Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-305/2023 (2-2228/2022;) ~ М-1940/2022 от 02.12.2022

Дело 2-305/2023 (2-2228/2022;)

11RS0004-01-2022-003967-29

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Печорский городской суд Республики Коми в составе:

судьи Сараевой Т.И.

при секретаре Крошкиной Е.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании в ********** 27 марта 2023 года гражданское дело по исковому заявлению Сулейменова С.Б. к Администрации МР» Печора» о возмещении денежных средств за изъятое недвижимое имущество,

У С Т А Н О В И Л:

Сулейменов С.Б. обратился в суд с иском к ответчику об обязании ответчика установить выкупную стоимость изъятого недвижимого имущества по адресу: **********, взыскании с ответчика стоимости изъятого недвижимого имущества. В обоснование требований указал, что решением Печорского городского суда РК от **.**.** по делу №... на администрацию муниципального района «Печора» возложена обязанность в течение одного месяцев с момента вступления в законную силу решения суда принять решение об изъятии для муниципальных нужд земельного участка по адресу: **********, и расположенного в указанном доме жилого помещения по адресу: **********, принадлежащего на праве собственности Сулейменову С.Б.; в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу направить Сулейменову С.Б. проект соглашения об изъятии недвижимости для муниципальных нужд, с определением размера возмещения за изымаемое недвижимое имущество по адресу: **********, в соответствии с требованиями ч.7 ст.32 Жилищного кодекса РФ. Исполнительный лист направлен на исполнение в ОСП по ********** УФССП по РК. До настоящего времени решение Печорского городского суда РК от **.**.** по делу №... не исполнено. С целью определения выкупной стоимости изымаемого жилого помещения, расположенного по адресу: ********** истец обратился к оценщику Туманову К.Г. для определения рыночной стоимости объекта недвижимости. В соответствии с заключением оценщика (отчет №... от 06.10.2022г.) итоговая стоимость объекта составила 790 000 рублей. Указанные обстоятельства послужили поводом для обращения истца в суд.

**.**.** истец уточнил исковые требования, просил обязать ответчика установить выкупную стоимость изъятого недвижимого имущества по адресу: республика Коми **********, взыскать с ответчика стоимость изъятого недвижимого имущества по адресу: **********, взыскать стоимость услуг оценщика Туманова К.Г. в размере 15 000 руб., уплаченную госпошлину.

В судебном заседании от **.**.** представитель истца, наделенная соответствующими полномочиями, уточнила исковые требования, просила обязать ответчика произвести выкуп земельного участка по адресу: **********, а также жилого помещения, расположенного по адресу: **********, общей площадью 38,2 кв.м., принадлежащее на праве собственности истцу, определив размер возмещения за изымаемое имущество в сумме 790 000 руб., взыскать с ответчика в пользу истца судебные расходы по оплате услуг эксперта в размере 15 000 руб. уплаченной госпошлины.

Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен КУМС МР "Печора"

В судебном заседании представитель истца Кокуашвили О.Ю., действующая на основании доверенности, на уточненных исковых требованиях настаивала.

В судебном заседании представитель ответчика Саратов Е.В., действующий на основании доверенности, уточненные исковые требования не признал.

Дело рассматривалось в отсутствие истца, третьего лица КУМС МР «Печора», извещенных о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.

Выслушав пояснения явившихся участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В ходе судебного разбирательства установлено следующее:

Сулейменов С.Б. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: **********, на основании договора на передачу жилого помещения в собственность граждан от **.**.** №....

Актом межведомственной комиссии муниципального района «Печора» №... от **.**.** по обследованию многоквартирного жилого ********** ********** установлено, что выявлены основания для признания ********** в ********** РК аварийным и подлежащим сносу.

Согласно распоряжению администрации МР «Печора» №...-р от **.**.** жилой дом, расположенный по адресу: ********** был признан аварийным и подлежащим сносу в срок до **.**.**.

Из отзыва ответчика следует, что жилой ********** в муниципальную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда» на 2019-2024 годы» не включен.

Решением Печорского городского суда от **.**.** по делу №... на администрацию муниципального района «Печора» возложена обязанность в течение одного месяца с момента вступления в законную силу решения суда принять решение об изъятии для муниципальных нужд земельного участка по адресу: Республика Коми, **********, и расположенного в указанном доме жилого помещения по адресу: **********, принадлежащего на праве собственности Сулейменову С.Б.; в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу направить Сулейменову С.Б. проект соглашения об изъятии недвижимости для муниципальных нужд, с определением размера возмещения за изымаемое недвижимое имущество по адресу: **********, в соответствии с требованиями ч.7 ст.32 Жилищного кодекса РФ.

**.**.** на основании исполнительного документа исполнительного листа ФС №... от **.**.** в ОСП по ********** УФССП по РК возбуждено исполнительное производство №...-ИП.

Из материалов дела усматривается, что до настоящего времени процедура изъятия стороной ответчика не проведена.

В соответствии со ст.14 Жилищного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

Пунктом 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 предусмотрено, что к компетенции органа местного самоуправления относится принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Как следует из ч.10 ст.32 Жилищного кодекса РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.

В силу п.6 ст.32 Жилищного кодекса РФ возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения. При этом по заявлению прежнего собственника жилого помещения за ним сохраняется право пользования жилым помещением, если у прежнего собственника не имеется в собственности иных жилых помещений, не более чем на шесть месяцев после предоставления возмещения прежнему собственнику жилого помещения, если соглашением с прежним собственником жилого помещения не установлено иное.

При определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме, в том числе рыночная стоимость земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду (п.7 ст.32 ЖК РФ).

Как следует из ст.16 Закона РФ от 04.07.1991 N 1541-1"О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с настоящим Законом. При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда в порядке, установленном жилищным законодательством Российской Федерации.

Согласно правовой позиции Верховного суда РФ, отраженной в "Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014), выкупная цена изымаемого жилого помещения определяется по правилам, установленным частью 7 статьи 32 ЖК РФ, и включает в себя рыночную стоимость жилого помещения, убытки, причиненные собственнику его изъятием, в том числе упущенную выгоду, а также сумму компенсации за непроизведенный капитальный ремонт. Кроме того, к числу убытков, причиненных собственнику изъятием жилого помещения, подлежащих учету при определении выкупной цены жилого помещения, суды обоснованно относят суммы компенсации за непроизведенный капитальный ремонт. Статьей 16 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года № 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" предусмотрено сохранение за бывшим наймодателем обязанности производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда, если он не был произведен им до приватизации гражданином жилого помещения в доме, требующем капитального ремонта. К видам работ по капитальному ремонту многоквартирных домов в соответствии с частью 3 статьи 15 Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" относятся, в том числе ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения, ремонт или замена лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, при необходимости ремонт лифтовых шахт, ремонт крыш, подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирных домах. Невыполнение наймодателем обязанности по производству капитального ремонта дома, в результате которого произошло снижение уровня надежности здания, может служить основанием для предъявления собственником жилого помещения, приобретшим право собственности в порядке приватизации либо по иному основанию, требований о включении компенсации за непроизведенный капитальный ремонт многоквартирного дома в выкупную цену жилого помещения на основании части 7 статьи 32 ЖК РФ.

В соответствии со ст.279 Гражданского кодекса РФ изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.

Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством. Правообладатель земельного участка должен быть уведомлен о принятом решении, об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с земельным законодательством. Сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, определяются соглашением об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд (далее - соглашение об изъятии). В случае принудительного изъятия такие условия определяются судом.

В силу пп.3 п.1 ст.56.2 Земельного кодекса РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основании решений органов местного самоуправления - в случае изъятия земельных участков для муниципальных нужд, в том числе для размещения объектов местного значения.

Согласно пп.4 п.2 ст.56.3 Земельного кодекса РФ принятие решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях, не предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, должно быть обосновано решением о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (в случае изъятия земельного участка в связи с признанием расположенного на таком земельном участке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции).

Как следует из п.4 указанной нормы, изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решениям уполномоченных органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 56.2 настоящего Кодекса, которые принимаются по их собственной инициативе.

В соответствии с требованиями ст.56.7 Земельного кодекса РФ в целях подготовки соглашения об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, либо в случае, если решение об изъятии принято на основании ходатайства об изъятии, организация, подавшая такое ходатайство: 1) выступают заказчиком кадастровых работ в целях образования земельных участков, подлежащих изъятию, в соответствии с утвержденным проектом межевания территории или утвержденной схемой расположения земельного участка; 2) выступают заказчиком кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельных участков, подлежащих изъятию, в случае, если границы таких земельных участков подлежат уточнению; 3) выступают заказчиком кадастровых работ в целях образования находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков для их предоставления взамен изымаемых земельных участков; 4) обращаются от имени правообладателя изымаемой недвижимости без доверенности с заявлением о кадастровом учете земельных участков, подлежащих изъятию, земельных участков, предоставляемых взамен изымаемых земельных участков, или земельных участков, границы которых подлежат уточнению в связи с изъятием, если необходимо проведение государственного кадастрового учета таких земельных участков; 5) выступают заказчиком работ по оценке изымаемых земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества или оценке прекращаемых прав и размера убытков, причиняемых таким изъятием, а также по оценке недвижимого имущества, предоставляемого взамен изымаемого недвижимого имущества; 6) осуществляют переговоры с правообладателем изымаемой недвижимости относительно условий ее изъятия; 7) осуществляют совместно с уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии, подготовку соглашения об изъятии недвижимости в случае, если решение об изъятии принято на основании ходатайства об изъятии; 8) направляют проект соглашения об изъятии недвижимости сторонам такого соглашения для подписания.

Согласно п.2 ст.56.10 Земельного кодекса РФ проект соглашения об изъятии недвижимости, подписанный уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии, а также организацией, подавшей ходатайство об изъятии, на основании которого было принято такое решение, направляется для подписания лицу, у которого изымаются земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества.

В соответствии с положениями п.3,6 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства. Обязанность органа местного самоуправления по незамедлительному обеспечению граждан жильем в связи с расселением из аварийного дома наступает с момента принятия решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный жилой дом для муниципальных нужд, которое принимается в случае неисполнения собственниками сноса или реконструкции дома в установленный в требовании срок. Решение об изъятии земельного участка и об изъятии каждого жилого помещения в доме влечет обязанность органа местного самоуправления незамедлительно произвести выкуп жилых помещений в многоквартирном аварийном доме, за исключением тех, которые принадлежат на праве собственности муниципальному образованию. Сроки для принятия такого решения законом не установлены, но с учетом степени аварийности дома и опасности для продолжения проживания в нем граждан, сроки принятия такого решения должны быть объективно обусловленными.

Непринятие уполномоченным органом действий, направленных на изъятие аварийного жилья для муниципальных нужд, нарушает права граждан.

Обязанность органа местного самоуправления принять соответствующее решение, а также уведомить о нем собственника жилых помещений в разумный срок непосредственно после признания дома аварийным и подлежащим сносу усматривается из системного толкования ст.32 Жилищного кодекса РФ.

Из п.5 ст.56.7 Земельного кодекса РФ следует также обязанность органа местного самоуправления определить выкупную цену изымаемого жилого помещения, сроки и другие условия выкупа.

Как следует из отчета №... об определении рыночной стоимости жилого помещения, расположенного по адресу: **********, (с учетом доли в праве общей собственности на земельный участок под домом и доли в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме, компенсации за не произведенный капитальный ремонт), на дату составления **.**.** рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме, в том числе рыночная стоимость земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, составляет 790 000 руб. (рыночная стоимость квартиры, общей площадью 38,2 кв.м. составляет 660 656 руб., убытки, связанные с переездом – 10 200 руб., убытки, связанные с поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него и оформлением права собственности на другое помещение (риэлторские услуги) – 17 000 руб., компенсация за не произведенный капитальный ремонт – 102 345,90 руб.)

Судом принимается представленный отчет как допустимое доказательство размера стоимости выкупной цены, поскольку он составлен специалистом, имеющим специальные познания и опыт работы в оценочной деятельности.

Кроме того представитель истца в судебном заседании пояснила, что в настоящее время дом, расположенный по адресу: ********** снесен. Истец с фактическим отсутствием дома проживает у знакомых по адресу: **********, в собственности иного жилья не имеет, постоянного места жительства не имеет, при этом за ним сохранена регистрация по адресу: **********.

Вместе с тем, не подлежат взысканию убытки, связанные с переездом в сумме 10 200 руб., а также убытки, связанные с поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него и оформлением права собственности на другое помещение (риэлторские услуги) в размере 17 000 руб., исходя из следующего.

Положениями статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) определено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Как указал Верховный Суд Российской Федерации в пункте 11 постановления Пленума от 23 июня 2015 г. N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - постановление Пленума N 25), применяя статью 15 ГК РФ, следует учитывать, что по общему правилу лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков. Возмещение убытков в меньшем размере возможно в случаях, предусмотренных законом или договором в пределах, установленных гражданским законодательством.

Согласно разъяснениям, данным в пункте 12 постановления Пленума N 25, по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).

В материалах дела отсутствуют первичные документы, подтверждающие факт несения истцом указанных расходов.

Таким образом, размер убытков связанных с переездом и поиском другого жилого помещения истцом не доказаны, в связи с чем, сумма в размере 27200 рублей (17000+10200), подлежит исключению из размера за возмещение изымаемого имущества.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении требований истца Сулейменова С.Б. определив размер возмещения за изымаемое имущество сумму 762 800 руб. (790 000 – 27 200).

Истцом заявлены требования о взыскании с ответчика расходов по оплате услуг оценщика в сумме 15 000 рублей.

В соответствии со ст. ст. 88, 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Согласно разъяснений, содержащихся в абзаце 2 пункта 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 года № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» расходы, понесенные в связи с собиранием доказательств до предъявления искового заявления, административного искового заявления, заявления (далее также - иски) в суд, могут быть признаны судебными издержками, если несение таких расходов было необходимо для реализации права на обращение в суд и собранные до предъявления иска доказательства соответствуют требованиям относимости, допустимости.

Таким образом, с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по проведению экспертизы в размере 15 000 руб.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ в пользу истца подлежит взысканию с ответчика судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.

Суд принимает решение по заявленным истцом требованиям, на которых представитель истца настаивала в ходе судебного заседания (ч.3 ст.196 ГПК РФ).

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать администрацию МР «Печора» изъять для муниципальных нужд МР «Печора» земельный участок по адресу: **********, а также жилое помещение, расположенное по адресу: **********, общей площадью 38,2 кв.м., принадлежащее на праве собственности Сулейменову С.Б. (паспорт ****), путем выкупа, определив размер возмещения за изымаемое имущество в сумме 762 800 рублей.

Взыскать с администрации МР «Печора» в пользу Сулейменова С.Б. судебные расходы на оплату услуг по оценке в размере 15 000 руб., расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

В остальной части требования оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Печорский городской суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Судья          Т.И. Сараева

Мотивированное решение составлено 03.04.2023 года

2-305/2023 (2-2228/2022;) ~ М-1940/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Сулейменов Сарыбай Бахреденович
Ответчики
Администрация МР "Печора"
Другие
КУМС МР "Печора"
Кокуашвили Ольга Юрьевна
Суд
Печорский городской суд Республики Коми
Судья
Сараева Татьяна Ивановна
Дело на странице суда
pechora--komi.sudrf.ru
02.12.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.12.2022Передача материалов судье
05.12.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.12.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.12.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.01.2023Судебное заседание
16.02.2023Судебное заседание
27.03.2023Судебное заседание
03.04.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.04.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее