФ) допустима лишь в исключительных случаях, поскольку иное способствовало бы формированию атмосферы безнаказанности и было бы несовместимо с принципом неотвратимости ответственности правонарушителя.

Отсутствие негативных последствий в качестве характеристики малозначительности рассматриваемого административного правонарушения не может быть принято во внимание, поскольку состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ, является формальным и не предусматривает в качестве обязательного признака наступление каких-либо общественно опасных последствий.

Совершенное Роем А.В. правонарушение посягает на общественные отношения, связанные с обеспечением пожарной безопасности в лесах, создает реальную угрозу возникновения пожаров в лесах в период пожароопасного сезона. Учитывая в совокупности обстоятельства совершенного правонарушения, его общественную значимость, считаю, что в данном случае нет оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ.

Существенная угроза общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий в результате совершения административного правонарушения, а в пренебрежительном отношении заявителя, являющегося должностным лицом, ответственным за соблюдение правил пожарной безопасности, к исполнению своих должностных обязанностей.

Постановление о привлечении Роя А.В. к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел. Процедура привлечения Роя А.В. к административной ответственности не нарушена.

Административное наказание назначено в пределах, установленных санкцией части 1 статьи 8.32 КоАП РФ, является минимальным.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2-5 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.

Руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 КоАП РФ, судья

р е ш и л:

постановление заместителя главного государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Татарстан, Республике Марий Эл и Чувашской Республике Щекурина Э.А. от 26 октября 2020 года № 86-м, решение судьи Волжского городского суда Республики Марий Эл от 29 декабря 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении участкового лесничего Яльчинского участкового лесничества федерального государственного бюджетного учреждения «Национальный парк «Марий Чодра» Роя А.В. оставить без изменения, жалобу Роя А.В. - без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу немедленно после его вынесения.

Судья                                                                              Э.И. Салихова

7р-70/2021

Категория:
Административные
Статус:
Вынесено решение по существу
Ответчики
Рой Александр Валерьевич
Суд
Верховный Суд Республики Марий Эл
Судья
Салихова Элиза Илдаровна
Статьи

КоАП: ст. 8.32 ч.1

Дело на странице суда
vs--mari.sudrf.ru
27.01.2021Материалы переданы в производство судье
16.03.2021Судебное заседание
26.03.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.03.2021Судебное заседание
29.03.2021Дело передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее