Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1149/2024 ~ М-955/2024 от 03.06.2024

Гражданское дело № 2-1149/2024

...

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 августа      2024 года                                    Краснодарский край, г. Апшеронск

Апшеронский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Бахмутова А.В.

при ведении протокола судебного заседания    секретарем Ильященко А.П.

с участием сторон:

представителей истца Газаряна А.А., по доверенностям Тельнова Д.В., Драпова В.Е.,

представителя ответчика администрации Апшеронского городского поселения Апшеронского    района по доверенности    Фаузеева А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Апшеронского районного суда Краснодарского края гражданское дело исковому заявлению Газаряна Армена Ашотовича к администрации Апшеронского городского поселения Апшеронского района о признании незаконным     решения об отмене разрешения на строительство    объекта недвижимости, признании незаконным решения о расторжении договора аренды публичного земельного участка, признании договора публичного земельного участка    действующим,

УСТАНОВИЛ:

03.06.2024    Газарян А.А. в порядке ч.8 ст. 125 КАС РФ обратился в Апшеронский районный суд Краснодарского края    с административным иском к администрации    Апшеронского городского поселения Апшеронского района    об оспаривании действий (бездействия) органа местного самоуправления (далее – администрация).

В административном исковом заявлении Газарян А.А. просил суд признать незаконным    решение     администрации об отмене разрешения на строительство    объекта недвижимости, признать незаконным решение администрации о     расторжении договора аренды публичного земельного участка и     признать договор публичного земельного участка    действующим.

    Протокольным определением    от 01.07.2024 по инициативе суда в порядке ст. 47 КАС РФ    к участию в деле в качестве заинтересованных лиц    привлечены: Департамент по архитектуре и строительству     Краснодарского края, администрация    МО Апшеронский район.

Рассмотрение дела назначено с самого начала.

В силу положений ч. 5 ст. 16.1 КАС РФ суд, установив в ходе подготовки административного дела к судебному разбирательству или судебного разбирательства по административному делу, что оно подлежит рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства, выносит определение о переходе к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства.

С учетом     заявленных Газаряном А.А. требований, вытекающих, в т.ч. из договорных правоотношений, а именно: о    расторжении договора аренды публичного земельного участка и признании его действующим, суд на основании протокольного    определения от 01.07.2024    перешел    к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства.

Рассмотрение дела назначено с самого начала.

Протокольным определением    суда от 15.07.2024 по ходатайству    собственников многоквартирного дома (далее МКД), расположенного по адресу: <адрес>, на основании       протокола    общего собрания    собственников МКД    от 12.07.2014 к участию в деле в порядке ст. 43 ГПК РФ привлечен в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, представитель собственников МКД МММ

Так же на основании    протокольного определения     суда от 15.07.2024 к участию в деле по инициативе суда    в порядке ст. 43 ГПК РФ привлечена    в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, ГГГ

Рассмотрение дела начато с самого начала.

С учетом отчуждения своей доли    ГГГ в недвижимом    имуществе     ССС суд по собственной инициативе протокольным определением    суда от 05.08.2024 привлек указанное лицо к участию в деле в качестве    третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора.

Так же, в указанном судебном    заседании     по инициативе суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, по инициативе суда привлечены: АО «Тандер», ПАО «Ростелеком», Управление Росреестра по Краснодарскому краю.

Рассмотрение дела начато с самого начала.

В обоснование доводов иска Газарян    А.А. указал, что     он     ДД.ММ.ГГГГ     заключил с администрацией Апшеронского городского поселения     договор аренды    земельного участка государственной собственности несельскохозяйственного назначения с кадастровым номером , по адресу: <адрес>, площадью 210 кв.м. с видом разрешенного использования «для размещения здания ЛТУ» ( далее – публичный земельный участок), сроком аренды до ДД.ММ.ГГГГ.

На основании заявления Газаряна А.А., по результатам проведенных публичных слушаний постановлением     администрации от ДД.ММ.ГГГГ представлено разрешение на изменение вида разрешенного использования земельного участка с «для размещения здания ЛТУ» на «магазины».

Впоследствии администрацией на основании постановления от ДД.ММ.ГГГГ      утвержден градостроительный план публичного земельного участка.

    ДД.ММ.ГГГГ администрация в установленном законом порядке выдала Газаряну А.А. разрешение на строительство на публичном земельном участке двухэтажного магазина.

Во исполнение    указанного разрешения на строительство Газаряном А.А.     были получены технические условия на присоединение к инженерным коммуникациям, оплачен порубочный билет по периметру земельного участка, установлено ограждение, смонтирована опалубка для    устройства    фундамента магазина.

ДД.ММ.ГГГГ    на основании постановления администрации от ДД.ММ.ГГГГ ,      ранее выданное Газаряну А.А. разрешение на строительство объекта (магазина), расположенного по адресу: <адрес>,      было отменено по причине несоответствия    его градостроительным нормам.

Основанием к отмене разрешения на строительство послужило письмо    Департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края от 21.03.2024, в котором было указано, что в ходе проверки проектной разрешительной документации, выданной Газаряну А.А. в отношении публичного земельного участка, было установлено, что процент озеленения    земельного участка    составляет 11.9% (25 кв.м.), что не соответствует 30 % ( 63 кв.м.) озеленения, установленными Правилами землепользования и застройки Апшеронского городского поселения Апшеронского района (далее ПЗЗ).

После отмены разрешения на строительство администрация ДД.ММ.ГГГГ направила в адрес Газаряна А.А. письменное уведомление о расторжении договора    аренды публичного земельного участка и соглашение о его досрочном    расторжении в одностороннем порядке.

В качестве обоснования причины досрочного расторжения договора аренды публичного земельного участка, указано на его нецелевое использование Газаряном А.А.

Указывая на незаконность действий администрации, Газарян А.А. обратился в суд с исковым заявлением, в котором просил: признать незаконным и отменить постановление администрации Апшеронского городского поселения Апшеронского района от ДД.ММ.ГГГГ «Об отмене разрешения на строительство объекта, расположенного по адресу: <адрес>»; признать незаконным одностороннюю сделку администрации Апшеронского городского поселения Апшеронского района в виде направления в адрес органа регистрации прав соглашения о расторжении в одностороннем порядке договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ ; признать договор аренды публичного земельного участка действующим, и восстановить его право аренды в реестре прав на недвижимость на указанный объект недвижимости.

В судебное заседание    Газарян А.А. не явился, извещен судом надлежащим образом, реализовал свое право на участие в судебном заседании    через своих представителей    Тельнова Д.В., Драпова В.Е., которые в судебном заседании    на удовлетворении исковых требованиях Газаряна А.А. настаивали в полном объеме    по доводам, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно, обратили внимание суда на то обстоятельство, что при досрочном расторжении договора аренды    администрацией была нарушена процедура, т.к. существенных нарушений договора, арендатором допущено не было,     право арендатору на устранение     указанных нарушений предоставлено не было, отказ от Газаряна А.А. на предложение администрации    об одностороннем расторжении договора аренды    получен не был, расторжение договора аренды произошло в течение 30 дневного срока, а не за его пределами (окончания этого срока).

Представитель ответчика Фаузеев А.Н. в судебном заседании    юридические факты, описанные    Газаряном    А.А. в исковом заявлении и    предшествующие выдачи ему разрешения на строительство и впоследствии принятия органом местного самоуправления решений, не оспаривал, в удовлетворении его исковых требований просил отказать по письменным доводам, изложенным    в возражениях на иск, приобщенным к материалам дела.

Третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора: представитель собственников МКД МММ ГГГ, ССС, представители Департамента по архитектуре и строительству     Краснодарского края, администрации    МО Апшеронский район, АО «Тандер», ПАО «Ростелеком» и Управление Росреестра по Краснодарскому краю, в судебное заседание не явились, извещены судом    надлежащим образом.

В письменных возражениях на исковое заявление    Газаряна А.А. представители Департамента по архитектуре и строительству     Краснодарского края, администрации    МО Апшеронский район в удовлетворении исковых требований истцу просили отказать за необоснованностью, поддержали    правовую позицию ответчика по делу.

Третье лицо ГГГ в письменном    заявлении просила суд рассмотреть дело в свое отсутствие, принятие решение по исковому заявлению Газаряна А.А. оставила на усмотрение суда.

Аналогичную позицию по делу занял ССС, заявив о ней в судебном заседании 05.08.2024, указав, что судебный спор, инициированный Газаряном    А.А., не нарушает его права и законные интересы.

Представитель собственников МКД МММ.,    ранее принимая участие в судебном заседании, выразила несогласие с заявленными Газаряном А.А. требованиями и указала, что строительство двухэтажного магазина в непосредственной близости от многоквартирного дома, расположенного на центральной улице    <адрес>, будет нарушает права и законные интересы всех собственников МКД. В письменном отзыве на иск, МММ обратила внимание суда    на то обстоятельство, что именно жители МКД неоднократно обращались в адрес администрации с жалобами запретить начавшееся строительство магазина, указывая на нарушения, допущенные при     выдаче истцу разрешения на строительство магазина, в части касающихся     пожарных и санитарных разрывов между МКД и предполагаемой застройкой, а так же требованиям, предъявляемым к инсоляции. Так же в коллективных жалобах жители    указывали на     уничтожение Газаряном А.А. зеленой зоны перед МКД, в обсуждении проекта строительства, жители МКД участие не принимали.

В соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22.12.2008 N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" информация о времени и месте рассмотрения дела была размещена на официальном сайте Апшеронского районного суда в сети интернет по адресу: http:// apsheronsk.krd.sudrf.ru) (раздел - судебное делопроизводство), что свидетельствует из одноименного отчета, представленного в материалах дела.

С учетом изложенного, в силу положений ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, а так же, учитывая процессуальные сроки рассмотрения судом данной категории дел, установленные ст.154 ГПК РФ, судом в отсутствие возражений       представителей     лиц, участвующих в деле принято решение о рассмотрении гражданского дела при данной явке сторон.

Установив юридически значимые для разрешения спора обстоятельства, исследовав и оценив собранные доказательства в их совокупности в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующим выводам.

Статьей 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии со ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

Частью 1 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Строительство объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей (часть 2 статьи 51).

Частью 7 указанной статьи (в редакции, действующей на момент издания разрешения) в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства предусмотрено, что застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, уполномоченную организацию.

К указанному заявлению прилагаются следующие документы: 1) правоустанавливающие документы на земельный участок; 2) градостроительный план земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории; 3) материалы, содержащиеся в проектной документации: а) пояснительная записка; б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия; в) схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам; г) схемы, отображающие архитектурные решения; д) сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения (технологического присоединения) проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения; е) проект организации строительства объекта капитального строительства; ж) проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей; 4) положительное заключение экспертизы проектной документации объекта капитального строительства (применительно к отдельным этапам строительства в случае, предусмотренном частью 12.1 статьи 48 настоящего Кодекса), если такая проектная документация подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 3.4 статьи 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 настоящего Кодекса; 5) разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса); 6) согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта; 7) копия свидетельства об аккредитации юридического лица, выдавшего положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации, в случае, если представлено заключение негосударственной экспертизы проектной документации.

Согласно части 9 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ не допускается требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением указанных в частях 7 и 9 настоящей статьи документов. Документы, предусмотренные частями 7 и 9 настоящей статьи, могут быть направлены в электронной форме.

Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство органы в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство: 1) проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство; 2) проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка либо в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также красным линиям. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации или указанной схемы планировочной организации земельного участка на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции; 3) выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.

При рассмотрении дела судом применительно к изложенному было установлено, что на основании договора аренды земельного участка государственной собственности несельскохозяйственного назначения от ДД.ММ.ГГГГ , ГГГ на праве аренды был предоставлен земельный участок с кадастровым номером , площадью 714 кв.м. с видом разрешенного использования «для размещения здания ЛТУ», расположенный по адресу: <адрес>, сроком на 49 лет.

На указанном земельном участке находилось нежилое здание — узел электросвязи с пристройкой площадью 447,6 кв.м., принадлежащие ГГГ на праве собственности, что послужило основанием для предоставления ей указанного земельного участка.

На основании постановления администрации от ДД.ММ.ГГГГ «Об образовании земельных участков путем раздела земельного участка с кадастровым номером и утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории, расположенных по адресу: <адрес>», земельный    участок, ранее    предоставленный    ГГГ на праве    аренды, был образован путем раздела земельного участка на самостоятельный земельный участок с кадастровым номером площадью 210 кв.м. с видом разрешенного использования «для размещения здания ЛТУ», расположенный по адресу: <адрес>, самостоятельный земельный участок с кадастровым номером площадью 400 кв.м. с видом разрешенного использования «для размещения здания ЛТУ», расположенный по адресу: <адрес>, и самостоятельный земельный участок с кадастровым номером площадью 104 кв.м. с видом разрешенного использования «для размещения здания ЛТУ», расположенный по адресу: <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ между Газаряном А.А. и администрацией был заключен договор аренды земельного участка государственной собственности несельскохозяйственного назначения с кадастровым номером , по адресу: <адрес>, площадью 210 кв.м. с видом разрешенного использования «для размещения здания ЛТУ» ( далее – публичный земельный участок), сроком аренды до ДД.ММ.ГГГГ.

На основании заявления Газаряна А.А. по результатам проведенных публичных слушаний постановлением     администрации от ДД.ММ.ГГГГ     вид разрешенного использования земельного участка, представленного в аренду Газаряну А.А., был изменен    с «для размещения здания ЛТУ» на «магазины».

На основании постановления администрации от ДД.ММ.ГГГГ был    утвержден градостроительный план публичного земельного участка.

Полномочиями по выдаче разрешения на строительство в соответствии с ч. 4 ст. 51 ГрК РФ наделены органы местного самоуправления по месту нахождения земельного участка.

Получению разрешения на строительство, как следует из ч. 2 ст. 48 Градостроительного кодекса, предшествует подготовка проектной документации, которая представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.

Проектная документация должна осуществляться на основании результатов инженерных изысканий, градостроительного плана земельного участка, в соответствии с требованиями технических регламентов, техническими условиями, разрешением на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства (ч. 11 ст. 48 ГрК РФ).

В соответствии с ч. 1 ст. 48 ГрК РФ проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 3 и 3.1 указанной статьи.

Экспертиза проектной документации и (или) экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся в форме государственной экспертизы или негосударственной экспертизы. Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом (часть 1 статьи 51 Градостроительного кодекса).

Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей (ч. 2 ст. 51 ГрК РФ).

Системное толкование приведенных положений Градостроительного Кодекса РФ дает основание полагать, что застройщик вправе приступить к строительству объекта капитального строительства (в случаях, когда необходимо получение разрешения) только после получения разрешения на строительство такого объекта, осуществления всех предусмотренных законом мероприятий и оформления документов, подготавливаемых в целях его получения и осуществления строительства.

Предоставление застройщиком указанных в статье 51 ГрК РФ документов, необходимых для получения разрешения на строительство, является обязательным, но их наличие не является единственным основанием для получения разрешения на строительство.

Исполнение этой обязанности необходимо совершить перед началом строительства.

Кроме того, поскольку в соответствии с ч. 1 ст. 55 ГрК РФ при выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию удостоверяется выполнение строительства (реконструкции объекта капитального строительства) в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, из этого также следует, что приступить к строительству застройщик вправе только после получения такого разрешения.

ДД.ММ.ГГГГ Газарян А.А. обратился в администрацию с заявлением о выдаче разрешения на строительство нежилого здания (магазина), площадью застройки 83,5 кв.м., площадью 146,8 кв.м., площадью нежилых помещений-132,3 кв.м., количество помещений-7, количество машино-мест-3, количество этажей-2, высота здания-9,35 м.

ДД.ММ.ГГГГ администрация в установленном законом порядке выдала Газаряну А.А. разрешение на строительство на публичном земельном участке двухэтажного магазина.

Получение разрешения на строительство означает, что имеющаяся у застройщика проектная документация соответствует градостроительному плану участка и дает ему право возводить на нем объекты недвижимости.

Как следует из сведений, представленных в Информационной системе обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД) «Градостроительное зонирование»,    публичный      земельный участок    расположен в территориальной зоне Ж-2, зона 2-5 этажной застройки. Согласно градостроительного регламента, магазины относятся к основному виду разрешенного использования земельного участка. Минимальная/максимальная площадь земельного участка по строительство магазина в основных видах: 60/5000 кв.м. Минимальный отступ строений от красной линии не менее, чем 5 метров, от красной линии, проездов не менее, чем 3 метра, в условиях сложившейся застройки, основные строения допускается размещать с учетом сложившейся застройки.

Минимальный отступ от границ земельного участка-1 м., при условии соблюдения санитарно-бытовых норм. Максимальная высота зданий-24 м. Процент застройки-70%.

Минимальный процент озеленения земельного участка для зданий общественно-делового назначения и аппартаментов-30%.

В период с февраля 2024 года в различные инстанции органов власти начали поступать обращения жильцов многоквартирного дома по <адрес>, о нарушениях при строительстве на земельном участке с кадастровым номером площадью 210 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.

Согласно положению о департаменте края, утвержденному постановлением главы администрации Краснодарского края от 15.06.2006 № 458, департамент края является органом исполнительной власти Краснодарского края, осуществляющим в пределах установленной компетенции формирование региональной политики, управление, межотраслевую координацию и регулирование деятельности в области архитектуры и градостроительства, уполномоченным органом исполнительной власти Краснодарского края в области градостроительной деятельности.

В соответствии со статьями 6.1, 8.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации департамент края осуществляет полномочия по контролю за исполнением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности.

В ходе осуществления контроля за соблюдением действующего законодательства при осуществлении администрацией публичных функций, департаментом по архитектуре и градостроительству Краснодарского края были установлены нарушения требований законодательства в области градостроительной деятельности при оформлении и выдаче Газаряну А.А. разрешения на строительство магазина.

Как следует из отзыва департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края, на исковое заявление Газаряна А.А. в феврале 2024 года в департамент     поступило обращение граждан МКД по <адрес> о нарушении их прав, строительством вблизи данного многоквартирного дома, магазина.

При проверке надзорным органом было установлено, что     Газаряну А.А. выдано разрешение на строительство в нарушение несоответствия процента озеленения, установленного градостроительным регламентом для территориальной зоны, в которой расположен публичный земельный    участок а именно: процент озеленения    земельного участка составляет 11.9% ( 25 кв.м.), что не соответствует 30 % ( 63 кв.м.) озеленения, установленным    Правилами землепользования и застройки Апшеронского городского поселения Апшеронского района.

В рамках надзорных функций департамент направил в адрес главы администрации письмо от ДД.ММ.ГГГГ , в котором указал на нарушения градостроительного регламента, допущенные при выдаче разрешения на строительство.

Во исполнение указанного письма, администрация, руководствуясь положениями ст. 48 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», на основании постановления от ДД.ММ.ГГГГ , отменила разрешение на строительство магазина, выданное Газаряну А.А., от ДД.ММ.ГГГГ , что послужило основанием к обращению его в суд, с поименованным иском.

Рассматривая законность, принятого администрацией решения    в части отмены    в порядке самоконтроля, ранее выданного истцу разрешения на строительство, суд приходит к выводу об обоснованности принятия    такого решения органом местного самоуправления по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, разрешение на строительство - документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.

В силу пункта 2 части 7 названной статьи одним из документов, необходимым для получения разрешения на строительство, является градостроительный план земельного участка, выданный не ранее, чем за три года до дня представления заявления на получение разрешения на строительство.

Градостроительное зонирование Градостроительный кодекс РФ определяет как зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, которые включаются в правила землепользования и застройки и определяют правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. В данных регламентах указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны (пункты 6, 8 части 1 статьи 1 ГрК РФ).

Согласно п. 8 ст. 1 Градостроительного кодекс РФ, правила землепользования и застройки - это документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.

В соответствии с ч. 1 ст. 30 Градостроительного кодекса    РФ правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства.

Видами документации по планировке территории являются: проект планировки территории; проект межевания территории (части 1, 4 статьи 41 Градостроительного кодекса РФ).

В соответствии с п. 7.1. СП 52.13330.2016 «Естественное и искусственное освещение. Актуализированная редакция СНиП 23-05-95*» (с Изменениями № 1, 2), расстояния между жилыми зданиями, жилыми и общественными, а также производственными зданиями следует принимать на основе расчетов инсоляции и освещенности в соответствии с требованиями, приведенными в разделе 14, нормами освещенности, приведенными в СП 52.13330, а также в соответствии с противопожарными требованиями, приведенными в разделе 15.

Между длинными сторонами жилых зданий следует принимать расстояния (бытовые разрывы): для жилых зданий высотой два-три этажа - не менее 15 м; четыре этажа - не менее 20 м; между длинными сторонами и торцами этих же зданий с окнами из жилых комнат - не менее 10 м. В условиях реконструкции, стесненных условиях и других сложных градостроительных условиях указанные расстояния могут быть сокращены при соблюдении норм инсоляции, освещенности и противопожарных требований, а также при обеспечении непросматриваемости жилых помещений (комнат и кухонь) из окна в окно.

В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) организация благоустройства территории поселения, включая озеленение территории, отнесена к вопросам местного значения (пункт 19 части 1 статьи 14, пункт 25 части 1 статьи 16, пункт 10 части 1 статьи 16.2).

Благоустройство территории поселения (городского округа) - это комплекс предусмотренных правилами благоустройства территории поселения (городского округа) мероприятий по содержанию территории, а также по проектированию и размещению объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории (статья 2 поименованного закона).

Приоритет публичной цели устойчивого развития территории обусловливает возможность ограничения в ходе градостроительной деятельности прав собственников, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, расположенных на территории, правовой режим использования которой планируется к изменению в соответствии с документами территориального планирования.

Судом установлено, что Газаряну А.А. выдано разрешение на строительство в нарушении несоответствия процента озеленения, установленного    градостроительным регламентом для территориальной зоны, в которой расположен публичный земельный    участок, а именно: процент озеленения    земельного участка    составляет 11.9% ( 25 кв.м.), что не соответствует 30 % (63 кв.м.) озеленения, установленным    Правилами землепользования и застройки Апшеронского городского поселения Апшеронского района.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что администрация, действуя в рамках своих полномочий, в соответствии с нормами действующего законодательства: согласно положениям ч. 1 ст. 48 Закона № 131-ФЗ, вправе в порядке самоконтроля отменить ранее принятый ненормативный правовой акт в случае выявления его противоречия закону.

Отмена    выданного Газаряну А.А. разрешения    на строительство, является законным, вследствие чего, постановление администрации    от ДД.ММ.ГГГГ «Об отмене разрешения на строительство объекта расположенного по адресу: <адрес>» отмене не подлежит, в удовлетворении исковых требований     Газаряну А.А. в указанной части надлежит отказать.

Обращаясь с исковым заявлением в суд, Газарян А.А. оспаривает принятое    администрацией решение о расторжении договора аренды публичного земельного участка, указывая    нарушения, допущенные администрацией, описанные в исковом заявлении, а так же в дополнении к нему.

    В качестве правового обоснования к расторжению договора аренды, администрацией указано, что Газаряном А.А. нарушены положения п.п. 4.3.6 и п.п. 4.3.11 договора аренды земельного участка государственной собственности несельскохозяйственного назначения от ДД.ММ.ГГГГ и отсутствием на земельном участке объектов, дающих право на заключение с ним договора аренды земельного участка в соответствии со ст. 39.20 Земельного кодекса РФ, то есть без проведения торгов.

    Как установлено судом, договор аренды публичного земельного участка был расторгнут администрацией досрочно в одностороннем порядке, право аренды     Газаряна А.А. на публичный земельный участок было погашено в реестре прав на недвижимость органом регистрации прав 07.05.2024     на основании одностороннего соглашения от    ДД.ММ.ГГГГ, подписанного ... ААА, и заявления администрации     о прекращении ограничений прав    на земельный участок, поступивший государственному регистратору межмуниципального отдела по Апшеронскому и Белореченскому районам    управления Росреестра по Краснодарскому краю в рамках межведомственного взаимодействия - 06.05.2024.

Истец указывает на нарушение ответчиком процедуры     расторжения договора аренды в обход закона, а именно     нарушений п. 9 ст. 22 ЗК РФ и просит    признать одностороннюю сделку по указанным основаниям      недействительной.

В силу положений ст. 46 Земельного кодекса РФ аренда земельного участка прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством.

    Статья 619 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – Гражданский кодекс) предусматривает, что по требованию арендодателя договор аренды может быть досрочно расторгнут судом в перечисленных в ней случаях.

Договором аренды могут быть установлены и другие (дополнительные) основания

досрочного расторжения договора по требованию арендодателя в соответствии с пунктом 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 3.1.4 спорного договора, аренды арендодатель имеет право в одностороннем     порядке принимать решения о прекращении права пользования земельным участком    и досрочном расторжении в установленном    порядке     Договора при следующих нарушениях его условий: а) использование Участка не по целевому назначению и разрешенному    использованию, указанному в п.1.1 Договора; б) нарушение    арендатором условий, указанных в разделе 10 договора, и не выполнение арендатором    обязанностей, указанных в п. 4.2, 4.3 договора; в) не внесение арендной платы по истечению установленного    договором срока платежа более двух раз подряд; г) использование Участка способами, ухудшающим его качественные    характеристики и экологическую    обстановку.

Согласно п. 2 ст. 154 ГК РФ, односторонней считается сделка, для совершения которой в соответствии с законом, иными правовыми актами или соглашением сторон необходимо и достаточно выражения воли одной стороны. Если односторонняя сделка совершена, когда законом, иным правовым актом или соглашением сторон ее совершение не предусмотрено или не соблюдены требования к ее совершению, то по общему правилу такая сделка не влечет юридических последствий, на которые она была направлена (пункт 51 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»).

Как указывал Конституционный Суд Российской Федерации в определениях от 06.07. 2000 № 133-О, от 05.03. 2013 № 436-О и от 06.10. 2015 № 2317-О, Конституция Российской Федерации исходит из того, что земля является особого рода товаром, недвижимостью, а значит, в регулировании земельных отношений должны гармонично взаимодействовать нормы земельного и гражданского законодательства.

В силу п. 1 ст. 407 ГК РФ обязательство прекращается полностью или частично по основаниям, предусмотренным ГК РФ, другими законами, иными правовыми актами или договором. Прекращение обязательства по требованию одной из сторон допускается только в случаях, предусмотренных законом или договором (п. 2 ст. 407 ГК РФ).

Существенным признается нарушение договора одной из сторон, влекущее для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора (п. 2 ст. 450 ГК РФ).

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, право на судебную защиту предполагает наличие конкретных гарантий, позволяющих реализовать его в полном объеме, а правосудие, которое в Российской Федерации осуществляется только судом, по своей сути может признаваться таковым, только если оно отвечает требованиям справедливости и обеспечивает эффективное восстановление в правах; эффективный судебный контроль может быть как предварительным, так и последующим.

В рамках указанных конституционных гарантий суд при рассмотрении дела обязан исследовать по существу его фактические обстоятельства и не вправе ограничиваться установлением формальных условий применения нормы; иное приводило бы к тому, что право на судебную защиту, закрепленное статьей 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации, оказывалось бы существенно ущемленным (пункт 2.3 Определения от 06.10.2015 № 2317-О).

Как следует из п. 9 ст. 22 ЗК РФ, в примененной редакции, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другим федеральным законом, досрочное расторжение договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенного на срок более чем пять лет, по требованию арендодателя возможно только на основании решения суда при существенном нарушении договора арендатором.

Данное положение, как разъяснено в пункте 23 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства», устанавливает специальное правило об основаниях и порядке прекращения договоров аренды земельных участков, отличное от общих оснований и порядка прекращения договора аренды, предусмотренных статьей 46 ЗК РФ и статьями 450, 619 ГК РФ.

Арендодатель должен представить суду соответствующие доказательства, подтверждающие существенное нарушение договора аренды земельного участка со стороны арендатора. Обстоятельства, указанные в статье 619 ГК РФ, могут служить основанием для досрочного расторжения договора аренды земельного участка лишь в том случае, когда они могут быть квалифицированы как существенные нарушения договора аренды земельного участка. Не может служить основанием для удовлетворения требования арендодателя о досрочном расторжении договора аренды земельного участка сам факт существенного нарушения договора, если такое нарушение (его последствия) устранено арендатором в разумный срок.

Как установлено судом, договор аренды    земельного      участка государственной собственности несельскохозяйственного назначения от    ДД.ММ.ГГГГ с кадастровым номером , по адресу: <адрес>, площадью 210 кв.м. с видом разрешенного использования «для размещения здания ЛТУ» ( далее – публичный земельный участок) заключен с Газаряном А.А. на срок 45 лет 19 дней,    до ДД.ММ.ГГГГ.

Следовательно, в силу императивных требований п. 9 ст. 22 ЗК РФ принятие администрацией решения об одностороннем порядке расторжения спорного договора аренды публичного земельного участка не соответствует закону, односторонняя сделка    совершена ответчиком в отсутствии судебного решения в обход закона и является недействительной.

Исковые требования Газаряна А.А. в указанной части следует признать    обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В целях восстановления нарушенных прав истца, суд считает необходимым,     признать незаконным соглашение администрации Апшеронского городского поселения Апшеронского района    о расторжении в одностороннем порядке     договора аренды земельного участка государственной собственности несельскохозяйственного назначения     от ДД.ММ.ГГГГ и с даты вступления в законную силу судебного постановления признать договор аренды земельного участка государственной    собственности несельскохозяйственного назначения     от ДД.ММ.ГГГГ , заключенного    между Газаряном А.А. и администрацией Апшеронского городского поселения Апшеронского района, действующим и возобновленным на тех же условиях, и возложить на орган регистрации прав внести аннулированную запись аренды    в отношении публичного земельного участка в ЕГРН.

Руководствуясь требованиями     ст. 194- 198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования Газаряна Армена Ашотовича (СНИЛС )    к администрации Апшеронского городского поселения Апшеронского района (ИНН ) о признании незаконным решения об отмене разрешения на строительство    объекта недвижимости,    признании незаконным решения     расторжении     договора     аренды    публичного земельного участка, признании договора публичного земельного участка     действующим,    удовлетворить частично.

Признать незаконным соглашение администрации    Апшеронского городского поселения Апшеронского района    о расторжении в одностороннем порядке договора аренды земельного участка    государственной    собственности несельскохозяйственного назначения     от ДД.ММ.ГГГГ .

С даты вступления в законную силу настоящего решения суда признать    договор аренды земельного участка государственной собственности несельскохозяйственного назначения от ДД.ММ.ГГГГ , заключенного между Газаряном    Арменом Ашотовичем и администрацией Апшеронского городского поселения Апшеронского района, действующим и возобновленным на тех же условиях.

Настоящее судебное решение является основанием    для    внесения Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю соответствующей регистрационной записи в Единый государственный реестр недвижимости    об ограничении права и обременении объекта недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером площадью, 210 кв.м.,    категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - «Магазины», расположенный по адресу: <адрес>    в пользу Газаряна     Армена Ашотовича в установленном законом порядке.

В удовлетворении исковых требований Газаряна Армена Ашотовича (СНИЛС ) к администрации    Апшеронского городского поселения Апшеронского района (ИНН ) о признании незаконным и отмене постановления от ДД.ММ.ГГГГ «Об отмене разрешения на строительство объекта, расположенного по адресу: <адрес>», отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд, через Апшеронский районный суд Краснодарского края в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Резолютивная часть решения объявлена    21.08.2024.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 27.08.2024.

Судья                                              А.В. Бахмутов

2-1149/2024 ~ М-955/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Газарян Армен Ашотович
Ответчики
Администрация Апшеронского городского поселения Апшеронского района
Другие
Департамент по архитектуре и градостроительству Краснодарского края
АО "Тандер"
Администрация МО Апшеронский район
Управление Росреестра по Краснодарскому краю.
ПАО Ростелеком
Герман Наталья Николаевна
Сергадеев Александр Анатольевич
Москвичева ВераМихайловна
Суд
Апшеронский районный суд Краснодарского края
Судья
Бахмутов Алексей Васильевич
Дело на странице суда
apsheronsk--krd.sudrf.ru
03.06.2024Регистрация административного искового заявления
03.06.2024Передача материалов судье
04.06.2024Решение вопроса о принятии к производству
04.06.2024Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
04.06.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.06.2024[*] (ст.16.1 КАС РФ) Вынесено определение о переходе к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства (после принятия к производству)
01.07.2024Судебное заседание
15.07.2024Судебное заседание
05.08.2024Судебное заседание
21.08.2024Судебное заседание
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее