Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-3565/2022 ~ М-802/2022 от 17.02.2022

Дело № 2-3565/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 октября 2022 года                                                                                   город Кызыл

Кызылский городской суд Республики Тыва в составе председательствующего Боломожновой Е.Н., при секретаре Мачын Ч.М., с участием истца М,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску М к Министерству труда и социальной политики Республики Тыва, Министерству образования Республики Тыва о признании незаконным отказ в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении,

УСТАНОВИЛ:

истец обратился в суд с вышеуказанным иском к ответчикам, указав, что относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, он обратился с заявлением в Министерство труда и социальной политики Республики Тыва о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилого помещении, однако ему было отказано в связи с достижением возраста. Считает данный отказ необоснованным, поскольку в силу п.1 ст.8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" он имеет право на получение жилого помещения. Просит признать отказ Министерство труда и социальной политики Республики Тыва в принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении незаконным и возложить обязанность на ответчика поставить истца на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ по настоящему делу в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования привлечена Мэрия <адрес>.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ по настоящему делу в качестве соответчика привлечено Министерство образования Республики Тыва.

В судебном заседании истец просил удовлетворить иск по указанным основаниям, поскольку он своевременно органами опеки не был поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, при этом его родная сестра состояла на учете, их опекун – родная тетя говорила, что они состоят в очереди в администрации <адрес>, также в 18 лет он отмечался в Мэрии <адрес>. В возрасте 19 лет он был осужден к лишению свободы, отбывал наказание <данные изъяты> когда освободился, то обратился к ответчику с вопросом получения жилого помещения, где ему устно сообщили, что он не состоит в очереди, затем он обратился письменно с заявлением, чтобы его приняли на учет, поскольку относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые нуждаются в обеспечении жилыми помещениями и до настоящего времени не обеспечен жильем, однако ему было отказано. В настоящее время его старшей сестре предоставили жилое помещение, как сироте. Считает, что по независящим от него причинам в несовершеннолетнем возрасте он не был поставлен на учет, поэтому не утратил право на обеспечение жилым помещением. Поскольку он длительное время находился в местах лишения свободы, а также в силу юридической неграмотности не реализовал свое право на получение жилого помещения, положенного ему по закону.

В предварительном судебном заседании представитель Министерства труда и социальной политики Республики Тыва Х пояснил, что истец относится к категории детей сирот, должен был включен в список лиц, нуждающихся в обеспечении жилым помещением. В тот период Мэрия <адрес> занималась вопросом предоставления жилья детям сиротам.

Представители ответчиков, третьего лица на судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие на основании ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно выписки из распоряжения Министерству труда и социальной политики Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ М, ДД.ММ.ГГГГ года рождения отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Республики Тыва, в связи с достижением возраста.

Из свидетельства о рождении от ДД.ММ.ГГГГ следует, что М родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, матерью указана ФИО1, отцом ФИО2 (запись акта о рождении от ДД.ММ.ГГГГ).

Из повторного свидетельства о рождении от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО7 родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, матерью указана ФИО1, отцом ФИО2 (запись акта о рождении от ДД.ММ.ГГГГ).

Согласно свидетельству о смерти от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 умер ДД.ММ.ГГГГ (актовая запись о смерти от ДД.ММ.ГГГГ).

Согласно свидетельству о смерти от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 умерла ДД.ММ.ГГГГ (актовая запись о смерти от ДД.ММ.ГГГГ).

Вступившим в законную силу решением Кызылского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ совхозу <данные изъяты> отказано в удовлетворении иска о признании ФИО1 утратившей право пользования жилым помещением в <адрес>. Осуществлен поворот исполнения решения суда в пользу членов семьи ФИО1-Д., ее детей ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, М, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имеющих право пользования жилым помещением в <адрес>.

Постановлением председателя администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 назначена попечителем над несовершеннолетними ФИО7, М и опекуном над малолетним ФИО4, поскольку родители детей умерли, имущества подлежащего описи не имели, дети проживают у родственницы ФИО5-Д., которая может обеспечить надлежащие условия воспитания.

Из выписок из реестровой книги о праве собственности на объекты недвижимости , от ДД.ММ.ГГГГ ГУП РТ «Бюро технической инвентаризации» следует, что отсутствуют сведения о правах ФИО1 на объект недвижимости по адресу: <адрес>, а также сведения о правах М на объект недвижимости по адресу: <адрес>.

Из ответа на запрос суда Департамента экономики и имущественных отношений мэрии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что сведений о постановке на учет нуждающихся в жилом помещении М не имеется.

Из уведомления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения о правах М на имевшиеся (имеющиеся) е нее объекты недвижимости.

Как следует из регистрационно-контрольной карточки ФИО7 поставлена на учет ДД.ММ.ГГГГ как сирота, оставшийся без попечения родителей, лиц из их числа.

Вступившим в законную силу решением Кызылского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ иск прокурора <адрес> в интересах ФИО7 к Мэрии <адрес>, Министерству финансов Республики Тыва о возложении обязанности обеспечить жилым помещением удовлетворен.

Вышеуказанным решением суда установлено, что ФИО7 является сиротой, ее родители ФИО1 и ФИО2 умерли. Постановлением мэра <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО7 (сирота) принята на учет граждан по улучшению жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ.

Министерством труда и социальной политики Республики Тыва в лице министра ФИО6 ДД.ММ.ГГГГ заключен договор найма специализированного жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ФИО7

Как следует из представленных истцом доказательств, он относился к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, однако по неизвестным причинам не был принят на учет, как сирота, оставшийся без попечения родителей, лиц из их числа, вместе с тем, его родная старшая сестра ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, была принята на указанный учет ДД.ММ.ГГГГ, когда истцу было 17 лет и он не находился в тот период в местах лишения свободы.

В соответствии с положениями статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища (часть 1). Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище (часть 2). Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3).

Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 57 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очерёдности, исходя из времени принятия их на учёт.

Для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ (в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ), абзацу четвертому статьи 1 и пункту 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" к таким лицам, в частности, относились дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (то есть лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без по образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания- в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Таким образом, дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ, в том числе и на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, распространялись на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.

Установление такого признака в отношении детей-сирот при определении права на обеспечение жилой площадью вне очереди как признание их малоимущими не требовалось.

На основании положений пункта 1 статьи 8 названного выше федерального закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях

признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом этого пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом данного пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом этого пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (п. 9 ст. 8, Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ).

Аналогичные положения закреплены в ст. 8 закона Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ ВХ-1 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

Порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма, предусмотрен в статье 8.3 Закона Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ ВХ-1.

Так, жилые помещения специализированного жилищного фонда предоставляются гражданам, включённым в список, при наступлении обстоятельств, предусмотренных абзацами вторым и третьим части 1 статьи 8 названного Закона, на основании заявления указанного гражданина и решения уполномоченного органа исполнительной власти Республики Тыва о наличии у заявителя оснований для предоставления ему указанного жилого помещения. На основании принятого решения, уполномоченный орган исполнительной власти Республики Тыва, по мере формирования специализированного жилищного фонда и с учётом даты подачи заявления о предоставлении гражданам жилых помещений специализированного жилищного фонда принимает решение о предоставлении специализированных жилых помещений на территории соответствующего городского округа или муниципального образования и заключении договора найма специализированного жилого помещения на пятилетний срок.

Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), также базируется на заявительном характере учёта лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учёта означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, иным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.

Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учёт нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

Таким образом, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

При этом предоставление жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении, из чего следует, что до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. При обращении в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении после достижения возраста 23 лет указанные граждане не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на постановку на учет, как лица, имеющие право на предоставление предусмотренных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ мер социальной поддержки, так как при этом не соблюдается одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

В соответствии с частью 2 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", вступившего в силу с ДД.ММ.ГГГГ, действие положений статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления

в силу настоящего Федерального закона.

По смыслу приведённой нормы, новый порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа распространяется на указанных лиц в случае обращения в уполномоченные органы для постановки на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке в соответствии с положениями ранее действовавших норм законодательства.

Обязанность и ответственность по включению детей в список лиц, имеющих льготы при предоставлении им жилых помещений следует преимущественно относить к функциям органов опеки и попечительства, поскольку именно на эти органы Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" возложены обязанности по выявлению и защите прав детей, оставшихся без попечения родителей.

В частности, было включено правило, в соответствии с которым заявление о включении в список подаётся законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 14 лет, в течение трех месяцев со дня достижения ими указанного возраста или с момента возникновения оснований предоставления жилых помещений, предусмотренных абзацем первым пункта 1 настоящей статьи. Органы опеки и попечительства осуществляют контроль за своевременной подачей законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заявлений о включении этих детей в список и в случае неподачи таких заявлений принимают меры по включению детей в список.

Частью 3 ст. 8 закона Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ ВХ-1 закреплено, что уполномоченный орган исполнительной власти Республики Тыва в порядке, установленном статьей 8.1 настоящего Закона, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с частью 1настоящей статьи.

Согласно ст. 8.1 данного закона, введённой Законом Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ ВХ-1, дополненной Законом Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ -ЗРТ. список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) ведется по форме согласно приложению 1 к настоящему Закону.

Включение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, в список осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти Республики Тыва на основании заявления и необходимых документов.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоявшие на учете в качестве нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями в органах местного самоуправления до введения в действие настоящей статьи, включаются в список на основании сведений о них, предоставляемых органами местного самоуправления в уполномоченный орган исполнительной власти Республики Тыва.

В случае непредставления законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в установленный срок заявления о включении указанных детей в список, уполномоченный орган исполнительной власти Республики Тыва обязан в течение 30 календарных дней со дня истечения срока подачи указанного заявления самостоятельно принять меры для включения указанных детей в список.

Решение о включении (об отказе во включении) в список принимается уполномоченным органом исполнительной власти Республики Тыва в течение 30 календарных дней со дня регистрации заявления о включении в список с документами, предусмотренными частью 3 настоящей статьи.

До 2013 года полномочия по постановке на учёт и предоставление жилых помещений детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возлагались

на органы местного самоуправления Республики Тыва.

На основании постановления Правительства Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ данные полномочия переданы Агентству по делам семьи и детей Республики Тыва. На основании постановления Правительства Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ переданы Министерству труда и социальной политики Республики Тыва. Положением о Министерстве труда и социальной политики Республики Тыва, утверждённым постановлением Правительства Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ, закреплено, что Министерство труда и социальной политики Республики Тыва является уполномоченным органом исполнительной власти Республики Тыва, который формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Республики Тыва (п. 9.7); предоставляет в установленном порядке жилые помещения, предназначенные для проживания в них детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, входящих в состав специализированного жилищного фонда (п. 9.7).

Указом Главы Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в Указ Главы Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ , согласно которому, переданы Министерству образования Республики Тыва полномочия Министерства труда и социальной политики Республики Тыва в сфере организации деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних. Установлено, что Министерство образования Республики Тыва является правопреемником Министерства труда и социальной политики Республики Тыва по обязательствам, в том числе из судебных актов, возникающих (возникших) из полномочий, указанных в абзаце первом настоящего пункта.

В соответствии со статьёй 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ) одним из обязательных условий предоставления детям, оставшимся без попечения, жилого помещения вне очереди являлось отсутствие у них закреплённого жилого помещения.

В постановлении председателя администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ органом местного самоуправления констатировано, что у родителей несовершеннолетних ФИО7, М, малолетнего М имущества подлежащего описи не имелось, закрепления жилого помещения за детьми не состоялось ввиду отсутствия такового.

Согласно Определения Конституционного Суда от ДД.ММ.ГГГГ -О положения пункта 9 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", направленные на защиту прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и закрепляющие условия сохранения за ними права на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения по договорам найма специализированных жилых помещений, подлежат применению с учетом разъяснений, содержащихся в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской

Федерации ДД.ММ.ГГГГ), о возможности обеспечения жилыми помещениями лиц, не вставших (не поставленных) на учет до достижения возраста 23 лет (определения Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ -О, от ДД.ММ.ГГГГ -О и от ДД.ММ.ГГГГ -О).

Аналогичные разъяснения содержатся в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ), и согласуются с разъяснениями Министерства просвещения Российской Федерации (утверждены письмом от ДД.ММ.ГГГГ № ДГ-812/07), касающимися порядка применения абзаца четвертого пункта 3 Правил.

Как следует из Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, отсутствие лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения. В случае признания таких причин уважительными суды правомерно удовлетворяли требование истца об обеспечении его вне очереди жилым помещением по договору социального найма.

Как следует из Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, при разрешении судами споров, связанных с возложением обязанности на уполномоченный орган включить в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, которые имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, однако в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до достижения ими возраста 23 лет, необходимо установить причины, по которым указанные лица не были поставлены на такой учет. Имели ли указанные лица возможность самостоятельно защищать свои права в период с момента достижения совершеннолетия, а также после этого, в связи с чем пропустили срок обращения для принятия на учет нуждающихся по категории лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Юридически значимым обстоятельством по настоящему делу является наличие уважительных причин, препятствовавших истцу обращению в компетентный орган по вопросу постановки на жилищный учет до достижения им возраста 18 лет.

В ходе судебного разбирательства доказательств подтверждающих, что органы местного самоуправления, а в последующем органы опеки и попечительства предприняли меры к выявления истца, как имеющего право на включение в список и к включению истца в список лиц нуждающихся в жилом помещении, установлено не было.

ДД.ММ.ГГГГ М осужден <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно справке <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ М, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, содержался в местах лишения свободы по приговору <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, освобожден по отбытии наказания.

ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в Министерства труда и социальной политики Республики Тыва с заявлением о включении его в список детей сирот, подлежащих обеспечением жильём на территории Республики Тыва.

Истцом не оспаривалось, что он своевременно не обратился с заявлением о постановке на учёт для предоставления жилья. Причиной этому он объясняет пребывание в местах лишения свободы, свою неосведомлённость, поскольку он считал, что состоит на учете, также как и его старшая сестра, так как опека устанавливалась одновременно в отношении всех детей, а оказалось, что они с братом не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении.

Также суд учитывает, что ни органы местного самоуправления, ни органы опеки и попечительства не выполнили требований, предписанных федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №15-ФЗ (вступил в законную силу с ДД.ММ.ГГГГ), в соответствии с которыми они обязаны были осуществлять контроль за своевременной подачей законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заявлений о включении этих детей в список и в случае неподачи таких заявлений принимать меры по включению этих детей в список.

Право на включение в список у истца возникло с момента назначения ему попечителя, то есть с ДД.ММ.ГГГГ, поскольку в указанное время он уже нуждался в жилом помещении, однако право на включение в список не было реализовано до достижения им возраста 18 лет по независящим от него обстоятельствам, иное материалами дела не доказано.

Помимо этого суд считает уважительной причиной такого необращения для постановки на учёт как пребывание истца в местах лишения свободы с 19 летнего возраста, что в значительной степени ограничивало возможности истца реализовать своё право на включение в список нуждающихся и до достижения 23 лет.

Также суд исходит из того, что истец до настоящего времени не реализовал своего права на получение жилого помещения, тогда как право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены п. 9 ст. 8, Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ) сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Отсутствие факта постановки истца на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении до 23-летнего возраста, произошедшего в силу невыполнения должностными лицами своих обязанностей по контролю за обеспечением социальных гарантий указанной категории лиц, не может являться основанием для лишения его гарантированного и нереализованного права на предоставление жилья, которое не было им получено, и не освобождает соответствующие органы от обязанности предоставить жилое помещение в соответствии с требованиями законодательства, действующими на момент разрешения спора.

Поскольку государство приняло на себя обязательство в отношении детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однако это обязательство не исполнило, суд приходит к выводу, что имеет место нарушение права истца, в связи с чем считает, что за истцом должно быть признано право на включение в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории <адрес> Республики Тыва в судебном порядке с ДД.ММ.ГГГГ (период принятия на учет сестры истца), поскольку он по уважительным и объективным причинам не смог реализовать свое конституционное право на жилище до 23 лет.

С учетом установленных судом обстоятельств, исковые требования М о признании незаконным отказ в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск М (паспорт ) к Министерству труда и социальной политики Республики Тыва (ИНН ), Министерству образования Республики Тыва (ИНН о признании незаконным отказ в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, удовлетворить.

Признать незаконным отказ Министерства труда и социальной политики Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ о включении М в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Республики Тыва.

Обязать Министерство образования Республики Тыва включить с ДД.ММ.ГГГГ М в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории <адрес> Республики Тыва».

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва через Кызылский городской суд Республики Тыва путем подачи апелляционной жалобы в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 07.11.2022 (с учетом выходных дней).

Судья                                    Е.Н.Боломожнова

2-3565/2022 ~ М-802/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Монгуш Сайдаш Сергеевич
Ответчики
Министерство труда и социальной политики Республики Тыва
Министерство образования РТ
Другие
Мэрия г.Кызыла
Суд
Кызылский городской суд Республики Тыва
Судья
Боломожнова Евгения Николаевна
Дело на странице суда
kizilskiy-g--tva.sudrf.ru
17.02.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.02.2022Передача материалов судье
24.02.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.03.2022Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
10.03.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.03.2022Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
21.06.2022Предварительное судебное заседание
29.09.2022Судебное заседание
27.10.2022Судебное заседание
28.10.2022Судебное заседание
07.11.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.03.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.04.2023Дело оформлено
18.04.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее